ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тюмень. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной.


Тюмень. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Успения Пресвятой Богородицы, Спаса Преображения, Антония и Феодосия Печерских
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1708 и 1715.
Архитектор:Р.Б. Лещинский, М. Максимов, Н.А. Солодовникова (Шутова) – реставрация
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10

Координаты: 57.169891, 65.512956





Сортировка:

Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Вид с запада, от дома настоятеля<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Вид с запада, от дома настоятеля
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Вид с юго-востока<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Вид с юго-востока
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Altaets
22 апреля 2019
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Altaets
22 апреля 2019
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Altaets
22 апреля 2019
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Вид с колокольни.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Вид с колокольни.
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Anna Kudryavtseva
19 июня 2015
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Сергей Матюхин
22 сентября 2014
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
10 мая 2013
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Т.
8 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Главный вход, икона свт. Троицы<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Главный вход, икона свт. Троицы
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
oldboy
24 августа 2018
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
18 декабря 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Tulup72
30 сентября 2014
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Купола собора<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Купола собора
Дронов Михаил Иванович
19 января 2007
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Антония и Феодосия Печерских (на хорах). Роспись свода<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Антония и Феодосия Печерских (на хорах). Роспись свода
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Антония и Феодосия Печерских (на хорах). Росписи стен<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Антония и Феодосия Печерских (на хорах). Росписи стен
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Успения Пресвятой Богородицы (северный, 1 этаж)<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Успения Пресвятой Богородицы (северный, 1 этаж)
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Успения Пресвятой Богородицы (северный, 1 этаж)<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Успения Пресвятой Богородицы (северный, 1 этаж)
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Интерьер центральной части, вид с хоров придела Антония и Феодосия Печерских<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Интерьер центральной части, вид с хоров придела Антония и Феодосия Печерских
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Интерьер центральной части, восстановленные старинные росписи южной стены<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Интерьер центральной части, восстановленные старинные росписи южной стены
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Интерьер центральной части, восстановленные старинные росписи северной стены<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Интерьер центральной части, восстановленные старинные росписи северной стены
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Интерьер Троицкого придела, вид от входа в собор<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Интерьер Троицкого придела, вид от входа в собор
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Роспись свода, «Саваоф» и верхние ярусы главного иконостаса<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Роспись свода, «Саваоф» и верхние ярусы главного иконостаса
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Спаса Преображения (северный, на хорах)<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Спаса Преображения (северный, на хорах)
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Спаса Преображения (северный, на хорах)<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Спаса Преображения (северный, на хорах)
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Алтарь<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Алтарь
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Росписи потолка<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Росписи потолка
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Западная стена - композиция «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов»<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Придел Спаса Преображения (северный, на хорах). Западная стена - композиция «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов»
Елена Григорьева
7 августа 2023
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Северный Успенский предел.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Северный Успенский предел.
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Алтарь собора<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Алтарь собора
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Сохранившиеся росписи северной стены.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Сохранившиеся росписи северной стены.
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Сохранившиеся росписи южной стены.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Сохранившиеся росписи южной стены.
Хоршев Николай
7 ноября 2017
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Ole Lukoye
8 мая 2012
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Частная коллекция. Фото 1970-х годов<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Частная коллекция. Фото 1970-х годов
Михаил Мещанинов
10 августа 1972
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, С. М. Прокудин-Горский. Могила митрополита [Филофея], 1912 год. Могила находилась на паперти при входе в собор, фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1693<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
С. М. Прокудин-Горский. Могила митрополита [Филофея], 1912 год. Могила находилась на паперти при входе в собор, фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1693
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
6 мая 1912
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, 1900-е. г.г. ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
1900-е. г.г. ГНИМА им. А.В. Щусева
Елена Григорьева
1 июня 1900
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Вид с северной стороны. Фото конца XIX века<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Вид с северной стороны. Фото конца XIX века
Сергей Ковров
1 июля 1895
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Фото В.Ф. Соколова, 1895-1897 г.г.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Фото В.Ф. Соколова, 1895-1897 г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1895
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Источник Дубовская Е.М. «Незабытая Тюмень. Альбом фотографических видов города и увлекательных историй XIX-XX в.в.», г. Тюмень<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Источник Дубовская Е.М. «Незабытая Тюмень. Альбом фотографических видов города и увлекательных историй XIX-XX в.в.», г. Тюмень
Елена Григорьева
1 июня 1890
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Фото 2-ой половины XIX века<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Фото 2-ой половины XIX века
Сергей Ковров
1 мая 1881
Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Иконостас верхнего - Преображенского придела. Фото В.Ф. Соколова, 1880-ые г.г.<br>, Тюмень, Тюмень, город, Тюменская область
Иконостас верхнего - Преображенского придела. Фото В.Ф. Соколова, 1880-ые г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анна Окунева
 
