Нынешний Успенский собор Коломенского кремля не столь уж древен, его построили во второй половине ХVII века. Но рассказ о нём имеет смысл начать с основания его предшественника - Успенского собора, заложенного князем Дмитрием Донским. Согласно актуальной версии, князь Дмитрий Иванович заложил Успенский собор в Коломне после первой серьёзной победы русского войска над золотоордынцами. То была битва при реке Воже (1378), имевшая серьёзное влияние на дальнейшее развитие событий. Битва развеяла миф о непобедимости татарской конницы и укрепила решимость русских ратников. Спустя несколько месяцев, в 1379 году, в Коломне начали строить каменный Успенский собор. В 1380 году, когда войска под предводительством Дмитрия Донского уже готовились выступить к месту Куликовской битвы, своды недостроенной соборной церкви обрушились. Естественно было счесть это недобрым предзнаменованием. Но князь продемонстрировал силу духа и, отслужив молебен, приказал отправляться в поход. Достраивали храм уже после победоносного возвращения русского войска. Существует также версия, что Успенский собор Дмитрий Донской заложил уже после возвращения с Куликова поля, а упоминаемая в летописях "новая каменная церковь" обрушившаяся в 1380 году, есть некая другая церковь. Вряд ли это так. Каменное строительство было для тех времён занятием слишком многодельным, чтобы в Коломенском кремле почти одновременно строилось несколько каменных храмов. И неупоминание в летописи названия церкви (говорится просто, что "новая") служит косвенным доказательством её единственности. То есть новая церковь в Коломне была одна, и летописец не имел нужды в её дополнительном обозначении.
Первый исследователь памятника Н. Н. Воронин в процессе археологических изысканий выявил внутри стен существующего собора фундаменты здания - предшественника и отнёс их к ХIV столетию. В 1960-х годах Б. Л. Альтшуллер стал развивать гипотезу, выдвинутую Ворониным, что белокаменный собо Дмитрия Донского не дожил до описи 1578 года, тем более до посещения Коломны в 1654 году Павлом Алеппским. По его мнению, в начале ХVI века древнее здание было капитально перестроено, а существующий собор - не второе, а третье каменное здание на этом месте. На эту мысль Альтшуллера навело изучение нижних частей стен собора кон. ХVII столетия, сложенных из материала разборки какого-то белокаменного здания - предположительно Успенского собора. Квадры этих стен размерами и фактурой напоминают облицовочные блоки зданий кон. ХV-нач. ХVI веков. О существовании в древней Коломне соборной церкви - предщественницы Успенского собора косвенно говорит факт венчания здесь в 1366 году Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской. О местоположении первой соборной церкви города сейчас можно только гадать. Теоретически, она вполне могла находиться на месте Успенского храма, однако данные археологии не дают сегодня ясного ответа на этот вопрос. Тем не менее, для своей эпохи коломенский Успенский собор представлял собой весьма грандиозное сооружение. Проведённые исследования показывают, что он был гораздо масштабнее современных ему московских храмов и ориентировался в большей степени на Успенский собор Владимира. Очевидно, Дмитрий Донской придавал немаловажное значение подобной преемственности. Собор имел шесть столпов (тогда как тогдашний Успенский собор Московского Кремля - всего четыре, высокий подклет и три главы на "горке" кокошников. В 1392 году его расписали фресками. В летописи сказано: "Подписана бысть на Коломне церковь каменная соборная Успенья, юже созда князь великий Дмитрий Иванович дотоле еще за 10 лет". Вполне возможно, что в работе над фресками Успенского собора принимал участие Феофан Грек.
Сохранился драгоценный для нас рассказ Павла Алеппского об убранстве древнего Успенского собора. Рассказчик посетил Московское государство в середине ХVII века, когда древний храм доживал свои последние годы. Вот что писал он: "Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трёх сторон, соответственно к трем ее дверям. Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны - работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах - позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два - над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви. Один из них во имя св. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стёклами... Крыша... походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырёх стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше - кругом купола - очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этой церковью много склепов и подвалов. Над нартексом есть ещё ярус, где помещается казнохранилище епископа..." Стоит упомянуть, что в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.
