ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1497.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов

Координаты: 59.857252, 38.366907





Сортировка:

Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Игорь Монаков
29 апреля 2007
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Кристина
27 декабря 2005
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 августа 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Вадим Павлов
27 июля 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Вадим Павлов
27 июля 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 августа 2019
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
17 июня 2015
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид с запада<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Вид с запада
Иванов Дмитрий
23 сентября 2011
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Слева - восточный фасад собора, справа - Владимирский храм.<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Слева - восточный фасад собора, справа - Владимирский храм.
Иванов Дмитрий
23 сентября 2011
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Западная часть собора, вид с колокольни<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Западная часть собора, вид с колокольни
Иванов Дмитрий
23 сентября 2011
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
23 сентября 2011
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Александр Шутов
13 августа 2009
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Александр Шутов
12 августа 2009
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вход<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
вход
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
14 августа 2008
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
3 августа 2005
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
sasa_1941
9 августа 2022
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 августа 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Вадим Павлов
27 июля 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Орнаментальный пояс с керамидами<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Орнаментальный пояс с керамидами
Михаил Владимиров
27 июня 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Изразцы<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Изразцы
Михаил Владимиров
27 июня 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с колокольни<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 августа 2019
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, декор пояса барабана<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
декор пояса барабана
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2012
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, наличники западного фасада<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
наличники западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2012
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
23 сентября 2011
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
14 августа 2008
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, купол собора<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
купол собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
14 августа 2008
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
3 августа 2005
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер, своды западной паперти<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Интерьер, своды западной паперти
oldboy
5 марта 2022
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Верхняя часть иконостаса<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Верхняя часть иконостаса
oldboy
5 марта 2022
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Dmitry N.
5 ноября 2021
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Алексей Кротов
5 января 2018
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Алексей Кротов
5 января 2018
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Алексей Кротов
5 января 2018
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Алексей Кротов
5 января 2018
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер  собора<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Интерьер собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
17 июня 2015
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Центральная часть иконостаса<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Центральная часть иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
17 июня 2015
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер  собора<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Интерьер собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
17 июня 2015
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Царские врата<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
17 июня 2015
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
3 августа 2005
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид иконостаса Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре. Фото И. Ф. Барщевского начала ХХ в.<br>, Кириллов, Кирилловский район, Вологодская область
Вид иконостаса Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре. Фото И. Ф. Барщевского начала ХХ в.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 марта 2004

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла.

Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм.

Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

Из композиционных особенностей собора отметим сильный сдвиг главы к восточной стороне куба. Барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Этот прием обусловлен стремлением к гармоничности и уравновешенности объемно-композиционного построения; он ведет свое происхождение также от раннемосковских храмов. Восточная пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, почти сливается с ними, подготавливая во многом позднейший переход к двухстолпию. В результате внешние деления пилястрами северного и южного фасадов не совпадают с внутренними пространственными членениями интерьера столбами, что ведет к декоративности фасадных форм. Успенский собор оказал большое влияние на сложение и развитие местной каменной культовой архитектуры, во многом предопределив разработку ее планировочных и объемно-композиционных форм, а также характер убранства. Одноэтажная сводчатая паперть собора с западной и северной сторон относится к 1595-1596 годам. На наружных стенах паперти хорошо заметны первоначальные широкие арочные проемы, в XVII веке заложенные и превращенные в небольшие окна. Высокий притвор с главой и низким полукруглым тамбуром входа, возведенный в 1791 году, значительно искажает внешний облик собора.

О внутреннем убранстве первых двух деревянных храмов Кирилловской обители почти ничего не известно. Скудные летописные источники лишь упоминают о том, что вторая деревянная церковь Успения украшена была «благолепными» иконами. Существует предположение, что из этого храма происходит икона «Богоматерь Одигитрия» московской школы второй четверти XV века. Фигура богоматери трактована в обобщенно-монументальных формах. Строгое, спокойное лицо ее слегка повернуто к младенцу. В верхних углах иконы изображены склонившиеся к Марии ангелы. Внутреннее убранство каменного Успенского собора, известное по различным источникам, было довольно нарядным и богатым. Идеи нестяжателей, очевидно, не оказали существенного влияния на его оформление.