Анна Окунева  14 декабря 2015

Тюменский мужской монастырь основан как Преображенский по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году монахом Казанской Раифской пустыни Нифонтом на краю Ямской слободы Тюмени, на крутом берегу реки Туры. В 1622 году была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь, которая сгорела во время большого пожара. Поначалу монастырь не имел угодий. Первые насельники обрабатывали жертвуемые монастырю земли и этим питались. Только в 1659 году во владение обители поступили рыбные угодья по реке Туре, озеро Щучье, сенные покосы и пахотные земли, а в 1662 году указом царя Алексея Михайловича все эти владения закреплены за монастырем.

Назначенный на Тобольскую кафедру в 1702 году митрополит Филофей (Лещинский) стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников.

К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - собора Живоначальной Троицы и храма Зосимы и Савватия, переименованного позже в церковь Сорока мучеников. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни церкви Петра и Павла.

В 1739 году были сооружены двухэтажные настоятельские покои в одной связи с оградой, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

В 1842 году от пожара в монастыре пострадали Петропавловская церковь и колокольня. В 1851-62 гг. при архимандрите Владимире на средства благотворителей Петропавловская церковь с колокольней была восстановлена, убранство Троицкого собора было значительно обновлено. Деятельное участие в исправлении и обновлении храмов обители принимал священник тюремной церкви Стефан Баженов.

При архимандрите Филарете (Кожевникове) на месте келии митрополита Филофея (Лещинского) была построена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери; возобновлена совершенно запущенная, остававшаяся в таком состоянии более полувека, церковь во имя 40 мучеников; приведен в благолепие Троицкий собор; на могиле митрополита Филофея устроен надгробный памятник с соотвествующей надписью и изображением святителя, заведен обычай совершения в день его памяти торжественной панихиды. Для ограждения этого памятника от атмосферных влияний с западной стороны во всю ширину летней и зимней церквей была устроена огромная паперть в виде галлереи со стеклами.

По завещанию свт. Филофея в штате монастыря предусматривалось "священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послушников – по чину". Однако фактически насельников было всегда значительно меньше. По штату не позднее 1913 года при монастыре было положено 12 монашествующих. При монастыре действовала церковно-приходская филофеевская школа.

Монастырь был закрыт в январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года. В этом же году управляющий монастыря епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) был привлечен к суду за "сокрытие ценностей Тюменского монастыря" и приговорён к 7 годам лишения свободы. В декабре 1929 года монастырь был передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. В сентябре 1941 года передан КЭЧ Тюменского гарнизона, в апреле этого же года было принято решение о постройке водоочистительной станции. В феврале 1946 года было принято решение о разрушении монастыря, но в мае 1947 года Постановление СМ РСФСР № 389 он был включен в список памятников архитектуры, и в 1950 году запланировано проведение капитального ремонта монастырского комплекса.

В апреле 1960 года вышло Распоряжение облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято-Троицкого монастыря. С конца 1980-х годов в монастыре располагались реставрационные мастерские.

