ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Томск. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Томск. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Барокко, Сибирский
Год постройки:Между 1789 и 1807.
Архитектор:Егор Домоневский, Петр Баранов
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Томская область, г. Томск, ул. Октябрьский взвоз, д. 10

Координаты: 56.493908, 84.954834



Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, Вид со смотровой площадки Музея истории Томска<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Вид со смотровой площадки Музея истории Томска
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
2 сентября 2018
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, Вид с Октябрьского взвоза<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Вид с Октябрьского взвоза
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 июля 2019
Церковь Воскресения Христова, В 2019 г. начались работы по обновлению фасадов храма<br>, Томск, Томск, город, Томская область
В 2019 г. начались работы по обновлению фасадов храма
Елена Григорьева
20 мая 2019
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Altaets
12 октября 2018
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Altaets
12 августа 2018
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Altaets
12 августа 2018
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
5 октября 2016
Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь. Восточный фасад<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Воскресенская церковь. Восточный фасад
Сергей Аванесов
9 августа 2014
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Елена Громакова
4 сентября 2012
Церковь Воскресения Христова, звонница и вход в верхнюю церковь, вид с юго-востока<br>, Томск, Томск, город, Томская область
звонница и вход в верхнюю церковь, вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, звонница и западный фасад церкви<br>, Томск, Томск, город, Томская область
звонница и западный фасад церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, вид с северо-запада<br>, Томск, Томск, город, Томская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, вид с севера<br>, Томск, Томск, город, Томская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, вид с северо-востока<br>, Томск, Томск, город, Томская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
29 октября 2008
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
29 октября 2008
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
29 октября 2008
Церковь Воскресения Христова, Томск. Церковь Воскресения Христова. Завершение основного объёма<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Томск. Церковь Воскресения Христова. Завершение основного объёма
Сергей Аванесов
25 апреля 2014
Церковь Воскресения Христова, Северный фасад<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Северный фасад
Сергей Аванесов
19 апреля 2014
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Елена Громакова
4 сентября 2012
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Елена Громакова
4 сентября 2012
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Хоршев Николай
4 ноября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Хоршев Николай
4 ноября 2010
Церковь Воскресения Христова, пятиглавие<br>, Томск, Томск, город, Томская область
пятиглавие
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, Паникадило, верхний ярус иконостама<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Паникадило, верхний ярус иконостама
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Роспись трапезной<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Роспись трапезной
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Царские врата алтаря<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Царские врата алтаря
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Внутренний интерьер храма<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Внутренний интерьер храма
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Фрагмент росписи трапезной<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Фрагмент росписи трапезной
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Южная сторона трапезной<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Южная сторона трапезной
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Роспись потолка трапезной<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Роспись потолка трапезной
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, Внутренний вид храма, Успенский придел<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Внутренний вид храма, Успенский придел
Елена Григорьева
20 мая 2019
Церковь Воскресения Христова, Вход на территорию храма<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Вход на территорию храма
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Территория храма. Казакам присоединившим Сибирь к России и погибшим в войнах<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Территория храма. Казакам присоединившим Сибирь к России и погибшим в войнах
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, "Царь-колокол". Территория храма<br>, Томск, Томск, город, Томская область
"Царь-колокол". Территория храма
Хоршев Николай
2 августа 2023
Церковь Воскресения Христова, Во дворике возле церкви<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Во дворике возле церкви
Ole Lukoye
18 сентября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Томск, Томск, город, Томская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
8 января 2009
Церковь Воскресения Христова, Фото из альбома «Виды Томска». 1910 г.<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Фото из альбома «Виды Томска». 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь, вид с перекрестка будущих улиц 1905 года и Розы Люксембург. Фото Бруно Беллинга, 1901 г. Фотография ошибочно подписана автором: «Томск. Татарский район с мечетью». Во время этого путешествия фотограф снимал и мечеть Томска. Источник: «Бруно Беллинг в Российской империи, 1901 год»<br>, Томск, Томск, город, Томская область
Воскресенская церковь, вид с перекрестка будущих улиц 1905 года и Розы Люксембург. Фото Бруно Беллинга, 1901 г. Фотография ошибочно подписана автором: «Томск. Татарский район с мечетью». Во время этого путешествия фотограф снимал и мечеть Томска. Источник: «Бруно Беллинг в Российской империи, 1901 год»
Елена Григорьева
1 июня 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Сузан  3 марта 2006

Одним из самых интересных храмовых сооружений г. Томска является Воскресенская церковь, расположенная на Воскресенской горе. Свое название гора получила от первой срубленной здесь основателями Томска церкви “во имя Воскресения Христова” в 1622 г. Первый деревянный Воскресенский храм стоял восточнее каменного, на территории бывшего Богородице-Успенского мужского монастыря (упразднен в 1626 г.), основанный первым архиереем Тобольским Киприаном. Здание церкви не один раз горело и к концу века окончательно обветшало.

