Упоминание о деревянном храме Успения Пресвятой Богородицы с приделом святых чудотворцев Козмы и Дамиана встречается в 1621 году. Построен он был на деньги протопопа Фёдора Кузьмина. При храме в келье жила проскурница Соломонида, а в 8 других кельях - нищие. В 1625 году указывалось, что "к той же церкви у р. Поротвы колодезь, а у тово колодезя кабатцкая винокурня; а оброку с тово колодезя платят кабатцкие откупщики священнику Федосью..." В 1632 году построили новый деревянный одноимённый храм - "особой монастырь, что на Гноище" - с приделом святых Козмы и Дамиана. Храм был "клетчатой", крыт чешуею". Над церковью возвышалась колокольня с тремя колоколами. Церковной утвари в храме было достаточно, как и облачений, так и церковных книг. Всё это - "строение блаженной памяти великаго Государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии".
В 1721 году 8 февраля священник Пётр Иванов сообщил в патриарший казённый приказ о том, что деревянная церковь обветшала: крыша опала, главы и углы обвалились, в алтаре "обрушился мост", во время дождей храм заливало, и служба шла с трудом. Построить новый храм возможности не представлялось, так как приход был очень малочислен и беден. В результате 12 февраля того же года последовал указ, разрешавший перевести старый сруб церкви из с. Ворсино в Боровск на место Успенского погоста и освятить храм вместе с приделом преподобного Михаила Малеина. Был ли выполнен этот указ, неизвестно. В 1723 году здесь находился небольшой монастырёк, в приходе которого числился 21 двор. В последующее время это место продолжало упоминаться как мужской монастырь. В 1759 году на его территории построили деревянный храм с приделом преподобного Михаила Малеина, посвящённого "тезоименитому ангелу" царя Михаила Романова. К концу ХVIII века - это уже не монастырь, а храм, в приходе которого насчитывалось 34 двора и 94 "мужеска полу душ".
События Отечественной войны 1812 года оставили горький след в памяти прихожан: "Из церкви во время случившагося в 1812-м году непрятельского нашествия похищены: образ Воскресения Христово в сребряном окладе и некоторые книги, а какой суммы стоило всё сие похищение - неизвестно". "Прочая ж церковная утварь относительно святого олтаря соблюдена уволенным от должности священником Харлампием Гавриловым, бывшим в то время, действительным при сей церкви священником. Сама же церковь во внутренности была обругана неприятельскою нечистотою, а по прогнании неприятелей снова освящена..."
Обветшавший деревянный храм требовал замены. И в 1826 году стараниями прихожан был построен новый кирпичный храм с неизменным приделом преподобного Михаила Малеина и колокольней. Во вновь отстроенной церкви продолжали хранить "царственные дары" бывшего монастыря. Среди них выделялись иконы с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, четырёх евангелистов - они украсили царские врата нового храма, а также икона с образом преподобного Михаила Малеина и святое Евангелие, напечатанное во времена патриарха Филарета Никитича. В Евангелии имелась запись: "Сию книгу пожаловал государь и великий царь и великий князь Михаил Феодорович всея Руссии в Боровск в монастырь пречистыя Богородицы, что на гноищи лета 7144, апреля в 27 день, а подписал сию книгу приказу большого дворца дьяк Иуда Басманов".
После строительства храм не раз поновлялся. Например, в конце 30-х гг. ХIХ в. он был заново отделан на средства господина Лунина, а с конца ХIХ столетия на его обустройство и украшение давал деньги боровский купец Алексей Николаевич Писарев - он же являлся церковным старостой этого храма вплоть до 1917 года. В целом, приход храма был не богат, отчего он и числился приписным к Благовещенскому собору. В 1916 году Успенскому храму принадлежали деревянный крытый деревом дом, каменная сторожка, крытая железом, и деревянный сарай. Доходы шли храму с кружечного сбора, процентов с капитала, положенного на вечное поминовение, со сдаваемых в аренду сенокосной земли и одного дома. Лежали деньги и в кредитных учреждениях. Всего этого храм лишился с приходом советской власти, по распоряжению которой его в 1925 году закрыли, а здание передали воинской части (школе РКШ). В 1930-е годы в нём располагалась швейно-трикотажная артель "Красная Заря". В период боевых действий октября 1941 - января 1942 гг. здание выстояло, но нуждаться в нём местные власти не стали и к середине 60-х гг ХХ в. взорвали, а на образовавшемся пустыре построили кинотеатр.
Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. - Калуга: "Золотая Аллея", 2009