22 февраля 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в Троицком монастыре. Поскольку сам монастырь еще не был передан епархии, к обители был приписан Тюменский Крестовоздвиженский храм, с которого, собственно, и началось восстановление самого монастыря и духовной школы при нем. 11 декабря 1996 года состоялась передача в аренду Тобольской епархии Троицкого собора, монастырского корпуса и здания воскресной школы.

В 1997 году при монастыре открыто духовное училище, в 2006 году напротив монастыря выстроен новый учебный корпус училища, действует воскресная школа. 27 июля 2007 года в сквере монастыря был открыт памятник свт. Филофею (Лещинскому).

На месте уничтоженых в советское время церкви Сорока мучеников и церкви в честь Боголюбской иконы Божьей Матери находится здание Горводоканала.

Источник: http://drevo-info.ru/articles/25654.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 июля 2017

Свято-Троицкий собор - первый из каменных храмов Тюменского мужского монастыря. Его строительство велось с 1708 года под руководством каменных дел мастера Матвея Максимова и при непосредственном участии самого Филофея Лещинского. Освящение Троицкой церкви состоялось 3 июня 1715 года. Основной объём собора имеет в плане размеры 22 х 18,5 м. Высота вместе с крестом - 43,2 м. Иконы в Троицком соборе по заказу Филофея были написаны киево-печёрскими иконописцами в 1710-1720-х гг. (не сохранились). По своему облику собор напоминает украинские церкви, в особенности Свято-Духовской собор собор в городе Ромны Сумской области, и это не случайно. Филофей, будучи родом из Малороссии, много сделал для закрепления и развития украинских традиций в Сибири, и в частности в Тюмени. При этом украинскую традицию он видел в единстве с русской. В частности, храмы, которые он строил, были призваны своим внешним и внутренним обликом олицетворять это единство. Сам Филофей Лещинский согласно завещанию был похоронен возле западного входа в Троицкий собор. "Дабы мимоходящие, - говорилось в завещании - попирали прах мой ногами". В 1850-х годах после ремонта собора его стены украсились живописью, которая частично сохранилась до наших дней. К этой монументальной работе был привлечен Винокуров - профессиональный художник, прошедший курс в Петербургской академии художеств. Росписи интерьера представляют редкий в регионе сохранившийся образец русской монументальной живописи исторического (библейского) жанра ХIХ века, созданной в характерной акдемической манере. За алтарём Троицкого собора находилось кладбище для братии монастыря и благотворителей обители.

В августе 1922 года была развёрнута кампания по изъятию церковных ценностей. В результате храмы монастыря, а Троицкий собор в частности, были лишены самых лучших и наиболее ценных предметов церковной утвари. По городу поползли слухи о приведении в виде монаха в белых одеждах, бродящем по ночам вокруг церквей закрытого в январе 1923 года монастыря. Говорили, что это не кто иной, как святитель Филофей, мощи которого покоились в монастыре. Чтобы положить конец слухам, епархиальное управление ходатайствовало перед губисполкомом о перенесении мощей Филофея в Георгиевскую церковь, где священнослужителем был обновленец Владимир Марсов. Ночью тайно вскрыли захоронение схимонаха и рано утром перенесли мощи. С этой поры мощи основателя монастыря митрополита Филофея утеряны (найден и демонстрируется в музее лишь фрагмент его надгробной плиты). Было разорено и монастырское кладбище. В 1924 монастырские здания как памятник зодчества были переданы городскому музейному отделу "Главнауки", в них расположился местный музей атеизма. С началом Великой Отечественной войны Троицкий монастырь был передан коммунально-эксплуатационной части (КЭЧ) военного гарнизона Тюмени.

В 1947 году вышло постановление СМ РСФСР "Об охране памятников архитектуры". К ним были отнесены Тобольский Кремль и Тюменский Троицкий монастырь. Но в тоже время облсовет принял решение о постройке на территории Троицкого монастыря водоочистной станции (которая и по сей день остаётся на территории обители). В декабре 1996 года Свято-Троицкий монастырь был передан Тобольско-Тюменской епархии. Священный синод Русской православной церкви благословил возрождение монашеской жизни в Свято-Троицком мужском монастыре. В возрождённом Троицком соборе 15 июня 2003 года прошло первое богослужение. В настоящее время трудами монашествующей братии, трудников, прихожан и паломников Троицкий собор полностью восстановлен.

