Храм-колокольня собора во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре
Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере с момента своего основания в 1397 году находился под покровительством знатнейших боярских фамилий Руси. В начале XVI века сюда приезжали молиться о чадородии великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской. В 1530 году в семье великого князя, наконец, происходит долгожданное радостное событие - рождение сына - наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре были возведены два храма. Один - «иже под колоколы» во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены [1]. Второй во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящения всех трех престолов не были случайными. Великий князь Василий III по традиции считал Архангела Гавриила своим святым покровителем, так как родился в день его памяти. Святые равноапостольные Константин и Елена являлись покровителями великой княгини Елены, а в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи позже будет «творить именины» сам государь Иоанн IV Грозный.
Необычность архитектуры этого храма-колокольни заключалась в том, что он возведен не круглым, восьми- или девятигранным, как известные нам подобные храмы, а четырехугольным. В остальном церковь во имя Архангела Гавриила имеет облик достаточно типичный для местного зодчества. В его конструкции и декоре много общего с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В обоих случаях это небольшие храмы с коробовым сводом, который опирается на стены и четыре стройных круглых столба.
Декор церкви-колокольни очень скромен – гладь стен разбивают лишь плоские «ордерные» лопатки и карниз. Над юго-восточным углом некогда возвышался небольшой барабан с главкой, отмечавший местонахождение миниатюрного Константино-Еленинского придела [2]. С восточной стороны к храму примыкают три полукружия апсид. Каждая украшена тремя сдвоенными арками. Освещаются апсиды окнами в очень глубоких обрамлениях, характерных для архитектуры начала XVI столетия. К сожалению, не сохранился декор перспективного портала – сейчас можно видеть лишь его очертания. По всей вероятности, оформление входа было таким же, как и у храма Иоанна Предтичи: цетыре круто изогнутых арки с заостренными концами архивольтов, опирающиеся на украшенные дыньками боковые столбики.
Ярус звона, полностью изолированный от яруса церкви, имеет несколько не привычное архитектурное решение. По своему плану это настоящий лабиринт из множества маленьких помщений, ходов и переходов. Арки-проемы для колоколов (по три на каждой стене) опираются на мощные столбы-пилоны, расположенные по всему периметру храма. Согласно проведенной реконструкции, звонница не имела свода. Завершали ее два ряда кокошников «вперебежку» и две главы на очень вытянутых барабанах, тоже украшенных кокошниками. Они пронизывали весь ярус. Барабаны были первоначально украшены широкими поясами орнаментальных фризов, рисунок которых состоял из нескольких фризов: «бегунца», балясин в крестообразных нишках, ширинок или поребрика.
Подобное «узорочье» являлось обязательной принадлежностью белозерского зодчества. Устройство же звонницы напоминает ярус звона трапезной церкви-колокольни во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (1530-1534 годы) соседнего Ферапонтова монастыря.
Исследователями неоднократно отмечалось, что храм-колокольня Архангела Гавриила имеет ряд особенностей, родственных с архитектурой ростовского региона. Подобное сходство неудивительно, так как уже с XI столетия Кирилло-Белозерская обитель располагалась на землях, принадлежащих ростовским князьям, и относилась к Ростовской епархии. Хотя в конце XV столетия белозерский край перешел в ведение великих князей московских, творческая связь с ростовским краем сохранилась. Ростовские мастера довольно часто упоминаются среди иконописцев и зодчих обители, а в 1540-е годы два ростовца - Пахомий Горяинов и Григорий Борисов - работали совсем недалеко от монастыря, возводя трапезную церковь (тоже «иже под колоколы») во имя Успения Пресвятой Богородицы в Спасо-Каменном монастыре. Есть некоторые данные, позволяющие предположить, что и Благовещенский храм Ферапонтовой обители и церковь Архангела Гавриила, возводились под руководством ростовского мастера Григория Борисова [3,4]. Тем не менее, существует предположение, что над ярусом кирилловского храма «иже под колоколы» и звонницей работали разные мастера [2].
