Кирпичный Покровский храм возведен в 1754 г. вместо древнейшей в городе деревянной церкви, бывшей до 1667 г. соборной. Исследователи отмечают редкий факт - при городском Покровском соборе в кремле в древности находилось кладбище. В 17 в. на этом месте стояли две деревянные церкви - Покровская и Алексиевская. В 1678 г. Алексиевская соборная церковь “без пения стоит пуста, и соборные священники в ней не служат” (В. Борисов), видимо, вскоре она и была разобрана. После исчезновения Алексиевского храма (вторая половина 17 в.) покровские прихожане продолжали отмечать память Святителя Алексия, Человека Божия. В Воскресенском соборе (получившем статус городского собора вместо Покровского в середине 17 в.) хранился антиминс разрушеного Алексиевского собора с надписью “Освятится алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца Алексея, Человека Божия, лета 7155 (1647) году, мая в 8-й день…” ). До начала 19 в. рядом с Покровской летней церковью (1754 г.) в 50-70 м к западу (в районе ресторана Шуя) находилась каменная церковь Иоанна Предтечи (1773 г.). Предтеченская церковь “по причине ветхости разобрана в 1814 г. и употреблена на новы приделы” (Священник Василий Миловидов). На месте разобранной Предтеченской церкви была часовня, уничтоженная в годы революции. После перестройки 1814-1816 гг. в храме было три престола. Главный – Покровский (старая часть храма – четверик, построенный в 1754 г.), придельные – Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и Великомученика Федора Стратилата (один престол – в честь строителя Федора Корнилова) в широкой трапезной, возведенной в 1814-1816 гг. До начала 90-х гг. в нишах по сторонам от главного входа оставались следы фресок – изображений Иоанна Предтечи и Федора Стратилата.
Колокольня возведена в 1814-1816гг. (некоторые исследователи связывают авторство колокольни Покровской церкви с итальянцем Я. Маричелли, строившим колокольню Воскресенского собора в Шуе, колокольню в Лежнево). Шпиль колокольни был обшит английской жестью (1852г.) и вызолочен (около 1910г.). Колокол большой “примерно-звучный” был отлит усердием прихожанина почетного гражданина Ф.Г. Попова. Колокольня и главы Покровской церкви вместе с колокольней и главами соседних бесприходных церквей (Никольской при городской тюрьме и Васильевской при Киселевской больнице), отстоящих на расстоянии 30-50 м составляли единый архитектурный ансамбль. В 1814-1816 гг. изменен фасадный декор храма и на средства Ф.И. и А.И. Корниловых пристроена новая трапезная с колокольней. В 1848 г. усердием И.Н. Корнилова сооружена ограда с церковной лавкой в юго-западном углу (ограда окончательно утрачена в 90-е гг., помещение церковной лавки сохранилось – Ч.Д.)…
Своеобразный храм, в облике которого региональные традиции, свойственные памятникам суздальской школы, сочетаются с формами классицизма. К высокому двусветному четверику с тремя сильно выдвинутыми, вдвое более низкими апсидами последовательно примыкают равновысокие апсидам небольшая первоначальная трапезная и обширная новая – квадратная, со скругленными углами. Над западной частью последней возвышаются три яруса колокольни (нижний – четырехгранный с полуярусом, два верхних – восьмерики с узкими диагональными гранями), перед которой с запада устроен притвор. Существующее ныне убранство фасадов четверика – результат двух этапов строительства. Углы здесь фиксированы широкими пилястрами в первом ярусе и сдвоенными полуколонками – во втором. Два окна второго света, первоначально имевшие лучковые перемычки (сохр. на южном фасаде), украшены треугольными сандриками. Под обвалившейся местами штукатуркой видны следы первоначальных наличников в духе нарышкинского барокко с фигурными фронтонами… Очень высокое пространство основного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, контрастирует с низкими апсидами, имеющими цилиндрические своды, переходящие в конхи, и первоначальной трапезной с полулотковым сводом. Новая трапезная с четырьмя крещатыми столбами перекрыта системой вспарушенных сводов на подпружных арках, с лотками на скругленных углах. В четверике и старой трапезной сохранились франменты клеевой росписи 1812 г., выполненной в традициях 2-й пол. 18 в. (роспись этого периода осуществлялась на средства А.И. Корнилова; приделы около 1836 года расписаны Епифаном Алексеевичем Медведевым из Тейкова)... Над входом в паперть в начале XX века было изображение Покрова Божией Матери, по сторонам входных дверей снаружи справа – Святителя Иоанн Предтечи, слева - Великомученика Федора Стратилата.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000
До закрытия в 30-х годах в ризнице и библиотеке церкви хранился значительный набор церковно-археологических реликвий. В Покровской церкви находилась лучшая в Шуе подборка икон 16-18 вв. (по свидетельству краеведов конца 19 в.). Пять из них находились на особом учете во Владимирской епархии. Это работы Шуйских иконописцев – “Покров Пресвятой Богородицы” (1652 г.) Григория Утешова, иконы “Всех Скорбящих Радость” (1747 г.), “Св. Иоанн Воин с житием” (1747 г.), список с иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери (1745 г.) Ивана Болотова.
Чудотворная икона Иоанна Воина была передана в Покровскую церковь после упразднения городского суда в 1867 г. Второй по чтимости в Шуе и округе (после чудотворной иконы Шуйско-Смоленской Божьей Матери, находящейся в Воскресенском соборе) была икона Святого Иоанна Предтечи (по-преданию, дар Ивана Грозного), хранившаяся в Покровской церкви. Церковная библиотека насчитывала около 200 томов (в 1884г.), среди которых Евангелие конца 16 в (не позднее 1601 г.), а также коллекция царских указов и манифестов 18 в. (35 документов) Приход Покровской церкви в Шуе и деревне Набережной состоял из 109 дворов, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г).
Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь/Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./ Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994