Из материала путеводителя из серии ПТИ ФЮТЕ "Тюменская область". - М., ЗАО Авангард, 2005 г.


Сергей Ковров   10 февраля 2018

Троицкий собор (1708-1715)

К началу XVIII века Свято-Троицкий (Преображенский) монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей решил привести ее в благоустройство и великолепие. Поскольку ссыльных людей в Тюмени было немного, особенно каменщиков (6 человек, 4 из которых занимались строительством Благовещенского собора), то к строительству церкви вскоре стали привлекать местных жителей.

Указом от 12 июня 1709 года император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, который распорядился отправить строить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось также кузнецами и плотниками.

На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 году митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Свято-Троицкий монастырь. До прибытия 14 августа 1711 года митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из монастыря. Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось. В процессе строительства собора названия Престолов, их расположение претерпевали некоторые изменения, но центральная часть, Троицкая, осталась такой, какой задумал ее святитель Филофей.

В 1715 году собор был построен, и схимонах Феодор просил у правящего архиерея, святителя Иоанна, благословенной грамоты на его освящение. Вскоре эта грамота была получена: «Великий господин преосвященнейший Иоанн, Божиею милостию митрополит Тобольский и всея Сибири преосвященному архиерею, схимонаху Феодору радоватися о Господе. В нынешнем 115 году в июня в 3 день нажелание преосвященства вашего мы великий господин позволяем в Тюмени при Спасове монастыре, новопостроенную каменную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы посланным от нас освященным антиминсом посвятить паствы вашея архимандриту или игумену, из которой обители преосвященство ваше призвать изволит, с прочими града Тюмени с протопопы и со священники соборне, по приданию святыя апостольския восточныя Церкви малым освящением. И по сей нашей благословенной архиерейской грамоте, преосвященству вашему о посвящении тоя церкве по вышеписанному велеть исполняти невозбранно. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященнейший Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири велел печать свою приложить».

Троицкий собор был освящен 3/16 июня 1715 года. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм был украшен великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий – в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый – на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый, «южный» - в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.

Внутреннее убранство собора поражало своей красотой: храм был очень светлым, что в основном не свойственно древним храмам, обычно погруженным в полный мрак. Великолепный пятиярусный резной иконостас блистал позолотой и яркостью красок. Все иконы в храме были написаны мастерами-монахами, вызванными святителем Филофеем из Киева. Первый иконостас Троицкого собора просуществовал полтора столетия. Не менее красивым был и иконостас Преображенского придела, сохранившийся до 1920-х годов. Верхняя часть иконостаса над Царскими вратами изображала Евангельскую историю Преображения Господня. О том, кто и когда расписывал стены собора, данных не сохранились.

Свято-Троицкий собор был закрыт 11 августа 1923 года. Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Свято-Троицкого монастыря не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе. На заявления уполномоченных общины о проведении богослужения в Троицком соборе и передачи ее в пользование предметов церковной утвари последовал отказ краевого административного отдела. После 1927 года новых попыток восстановить молитвенную жизнь в обители не предпринималось.

На заседании Священного Синода 22 февраля 1995 года было принято решение о возрождении Свято-Троицкого монастыря. 2 сентября 1995 года Троицкий собор посетили епископ Василий (Родзянко) (+1999) и епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Епископ Василий выразил огромную уверенность, что Троицкий собор еще возродится в своем былом великолепии. 7 марта 1996 года экспертная комиссия составила акт обследования состояния Троицкого собора для установления необходимых ремонтно-реставрационных работ. По заключении комиссия сделала вывод, что работа предстоит большая, чтобы привести собор в надлежащий вид.

