Там, где сегодня возвышается этот величественный храм, в далеком ХVII веке была выстроена деревянная церковь. Когда она обветшала и пришла в негодность, её разобрали, и к 1792 году возвели новую, каменную одноэтажную церковь Успенской женской обители, существующую с 40-х годов ХVII века, - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящён иконе "Неопалимая Купина", северный - прп. Александру Свирскому. Дальнейшая судьба храма включала в себя целую череду перестроек и переделок. Он простоял без существенных изменений до середины ХIХ столетия, после чего был в 1857-м году значительно перестроен и при этом расширен. Со временем церковь стала проседать, и в фундамент и стены здания весной и осенью во время дождей и таяния снега проникала вода.
В самом конце ХIХ столетия было принято решение церковь Успения Пресвятой Богородицы полностью разобрать, освободив место для нового здания, на сей раз в два этажа. В 1898 году приступили к разборке храма. Строительство нового храма из красного кирпича велось четыре года, и 24 октября 1902 года Успенский монастырский собор был торжественно освящён. Автором проекта выступил тульский губернский архитектор Эварист Владиславович Скавронский.
Успенская церковь была возведена в модном псевдорусском стиле. Сохранился её первоначальный неосуществлённый проект, который близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы. В процессе строительства отказались от готических элементов декора - стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трёхчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трёхэтажным. Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. Возможно, художники были очень знакомы с творчеством Виктора Васнецова, так как росписи храма являются точными копиями его работ в Киевском Владимирском храме. Смотреть на них туляки приходили как в музей. На стене верхнего храма сохранилась надпись: "В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом". Также на территории Успенского собора была похоронена весьма уважаемая в городе игуменья святой обители Агния, внёсшая большой вклад в строительство монастырского собора.
Здание впечатляло: высокие, представительные стены фасадов из тёмно-красного кирпича великолепно смотрелись под чёрными куполами, которые венчали ажурные кресты. Успенский собор был прозван в народе "Чёрной церковью" за цвет куполов. Если на первом этаже имелось два престола: во имя Святой Марии Магдалины и во имя великомученика Пантелеимона, то на втором были устроены сразу три: в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" и во имя преподобного Александра Свирского. Этот этаж, как уже было сказано, украшен росписями В. М. Васнецова.
С приходом советской власти Успенский монастырь упразднили, а собор закрыли. В 1930-е годы он счастливо избежал физического уничтожения - его стены оказались слишком прочны для взрывчатки. Тогда облечённые властью вандалы лишили здание куполов, а внутри устроили филиал Госархива. Реконструкция здания началась в конце 1980-х годов. В ходе работ укрепили фундаменты и вернули купола.
8 сентября 2006 года храм возвратили верующим. 24 января 2007 года был торжественно освящён престол нижнего храма, после чего туда перенесли мощи святого Иоанна Тульского, а 10 мая 2012 года освятили и второй этаж.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №390, ООО "Де Агостини", 2020