В 1789 г. состоялась закладка фундамента нового двухэтажного каменного здания храма. Строилась церковь с 1789 по 1807 г. на средства прихожан. Церковь возводили Егор Домоневский и Петр Баранов, иногда ошибочно строителями церкви называются Иван Карпов и Иван Недомолвин. Нижний алтарь храма был освящен 18 октября 1803 г. Верхний придел во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен 16 июня 1807 г. в память о Богородице-Успенском монастыре. В 1892 г. при церкви было открыто попечительство о бедных. В 1894-1895 гг. на средства томского купца Павла Борисовича Шумилова и церковного старосты Алексея Евграфовича Кухтерина верхний этаж церкви был отремонтирован. Храм был холодный и не отапливался. Теперь здесь были установлены печи для обогрева верхнего придела церкви, и службы можно было вести круглый год. В нижнем приделе церковные службы начинались только с Пасхальных праздников. Были вновь переписаны иконы и перестроен иконостас. К колокольне с западной стороны была пристроена закрытая лестница-притвор, ведущая на второй этаж здания.

В 1896 г. при храме открылась церковно-приходская школа для мальчиков и девочек, здание для которой построили также Кухтерины. Содержалась школа на средства совета Томского женского Епархиального училища и пожертвований купца Иннокентия Евграфовича Кухтерина. С 1892 г. при церкви действовало попечительство о бедных.

Западнее храма, на краю обрыва, была сооружена невысокая колокольня на каменных опорах для тысячепудового колокола, отлитого в 1896 г. по инициативе томского купца Андрея Афанасьевича Васильева, ссудившего на выплавку колокола три тысячи рублей серебром. Колокол был отлит в честь состоявшийся 14 (26) мая 1896 г. коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Томский “Царь-колокол” был изготовлен на знаменитом колокольном заводе Оловянишникова в Ярославле и доставлен в Томск во второй половине ноября 1896 г. по железной дороге и санным путем. Весил 1005 пудов 35 фунтов, т.е. примерно 17 тонн, стоимостью более чем 18 тысяч рублей и был третьим по величине в Сибири, после иркутского и тобольского. 19 (30) декабря 1897 г. колокол был поднят на звонницу, 21 декабря 1897 г. (1 января 1898 г.) над Томском раздался первый басовитый звон колокола-гиганта.

Большой крест на церковь был куплен на Ирбитской ярмарке купцом Иннокентием Евграфовичем Кухтериным в 1897 г. Трагическим для Воскресенской церкви стали двадцатые и тридцатые годы XX века. Так, согласно акту губернской комиссии по изъятию церковных ценностей от 5 апреля 1922 г., из Воскресенской церкви была изъята часть серебряной церковной утвари – большие и малый кресты, подсвечники, кадило, лампады и т.д. По постановлению Совета народных комиссаров СССР «О набатном звоне», которое было принято в октябре 1923 года, в начале января 1930 года знаменитый Томский “царь-колокол” был сброшен с колокольни и расколот на части, а куски отвезены в Чугунно-литейный и слесарно-механический завод «Республика» на переплавку (бывшие литейные мастерские купца Иванова, сейчас ОАО «Пушкинское»). В этом же году была разобрана и сама колокольня. Постановлением Томского городского совета от 25 мая 1936 г. должны были быть ликвидированы Никольская, Петропавловская и Воскресенская церкви. Так называемые наказы избирателей Городскому совету рекомендовали использовать Воскресенскую церковь под кинотеатр, завод «Республика», мукомольный комбинат, зооветеринарный техникум.

3 ноября 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта. В 1937 г. была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 1930-гг. в помещении церкви находился гараж для машин, затем зерносклад. В 1940-е годы в здании Воскресенской церкви разместился Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Советское правительство приняло решение о переводе архивов Хабаровского и Приморского краев, частично Читинской области в Томск. Документы из Владивостока поступали в 1935, 1941 и 1942 гг. Так, в августе 1943 года, в Томске был создан Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Первоначально архив располагался в здании бывшего ломбарда (ул. К. Маркса, 26), а позднее в помещении Воскресенской церкви, где и разместилась основная часть его фондов. Архив Дальнего Востока занимал оба этажа.

http://pravoslavie.tomsk.ru/

Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. В 1626 году монастырь был закрыт и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В 1930 году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку.

В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.

http://oskolkov.city.tomsk.net/Hramy/resurect.html


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 сентября 2016

Воскресенская церковь каменная, двухэтажная, во имя Воскресения Христова и Успения Божией Матери, построена в 1803 г.

Причта по штату: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание причта при готовом помещении: проценты с причтового капитала и доходы от треб. Прихожан муж. пола 963 и жен. пола 975 душ. В том числе раскольников 32 чел. обоего пола.