10 декабря 1996 года Троицкий собор был передан Тобольско-Тюменской епархии. Первое богослужение в Успенском приделе Троицкого собора было совершено 28 августа 2001 года. С этого дня в приделе стали совершаться регулярные богослужения.

16 ноября 2001 года губернатор Тюменской области С.С. Собянин посетил Троицкий собор, выразив озабоченность состоянием уникального памятника, обещал всестороннюю помощь в деле восстановления собора. После праздника Рождества Христова в 2002 году начались работы в главном приделе собора. 29 ноября 2002 года начался монтаж иконостаса собора. 17 марта 2003 года начались работы по установке иконостаса.

15 июня 2003 года первое после 80-летнего перерыва богослужение в Троицком соборе совершил архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий. 28 ноября 2005 года были установлены новые позолоченные купола на главы собора, покрытых нитридом титана.

В феврале 2014 года собор был закрыт на капитальную реставрацию.

http://troica-tyumen.cerkov.ru/troickij-sobor-1708-1715/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2023

В декабре 2020 г. в Троицком соборе закончена реставрация живописи. В сравнении с рядом стоящей церковью Петра и Павла он кажется огромным. Входишь в собор и сразу отмечаешь его самобытность. Такой стиль росписи встречается довольно редко. На южной стене изображены сюжеты из жизни Иисуса Христа. На противоположной — ветхозаветная тематика: истории, связанные с Моисеем и Авраамом, другими праведниками. Как рассказал заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников, в центральной части собора сохранилось более 80 процентов росписей. Утрачены лишь части орнаментов.

– Ясно читается авторский замысел и основные концептуальные доминанты. Во всей полноте виден развитый самобытный стиль иконописца, – рассказывает древлехранитель.

Реставраторы сделали предположение, что изначально храм был расписан полностью, включая Успенский и Преображенский приделы.

– Стены в приделах были под толстым слоем поздней штукатурки. В ходе работ в алтаре Преображенского придела под ней нашли изображение Спаса Эммануила в Евхаристической чаше. Композиция редкая, и обнаружить ее было приятно. Находка подтвердила догадку о том, что живописью изначально был украшен весь собор, но потом фрески сбили , - добавляет иерей.

По словам древлехранителя, основная задача реставрации состояла в том, чтобы сохранить авторскую концепцию живописи. В основном объеме храма художники добавляли композиции лишь к тем изображениям, где ясно прослеживался библейский сюжет. К примеру, в алтаре: Рождество Христово, Святители-литургисты, Ангельские чины. А вот полностью новописаны Преображенский и Успенский приделы собора.

Рассмотреть новописаную живопись детально прихожане не смогут только в алтарях. Часть фресок будет видна в Преображенском приделе храма на втором этаже. Он будет молитвенно-образовательным. Там расположится монашеский домовой храм или воскресная школа. В нижнем регистре на южной стене реставраторов порадовала вторая находка. Это надписи. Возможно, фамилии живописцев. Слова читаются плохо, поэтому над расшифровкой текста сейчас работают ученые. Они проведут исторические аналогии и, возможно, определят имена иконописцев.

– Есть предание, но не точное, что в 19 веке в Троицком монастыре трудилась артель тобольского иконописца Пленина. Существуют его подписные иконы, по стилю они схожи с фресками Троицкого собора, – рассказал иерей Виталий Ведерников. Он отметил, что период росписи собора растянулся с конца 18 века до первой четверти 19-го. Сейчас исследователи изучают концепцию живописи. Ведется поиск авторов, определяется стилистика, время создания фресок.

Для ученых живопись собора интересна и тем, что она не канонична. Яркий тому пример – Бог Саваоф в образе старца. По канонам Бога-отца не писали, это не благословляется. Ведь его никто не видел, и неизвестно, как он выглядит. А в Троицком соборе Саваоф дважды изображен как старец: на куполе и на горнем месте в образе новозаветной Троицы.

Заведующий тобольской иконописной школой рассказал, что работы в храме вели две артели. Реставраторы сохраняли и восстанавливали утраченные части, а художники-иконописцы расписывали Успенский и Преображенский приделы, жертвенник и дьяконник алтаря.