Главную «красоту» храма составляли иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 году на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене летопись-надпись донесла имя основного автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев хорошо известен по росписям Николо-Надеинской церкви в Ярославле и московского Успенского собора. Однако судить о его почерке весьма трудно, так как эти фрески в XVIII-XIX веках были записаны и обновлены, а стенопись собора Кирилло-Белозерского монастыря покрыта в 1838 году грубой масляной живописью. Расчищенные отдельные незначительные фрагменты говорят о том, что в творчестве Любима Агеева были еще необычайно сильны старые монументальные черты.

В XVII веке были расписаны также своды и стены западной паперти Успенского собора. От этих фресок сохранились лишь две композиции внутри двух маленьких помещений по сторонам входной пристройки. Точно определить дату росписи и мастера весьма сложно, однако есть основания отнести ее к 50-м годам XVII века и по аналогии с живописью московской церкви Троицы в Никитниках и костромской церкви Воскресения «на Дебре» приписать ее стенописцу, старшему знаменщику артели костромичей Василию Ильину Запокровскому. Для фресок Запокровского характерна удивительная любовь к реальной жизни, чувство меры в композициях. Ему свойственна необычайная лиричность, изящество в изображении человеческих фигур, свободно расположенных в пространстве, необыкновенная легкость, уверенность и точность рисунка. Среди художников костромской школы стенописцев XVII века Василий Запокровский с его ярко выраженным стремлением к реализму, светскости, поэтичности и лиричности занимает одно из первых мест.

Связанный с символикой самого храма, иконостас имел четыре яруса икон: первый снизу - местный, затем - деисусный, праздничный и пророческий ряды. Во всех ярусах иконы стояли как на полках на простых, без всякой резьбы тяблах, лишенные каких-либо разделяющих колонок. В местном ряду находились наиболее древние чудотворные и местночтимые иконы, непосредственно связанные с историей храма. Деисусный ряд в XV веке был одним из самых больших, насчитывая двадцать одну икону.

В XVII веке иконостас Успенского собора претерпел существенные изменения. Из ранних памятников в местном ряду остались лишь «Успение», «Одигитрия», «Кирилл Белозерский в житии» конца XV века и др. К четырем основным ярусам добавили пятый - праотеческий; были сделаны новые царские врата с великолепным серебряным чеканным окладом. Они были пожалованы царем Алексеем Михайловичем в 1645 году. В XIX веке простые тябла иконостаса заменили существующими и доныне резными, золочеными, с колонками между иконами. При этом иконы пришлось раздвинуть, а некоторые вообще не поместились в новый иконостас.

Обилие небольших икон в храме, особенно пядниц, объясняется необходимостью определенного гармоничного «комплектования» местного ряда иконостаса. Обычно иконы нижнего яруса различались по размерам: наряду с огромными были и небольшие; над последними и помещали пядницы, чтобы придать всему ярусу более или менее одинаковую высоту. Наиболее чтимой иконой местного ряда было «Успение» (первая четверть XV века). Во всех описях монастыря она приписывалась кисти Андрея Рублева. По совершенству композиции, по легкой просветленности ликов, по изысканности гармоничных цветовых соотношений эту икону можно отнести к работе Рублева. Однако некоторая архаичность форм и почти новгородская грузность образов противоречат такой атрибуции. Скорее всего, это произведение ближайшего ученика Рублева. Возможно, что сам мастер написал лишь одну-две основные фигуры. В местном ряду иконостаса Успенского собора находилась и икона «Кирилл Белозерский», выполненная известным художником Дионисием Глушицким в 1424 году.

Дионисий Глушицкий как личность весьма характерен для русского средневековья. Он родился в 1362 году близ Вологды, а умер в 1437 году, уже будучи игуменом основанного им же Сосновецкого монастыря на берегу реки Глушицы (отсюда и его прозвище). Круг интересов Дионисия был чрезвычайно обширен. Еще пребывая в иноках Кирилло-Белозерского монастыря, он не только писал иконы, но был и резчиком по дереву, и книгописцем, и плотником, и кузнецом, и плел корзины, Этому «мастеру на все руки» приписывалось множество икон. Однако после их расчистки в 1919-1920 годах выяснилось, что все они стилистически различны. Единственно достоверным произведением Дионисия Глушицкого в настоящее время является икона «Кирилл Белоэерский». На ней изображен кряжистый, вросший в землю, сутуловатый старик с окладистой бородой, с добрым, приветливым и умным лицом. В образе Кирилла воплощен идеал нравственно сильного и деятельного человека.