Одноклассная школа открыта в 1896 г., помещается в собственном доме и содержится на средства частью попечителя школы купца 1-й гильдии Иннокентия Евграфовича Кухтерина, частью епархиального училищного совета. Попечитель платит учительнице жалование 300 руб., на свои средства построил и школьное здание, стоящее 6 000 руб. Попечительство открыто в 1892 г.

Протоиерей Павел Иванович Добротворский, младший священник К.Е. Кондаков, диакон И.Г. Рождественский, псаломщики С.М. Конусов и Троицкий.

Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 июля 2020

Томская церковь Воскресения Христова - почти ровесница города. Если Томск был основан в 1604 г., то первый деревянный храм на этом месте появился в 1622-м. Срубленная церковь прослужила томичам до конца следующего столетия, но из-за частых пожаров здание ее находилось в разрушенном состоянии. Она была разобрана черезне сколько дней после освящения нового каменного храма, в 1807 г.

Каменная церковь Воскресения Христова выполнена в стиле сибирского барокко XVIII в. В деталях её внешнего и внутреннего убранства читаются и элементы готики. Отношение ширины здания к высоте, удивительные детали оформления - все это устремляет здание ввысь, и кажется, будто она своими сводами касается небес. Однако храм прославила не только красота, но люди, посещавшие его. Именно здесь в октябре 1858 г. венчался известный анархист Михаил Александрович Бакунин. Он был сослан в Томск, где и познакомился со своей будущей женой - дворянкой Антониной Ксаверьевной Квятковской. Посаженым отцом на их свадьбе был сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

Важнейшим событием в жизни храма стало установление 1000-пудового колокола-гиганта. Это был третий по величине колокол на всю Сибирь. Его пожертвовал купец А.А. Васильев. Побывав на церемонии венчания на царство Николая II, Васильев дал обет в честь этого события отлить такой колокол, какого Томск еще не знал. Свое слово он сдержал, и в 1896 г. большой Вознесенский колокол подняли на специально возведенную звонницу. Чтобы этот гигант мог звонить, требовалось усилие нескольких звонарей. Им приходилось несколько минут раскачивать «язык» колокола, прежде чем по окрестности начинали разливаться первые густые звуки его голоса. По воспоминаниям старожилов, слышно было тот томский Царь-колокол на 40 километров вокруг. За заслуги перед церковью Васильев, скончавшийся в 1898 г., был похоронен внутри церковной ограды. Его могила и надгробная плита сохранились до сих пор.

В советский период Воскресенская церковь разделила судьбу тысяч других церквей в стране: ее закрыли, а помещение передали под нужды города. Царь-колокол в 1930 г. сняли, разбили на куски и вместе с другими колоколами города отправили на переплавку, в этом же году разобрали и колокольню. Сама церковь просуществовала ещё несколько лет, пока указом Томского городского совета, осенью 1936 г., не была закрыта. Опустевшее здание было рекомендовано использовать под кинотеатр, мукомольный комбинат или зооветеринарный техникум. В конце 30-х годов в помещении церкви обустроили гараж, а потом зернохранилище. С 1945-го здесь располагался центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока, что и спасло здание от серьезных повреждений. Архив просуществовал здесь до 1995 г.

А 16 августа 1996 г. церковь была вновь освящена и открылась для верующих. Реставрационные работы начались гораздо раньше. В 1980-1990 г.г. восстановили фасады и каменную ограду церкви. Отремонтировали алтари, восстановили каркас иконостаса храма, купола и крышу, позолоченные кресты. Работы по восстановлению первоначального облика храма в 90-х осуществляла фирма «Реставрация», созданная братьями Владимиром и Анатолием Кирсановыми.

5 апреля 1996 г. были освящены и установлены на звоннице Воскресенской церкви семь колоколов. Их отливали в Воронеже на частные средства. Самый большой колокол весил 150 килограммов, гораздо меньше, чем его знаменитый предшественник. Работа по восстановлению томского Царя-колокола началась в 2001 г. Средства на его отлив собирались всем миром. Нашлись люди, которые были готовы жертвовать крупные суммы, чтобы над городом вновь прозвучал знаменитый благовест. 31 августа 2004-го в честь 400-летия Томска состоялось торжественное открытие копии знаменитого колокола, и в тот же день он впервые огласил своим басом всю округу.

"Образы России", http://www.culture.ru/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 ноября 2020

В 2016 г. по благословению Митрополита Томского и Асиновского Ростислава была начата роспись верхнего придела Воскресенской церкви. Цель - воссоздать Воскресенскую церковь в том благолепном виде, в котором она радовала томичей в XIX в. Расписывают храм мастера из г. Владимира. По промыслу Божию, это тот же город, из которого приезжали расписывать мастера храм в середине XIX в. Следуя документам Томского архива, датированным октябрем 1849 г., живописные фрески Воскресенской церкви были созданы летом того же, 1849 г., одним из иконников Владимирской земли «Аркадием Васильевым Рудаковым, вольноотпущенным живописцем». На втором этаже храма сохранились остатки этих росписей.