В основной, древней части храма, на хорах и под хорами точно соблюдали авторский стиль. Даже новописанные комплексы выполняли в таком же темном колорите. Чтобы разбавить коричневый и охристый цвет, в Успенском приделе его высветлили. По нимбам святых нанесли золото. В целом Успенский придел вышел более светлым и легким.

Все художественно-реставрационные работы в Троицком соборе проходили под руководством специалистов Тобольско-Тюменской митрополии и преподавателей иконописной школы при Тобольской духовной семинарии. Так как Тобольский собор - значимый объект, его не могли доверить специалистам среднего уровня. Над ним работали реставраторы первой и второй категории, в том числе приглашенные из Центральной России.

Отметим, что комплекс Троицкого монастыря сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Как памятник культуры он охраняется государством. Для православных же монастырь интересен прежде всего тем, что это детище миссионера, святителя Сибири Филофея Лещинского, который занимался и строительством монастыря, и прожил там последние дни своей жизни.

«Тайны Троицкого собора в Тюмени разгадают ученые», «Тюменская область сегодня», http://tumentoday.ru/2020/12/11/zagadki-tyumenskogo-troickogo-sobora-razgadayut-uchenye/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 марта 2024

7 июня 2020 г. в Тюменском Свято-Троицком монастыре прошло торжественное богослужение, посвященное празднику Святой Троицы. Его возглавил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Из-за ограничений, связанных с эпидобстановкой, крестный ход, который традиционно организуют в этот день в столице региона, решено было не проводить. Праздничная служба состоялась в храме Петра и Павла, входящем в архитектурный ансамбль монастыря. Главный собор – Троицкий с осени 2019 г. закрыт на реставрацию. Средства на её проведение выделило правительство региона. Несколько месяцев художники работали над внутренним убранством храма. Уже скоро тюменцы и гости города увидят новый образ собора.

Проект реставрации Свято-Троицкого собора – сердца тюменского монастыря начали разрабатывать ещё в 2018 г. В сентябре 2019 г. храм одели в строительные леса. Реконструкцию доверили специалистам ООО «Тобольский кремль». Под высокими сводами начали трудиться реставраторы и иконописцы. К масштабной работе на разных технологических этапах было привлечено до 20 реставраторов и примерно столько же художников и иконописцев.

Руководителем проекта выступил заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников. Под его руководством специалистам предстояло отреставрировать и расписать 4 придела (части) собора. Он рассказал об особенностях работы в одном из крупнейших храмов Сибири. Итак, центральный придел монастырского собора назван в честь Святой Троицы. Рядом с ним северный придел, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Два остальных мало известны тюменцам, они находятся на втором этаже: Преображения Господня и Святых преподобных Антония и Феодосия Печерских (на хорах).

Троицкий собор известен тем, что здесь не утрачена первоначальная авторская живопись рубежа 18-19 века (скорее всего первое десятилетие 19 в.). До момента реставрации, считалось, что роспись сохранилась только в центральной части храма, но во время нынешних работ выяснилось, что это не так.

«В центральном приделе авторская живопись сохранилась в большом количестве, – рассказал художественный руководитель проекта, священник Виталий Ведерников. – Не утрачены главные смысловые акценты, за исключением некоторых. Мы имеем фактически читабельное повествовательное полотно, там, где раскрывается общий концептуальный замысел росписи всего собора. Это сюжеты из Ветхого Завета, из Нового завета, иконописные изображения об исцелении Иисусом Христом больных, о подвижниках, которые трудились благодаря евангельской проповеди уже после распятия Спасителя. В алтаре также сохранилось несколько композиций – Рождество Христово, Святители–литургисты, Ангельские чины. Здесь мы отреставрировали имеющиеся росписи, а также по-новому расписали дьяконник и жертвенник (особые части алтаря). В жертвеннике раскрыта тема страданий и Крестного пути Иисуса Христа, а в дьяконнике изображена жизнь и проповедь Святого Иоанна Предтечи». В центральной части собора, который славится своим величием, масштабом, перед художниками стояла задача развить авторский замысел, реконструировать его, им надо было оформить придел в том русле, которое было задано старыми мастерами.