Облик храма во имя Архангела Гавриила сильно искажен позднейшими переделками. В 1638 году верх церкви был перестроен в ризничную палатку, проемы звона заложили и превратили их в окна. В XVIII столетии специальный переход соединил храм с массивной колокольней (1757-1761 годы), возведенной на месте более ранней «о трех верхах», существовавшей уже с конца XVI века (скорее всего, здесь идет речь о трех главках), уже частично перестраивавшейся в 1653 году. В начала XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников разобрали и заменили нынешним покрытием [4]. Сейчас мы можем судить о первоначальном облике церкви только по реконструкциям [2].
Звон в монастыре первоначально осуществлялся «очепным» способом: немногочисленные колокола раскачивали с земли при помощи веревки, привязанной к специальному шесту - очепу. Он, в свою очередь, крепился сверху к валу, посредством особой конструкции «державшему» колокол. Следы крепления таких валов до сих пор заметны в арках-проемах яруса звона.
Ни один из колоколов первоначального подбора не используется наши дни в обители. Большую их часть «изъяли» в переплавку в 1920-е -1930-е годы (в том числе и благовестник 1755 года, о котором речь пойдет ниже). Два уцелевших колокола сочли нужным передать в Новгородский музей уже в наши дни.
Вероятно, первые колокола для монастыря в середине XVI века изготовили во Пскове. Во всяком случае, в 1551 году замечательный мастер Михаил Андреев, основатель прославленной псковской династии, отлил 400-пудовый колокол для монастырской звонницы [5]. В 1595 году для этого же подбора был отлит новый благовестник, весивший уже 750 пудов (данные переписной книги 1621 года). Он назывался «Воскресенским». В 1734 году «от звону» он треснул и через четыре года был перелит. Работу выполнили «колокольный мастер» Михаил Иванович Моторин (помогавший отцу в отливке Царь-колокола в 1735 году) и его подмастерье Гаврила Лукьянович Смирнов. Вес нового колокола составил 850 пудов. Переливка выполнялась на территории обители [6]. Жизнь этого колокола оказалась недолгой, и к 1755 году он «повредился» - трещина рассекла его сверху до низу [7].
Михаила Ивановича Моторина к этому времени уже не было в живых (он умер в 1750 году). Делами на литейном предприятии управляла его вдова - колокольных дел «цехместерша» Екатерина Моторина. Она согласилась послать в обитель одного из своих служащих – сына Гаврилы Смирнова – Ивана. В 1755 году он изготовил 1200-пудовый благовестник, имевший название «Мотора». Литье и в этот раз происходило в самом монастыре [7,9]. Колокол украшали литые изображения икон: преподобного Кирилла Белозерского и Успения Пресвятой Богородицы. Надпись, расположенная двумя строками на плече и одной на валу, повествовала, что: «… весу в нем Ѧ [тысяча] пуд лит в лето от сотворения мира ЗСξГ(7263) от Рождества плоти Бога Слова ѦѰНЕ (1755) Е (5) декабря. Лил сей колокол московский мастер Иван Гаврилов». В конце XIX века колокол снова был поврежден – он сорвался во время благовеста и у него отбились уши – но еще использовался (его закрепили на железных болтах). По отзывам современников, он «имел тон “до”, звук прекрасный, полный бас, мягкий и тягучий» [8]. До нашего времени он, как уже было сказано выше, не сохранился.
Библиография:
[1] Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С.: 30
[2] Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. С.: 27-31, 41. Илл.: 16-17
[3] Подъяпольский С.С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря XV-XVI вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С.: 454, 455
[4] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. С.: 232, 294-296
[5] Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев // Новгородский исторический сборник. Л., 1937. Вып. II. С.: 85
[6] Афанасьев В.И. О литейном производстве в России в XVI веке // Проблемы источниковедческого изучения рукописей и старопечатных фондов. Л., 1980. Вып.2. С.: 110
[7] Виденеева А.Е., Коновалов И.В. К истории большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. XII. С.: 183-200
[8] Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии. М., 1897. С.: 64
[9] Виденеева А.Е. К истории большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 2002. Вып.4