Старинная Переяславская слобода возникла в ХVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов. По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце ХVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение...
Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца. Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему - неизвестно. Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: "В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы". В 1757 году "тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей" в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет.
В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым. Среди них - фреска "Битва за Новгород", рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери "Знамение". Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца ХIХ века - пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.
После 1917 года в Переяславскую слободу стали свозить святыни из окрестных храмов: распятие из уничтоженного Страстного монастыря, храмовую икону мучеников Адриана и Наталии из снесённой церкви на 1-й Мещанской улице, а также чудотворный образ мученика Трифона и многие другие. В 1979 году прошёл внешний ремонт храма. Через год освятили приставной Трифоновский престол. Его изготовил из 250-летнего дуба прихожанин Знаменской церкви краснодеревщик В.И. Кудинов. К середине 1980-х гг. построили новый церковный дом, а через десять лет с небольшим - каменный крестильный храм, который освятили в честь священномученика Александра Хотовицкого. Крестильню возводили на пожертвования верующих. Проект разработал архитектор В.С. Васильев, росписи выполнил художник А.А. Шишкин. Великое освящение храма совершил в 1999 году патриарх Алексий II.
По количеству святынь Знаменскую церковь можно назвать своего рода музеем иконописи. Здесь большое количество Богородичных икон, а также образов других святых. Среди них икона мученика Трифона, икона новомучеников Знаменского храма - Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына, образ княгини Ольги из Ольгинской детской больницы, построенной графом Орловым-Давыдовым в память о своей матери Ольге Ивановне, Озерянская икона Божией Матери, образ Иосафа Белгородского и другие святыни.
Архитектурное исполнение церкви характерно для церковного зодчества Мрсквы 18 века. Храм обладает несомненной индивидуальностью. Мастера "елизаветинского стиля" хорошо ориентировались в приёмах "русского национального барокко" - так называемого московского. Сочная пластика форм, криволинейные кровли, мажорная, контрастная раскраска фасадов - цвет имеет значение! Но, конечно, от московского барокко отталкивались, но не подражали. Это уже новый век с новой эстетикой: кубоватая, чуть-чуть тяжеловесная форма, упрощённый, дробный декор, отход от идеи "храма-башни" в пользу "храма-корабля" с продольно-осевой композицией, обязательная симметрия... Знаменская церковь как раз из таких, можно сказать, програмное произведение "средней формы"! Строители отказались от схемы "восьмерик на четверике". Эта композиция долгое время считалась в Москве мейнстримом, однако параллельно развивалась новая схема, получившая воплощение в Знаменском храме. Здесь заметно стилистическое единство.
Несмотря на то, что храм неоднократно достраивался и облик его окончательно сформировался только к концу 19 века, авторы переделок старались действовать в канве, заданной барочным проектом. Довольно редкое, к сожалению, явление, чаще приходится видеть как раз обратное: старинные, ценные с архитектурной точки зрения храмовые здания обстраивались типовыми или вовсе сомнительными пристройками в каком-нибудь "псевдорусском" стиле. По счастью, со Знаменской церковью поступили тактично и профессионально. Глядя на храм, нетрудно заметить, что высокие, криволинейные, как бы "вспарушенные" кровли - характерный, легко узнаваемый элемент стиля барокко. Казалось бы, при всей простоте форм... Но даже к перекрытию обычного четверика можно подойти творчески. Кровля алтаря - многогранник: сложней в плане, но выглядит гораздо проще объёмной, выпуклой кровли основного объёма. Барабаны-фонарики храма и колокольни перекликаются по форме. Во-первых, они четырёхгранные, как и сами сооружения, ими увенчанные. Во-вторых, они выдержаны в одном стиле, их декор фактически повторяется, с той лишь разницей, что у барабана колокольни он чуть поскупей. Оформление оконных проёмов - простое до бесхитростности, но с красиво выделенным замковым камнем. Обратим внимание, что у храма и у колокольни завершение выполнено по-разному: в первом случае на квадратном в плане фонарике поднимается многогранная конструкция главы, выдержанной в эстетике барокко; во втором - традиционная "луковица" покоится на специально установленном четырёхгранном основании. И да, цвет имеет значение! Яркие, контрастные, мажорные цвета - непременный атрибут барокко, и в особенности елизаветинского. Сочетание красного и белого - дань традициям барокко московского. Декор на стенах церкви значительно упрощён по сравнению с феерией 17 века. При том, что барокко тяготеет к пышному оформлению - этого никто не отменял; однако в эстетике скромного приходского храма пышность неуместна; нарядный вид достигается дробностью простого в принципе декора, частым чередованием пилястр, наличников.
С первых шагов посетитель, зашедший внутрь Знаменского храма диву даётся, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, тёплых пастельных тонах: охра-бежевый-цвет слоновой кости. Тут есть белый, но нет вызывающего белого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной, всеохватной позолоты - позолоты до безвкусицы. Сразу чуствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал. Основной объём компактен и хорошо освещён за счёт шести больших окон в верхнем ярусе; на контрасте с ним в приделах, под сводами и в особенности в трапезной с низкими потолками, где царит полумрак. Получается так, что основной объём - своего рода всплеск света в приглушённом, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой, умиротворённой молитве. Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объёма. Иконостас - в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырёхъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи. Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской, а не традиционной русской школе. Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной - сцены из земной жизни Христа и евангелисты, их традиционное место - в парусах при переходе от четверика к восьмерику, но в этом храме в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок. В основном объёме - Воскресение Христово над иконостасом. В церкви три придела и четыре престола: главный освящён в честь иконы Богоматери "Знамение", придельные - во имя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четвёртый престол, во имя святого мученика Трифона - приставной.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №195, 2016 г.