За 2016 г. был расписан алтарь. В средней части расписана центральная арка для того, чтобы все прихожане и гости храма могли увидеть необыкновенную красоту, которую придает храму роспись. Воскресенская церковь приобретает постепенно благолепный вид, возвышающий к Небу. В центре росписи алтаря, на горнем месте - образ Христа, Спаса Нерукотворного. Вокруг Него, в благоговейном преклонении, запечатлены Пресвятая Дева Мария, святой Иоанн Предтеча, святые Архангелы Михаил и Гавриил, ангельские силы, творцы Литургии - святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Все они изображены на фоне сияющего чистого неба, причем свет струится от образа Спасителя, освещая все вокруг. Напротив иконы Христа на арке - Евангельские слова Господа: «Аз есмь Свет миру. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме».

Слева над жертвенником разместилось изображение Рождества Христова, что очень символично. Во время проскомидии, совершающейся на жертвеннике, воспоминается, в том числе, рождение Христа, Его воплощение, и роспись, следовательно, соответствует литургической жизни Церкви.

На самой арке - фигуры святителей Христовых, которые связаны с Томской землей. Справа - образ святителя Макария (Невского), чьими трудами были построены и заложены множество томских храмов. В знак этих трудов, возле величественной фигуры святителя Макария изображены известный Троицкий собор, располагавшийся когда-то на площади Новособорной, и Петропавловский собор, в закладке которого принимал участие святитель Макарий. А слева - образ священноисповедника Агафангела (Преображенского), который был некоторое время инспектором Томской духовной семинарии, а в годы репрессий находился в ссылке в Томской области в Колпашево. В память об этом рядом со святителем изображены здание Томской семинарии, доныне сохранившееся в аварийном состоянии на улице Никитина и здание разрушенной Петропавловской церкви в г. Колпашево.

В центральной арке изображены первоверховные апостолы Петр и Павел – столпы Православной Церкви. Их изображения в приделе, посвященном Воскресению Христову, неслучайно. Апостол Петр был одним из первых, кто вошел в пустой гроб Воскресшего Спасителя. Апостол Павел много писал в своих посланиях о том, что Воскресение Христа – краеугольный камень нашей веры. Одна из его самых известных цитат написана на свитке, который он держит в руке: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 кор. 15,17).

30 мая 2018 г. проект росписи четверика верхнего придела Воскресенской церкви получил согласование и работы по росписи были продолжены. В куполе, сохранившиеся дореволюционные изображения евангелистов было принято решение оставить как есть, так как процесс их реставрации - долгое и кропотливое дело. Ниже евангелистов между шестикрылыми серафимами изображены события, связанные с Воскресением Христа: жены-мироносицы у гроба воскресшего Спасителя, явление Христа Марии Магдалине и встреча Господа с апостолами Лукой и Клеопой по дороге в Еммаус.

В 2019 г. продолжились работы по завершению росписи четверика. Между орнаментом будут в медальонах написаны изображения томских святых: праведных Феодора Томского и Петра Томского, блаженной Домны и мученицы Татианы. Также началась роспись сводов центральной части храма. Здесь будут изображены события, раскрывающие смысл Воскресения Христова: Воскрешение праведного Лазаря из мертвых, Сошествие Христа в ад, Уверение апостола Фомы и Покаяние апостола Петра.

Информация с официального сайта храма, http://www.voskresenie-tomsk.ru/rospis-khrama-2


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2024

Воскресенская церковь - почти ровесница Томска, расположена в центральном историко-культурном заповедном районе (исторический район Воскресенская гора). Этот район - место основания города Томска. Именно здесь за короткое сибирское лето 1604 года русские (120 чел.), эуштинские татары (около 130 чел.), кетские остяки (100 чел.), всего около 400 человек над рекой Ушайкой построили город-крепость.

В 1622 году в северо-восточной части острога был устроен первый в самом Томске Свято-Успенский мужской монастырь с деревянной церковью, учрежденный первым сибирским архиереем Киприаном (Старорусенниковым). Монастырь в 1626 году отделился от крепости. Успенскую монастырскую церковь, находившуюся восточнее нынешней каменной, переименовали в Воскресенскую, которая стала приходским храмом и в дальнейшем дала название всей этой местности (горе, взвозу), а также существующей каменной церкви. В Воскресенской церкви хранились знамена и регалии томских полков.

Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Строительство с 1789 года по 1803 год вел «Иван Карпов со товарищи» (томские мещане Иван Карпов и Иван Недомолвин). 30 июля 1803 года священником Иоанном Истоминым, церковным старостой Алексеем Батуриным, строителями Егором Доманевским и Петром Барановым объявлено, что каменная Воскресенская церковь, поставленная вместо обветшалой деревянной «пришла в совершенное строением окончание…»

После непродолжительной переписки Томское духовное правление рапортом от 23 октября 1803 года сообщало в Тобольск, что во исполнение указа Тобольской Духовной консистории от 12 сентября за № 1818 «вновь построенная вместо обветшалой деревянной Воскресения Христова церковь по благословению Его Преосвященства присутствующего духовного правления, собором по чиноположению церковному 18 октября освящена…» Через несколько дней ветхий деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег реки Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай.