В 1614 году для иконы был специально сделан деревянный резной позолоченный киот. Позднее киот вместе с иконой был перенесен в придельную церковь Кирилла. Он створчатый, с килевидным верхом; в тимпане его изображен Спас Нерукотворный и два ангела. Створки с внешней стороны обложены басмой с характерным для XVII века растительным узором. Вверху и внизу киота резная надпись, выполненная красивой по начертанию вязью: «Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким еще живу сущу чюдотворцу Кириллу в лето 6932 (1424). Зделан сии киот в дом пречистые чюдотворца Кирилла в лето 7122 (1614) по благословлению игумена Матфея слава богу а(минь)». Низ киота украшен резными деревянными шашечками, типичными для памятников народного искусства. Любопытны расписные створки изделия с изображением событий из жизни Кирилла - рождения, явления Кириллу богоматери, водружения Кириллом креста при основании обители и, наконец, Дионисия пишущего образ Кирилла. В описях монастыря есть короткая запись о художнике Никите Ермолове из «Белозеры», написавшем в августе 1614 года «у чудотворцева образа два затвора (створки)».

Нет сомнения, что речь идет именно об этом киоте. Наиболее интересна сцена, где представлен Дионисий, сидящий возле стола, на котором лежит икона. С другой стороны стола стоит Кирилл, как бы позируя художнику. Фоном служат монастырские строения. Образ на иконе точно воспроизводит стоящего перед художником человека - черты лица, одеяние, позу. Это подтверждает и надпись, помещенная вверху композиции; «Преподобный Дионис(ий) напис(аша) святого Кирилла зря на святого». Упоминания о создании Дионисием Глушицким образа с живого Кирилла встречаются в документах и описях монастыря 1565-1601 и 1614 годов. Древнерусский живописец при написании образа пользовался не только методом, аналогичным созданию жития (рассказы очевидцев событий, людей, хорошо знавших человека), но и непосредственно работал с натуры.

С восточной стороны паперть Успенского собора заканчивается небольшой придельной церковью Владимира, усыпальницей Воротынских, сооруженной в 1554 году. Это - маленький одноглавый, бесстолпного типа храмик, квадратный в плане, с широкой полукруглой апсидой. Перекрытие его имеет форму двух коробовых сводов, между которыми в середине расположены ступенчатые сводики, создающие переход к световой главе. Подобная форма свода характерна для Пскова XV- XVI веков, но выполнена она несколько неумело, что вызывает предположение о постройке храма местными мастерами. Наружный облик храма во многом подражает Успенскому собору. Об этом свидетельствуют килевидные кокошники прежнего завершения (покрытие изменено), украшающие фасады пилястры и перспективный портал внутри паперти, а также широкие ленты кирпичного декора под кокошниками и на барабане. Хороша луковичная главка, крытая деревянным лемехом. Она относится ко времени обновления здания - к 1631 году. Нижнюю часть ее обегает великолепный ажурный подзор из золоченого железа с надписью о возведении и возобновлении храма. Сооружение вблизи собора церквей-усыпальниц не ограничилось Владимирским приделом. В 1645 году к нему с севера примкнул храм Епифания, возведенный над могилой князя Ф. Телятевского, в честь святого, имя которого он носил в монастыре после пострижения. Небольшое здание почти полностью повторяет формы стоящей рядом церкви. Это наглядно показывает, какую огромную роль играли «освященные древностью» традиции в монастырском строительстве в Кириллове.

С противоположной, южной стороны Успенского собора над гробницей Кирилла возвышается еще один, но более обширный придельный храм. Он был сооружен в 1785 году вместо прежней церкви 1585-1587 годов, разобранной «за ветхостью». Архитектурные формы его с высоким двухъярусным алтарем, увенчанным куполом, выдержаны в стиле провинциального, запоздалого барокко.

Храм перестраивался: позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатной кровлей, строгую шлемовидную главу сменила вычурная барочная. Сегодня составить целостное впечатление об этом храме практически невозможно: с годами он оброс более поздними постройками, вплотную обступившими его. В оформлении его фасадов проявились в полной мере приемы раннемосковского зодчества: членение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы с килевидными завершениями.

