ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коломна. Церковь Бориса и Глеба.

Борисоглебская церковь


Коломна. Церковь Бориса и Глеба
Церковь. Действует.  
Престолы:Бориса и Глеба, Захарии и Елисаветы
Год постройки:Между 1716 и 1726.
Ссылки: Страница на сайте епархии  Ссылка на портале prihod.ru  Прочее 
Адрес:
Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Бол. Запрудная, 25

Координаты: 55.10864, 38.74895
Проезд:в Коломне от автостанций «Голутвин» или «Старая Коломна» проходящими автобусами и маршрутными такси до остановки «Запруды», далее пешком; от Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Запруды» (г. Коломна), далее пешком.



Сортировка:

Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
evg.izmailov
25 января 2012
Церковь Бориса и Глеба, Вид с ЮЗ<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
2 сентября 2022
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
30 августа 2021
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
25 февраля 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
25 февраля 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 апреля 2013
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
10 марта 2013
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Лазуткин Николай
9 декабря 2007
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
25 февраля 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
25 февраля 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 апреля 2013
Церковь Бориса и Глеба, Собственная съемка<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 июня 1986
Церковь Бориса и Глеба, 1940 год<br>, Коломна, Коломенский городской округ, Московская область
1940 год
Алексей Кротов
1 июля 1940



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  16 мая 2011

Храм «за рекою за Коломенкою святых страстотерпцев Бориса и Глеба» упоминается среди других церквей города в документах XVI в. До XVII в. он оставался деревянным. Каменная церковь была построена в 1716—1726 гг. на средства состоятельных жителей Запрудской слободы К.Житникова и Н.Набокова. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. к Борисоглебской церкви присоединили трапезную с алтарем во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. Входы украсили колоннами, круглые закомары заменили карнизами, четыре барабана расставили вокруг центральной главы. Святыней храма была икона святых братьев начала XIV в. — в полный рост, с житийной каймой по краю. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Потом здание использовали под ремонтные мастерские, под склады. В Великую Отечественную войну здесь ремонтировались танки. В советское время была разрушена колокольня, стерты росписи на стенах, в трапезной части пробита стена для въезда транспорта, в полу выкопана большая яма.

В момент передачи общине в 1995 г. Борисоглебская церковь являлась самой порушенной и пострадавшей в Коломне. С 1995 г. началось ее возрождение. Написана и установлена в иконостасный ряд икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — копия прежней.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=314


Марина Зуйкова  3 ноября 2019

Храм в честь св. князей Бориса и Глеба расположен в старой части г. Коломны – Запруды, которую населяли раньше купцы и ремесленники. Впервые он упоминается в документах XVI в. До XVII в. церковь была деревянной. Храмовая икона XIV в. «Святые Борис и Глеб с житием» сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Каменная церковь была построена в 1716-1726 гг. неизвестным зодчим в стиле русского барокко, на средства местных состоятельных жителей К. Житникова и Н. Набокова. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. храм перестроили: была пристроена трапезная в честь праведных Захарии и Елисаветы. Пятиглавие на тонких световых барабанах сохранилось, но в окончательном варианте главы оказались широко расставленными по углам. Нарядные оконные наличники упростили. К южному пределу пристроили крыльцо с колоннами. Дом, в котором родился писатель И.И. Лажечников, крещенный в Борисоглебской церкви, стоял неподалеку от храма. Вероятно, его родители были прихожанами этого храма. Сохранились сведения, что в начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, которому нравилась акустика храма. При храме действовала церковно-приходская школа.

Здание храма в советский период использовалось под ремонтные мастерские и склады, в Великую Отечественную войну в храме ремонтировали танки. Церковь сильно пострадала: колокольню разрушили, малые купола сбили, настенные росписи закрасили, утварь разграбили, в трапезной части пробили стену для въезда танков, в полу была яма для ремонта военной техники. Храм все больше ветшал и разрушался, никто не следил за его состоянием. Попытались даже устроить в четверике Борисоглебского придела второй этаж. Мощные рельсы для обустройства перекрытий второго этажа до сегодняшнего дня еще не демонтированы ввиду сложности и дороговизны данных работ.

В 1995 г. храм вернули верующим, началось его возрождение. В 2007 г. завершена наружная отделка четверика храма: он оштукатурен и выкрашен в красный цвет — символический цвет мученичества. В преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры и накануне престольного праздника храма св. благоверных князей Бориса и Глеба на купола храма 13 мая 2007 г. были водружены позолоченные кресты. В Захарие-Елисаветинском приделе при помощи благотворителей Глеба и Илии был установлен двухъярусный резной иконостас. В алтаре появились престол и жертвенник и вся необходимая для совершения богослужений утварь. Осенью этого же года в Захарие-Елисаветинском приделе стали проводить службы.

http://borglkolomna.gradblagokolomna.ru/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 декабря 2023

Церковь благоверных князей Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице Коломны стоит особняком от множества храмов исторического центра. Эта часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудьем или Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 годы на средства коломенских состоятельных граждан Коломны К. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря на дальнейшие перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 году классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. «Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса», – так вспоминал Запрудную слободу ее знаменитый уроженец писатель Иван Иванович Лажечников в повести «Новобранец 1812 года». Древние стены коломенской крепости, зубец башни которой упоминал в этом отрывке романист, были построены в 1525-1530-е годы при великом князе Василии III. Существует версия, что для строительства Коломенского кремля московский правитель нанял знаменитых итальянских мастеров Алевиза Большого и Алевиза Малого. Кирпич для стен и башен кремля добывали в двух пригородных слободах – Митяевской и Запрудной.