18 октября 1803 года освящен был престол в нижнем приделе в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Около четырех лет шло обустройство верхнего этажа, и 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь Успения Божией Матери. Наблюдение за состоянием храма осуществляли прихожане во главе со старостой, которого они избирали сроком на 3 года. Обычно старостой становился состоятельный купец, который из своих средств помогал содержать церковь. Если дела церковные при нем шли хорошо, то его могли переизбрать на новый срок. В 1870 году прихожане Градо-Томской Воскресенской церкви избрали на 6-е трехлетие старостой церкви Томского купца 2-й гильдии Акима Акимовича Пилясова, который на свои средства вел хозяйственные работы по храму. В 1894-1895 годах на средства прихожанина П.Б. Шумилова и церковного старосты А.Е. Кухтерина верхний этаж храма был отремонтирован и утеплен за счет сооружения печей. Тогда же был установлен новый иконостас. Фирма «Евграф Кухтерин и сыновья» построила для церковного причта два дома.

В документах Государственного архива Томской области сохранилась Инвентарная опись Воскресенской церкви, в которой упоминается иконостас верхнего Успенского придела. «Иконостас деревянный, пятиярусный, выкрашен желтой масляной краской, местами позолоченный. Царские врата резные, вызолоченные, имеют иконы Благовещения и четырех евангелистов. Направо от царских врат расположены иконы Воскресения, арх. Михаила (южная дверь), Воздвижения Креста Господня. Налево от царских врат иконы Успения Божией Матери, арх. Гавриила (северная дверь), Преображения Господня. На 2-м ярусе (ставе): Тайная Вечеря, Богоявление, Сретение, Вознесение, Рождество Девы Марии, Александр Невский, Покров Божией Матери. На 3-м ярусе: Сошествие Св. Духа, Судилище Пилата, Иисус Христос в темнице, Несение Креста на Голгофу, Бичевание Иисуса Христа, Пригвождение ко Кресту, Снятие с Креста. На 4-м ярусе: Воскресение Христово, Моление о Чаше, Петрово отречение, Жены Мироносицы, Осязание Фомино (Уверение Фомы). На 5-м ярусе (ставе): Господь Саваоф».

Прихожане храма вели деятельную приходскую жизнь. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 88 человек. В церковной библиотеке насчитывалось 92 тома книг.

19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова и пожертвованный по обету томским купцом А.А. Васильевым (похоронен в церковной ограде). Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 1000 пудов (16640 кг). Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом".

В 1912 году при храме насчитывалось прихожан обоего пола до 800 человек, сверх того раскольников 4 человека.
До 5 мая 1919 года в храме велись книги учета крещений, отпеваний, венчаний. Перед венчанием производился «Обыск брачный». Священнослужители производили «обыск» (собирали сведения) о лицах, желающих вступить в брак. В книге Обыска брачного при Воскресенской церкви указывались место жительства жениха и невесты, возраст, состояние здоровья, взаимное согласие, даты троекратного оглашения в храме о предстоящей свадьбе, а также (если имелись) препятствия для вступления в брак, и, наконец, предложенная дата венчания.

После прихода к власти в Томске большевиков Воскресенская церковь была национализирована и передана сформированной приходской общине в бесплатное и бессрочное пользование. С 1922 года община Воскресенской церкви (как и остальные) подчинялась обновленческому Епархиальному управлению, перейдя затем в каноническое подчинение Архиепископу Дмитрию Беликову. Произошедшее в 1928 году среди верующих разделение привело к тому, что храмом одновременно пользовались «григорианцы» (нижний этаж) и сторонники митрополита Сергия Нижегордского (верхний Успенский придел). С 1928 года в верхнем Успенском приделе располагалась кафедра Преосвященного Германа (Кокеля), Епископа Томского, прибывшего по назначению заместителя патриаршего местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского). Одновременно в 1929 году владыка Герман был и настоятелем верхнего придела этой церкви. После него кафедру из Воскресенской церкви при Епископе Фостирии (Максимовском) в 1930 году перенесли в более просторную Никольскую церковь, затем в Знаменскую церковь. После её закрытия в 1935 году Епископ Сергий (Васильков) перенес кафедру снова в Успенский придел Воскресеснкого храма. Здесь кафедру последовательно занимали в 1935-1936 годах Епископ Серафим (Кокотов), с 13 июня по ноябрь 1936 года - Епископ Серафим (Шамшин).

