Сегодня кажется странным, что почти 30 лет во дворе челябинской школы по улице Овчинникова, что возле вокзала, стояло совсем не совместимое по советским понятиям заведение – церковь, а во время уроков звонили колокола… В конце XIX века у железнодорожного вокзала Челябинска вырос храм Рождества Пресвятой Богородицы – деревянный, на каменном фундаменте.
– В планах у Министерства путей сообщения в конце XIX века было строительство церквей на всех крупных узловых станциях России, – рассказывал кандидат исторических наук, заместитель директор Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. – Челябинск стал одним из первых в стране, где была построена привокзальная церковь. Вокруг челябинской станции к тому времени уже появился большой поселок, и ведомство железной дороги выделяет 6000 рублей на строительство трехпрестольного храма Рождества Богородицы.
Приход открыл женскую школу. Любопытно, что деньги на нее пожертвовал известный в России проповедник и духовный писатель, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Архивные документы свидетельствуют, что весной 1923 года община всячески пыталась воспрепятствовать закрытию храма, но тщетно. Власти закрыли храм, прикрываясь «мнением рабочих». Иконы и богослужебные предметы оказались в музейных запасниках.
В документах архива есть обращение заведующего краеведческим музеем Ивана Горохова: «Обращаясь в горсовет, прошу разрешить произвести осмотр церковного имущества, отобрать вещи, имеющие музейный интерес, составить опись их, и просить горсовет отдать их на хранение в челябинский музей местного края». Составленная при передаче опись пригодилась, когда в 1946 году храм Рождества Богородицы вновь разрешили открыть. Часть предметов была возвращена верующим.
Открытие храма было связано с новой, более мягкой политикой по отношения к Церкви, которую государство проводило в военные и послевоенные годы. В 1947 году храм Рождества Богородицы стал кафедральным, в нем служили челябинские епископы. В воскресные дни на службы приходило до 350 верующих. На Пасху число молящихся достигало шести тысяч. В целом для Церкви период правления Никиты Сергеевича Хрущева оказался очень тяжелым. 1954 год – начало первой антирелигиозной кампании. Она усилила атеистическую пропаганду, но на жизнь Церкви почти не оказала влияния. Однако вторая кампания, стартовавшая в 1958 году, вошла в историю как «хрущевские гонения». В те годы в вузах преподается предмет «основы научного атеизма», в киосках появляется новый журнал «Наука и религия».
Все газеты, включая заводские и вузовские многотиражки, были обязаны публиковать материалы антирелигиозной направленности. В последние пять-шесть лет хрущевского правления газеты дошли до прямых оскорблений верующих. Издания пестрят заголовками типа: «Святые мошенники», «Грызня у церковной кассы», «Пауки в рясах», «Святой проходимец», «Ликвидировать очаги заразы и мракобесия». Все приходы платят огромные взносы и налоги. Священникам запрещают не только проповедовать вне храма, но и совершать большую часть обрядов. Под запретом оказался даже колокольный звон.
В Челябинске главным «достижением» хрущевских гонений стало закрытие храма Рождества Богородицы. Осенью 1959 года над храмом сгустились тучи. Очень уж хотелось местному партийному и советскому начальству отрапортовать в Москву о результатах атеистической работы. Намерение закрыть собор пытались оправдать аварийным состоянием здания. Тогда церковный совет пригласил инженеров, которые дали заключение, что храм вовсе не является аварийным, а лишь нуждается в ремонте». Тем не менее, летом 1960 года общину снимают с регистрации, а через несколько месяцев уничтожают и опустевшее здание Богородицерождественского собора.
– В 1935 году началось строительство железнодорожной школы, потом она получила название школы №2. Здание в форме буквы П. Кстати, школа и сегодня существует на улице Овчинникова, – продолжает Николай Александрович. – Раз строители так плотно стали строить школу к церкви, значит, рассчитывали, что рано или поздно собор снесут. Если в 1920-х годах храм закрывали, ссылаясь на волю рабочих, то в конце 1950-х годов было объявлено, будто с инициативой сноса храма выступили родители школьников. Читаем решение Челябинского горисполкома от 14 октября 1960 года. Авторы документа ссылаются на «протокол общего родительского собрания средней школы №2 ЮУЖД об освобождении территории школы от других строений: рынков, жилых домов, киосков, церкви». Хотя церковь занимала основную часть школьного двора, почему-то указана в последнюю очередь.
Читаем вердикт: «Здание церкви подлежит сносу». Единственным действующим храмом Челябинска на тот момент остается Свято-Симеоновский. Именно туда было предложено перейти клирикам закрытого собора. На протяжении 29 лет Свято-Симеоновский храм оставался единственным в городе. Построенная в 1898 году деревянная церковь Рождества Богородицы была снесена уже в шестидесятые годы прошлого века - по разным данным то ли в 1963, то ли в 1967 году.
С сайта: gubernia74ru/общество/Виктория Сорокина. Когда молчали купола: как сложилась судьба одного из первых привокзальных храмов