Сейчас в Успенском соборе обстановка пока убогая, белые пустые стены, небольшой временный иконостас из литографий Софрино - и это при том, что в экспозициях и запасниках музея находятся старинные монастырские иконы, намоленные на протяжении столетий.

Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 октября 2019

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря формировался в течение нескольких столетий. Первые деревянные постройки, возведение которых началось ещё при основателе обители прп. Кирилле, не сохранились до наших дней. Начало каменного строительства относится к 1496 году, когда «почали ставити церковь каменную Успения Богородицы, а поставили в 5 месяцев, а стало в 250 рублёв, а мастеров белостенщиков 20, а большой мастер Прохор Ростовский». Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал третьим каменным храмом на территории Белозерского края. Лишь незадолго до этого были возведены два каменных храма в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и в близком к Кириллову Ферапонтове монастыре. Местный летописец назвал его «великой церковью» не случайно: главный храм Кирилловой обители превзошёл по своим размерам соборы главных московских монастырей.

Архитектура храма впитала черты московского и новгородского зодчества. Весь облик храма был проникнут простотой и монументальностью. Массивное приземистое строение поражало изяществом и тонкостью внешней отделки. Стены расчленены узкими лопатками, а вверху, у основания закомар, украшены широкими поясами узорчатой кирпичной кладки, включавшими также керамические плиты с орнаментом и «балясник». Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Если растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, то кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. Закомары собора имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников, которые создавали переход к массивному барабану, увенчанному шлемовидной главой. Такая композиция придавала довольно крупному зданию лёгкость и устремлённость ввысь. Входы в собор были оформлены характерными для московского зодчества прекрасно вытесанными из камня перспективными порталами с килевидным завершением, которые имеют характерные для московских построек бусины и сноповидные капители. Из трёх порталов сейчас сохранился только северный, выходящий на паперть.

В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна.
Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени.

В 2010 году музей приступил к реставрации Успенского собора. В настоящее время завершены работы по реставрации барабана и главы, выполнено устройство наружного дренажа, реставрация столярных заполнений и фасадов храма. Для спасения уникальных фресок в соборе сделаны электроподогреваемые полы, что дало возможность регулирования температурно-влажностного режима. Реставраторами было проведено раскрытие живописи, укрепление и тонировка утрат живописи внутри собора.

https://kirmuseum.org/ru/monument/uspenskii-sobor-s-papertami


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 августа 2020

Центральный соборный комплекс, в т.ч.: Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791г.), церковь Владимира (придел Успенского собора) (1554 г.), церковь Епифания (придел Успенского собора) (1645 г.), церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) (1781-1784 г.г.) ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря - памятник федерального значения, состоящий под государственной охраной в соответствии с Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г., находится в государственном реестре особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ № 275 от 02.04.97г.

Ядром архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря является Успенский собор. Это четырехстолпный, крестово-купольный храм, с одним световым барабаном и тремя алтарными апсидами. В архитектурном облике отличается приземистостью и массивностью. Архитектурный декор фасадов богат и изящен.

Древний облик собора менялся со временем. В 1554 г. к восточной части северного фасада примкнула церковь Владимира – родовая усыпальница князей Воротынских. В 1585 г. симметрично Владимирскому приделу над гробницей основателя монастыря возведена церковь Кирилла, которая в 1785 г. была перестроена. В XVI в. с северной и западной сторон были пристроены крытые каменные паперти. В конце XVIII в. западная паперть была разобрана и на её месте был возведен тяжеловесный квадратный притвор, в связи с этим западная стена собора была пробита на всю высоту. Перед входом в притвор дополнительно сооружена небольшая полукруглая в плане паперть со сводчатым завершением. В XVII в. рядом с церковью Владимира появился придел Епифания - усыпальница князей Телятевских.

С Северной папертью (конец ХVI в.) и Западной пристройкой(1791 г.) собор составляет единый объём.

В 2013-2014 г.г в Успенском соборе проведены масштабные реставрационные работы.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 февраля 2024

Успенский собор является выдающимся памятником художественной культуры древней Руси, вернее целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.

Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник ХV в. (да и тот претерпел "реставрацию" ХIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 г.г. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце ХV в. на Белоозере. В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-пространственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества.

С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII в.в. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.

Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении "напластованиями", наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстанет обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.

http://kirmuseum.org/ru/exhibitions/uspenskii-sobor



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.