В 1930 году 1000-пудовый колокол был снят, разбит на куски, и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. По сохранившемуся устному преданию, в лютый морозный вечер безбожники во время службы в храме начали разрушать звонницу, чтобы сбросить колокол на землю. Вышедшие после службы прихожане храма обступили колокол по кругу с тем, чтобы воспрепятствовать дальнейшим работам по разрушению звонницы. Когда их стали оттаскивать от колокола, они приложились губами к холодному металлу. Тогда их стали отрывать от колокола с кровью...

Весной 1935 года, когда в общину Воскресенской церкви влилась Никольско-Знаменская община из закрытой Знаменской церкви, в храме стало тесно. Николай Васильевич Казаков, староста Никольско-Воскресенской общины (так теперь стала называться объединенная община), добивался от городских властей передать общине еще и нижний Воскресенский придел, занятый «григорианцами». В распоряжении «григорианцев» в Томске имелось еще три храма, а у самой крупной общины верующих ориентации Московской Патриархии (около тысячи человек прихожан) был только верхний этаж Воскресенской церкви. Однако ходатайство не было удовлетворено. Зато верующие Никольско-Воскресенской общины были обрадованы перенесением в храм чудотворной Семилуженской иконы святителя Николая. В декабре 1935 года ими было получено разрешение от властей, взять из Семилуженской церкви, уже закрытой для богослужения, особо чтимую чудотворную икону святителя Николая.

Утром 14 декабря 1935 года икону в Томске встречали двенадцать человек церковного причта Воскресенской церкви и прихожан. Летом 1936 года Томский Горсовет, «идя на встречу требованиям трудящихся масс» предложил закрыть в Томске две церкви – Воскресенскую и Никольскую. Президиум Западно-Сибирского Крайисполкома 20 июля 1936 года постановил закрыть эти церкви.

4 августа 1936 года Воскресенская церковь была закрыта и опечатана. 25 августа (благодаря ходатайству верующих во ВЦИК) вновь открыта. 3 ноября (после утверждения ВЦИКом от 20 октября 1936 г.) закрыта окончательно. Община «григорианцев» перешла в Вознесенский храм, а община ориентации Московской Патриархии - в Троицкую единоверческую церковь, куда была перенесена часть имущества из Воскресенской церкви.
В перечне перенесенного имущества значатся следующие чтимые иконы (приводятся под номерами, указанными в описи): «14. Икона свт. Николая Большая (патрон общины) из Нового собора, «Знамение» из Нового собора, «Троица» из Нового собора, «Спаситель» из Нового собора, «Знамение» из Знаменской церкви, «Казанская», «Святителя Николая» из с. Семилужного, «Особочтимая Тихвинская».

Здание занял Горстройтрест и переоборудовал под общежитие рабочих-строителей. В 1939 году Постановлением исполкома г. Томска Воскресенская церковь передана в ведение промысловой кооперации. Церковь отдали под гараж, затем под зерносклад. Некоторое время в здании храма находился тир НКВД.

В начале 1940-х годов безбожниками была предпринята попытка разрушить храм, но им не удалось снести даже кресты: прочный канат, наброшенный на центральный крест, дважды был рассекаем невидимой молнией. При этом человек, упавший с высоты вместе с обрывками каната, по милости Божьей не разбился. Безбожники ограничились тем, что полностью разрушили звонницу, где раньше висел тысячепудовый колокол, все деревянные строения и ограду. Центральный крест храма уже много лет свидетельствует о совершившемся тогда чуде: после первого рывка каната комсомольцами-активистами он накренился к входным воротам церковной ограды, что заметно и по сей день.
Центральный крест, за который прицепили канат, в отличие от всех остальных деревянных и обитых железом, был полностью металлическим и своим основанием уходил вглубь навершия купола, чего не знали активисты-разрушители, захотевшие сорвать сразу самый большой крест. По свидетельствам старожилов, в 1942 году над куполами храма было видение Пресвятой Богородицы.

С 1945 года все здание Воскресенской церкви было занято архивом Дальневосточного края и частично Центральным государственным архивом Томской области. Такое временное приспособление здания обеспечило его максимальную сохранность за годы, когда шло повсеместное разрушение и уничтожение культовых сооружений.

В 1977-1979 годах по ходатайству местных органов по охране памятников истории и культуры, Министерством культуры РСФСР были отпущены средства на реставрацию Воскресенской церкви, как одного из самых ярких и уникальных памятников сибирского каменного зодчества. Оно поручило Московскому институту «Спецпроектреставрация» при Российском республиканском специализированном объединении «Росреставрация» составить проект реставрации здания Воскресенской церкви в городе Томске. В проекте предусматривалось золочение всех крестов, ремонт, штукатурка и покраска стен храма.

Реставрация касалась только фасадов церковного здания. Внутри никаких работ производить было нельзя. Здесь хранились ценные архивные документы. В 1980-х годах по этому проекту была выполнена реставрация крестов, фасадов и восстановление ограды, а так же выполнено благоустройство прилегающей территории.

