ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

Церковь Николая в Звонарях


Москва. Церковь Николая Чудотворца в Звонарях
Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи , Димитрия Ростовского, Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Киевского, Сергия Радонежского, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1762 и 1781.
Архитектор:К.И. Бланк
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Прочее 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Рождественка, д. 15

Координаты: 55.764264, 37.623254
Проезд:станция метро "Кузнецкий мост", выход 1





Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
16 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
KONDORFOTO
4 июня 2016
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
27 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
27 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
27 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
17 августа 2011
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Снято в Октябре 2010 года.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Снято в Октябре 2010 года.
Радист
.. - ..
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
13 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
23 октября 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
23 октября 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
1 октября 1978
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
16 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
16 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
28 июня 2023
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Образ Николая Чудотворца, фасадная мозаика<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Образ Николая Чудотворца, фасадная мозаика
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 мая 2022
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
23 января 2020
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Окно церкви Николая Чудотворца в Звонарях.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Окно церкви Николая Чудотворца в Звонарях.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2015
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Скалдин Виктор
6 февраля 2015
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Матишо
24 мая 2009
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
13 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
13 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
13 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
23 октября 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Скалдин Виктор
6 февраля 2015
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Москва г, Рождественка улица 29с1 Бывший дом священнослужителей церкви Николы в Звонарях построен в 1762-1781 годах по проекту архитектора К.И. Бланка.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Москва г, Рождественка улица 29с1 Бывший дом священнослужителей церкви Николы в Звонарях построен в 1762-1781 годах по проекту архитектора К.И. Бланка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
30 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
23 ноября 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Петрович Сычёв  7 сентября 2011

В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом» с деревянной Никольской церковью, которую заменили каменной около 1657 г. Позже эту местность заселили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлевских соборов. С 1677 г. церковь получила ставшее употребительным наименование - «в Звонарях». В 1760 г. по приказу Екатерины II на деньги графа И. И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке, начали строить новый каменный храм (арх. К.И. Бланк). Церковь Николы была закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер. Три придела (Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского) существовали и до 1762 г., а придел преподобного Сергия устроен в 1766 г.

Сохранившееся до наших дней здание (Рождественка, 15/8) сооружено в стиле барокко. Оно удачно соединило в себе классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания. Хорошо прорисованный купол, увенчанный небольшой главкой, придает ее силуэту определенное изящество и остроту. Церковь состоит из двухпридельного храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Подчеркнуто-богатое декоративное оформление основного объема в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощенной, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объемах. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в.

В 1933 г. храм был закрыт. В церкви размещались склад, а с середины 1960-х - кафедра Московского архитектурного института.

В 1994 г. в церкви учреждено подворье Успенского Пюхтицкого женского монастыря (Эстония). Сюда с почестями вернули чудом уцелевшую в годы богоборчества особо чтимую икону - Божией Матери Взыскания погибших.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 ноября 2014

Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.

Автор статьи: Алексей Дедушкин, um.mos.ru


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 ноября 2016

Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом № 15/8).

В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях».

Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней.

Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма.

В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

В 2003 г. на территории храма возвели часовню для крещения. Декоративное убранство шатровой часовни схоже с храмовым, поэтому вместе они создают гармоничный ансамбль. Сейчас храм имеет главный престол, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и четыре придела: правый от алтаря – Усекновения главы Иоанна Предтечи, слева – святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Два малых придела посвящены преподобному Сергию Радонежскому (правый) и Успению Пресвятой Богородицы (левый). Из Пюхтицкого монастыря были перенесены на московское подворье богослужебные и певческие традиции. Пюхтицкое монастырское пение сильно отличается от клиросного пения, принятого в Москве.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 марта 2021

В 1386 году на высоком берегу реки Неглинки княгиней Марией Кейстутьевной, супругой князя Андрей Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго, был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вплоть до начала ХV века окрестности монастыря оставались незаселёнными. "Неглинный верх" стал активно застраиваться в ХVI веке, и именно к этому времени относится первое упоминание о храме Николы Божедомского, принадлежавшего находившейся рядом богадельне. Тогда же здесь появилась и одноимённая монастырю улица Рождественка. К ХIV веке Москва, ставшая столицей Руси и постепенно расширяющая свои границы, имела две территории, обнесённые крепостной стеной: Кремль и Китай-город, получивший название от опоясывающей его белокаменной стены.

На территории Белого города, заключающей в свои границы 542 гектара, изначально запрещалось каменное строительство. Дома и мостовые были деревянными. На берегу реки Неглинки жили ремесленники, кузнецы, мастера пушечно-литейного дела. Позже здесь поселили звонарей и сторожей соборов и церквей Московского Кремля. Так возникла Звонарская слобода. Храм Николы Божедомского был переименован, и с 1677 года упоминается в документах под названием Никола в Звонарях. С середины ХVIII века Белый город стал привлекать к себе внимание родовитых сановников и дворян. В правление императрицы Екатерины II здесь началось каменное строительство.

В 1762 году на средства графа Ивана Илларионовича Воронцова на месте старого храма святителя Николая в Звонарях начал возводиться новый каменный храм. Руководил его постройкой известный архитектор того времени Карл Иванович Бланк. Церковь, выполненная в стиле барокко, довольно скромна в применении декоративных элементов, присущих этому стилю. Вздымающийся восьмерик, стоящий на прямоугольном основании, вытянутом с юга на север, и венчающая его главка придают особую привлекательность силуэту здания. Бланку принадлежит и аналогичный по форме, но более богатый по отделке храм, построенный в подмосковном имении графа Воронцова - Вороново, и московская церковь великомученицы Екатерины на Всполье (ул. Б. Ордынка, 60/2). Строительство храма святителя Николая в Звонарях затянулось, и он был освящён лишь в 1781 году, а затем частично достраивался.

