Впервые церковь в Рощинской слободе, возле дороги, идущей из Боровска в старинную Пафнутьеву обитель, упоминается в 1654 году как храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного в "служной" слободе Пафнутьева монастыря. Он был деревянным, с трапезной, крыт тёсом. К началу ХVIII столетия эта церковка обветшала, и в 1708 году прихожане возвели новый храм из кирпича. Освятили его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. к нему пристроили трапезную с приделами апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Василия Великого и колокольню. За столетие прихожане обустроили храм, снабдив его церковной утварью, книгами и иконами.
В дни наполеоновского нашествия 1812 года храм обошёлся малыми потерями: были сожжены только дома священно-церковнослужителей. В 1873 году взамен их прихожане построили новые, а ранее в 1840 году на средства московского купца И. В. Волкова отстроили богадельню. В 1879 году вокруг храма и существовавшего при нём погоста поставили кирпичную ограду, внутри которой располагалась ещё церковная деревянная сторожка.
В 1916 году храм выглядел добротно. Интерьеры его украшали настенные росписи, иконостасы и многочисленные предметы церковной утвари. За этот год храм имел доходы с кружечного сбора 150 руб. и проценты с капитала, положенного на поминовение усопоших, 65 руб. 20 коп. В кредитных учреждениях лежала недвижимая сумма в виде билетов. При храме продолжала действовать богадельня, в которой жили на своём содержании три безродные женщины.
Приход храма за счёт прилегающих деревень состоял из 116 дворов с проживавшими в них 302 мужчинами и 313 женщинами. Числились в приходе и старообрядцы: в 22 дворах проживали 32 мужчины и 37 женщин. Дети прихожан обучались: мальчики в монастырской церковно-приходской школе, девочки в Рябушкинской женской одноклассной школе.
По установлении советской власти храму удалось избежать закрытия. Лишь период немецко-фашистской оккупации октября 1941 - января 1942 гг. и короткое время после неё храм вынужден был стоять без службы. Связано это могло быть с необходимостью восстановления его для проведения служб, поскольку общий ущерб от фашистского разорения составил 33900 рублей. В 1946 году 22 января прихожанами храма и представителем Боровского районного финансового отдела Б. Я. Чижиковым был заключён типовой договор о передаче в "бессрочное бесплатное пользование ...одноэтажного каменного ...церковного здания с находящейся при нём сторожкой и богослужебными предметами" в ведение первых. Подписывал его со стороны прихожан настоятель храма отец Памва - бывший монах Пафнутьева монастыря, в миру Прокопий Фомич Чернышев. С тех пор прошло немало времени... Сменилось не одно поколение прихожан и не один настоятель храма. Но атмосфера, царившая в этом храме ещё в дореволюциооную пору, продолжает жить в нём и поныне...
Храм как памятник архитектуры II категории был поставлен на учёт Отдела по делам музеев Главнауки НКП ещё в первой половине 20-х гг. ХХ столетия. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 08 1960 г. за №1327 церковь Рождества Богородицы в Боровске была внесёна в реестр памятников федерального значения. Богородицерождественский храм занимает доминирующее положение среди окружающей его застройки и органично вписывается в ландшафт, составляющий ему великолепное дополнение. Отсюда древний Боровск виден как на ладони.
Ранняя часть храма решена в стиле "нарышкинского барокко": на двухсветный четверик, обрамлённый пучками колонок и увенчанный развитым карнизом с трёхрядным поребриком, поставлен восьмерик, завершающийся двухступенчатым восьмигранным барабаном с главой; оконные проёмы обрамляют искусно выполненные из кирпича "пышные" наличники с разорванными фронтонами. Позже пристроенные объёмы трапезной и трёхъярусной колокольни решены в формах русского классицизма. Трапезную и первый ярус колокольни украшают четырёхколонные портики тосканского ордера. На втором ярусе колокольни их сменяют полуколонки ионического ордера и более сложные на третьем ярусе. Верх колокольни декорирован четырьмя окнами-люкарнами и изящной главкой на постаменте. Трапезную, увенчанную карнизом с сухариками, с северного и южного фасадов завершают фронтоны.
Существующий в храме резной, позолоченный, ручной работы шестиярусный иконостас по времени устройства относится ко второй половине ХIХ века с иконами и царскими вратами более раннего времени. Подобное можно сказать и о приделах. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери "Утоли моя печали", обретённая, по преданию, в реке Протве.
Примечателен факт: венчание в этом храме 20 августа 1880 года Константина Эдуардовича Циолковского и Варвары Евграфовны Соколовой. Вокруг храма продолжает существовать погост, окружённый кирпичной оградой с воротами и тремя входами.
Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. - Калуга: "Золотая Аллея", 2009