На основании Постановления Правительства РФ от 6.05. 1994 года № 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий…» Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Томской области в 1995 году храм Воскресения Господня был передан Томскому Благочинию Новосибирской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Десятки тонн упакованных в коробки архивных документов вынесли томские семинаристы с первого и второго этажей, чтобы, аккуратно погрузив на транспорт отправить во Владивосток. А затем освобожденные помещения они тщательно мыли, чистили и готовили к богослужениям. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена. Весть об открытии храма облетела верующих молниеносно. А те, кто еще был далек от церковной жизни, узнали об этом по разливающемуся с Воскресенской горы колокольному звону: 5 апреля 1996 года на звоннице храма был установлен комплект новых колоколов, отлитых в Воронеже. На каждом из семи колоколов надпись – «От Лидии и Василия» (это всё, что известно о жертвователях).

28 февраля 2013 г. Воскресенская церковь получила новые колокола: девять колоколов отлили в Каменск-Уральском. Вес самого большого колокола 1200 кг, второго по величине — 600 кг, самый легкий - 8 кг. Выдержит ли звонница - обсуждалось и просчитывалось заранее. Прочность балок обследовали специалисты ТГАСУ, которые пришли к выводу, что за 200 лет балки отлично сохранились (очень точно размещены и правильно вымочены), поэтому и выносливы по сей день. Колокола были освящены архиепископом (ныне - митрополитом) Томским и Асиновским Ростиславом 28 февраля 2013 г.

До 1997 года богослужение совершалось в верхнем Воскресенском приделе, а с 1997 года - и в нижнем Успенском. В настоящее время в нижнем храме богослужения совершаются в будние дни, а верхнем - по воскресеньям и праздникам. В начале 2001 года рядом с храмом в церковной ограде была построена Иордань (купель для освящения водыв праздник Крещения Господня)...

Многое удивляет и восхищает в архитектурном решении Воскресенского храма. Для него была выбрана типичная для простых церквей середины XVIII века схема: сочленение по продольной оси колокольни, трапезной, собственно храма с апсидой, строго ориентированных с запада на восток. Очевидно, что данная схема к этому храму применена потому, что одиночная центричная постройка не могла бы удержать в целости громадное пространство вокруг. А церковь с высокой колокольней и высокой средней частью обладает гораздо большими возможностями в этом отношении, и ее строители «Карпов со товарищи….» безусловно отлично это понимали.

Архитектура Воскресенской церкви очень характерна для Томского зодчества конца XVIII века. Аналогичное завершение объемной композиции колокольни имели Благовещенский собор и Богоявленская церковь в Томске. Близкими по форме наличниками обладают собор Алексеевского монастыря в Томске, церковь в селе Спасском.
Томская Воскресенская церковь является самым ярким представителем архитектурного стиля «сибирское барокко» на территории города.

Стиль барокко был принесен в Сибирь Тобольскими архиереями - Митрополитом Филофеем (Лещинским), Митрополитом Иоанном (Максимовичем), выпускниками Киево-Могилянской Духовной Академии, и здесь нашел выражение главным образом в монументальной храмовой архитектуре. По мнению томских искусствоведов, именно такие типы церковных сооружений выражали возрастание в стране великодержавных устремлений, способствовали укреплению авторитета монархической власти в дальних провинциях. Можно добавить, что устойчивость эстетических идеалов барокко в развитии всего монументального зодчества Сибири объясняется еще и свойственной этому направлению жизнерадостностью, красочностью, мажорностью, обильной пластикой, броскостью, которые достигались активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Поэтому устойчивость этого стиля в Сибири не может быть объяснена инертностью провинциальной архитектуры, и искать причину нужно в выразительной художественной силе стиля.

В отличие от западно-европейской архитектуры барокко, в Сибири фасады монументальных культовых сооружений облицовывались не камнем, а выполнялись высококачественной штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а так же позволяло применять разнообразную окраску. На этом интенсивном цветном фоне нарядно выступают белые лопатки, пилястры, тяги, карнизы, лепные фигурки, полускульптурки, наличники окон и т.п. Более того, при внимательном рассмотрении Воскресенского храма понимаешь, что его нарядность и праздничность создается не какими-либо отдельными архитектурными деталями, а той оптимистической позицией народных мастеров, которая заставляла их каждый фрагмент здания и все здание в целом превращать в ярко цветущий чудо-камень. Воскресенский храм в Томске – это вдохновенная фантазия сибирских мастеров на тему русского барокко.

В двухэтажном кирпичном оштукатуренном здании церкви обращают на себя внимание ее наиболее интересные архитектурные особенности и примечательные детали декора. Планировочная структура храма, как это уже было ранее отмечено, имеет традиционную трехчастную схему: храм с апсидой - трапезная - колокольня, дополненные с запада притвором и папертью. Апсида обладает сложным абрисом плана, представляющего собой полуциркульную форму с вогнутыми боковыми сторонами. К квадратному в плане храму с запада примыкает одинаковая с ним по ширине прямоугольная трапезная, вытянутая по оси запад-восток. Квадратный в плане нижний ярус колокольни несколько уже трапезной. Прямоугольные притвор и паперть, замыкающие с запада общую планировочную композицию церкви, по ширине аналогичны колокольне.