В центральной части собора, который славится своим величием, масштабом, перед художниками стояла задача развить авторский замысел, реконструировать его, им надо было оформить придел в том русле, которое было задано старыми мастерами.

Специалисты занимались не только реконструкцией сохранившихся росписей, но и восстановлением тех участков, которые были полностью утрачены. Работали художники в технике традиционного академического письма, все изображения выполнены маслом. Во время реставрации впервые старинный фрагмент живописи был обнаружен в верхнем, Преображенском приделе.

«Когда мы приступили к работе, мы думали, что в Преображенском приделе ничего не сохранилось, но последние реставрационные работы позволили найти фрагмент старинной живописи (конца 18 – начала 19 века), – рассказал отец Виталий. – В алтаре Преображенского придела, в маленькой нише, изображен Спас Эммануил (младенец Христос) в Евхаристической Чаше. Само по себе изображение редкое, да еще и найденное под многочисленными слоями поздней штукатурки. Реставраторам дали задание сделать контрольные участки, они их сделали и обнаружили фрагменты живописи. Мы увидели, что композиция хоть и сильно повреждена, но она читабельна, и её можно реконструировать».

Но, к сожалению, прихожане восстановленное изображение не увидят во время молитвы, оно расположено за иконостасом, на Горнем месте – там во время богослужений находятся только священники и их помощники.
Преображенский придел воспринимается как новая страница в истории собора. Он не похож на сдержанный, аскетичный стиль центральной части. По словам отца Виталия, здесь художники оттолкнулись от самой темы Преображения Господня. А она – праздничная, яркая. Перед иконописцами стояла задача передать неземной фаворский свет, в котором предстал, согласно Евангелию, преображенный Спаситель.

«Сам Фаворский свет в символике русского иконописания передается через золото, через узоры, через вещественную красоту. Сияние нетварных божественных энергий мы показали с помощью сусального золота. Мы разбили пространство на сектора и поместили изображения в рамы, что отличается от «коврового» стиля, когда одна композиция переходит в другую. Также мы изобразили сюжеты из земной жизни Иисуса Христа и образы сибирских Святителей и Святых, чтобы отразить идею о Христовой проповеди на сибирской земле. Здесь написаны Святители Софроний и Иннокентий (Иркутские), Макарий (Алтайский), Севастьян (Карагандинский), Филофей (Лещинский), Варлаам, Антоний, Гермоген…Самое большое яркое полотно на этой стене мы посвятили композиции, которая называется «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов», – рассказал руководитель проекта.

Иконописцы и художники работают по артельному принципу. Кто-то расписывает лики, кто-то специалист по одеяниям... В процессе работы проект корректировали, «храм сам рождает какие-то изменения», отметил отец Виталий.
«Одно дело на бумаге, другое – когда идет процесс работы. Например, идея акцентировать внимание на сибирских святых возникла уже в процессе работы. Также появились пожелания со стороны монастыря. И в нижнем Успенском приделе, мы сделали акцент на святых, которые являются учителями монашества», – добавил он.

Есть идея – все работы, сделанные иконописцами в храме, сфотографировать и выпустить качественный современный фотоальбом с комментариями специалистов. Тогда тюменцы и гости города смогут подробно познакомиться с живописью уникального Троицкого собора. Можно будет изучить композиционные и смысловые особенности. Ведь многие работы находятся очень высоко, под сводами церкви, их сложно рассмотреть, а они интересны и имеют свои индивидуальные особенности.

Завершить работы мастера планируют в течение месяца. По проекту собор должен быть отреставрирован уже к 1 июля 2020 г.

06.06.2020 Елена Кухальская, PARK72.RU, park72.ru/tyumen-attracts/216326/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.