ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе.

Иоанн Предтеча у Креста


Москва. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1757 и 1766.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Москва, 2-й Крестовский пер., 17

Координаты: 55.791702, 37.640143
Проезд:м. "Рижская"





Сортировка:

Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Илья Смирнов
3 октября 2019
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Врата церковной ограды.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Врата церковной ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 июля 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
4 января 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
4 января 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Вид с Рижской эстакады<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вид с Рижской эстакады
evg.izmailov
11 января 2012
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Радист
.. - ..
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Вид с Рижской эстакады<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вид с Рижской эстакады
Радист
.. - ..
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
17 апреля 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
17 апреля 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
17 апреля 2006
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Иоанн Предтеча<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанн Предтеча
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Святитель Николай<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Святитель Николай
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом Христом<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом Христом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Святой мученик Трифон<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Святой мученик Трифон
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Мозаичный образ Сергий Радонежский. Мозаика на западном фасаде церкви<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Мозаичный образ Сергий Радонежский. Мозаика на западном фасаде церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
17 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Мозаичный образ Богоматери Знамение. Мозаика на западном фасаде церкви<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Мозаичный образ Богоматери Знамение. Мозаика на западном фасаде церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
17 мая 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
4 января 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Крыльцо храма. На заднем плане крестильный храм Александра Хотовицкого<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Крыльцо храма. На заднем плане крестильный храм Александра Хотовицкого
Олег Гусаров
2 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, главный иконостас<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Интерьер (общий вид)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Интерьер (общий вид)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, деталь интерьера<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
деталь интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, здание воскресной школы<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
здание воскресной школы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, здание воскресной школы<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
здание воскресной школы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, церковная постройка<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
церковная постройка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, здание воскресной школы<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
здание воскресной школы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, церковная постройка<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
церковная постройка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, церковные ворота<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
церковные ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Трапезная<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Трапезная
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Церковная постройка<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Церковная постройка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
13 ноября 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Церковная постройка<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Церковная постройка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
13 ноября 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Петрович Сычёв  7 сентября 2011

Строительство  каменного храма в стиле барокко  началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков.

Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я.Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола.  Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого. Больше всего в храме Богородичных икон.

znamene.ru


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 ноября 2013

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

http://www.znamene.ru/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 марта 2017

Старинная Переяславская слобода возникла в ХVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов. По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце ХVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение...

Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца. Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему - неизвестно. Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: "В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы". В 1757 году "тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей" в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет.

В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым. Среди них - фреска "Битва за Новгород", рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери "Знамение". Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца ХIХ века - пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.

После 1917 года в Переяславскую слободу стали свозить святыни из окрестных храмов: распятие из уничтоженного Страстного монастыря, храмовую икону мучеников Адриана и Наталии из снесённой церкви на 1-й Мещанской улице, а также чудотворный образ мученика Трифона и многие другие. В 1979 году прошёл внешний ремонт храма. Через год освятили приставной Трифоновский престол. Его изготовил из 250-летнего дуба прихожанин Знаменской церкви краснодеревщик В.И. Кудинов. К середине 1980-х гг. построили новый церковный дом, а через десять лет с небольшим - каменный крестильный храм, который освятили в честь священномученика Александра Хотовицкого. Крестильню возводили на пожертвования верующих. Проект разработал архитектор В.С. Васильев, росписи выполнил художник А.А. Шишкин. Великое освящение храма совершил в 1999 году патриарх Алексий II.

По количеству святынь Знаменскую церковь можно назвать своего рода музеем иконописи. Здесь большое количество Богородичных икон, а также образов других святых. Среди них икона мученика Трифона, икона новомучеников Знаменского храма - Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына, образ княгини Ольги из Ольгинской детской больницы, построенной графом Орловым-Давыдовым в память о своей матери Ольге Ивановне, Озерянская икона Божией Матери, образ Иосафа Белгородского и другие святыни.

