Тюмень стала первым русским городом, основанным за Уралом. По летописному свидетельству, в июне 1586 года воеводы Василий Иванович Сукин и Иван Никитич Мясной "по государеву царёву и великого князя Феодора Ивановича всея Руси указу приидоша с Руси... и поставиша на реке Туре град Тюмень, иже прежде бысть град Чимги..." Правда, уже спустя четыре года Тюмень перешла в подчинение основанному годом позже её Тобольску и в этом подчинённом статусе оставалась на протяжении столетий, хотя уже к концу ХIХ века обошла сибирский "стольный" град практически по всем показателям, включая численность населения и уровень промышленного развития.
Тюмень по прежнему была безнадёжно деревянной; лишь в 1700-х годах в ней появилось первое каменное здание (точнее второе; первым стали непритязательные каменные амбары, построенные чуть раньше) - Благовещенская церковь. Далее очередь дошла до Троицкого монастыря, а потом каменное строительство снова заглохло - до 1760-х годов. Известно, что у каменного Знаменского храма было два деревянных предшественника. Датировка первого из них до сих пор вызывает споры. Ряд косвенных свидетельств указывает на 1624 год, но документальных подтверждений тому нет. Вторая возможная дата - 1659 год; она значится на чудом сохранившемся кресте, принадлежавшем Знаменской церкви. Этот деревянный храм сгорел в самом конце ХVII века. Сменившая его, тоже деревянная, церковь простояла до 1766 года - летом того года страшный пожар уничтожил всю Тюмень, и Знаменский храм не избежал гибели в огне. В 1768 году на пепелище была заложена каменная Знаменская церковь, её строили уже в контексте новой концепции развития Тюмени; другими словами, рождение каменной Знаменской церкви совпало с рождением той Тюмени, которую мы сегодня знаем. Храм предполагалось возвести холодным, однако для богослужений, в зимнее время решили заложить тёплый "престол в трапезе о полуденную сторону" во имя святителя Иоанна Златоуста, на что в 1769 году последовало благословение епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). В 1775 году Иоаннов придел освятили, но работы в основном храме затянулись.
Церковь строилась на приходские деньги, всего на неё оказалось потрачено 10 000 рублей (очень большая сумма по тогдашним меркам), средств то и дело не хватало, и строительство (равно как и труды оформителей) приходилось замораживать. В ежегодных клировых ведомостях Знаменского храма начиная с 1841 года датой окончания строительства называется 1786 год, однако официально главный престол освятили гораздо позже - 9 сентября 1801 года. Вместе с тем богослужения в храме совершались и раньше: так, согласно высочайшему указу 13 октября 1797 года, священника Знаменской церкви г. Тюмени Гавриила Лунина за отсутствие "за леностью" на службе в высокоторжественные дни определили в монастырь в "труды на три месяца". Возможно, речь здесь идёт о службе в Иоанновском приделе, а не в основном храме. Имен авторов Знаменского храма, выстроенного в стилистике сложившегося к тому времени "сибирского барокко" (а тюменский собор, по общему мнению, один из лучших его образцов), мы не знаем. Зато знаем, что иконы для храма писали тюменский мещанин Е. К. Соломатов (в 1789 году) и тобольский ямщик Ф. И. Черепанов (в 1799 году). В Сибири в то время "богомазов" не хватало и в иконописцы мог попасть любой человек, не лишённый художественных способностей. Прихожане остались довольны работой тобольского ямщика - иконостас Знаменской церкви составили именно черепановские творения.
За первые сто лет своего существования, считая с даты освящения главного престола, тюменский Знаменский храм неузнаваемо изменился, превратившись в конце концов из достаточно простого и традиционного храма-"корабля" в сложнейшее сооружение, поражающее нас ныне своими причудливыми формами. По завершению строительства тюменская Знаменская церковь выглядела совсем не так, как она выглядит в наши дни. В издании "Тобольские епархиальные ведомости" было напечатано следующее: "Церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезы, отделенной от церкви глухой каменной стеной, со стеклянной дверью, и главного храма. В трапезе на правой стороне был придел во имя св. Иоанна Златоуста, в котором зимой и совершалась служба. Стены церкви внутри и снаружи были выбелены. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Колокольня четырёхугольная, двухъярусная, в каждом ярусе по всем четырём сторонам по два слуха". В приходе тогда (к нему были приписаны ещё две деревни) числилось 170 домов с 1027 прихожанами. Для справки: всего в Тюмени в конце ХVIII века проживало 6000 человек.
На протяжении всего ХIХ столетия Знаменский храм жил неторопливой приходской жизнью. За исключением стихийных бедствий, во время одного из которых - холерной эпидемии 1848 года - была обретена чудотворная икона Божией Матери "Знамение". В 1820-х годах была проведена первая реконструкция. Тогда вокруг Знаменского храма вместо деревянной устроили каменную ограду с двумя воротами в ней; последние, исполненные в стилистике классицизма, в некотором роде оказались произведением искусства. В 1836 году храм обзавелся новым благовестным колоколом почти в двести пудов весом (более трёх тонн). В том же году выяснилось, что деревянные конструкции храма гниют, прогнили полы, отчего иконостас холодного Знаменского храма накренился. Подвести каменный фундамент удалось спустя только три года; тут требовались богатые жертвователи, которые долго не находились. Ситуация повторилась через десять лет, когда прохудилась деревянная крыша над приделом Иоанна Златоуста в трапезной, своды набухли водой, по стенам пошли трещины и стала отваливаться штукатурка.