Увы, в 1672 году Успенский собор, построенный при Дмитрии Донском, разобрали. Причиной была выставлена ветхость. Но, возможно, коломенскому архирею (им тогда был епископ Иосиф, вскоре смещённый с кафедры по обвинению в жестокости к подчинённым, а затем покаявшийся и после смерти прославившийся чудотворениями) существующий соборный храм просто казался уже недостаточно торжественным. Благоговейного трепета перед старинными камнями тогда никто не испытывал, и, таким образом, ничто не мешало коломенскому владыке построить новый собор, сообразный с его представлениями о благолепии. Строительство длилось около десяти лет; епископ Иосиф его завершения, к сожалению, не увидел. Освящали собор при епископе Никите, выходце из Кирилло-Белозёрского монастыря (он кстати, был духовником Патриарха Никона, когда тот находился в северной ссылке). При нём же возвели и шатровую колокольню, сохранившуюся по сей день. Успенская шатровая колокольня была построена в 1692 году. Колокольня покоится на фундаменте церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о "гощении" в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Некогда звонница украшалась башенными часами и набором колоколов, самый большой из которых "Мещаниновский" весил 800 пудов (12800 кг) был назван так по фамилии Ивана Тимофеевича Мещанинова, на чьи средства он был приобретён и поднят на соборную колокольню. Сейчас на колокольне находятся колокола, самый большой из которых "Пимен", поднят в 1990-х годах, весит 400 пудов (6400 кг).
Собор строился с 1672-1682 гг. по образцу Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде мастером Мелентием Алексеевым "с товарищи". Стоит сказать, что при постройке новый собор имел деревянную кровлю "о четырнадцати фронтонах" (каждое прясло было покрыто на два ската), и лишь после пожара 1739 года это своеобразное покрытие заменили обычной четырёхскатной железной крышей. Тогда же разобрали и хоры, существовавшие изначально. Но лестница, ведшая на них (она устроена прямо в толще стены), осталась. В начале 1770-х годов в соборе установили резной пятиярусный иконостас, сохранившийся до наших дней. Причт храма в последней трети ХVIII века составили: настоятель протоирей Григорий Иванов, ключарь иерей Петр Васильев, иерей Филипп Григорьев, два диакона, два псаломщика и два пономаря. Певчих было восемнадцать человек. В 1799 году Коломенскую епархию упразднили, к немалой горести жителей города. Её перевели в Тулу, куда перевели и архирейский дом. Последний коломенский епископ Мефодий (Смирнов) вывез из собора множество древней утвари, включая великокняжеские и царские вклады.
В 1802 году была изменена форма глав. Была сбита аркатура на барабанах и наличники окон (этот декор был восстановлен в ходе реставрационных работ 1958-1963 гг). Гроза 1812 года обошла Коломну стороной, правда, зта "сторона" находилась весьма близко, враг стоял в соседних Бронницах, ждали, что он вот-вот займёт и Коломну. Следующие сто лет Успенский собор пережил без каких-либо потрясений. В 1880 году в соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1904 году в нём совершил литургию св. Иоанн Кронштадтский. После богослужения о. Иоанн возглавил крестный ход, в котором участвовала едва ли не вся Коломна. В 1913 году в Успенском соборе служил настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плиханков), прославленный ныне в сонме Оптинских старцев. Словом, жизнь шла обыкновенным образом вплоть до прихода к власти большевиков.
В 1929 году, после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого), Успенский собор окончательно закрыли. Убранство его подверглось разграблению, равно как и могилы архиреев, погребённых в нём. Началась эпоха запустения. В 1958-1963 гг была проведена косметическая реставрация памятника. Трудно себе представить, что ещё в 1970-е годы заброшенное здание собора, обросшее со всех сторон бурьяном, горделиво стояло в историческом и священном центре Коломенского кремля. В 1989 году Успенский собор возвратили верующим. Вокруг храма сложилась приходская община, постепенно началось его восстановление. Оно продлилось десять лет. После реставрации, в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятили Свято-Успенский собор.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №37, 2013 г.