Архитектурное исполнение церкви характерно для церковного зодчества Мрсквы 18 века. Храм обладает несомненной индивидуальностью. Мастера "елизаветинского стиля" хорошо ориентировались в приёмах "русского национального барокко" - так называемого московского. Сочная пластика форм, криволинейные кровли, мажорная, контрастная раскраска фасадов - цвет имеет значение! Но, конечно, от московского барокко отталкивались, но не подражали. Это уже новый век с новой эстетикой: кубоватая, чуть-чуть тяжеловесная форма, упрощённый, дробный декор, отход от идеи "храма-башни" в пользу "храма-корабля" с продольно-осевой композицией, обязательная симметрия... Знаменская церковь как раз из таких, можно сказать, програмное произведение "средней формы"! Строители отказались от схемы "восьмерик на четверике". Эта композиция долгое время считалась в Москве мейнстримом, однако параллельно развивалась новая схема, получившая воплощение в Знаменском храме. Здесь заметно стилистическое единство.

Несмотря на то, что храм неоднократно достраивался и облик его окончательно сформировался только к концу 19 века, авторы переделок старались действовать в канве, заданной барочным проектом. Довольно редкое, к сожалению, явление, чаще приходится видеть как раз обратное: старинные, ценные с архитектурной точки зрения храмовые здания обстраивались типовыми или вовсе сомнительными пристройками в каком-нибудь "псевдорусском" стиле. По счастью, со Знаменской церковью поступили тактично и профессионально. Глядя на храм, нетрудно заметить, что высокие, криволинейные, как бы "вспарушенные" кровли - характерный, легко узнаваемый элемент стиля барокко. Казалось бы, при всей простоте форм... Но даже к перекрытию обычного четверика можно подойти творчески. Кровля алтаря - многогранник: сложней в плане, но выглядит гораздо проще объёмной, выпуклой кровли основного объёма. Барабаны-фонарики храма и колокольни перекликаются по форме. Во-первых, они четырёхгранные, как и сами сооружения, ими увенчанные. Во-вторых, они выдержаны в одном стиле, их декор фактически повторяется, с той лишь разницей, что у барабана колокольни он чуть поскупей. Оформление оконных проёмов - простое до бесхитростности, но с красиво выделенным замковым камнем. Обратим внимание, что у храма и у колокольни завершение выполнено по-разному: в первом случае на квадратном в плане фонарике поднимается многогранная конструкция главы, выдержанной в эстетике барокко; во втором - традиционная "луковица" покоится на специально установленном четырёхгранном основании. И да, цвет имеет значение! Яркие, контрастные, мажорные цвета - непременный атрибут барокко, и в особенности елизаветинского. Сочетание красного и белого - дань традициям барокко московского. Декор на стенах церкви значительно упрощён по сравнению с феерией 17 века. При том, что барокко тяготеет к пышному оформлению - этого никто не отменял; однако в эстетике скромного приходского храма пышность неуместна; нарядный вид достигается дробностью простого в принципе декора, частым чередованием пилястр, наличников.

С первых шагов посетитель, зашедший внутрь Знаменского храма диву даётся, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, тёплых пастельных тонах: охра-бежевый-цвет слоновой кости. Тут есть белый, но нет вызывающего белого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной, всеохватной позолоты - позолоты до безвкусицы. Сразу чуствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал. Основной объём компактен и хорошо освещён за счёт шести больших окон в верхнем ярусе; на контрасте с ним в приделах, под сводами и в особенности в трапезной с низкими потолками, где царит полумрак. Получается так, что основной объём - своего рода всплеск света в приглушённом, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой, умиротворённой молитве. Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объёма. Иконостас - в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырёхъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи. Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской, а не традиционной русской школе. Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной - сцены из земной жизни Христа и евангелисты, их традиционное место - в парусах при переходе от четверика к восьмерику, но в этом храме в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок. В основном объёме - Воскресение Христово над иконостасом. В церкви три придела и четыре престола: главный освящён в честь иконы Богоматери "Знамение", придельные - во имя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четвёртый престол, во имя святого мученика Трифона - приставной.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №195, 2016 г.



Комментарии и обсуждение


Церковь имеет два придела - Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.
19 мая 2012, Сергей Сол.

Интересно, что местной Богородичной иконой главного иконостаса Знаменского храма является икона Знамение "Курско-Коренная", а святыней, издревле чтимой его прихожанами и окрестными жителями - список новгородской иконы Знамение. Этот список (его датируют XVI веком!) находится в трапезной части храма - в киоте у левого восточного столпа.

22 мая 2022.

Цитата из текста статьи: "икона новомучеников Знаменского храма - Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына" — здесь ошибка. Не Аполлинарий Тупицын, а Аполлинария Тупицына — женщина, прихожанка Знаменского храма, причислена к лику святых мучениц.

26 октября 2023.