В начале ХIХ века возводится ограда, колокольня и трапезная. После пожара Москвы в 1812 году, в храме перестраиваются два его крыльцы, а также возводится новая церковная ограда в 1818 году. В феврале 1919 года в храм святителя Николая в Звонарях на должность настоятеля был назначен ревностный служитель Церкви Христовой протоиерей Александр Александрович Зверев. Его проникновенные службы и проповеди и усердное духовное окормление прихода привлекали к нему многих людей, жаждущих слова утешения и поддержки. Особо почитаемой святыней храма святителя Николая была икона Божией Матери "Взыскание погибших". Существует предположение, что образ когда-то являлся семйной реликвией графов Воронцовых. На нём изображена Пресвятая Богородица с предстоящими Ей святыми, вероятно, покровителями этого дворянского рода. Перед этим образом отец Александр совершал молебны и еженедельные акафисты.

Московские городские власти давно собирались закрыть храм. В 1933 году о. Александра арестовали и после распределения из Бутырской тюрьмы отправили в ссылку в город Каргополь. 16 ноября 1937 года протоиерей Александр Зверев был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм действующим, однако их прошение не было принято во внимание. На него была наложена слудующая резолюция: "Ходатайство верующих отклонить, церковь ликвидировать. 11.03.34. П. Смидович". В конце весны 1934 года храм святителя Николая в Звонарях закрыли. Распоряжение властей гласило: "Принимая во внимание, что участок по Рождественке, 15/8 на котором находится церковь Николая, подлежит застройке жилым пятиэтажным домом Совколхозстроя, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г., указанную церковь закрыть, а здание снести". Из закрытого храма выносились святыни, с икон смывали золото, С чудотворного образа "Взыскание погибших" была снята дорогая риза и украшения, а саму икону сохранили прихожане, перенося из одного действующего храма в другой. В какой-то момент икона исчезла. После долгих поисков она была найдена духовной дочерью о. Александра - выдающимся искусствоведом, доктором исторических наук Ольгой Ильиничной Подобедовой на чердаке московского храма святых мучеников Адриана и Наталии на Мещанской. Затем до 1981 года образ находился в доме Надежды Александровны Кавелиной. После её смерти родственники отдали икону в Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь. По действию промысла Божия святыня оказалась в Эстонии, в обители, подворьем которой должен был стать после своего возрождения храм святителя Николая.

После своего закрытия церковь в Звонарях была обращена в склад. В середине 1960-х годов здание храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нём кафедру рисунка. Внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, во двор свозился мусор. Поруганная и осквернённая, но чудом не стёртая с лица земли святыня ждала своего часа возродиться вновь. По старинной традиции многие обители имели в Москве и других крупных городах свои подворья. У Пюхтицкого монастыря подворья в Москве не было никогда. Когда в 90-х годах прошлого столетия после распада Советского Союза были закрыты границы и установлен визовый режим, богомольцам стало труднее посетить обитель. Поэтому для сохранения живой связи верующих в России с монастырём было создано его Подворье в Москве. В числе 21 храма предназначенными властями для передачи Церкви в то время, числился и храм Николая Чудотворца в Звонарях. Церковь святителя Николая в Звонарях пришлась монахине Филарете, несущей послушание в Московской Патриархии, по душе. Ей понравилось расположение и сохранность здания, а разрушения внутри него и захламлёность территории не испугали будущую настоятельницу Пюхтицкого подворья.

8 июля 1993 года рукой Патриарха был подписан указ в котором говорилось: "Считаем целесообразным образовать при храме святителя Николая в Звонарях г. Москвы, по улице Рождественка, 15/8, подворье Пюхтицкого (Куремяэского) Успенского женского монастыря. Исполняющей обязанности настоятельницы подворья назначается Нами насельница данного монастыря монахиня Филарета (Смирнова Александра Васильевна), которой поручается попечение о скорейшем возобновлении богослужебной и монашеской жизни в учреждённом Подворье". В течение полугода после подписания Святейшим Патриархом указа о создании в Москве Пюхтицкого Подворья собирались нужные документы для передачи храма святителя Николая в Звонарях Церкви. 25 мая 1994 года храм был передан, но не сразу нашлось другое помещение для размещавшейся в нём в это время кафедры рисунка Московского архитектурного института. Только 25 августа кафедра смогла переехать в другое место. Из Пюхтиц на Подворье приехали четыре сестры, присланные настоятельницей монастыря игуменьей Варварой, постепенно начали собираться и другие послушницы, которых благословляла матушка на монашество в этом святом месте.

После полного освобождения храма в августе 1994 года в нём начались внутренние работы. Уже в сентябре 1994 года, после очистки внутренней части церкви, начались работы по восстановлению масляной живописи, которой были украшены стены храма. Расчистку и подготовку под роспись стен храма помогали делать учащиеся Московской духовной семинарии, а над живописными иконами трудились художники из Строгановского училища и Иконописной школы при Московской духовной академии. Были установлены рамы на окна, постелен паркет в алтаре, покрылся мрамором пол и в самом храме. В сентябре был устроен временный иконостас в левом приделе в честь Успения Пресвятой Богородицы, и уже 17 декабре 1994 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, состоялась первая служба, принёсшая маленькой монашеской семье много радости и открывшая собой череду богослужений, которые стали совершаться в Успенском придеде по воскресным и праздничным дням. 17 февраля 1995 года в храм вернулась его старинная святыня - икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", сохранявшаяся в Пюхтицком монастыре.

Из книги: "Московское подворье Пюхтицкого Успенского женского монастыря". - Москва. Изательство: "LBL. Полиграф-Сервис", 2004



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.