Четыре года ушло на сбор денег и приобретение материалов - ремонт (с железным покрытием крыши, побелкой и покраской) выполнили лишь в 1851 году. В 1854 году был освящён южный придел святителя Иоанна Златоуста, соединённый с главным храмом аркой. Освятил его архиепископ Тобольский и Сибирский Евлампий (Пятницкий). Кроме того, устроили новый иконостас, привели в порядок алтарь главного храма; уже признанная к тому времени чудотворная икона Божией Матери "Знамение" получила богатую серебрянную ризу с 35 драгоценными камнями. Тюменский купец И. Иконников также передал Знаменской церкви новую богослужебную утварь, изготовленную из серебра. В 1880 году деревянные полы в храме заменяются чугунными. Неожиданная беда случилась в конце ХIХ века - во время вспыхнувшего пожара сгорел выстроенный И. В. Иконниковым южный придел святителя Иоанна Златоуста. И вновь на помощь пришёл богатый купец - на этот раз им оказался известный благотворитель и меценат из Екатеринбурга Михаил Иванович Иванов. Немалую сумму пожертвовал и отец Иоанн Кронштадтский, с которым Иванов был хорошо знаком. Уже в 1901 году освящать воссозданный южный придел в Тюмень приехал епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Каржавин). В 1904 году стараниями того же Иванова к Знаменскому храму пристроили северный придел, а над трапезной поставили восьмигранный световой барабан, перекрытый куполом - всё это, вкупе с "подросшей" на один ярус колокольней, совершенно преобразило Знаменский храм. Именно в таком виде он предстаёт сегодня нашим взорам, несколько даже теряющимся от нарядного "изобилия" и динамизма его форм, перетекающих одна в другую. С 1910-х годах церковь освещалась электричеством, причём электроическое освещение было устроено не только внутри церкви, но и снаружи. В 1913 году храм перестал быть приходской церковью, получив высокий статус собора.
После Октябрьской революции собор не избежал ограбления в пору так называемого "изъятия церковных ценностей" в 1922 году, причём грабители отличились особым пристрастием к иезуитским приёмам. Когда верующие предложили комиссии, собиравшейся "конфисковать" ризу с чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", заменить её равноценным количеством серебра и драгоценностей, "комиссия" согласилась, но уже спустя месяц представители комиссии пришли и за самой ризой, поживившись тем самым у "религиозников" в двойном размере. А потом Знаменский собор передали обновленцам - эта практика имела хождение по всей стране. В 1929 году из храма выгнали и обновленцев - городские власти хотели передать здание под клуб физкультурников, но в конце концов пошли по более простому пути, устроив в нём общежитие для курсантов-колхозников. В 1933 году, в результате каких-то странных веяний, собор вернули обновленцам, которые совершали в нём богослужения до самой войны. В сентябре 1941 года обновленцев снова выбросили на улицу, а здание церкви переоборудовали под военные нужды - в основном помещении жили военнослужащие, а в обезображенном южном приделе оборудовали гараж. Наконец, в 1945 году - на волне потепления отношений между властями и Церковью - Знаменский собор вернули верующим, и уже навсегда. Два важных события произошли в 1948 году. В феврале архиепископ Омский и Тюменский Алексий (Пантелеев) освятил главный престол, а в мае Знаменский собор получил статус охраняемого памятника архитектуры.
Любопытный факт относится к 1965 году. Тогда секретарь горисполкома и директор местного мехзавода с охотой приняли заказ Знаменского собора, и в течение нескольких дней рабочими была возведена вокруг храма металлическая ограда. Скорость по советским временам - немыслимая. Секретарь и директор чуть не поплатились за свою "политическую близорукость" партбилетами, но ограда осталась стоять на месте. На излёте советской эпохи, в 1980 году, в подготовленной "приглядывающими" органами справке указывалось, что в праздничные дни Знаменский собор посещали до 1000 человек, а в будни - около 50-ти. Актив храма состоял из 34-х человек (включая пятерых священнослужителей). К слову, на всю Тюмень действующими тогда являлись лишь две церкви - Знаменский собор и Всехсвятский (Кладбищенский) храм. А потом пришли новейшие времена, принесшие с собой возрождение церковной жизни... Так, в 1991 году была организована воскресная школа, сыгравшая важнейшую роль в возрождении христианской жизни в Тюмени. С 1994 года в Знаменском соборе была возрождена традиция крестных ходов. Первый крестный ход состоялся 19 июня, на празднование Святой Троицы, проследовав от соборного храма до Троицкого монастыря и обратно. Широкую известность получил церковный хор Знаменского собора, образованный в феврале 1996 года.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №88, 2014 г.