В Шуе издавна стояло несколько храмов. Один из них был посвящён Воскресению Господню. Эта деревянная церковь ничем особо не выделялась до тех пор, пока не случилась эпидемия чумы. Как потом напишет архидиакон Пётр Алеппский, ставший свидетелем страшных событий: "То было нечто ужасающее, ибо являлось не просто моровою язвой, но внезапной смертью..." Спасла город икона Божией Матери "Смоленская", написанная всего за неделю в надежде на избавление от эпидемии. Стоит отметить, что после того как болезнь отступила, а по молитве перед образом Богородицы стали происходить исцеления, шуяне отправили на имя царя Алексея Михайловича донесение о совершаемых чудесах. Тогда патриарх направил в Шую архиепископа Суздальского и Торусского Стефана для того, чтобы тот засвидетельствовал эти чудеса. В итоге Церковь установила день прославления иконы - 2 ноября, а приходской Воскресенский храм получил статус собора. Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго - вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего ХVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе - эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов.
Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор "дух захватывало" от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные - железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи - "окрашенные под дуб". Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери - он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании "Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери" (составитель Н.И. Никонов) он описан так: "Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении. Возвышение у престола было из итальянского мрамора, за престолом находился деревянный крест с изображением на нём рапятия Господня. Пол в алтаре, на солее и амвоне был изготовлен из подольского мрамора, а подоконники во всём храме - из итальянского. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царским вратами из вызолоченного чеканного серебра. Чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери находилась в иконостасе по левую сторону царских врат".
Стоит отметить, что храм продолжал функционировать до конца 1930-х годов. Большевики в 1922 году не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола. Очевидцы вспоминали, что осколки разлетались во все стороны, ранили людей и нанесли ущерб близлежащим зданиям. Кому-то пришло в голову лишить колокольню креста, но два молодчика, решившихся на это святотатство, смогли добраться только до середины шпиля, а потом сошли с ума. Причём одного из них не могли спустить несколько дней: он ни кому не разрешал к себе приближаться, размахивал руками и орал благим матом. Что касается чудотворной Шуйской Смоленской иконы, то искусствоведы признали её ценным памятником старины и даже поставили на баланс Третьяковской галереи. Но это не помогло, при закрытии храма образ исчез; найти его не удалось до сих пор. После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в её стенах был склад.
Лишь в 1990-е годы Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Несмотря на историческую принадлежность Владимирской земле, культурно Шуя и окрестности столь же сильно тяготели к Костроме. Не удивительно, что костромская архитектурная школа оставила на территории нынешней Ивановской области значительное наследие. "Законодателем стиля" в строительстве храмов "соборного типа" в данном регионе надолго стал собор Николо-Шартомского монастыря в селе Введеньё под Шуей. Трёхсветный основной объём - вот главное отличие Шуйского храма от исторических прототипов ХVII века! Конечно, зодчие допетровской эпохи о таких архитектурных решениях могли только мечтать. Огромные, полностью раскрытые внутри объёмы - это уже достояние эпохи барокко, как и богатейшее остекление: три ряда по четыре огромных окна, и это только в основном храме, а ведь есть ещё и окна трапезной и западной пристройки! Трапезная и трёхглавие появились над западным входом после капитальной переделки собора в 1912-1913 годах. Большой двухэтажный объём пристройки позволил разместить внушительные хоры; три главы "с перетяжками" перекликаются с основным пятиглавием, но по сравнению с ним главки трапезной выглядят миниатюрными. В трапезную - с севера и юга от главного входа - ведут входы, оформленные в виде двух открытых часовенок-сеней. Их фронтоны, опирающиеся на простейшие подобия тосканских колонн, представляют собой точную копию декоративного фронтончика над западным входом, задавая горизонтальную тему в вертикальной в целом конструкции собора, визуально придавая ей устойчивое основание. Собор "увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью", - писал в 1884 году исслеледователь Шуйских храмов, священник Евлампий Правдин. Такие крупные главы с перетяжками - "шейками" надолго стали визитной карточкой храмостроителей Шуйского, Кинешемского и даже Суздальского уездов. Золотиться могли все или только центральная - по желанию зодчих или прихожан; но изящные "шейки", даже у "большеглавых" соборных храмов, - повсеместно встречающаяся локальная особенность!
Внутри Воскресенский собор грандиозен. Благодаря постройке в начале ХХ века новой трапезной с обширной западной пристройкой, получилось отказаться от традиционной интерьерной антитезы "низкая трапезная -высокий храм". Трапезная двухсветная, она по сути немногим ниже трёхсветного основного храма, и таким образом два приближённых по высоте объёма визуально сливаются в один, распространённый как по вертикали, так и по горизонтали. Иными словами, от традиционного визуального и компоновочного разделения храма и трапезной отказались в пользу огромного, раскрытого и единого внутреннего пространства. Эффект получился и впрямь - дух захватывает! У основного храма два несущих столпа, с севера и с юга от светового барабана; это ещё одна традиционная черта, роднящая Шуйский кафедральный собор с региональными "большими соборами" ХVII века, следовавшим в костромской архитектурной традиции - те тоже по большей части были двустолпными. Из пяти барабанов внутрь раскрыт только один - центральный световой. Барабаны боковых глав - это, фактически, поставленные поверх свода незастеклённые ротонды, которые могли использовать как звонницы до постройки отдельно стоящей колокольни. Иконостас высокий, пятиярусный, позолотой украшен весьма сдержанно и с большим вкусом. Золото прекрасно смотрится на строгом белом фоне иконостаса; белые и пастельно-сиреневые тона преобладают в цветовом решении интерьера, что при условии богатого остекления зрительно расширяет внутреннее пространство, делает его лёгким и воздушным. Отдельного упоминания заслуживают высокин хоры, размещённые в западной пристройке над входом в собор. Во внутреннее пространство храма они раскрываются тремя разновысокими арками (центральная больше боковых). Каждой арке соответствует окно западного фасада. Узкие лестницы на хоры располагаются у стен, справа и слева от дверей в храм.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.