В объемно-пространственной структуре церкви выделяются два вертикальных композиционных акцента - храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается пятью восьмигранными барабанами с главами образующими ярко выраженную ярусную композицию. Изысканная, несколько причудливая форма глав придает силуэту церкви прихотливый характер. Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику.

Четырехъярусная колокольня увенчана невысоким шатром. Нижние два яруса имеют четырехгранную форму и по высоте соответствуют объему трапезной. Два верхних яруса восьмигранные. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент. Паперть с более высоким объемом притвора образуют ступенчатую композицию.

Система перевязки кирпичной кладки Воскресенской церкви (в ее первоначальном ядре) – «верстовая».
Южный и северный фасады церкви (четверика) разделены с помощью профилированных тяг на три горизонтальные зоны, соответствующие трем рядам окон. По вертикали фасады членятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых помещено по одной оси проемов. Центральное прясло значительно уже боковых. Умелым композиционным приемом является разрыв венчающего карниза на всю ширину центрального прясла. Благодаря этому подчеркивается композиционная слитность центрального прясла и завершающего его фигурного фронтона. Фигурные фронтоны отмечают не только центры фасадов храма, но и установлены над угловыми частями четверика. Однако последние отличаются по своей форме от центральных фронтонов. Если абрис центральных фронтонов носит плавный, «текучий» характер, то очертания угловых фронтонов более геометризированы.

Наличники окон первого света штукатурные. Они имеют трехлопастное завершение, чье поле украшено двумя штуковыми розетками по бокам и головкой ангелочка в центре. Наличники окон света четверика завершаются фигурными волютами и полукруглыми сандриками с дробной многообломной профилировкой. Наличники проемов второго света обладают аналогичными сандриками, но без волют.

Южный и северный фасады трапезной в три оси окон (центральное окно второго яруса – ложное) делятся на две горизонтальные зоны с помощью профилированного пояса. Вертикально они членятся на три прясла пилястрами. Центральное прясло уже боковых и завершается лучковым фронтоном. Наличники окон первого и второго света трапезной аналогичны обрамлениям соответствующих проемов четверика.

Ярусы колокольни композиционно отделяются друг от друга профилированными карнизами. Углы верхних ярусов обработаны пилястрами. Грани третьего яруса, обращенные к сторонам света, украшены фигурными фронтонами, аналогичными центральным фронтонам четверика. Между третьим и четвертым ярусами композиционно выделяется промежуточная зона, обработанная прямоугольными филенками. Верхний ярус звона на всех гранях имеет большие арочные проемы. Южная, северная, западная и восточные его грани завершены полуциркульными фронтонами, поле которых занято фигурными филенками.

Южный и северный фасады притвора разделены профилированным поясом на две зоны. Верхняя часть имеет симметричное трёх-осевое построение композиции. Западный фасад паперти в стилизованной форме имитирует церковные крыльца древнерусской архитектуры.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто коробовым сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Притвор в нижнем ярусе разделен кирпичными стенами на три помещения (одно из них перекрыто коробовым сводом, два имеют плоское перекрытие). Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги. После закрытия храма внутренняя стенная роспись в нем была заштукатурена, частью закрашена. Восстановить ее не удалось: после освобождения стен от набела, штукатурки и краски изображения на стенах едва просматриваются. Поэтому предполагается со временем сделать новую роспись храма.

Полностью отремонтирован притвор и лестницы, ведущие в притвор и на второй этаж. В Успенском храме на первом этаже идет подготовка стен к росписи, готовится новый иконостас. К 400-летию Томска для храма заказан новый 1000-пудовый колокол.

Воскресенская церковь - одна из немногих (наряду с Казанской церковью Алексеевского монастыря и Богоявленским собором) дошедших до нашего времени самых ранних каменных построек Томска. Перед Воскресенской церковью, этим самым ярким и уникальным произведением барокко в Томске начинаешь не соглашаться с тем, что в провинциальной архитектуре виден лишь упрощенный слепок со столичных образцов. Воскресенская церковь – убедительное подтверждение того, что не подражание, а бесконечное творческое развитие форм и принципов русской архитектуры проявилось в произведениях провинциального зодчества.

http://www.voskresenie-tomsk.ru/hram/history2/



Комментарии и обсуждение


Новый 4-х метровый колокол (отлит в Воронеже) водружен на звонницу в 2005-м.
11 января 2009, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) uchazdneg.

Интересный факт: в 2004 году в России была выпущена почтовая марка, посвященная 400-летию г.Томска, на которой изображена Церковь Воскресения Христова.
1 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.