В Запрудье вплоть до начала XXстолетия сохранялись ямы, из которых, по преданию, выкапывали глину для кремлевского кирпича. Эти ямы упоминал и Лажечников в своем сочинении «Беленькие, серенькие и черненькие», где описан его старый дом в Запрудье: «Дом стоит на огромном пустыре. Сзади, на несколько десятков сажень, ямы и рытвины, из которых, вероятно, много лет добывалась глина». Жители Митяевской слободы много лет хранили другое предание о том, что их предки были специально присланы сюда для работ по производству кирпича за 600 верст. Переселенцы будто бы весь долгий путь несли с собой на руках икону Нерукотворно Спаса, которую впоследствии пожертвовали в Зачатьевскую (Богоявленскую) церковь, что в Гончарной слободе Коломны. Запрудье слыло в середине и второй половине XVIII столетия одним из центров коломенских староверов. Главной фигурой среди раскольников Коломны в это время был богатый купец Илья Акимович Ложечников – дед писателя И. И. Лажечникова. Рядом с церковью находился дом, в котором родился писатель Иван Лажечников, крещёный в этом храме. С его именем связана любопытная история о строительстве в Запрудье старообрядческой моленной под видом православной церкви. В книге «К истории Коломенской епархии» М. Н. Руднева приводятся сведения о том, что жители Запрудной слободы «купцы Илья Ложечников с товарищи» выстроили вблизи слободы деревянную церковь на земле, специально отведенной под новое кладбище. Церковь эта так и не была освящена.

Спустя время власти выяснили, что кладбище и особую церковь купцы из Запрудья устроили с одной целью – избежать молитвенного общения с православными христианами, которые погребались по другую сторону реки Коломенки у Петропавловского храма. В 1786 году городские власти решили запретить совершать погребения на кладбище в Запрудной слободе, а священника соседней Борисоглебской церкви обязали строго следить за этим. Саму же деревянную моленную было предписано упразднить: материал либо продать на постройку другого сельского храма или вовсе пустить на дрова. Несмотря на предписание властей, церковь-моленная простояла еще 4 года, а затем епископ Афанасий (в то время Коломна относилась к Коломенской и Тульской епархии) издал резолюцию, чтобы моленную сломать, а бревна использовать для топки печей местного Спасского монастыря и собора. В склонности деда к старой вере признавался и его внук писатель И. И. Лажечников. В книге «Немного лет назад» прототипом отца писателя выступил персонаж Семен Прохорович Патокин по прозвищу «король». Вот как он описывал его внешность: «Он носил бороду не потому что, однако ж, считал ее священною, как магометанин хвост у знамени пророка, и что снять ее было для него тяжелым неискупным грехом, а потому, что с молодых лет, по приказанию отца, несколько державшегося раскола, носил ее и привык к ней».

В 1791 году вновь возник спор с духовным начальством из-за склонности богатого жителя Запрудной слободы Ильи Акимовича Ложечникова к старообрядчеству. На этот раз спор напрямую касался приходской православной церкви Бориса и Глеба. Из донесения благочинного церквей Коломны к уже упоминавшемуся епископу Афанасию видно, что после ремонта Борисоглебского храма, который совершался на деньги Ильи Акимовича, некоторые иконы оказались написаны по старообрядческим канонам. Духовные власти в итоге велели исправить иконы: зарисовать благословляющие десницы святых, где они были сложены по старому канону – двуперстием. Возможно, дед Лажечникова Илья Акимович относился к скрытым раскольникам: официально числился среди прихожан Борисоглебской церкви, но при этом не исповедовался и не причащался в ней. О подобной двойственной религиозной практике упоминал и сам писатель Лажечников: «Большой начетчик священного писания и между тем большой любитель металла, который поэты называют презренным… Странный человек! Священное писание твердо знает, богомолен, строго исполняет посты, в церковь ходит, а у священника на исповеди и у святого причастия не бывает».

Последним настоятелем Борисоглебской церкви перед закрытием в советские годы был отец Илья Остроумов, награжденный в 1905 году орденом св. Анны 3-й степени за 25-летние труды по народному образованию. Его сын Александр впоследствии стал епископом Пермским и Соликамским, получив в иночестве новое имя Товия. В начале XX века Борисоглебский храм посещал Фёдор Шаляпин, которому нравилась акустика храма. Во время Великой Отечественной войны в церкви в Запрудной слободе оборудовали в цех по ремонту танков. В полу была вырыта глубокая яма, а в стене пробит проем для проезда бронетехники.

К началу 1990-х годов Борисоглебская церковь оказалась полностью заброшена, колокольня и четыре боковые главы были разрушены, а настенные росписи – замазаны. Лишь в 1995 году, местные власти храм вернули верующим, и началось его возрождение. 13 мая 2007 года на купола Борисоглебского храма были водружены позолоченные кресты. Позже в приделе Захарии и Елисаветы был установлен двухъярусный резной иконостас. Осенью этого же года в церкви Бориса и Глеба стали проводить службы. В 2011—2016 годах московские художники-иконописцы Лазарев Дмитрий Юрьевич, Охотин Константин Витальевич и архитектор-реставратор Орловский Станислав Петрович провели реставрационные работы Борисоглебской церкви и расписали интерьеры верхнего и нижнего храмов. Более 10 лет шло восстановление самого храма, и в 2007 году внешние работы на старинной церкви бывшей Запрудной слободы Коломны были окончены. Затем начались внутренние работы по росписям интерьера храма. В 2016 году в церковь Бориса и Глеба вернулось прежнее благолепие.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Запрудная слобода Коломны и её церковь



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.