Собор Успенский в Кинешме. Крупный храм соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Двусветный четверик под четырехскатной кровлей вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми главами (центральная более крупная) с полусферическими куполами. Два пониженных боковых придела имеют полукруглые апсиды — они располагаются по сторонам трех высоких, также полукруглых апсид главного алтаря, но слегка отодвинуты к западу. Одноэтажный западный притвор вытянут по основной оси храма и заканчивается скруглением паперти.
Декор фасадов весьма лаконичен. На углах четверика поставлены широкие лопатки, в невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар. Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проемы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проемы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид — крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов шире и ниже основных, обработаны дощатым рустом. Нижние окна здесь арочные, верхние — круглые, в ленточных наличниках. Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики. Притвор выполнен в стиле классицизма, в его провинциальном варианте. В западной скругленной части притвора расположены три широких арочных дверных проема; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном.
Первоначально трехнефное внутреннее пространство собора после перестроек стало пятинефным. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столбами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи. Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.
Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 г. Это дает основание предполагать существование более ранних стенописей, очевидно созданных вскоре после сооружения собора, но они не сохранились. Масляная живопись сер. 19 в. поновлялась в нач. и сер. 20 в., ее колорит сильно огрублен. Ряд композиций написан заново в нач. 20 в.
Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для сер. 19 в. На своде написаны ангельские головки и Святой Дух в виде голубя, на арках — мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них выделяются гризайльные композиции "Ангелы у престола" в люнетах боковых стен. Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых (в нижнем ярусе) включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса и видений пророка Исайи.
Главный двухъярусный иконостас в формах позднего классицизма типичен для сер. 19 в. Царские врата фланкируют два портика — одни внутри другого. Над вратами установлено резное из дерева "Распятие с предстоящими"; обрамляющая его арка врезана в основание второго круга иконостаса. Здесь четырехколонный портик завершен пологим фронтоном с разорванной нижней гранью. Фоновые части и стволы колонн окрашены в белый цвет, капители и резные детали — золоченые. Придельные одноярусные иконостасы выполнены в кон. 19 в. в духе эклектики.
Над внутренним восточным порталом притвора, ведущим в храм, помещена скульптурная группа "Тайная вечеря", вырезанная из дерева и раскрашенная. Она исполнена в 1-й пол. 19 в. в традициях народной резьбы. Несколько грубовато выполненные персонажи отличаются своеобразием и выразительностью. В храме сохранились резные киоты и паникадила 2-й пол. 19 в.
Колокольня. Одна из лучших в Ивановской обл. колоколен, сооруженных в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются еще два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем.
Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом, веером сходящимся к арочным проемам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной — на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трехчетвертные колонны тосканского ордера: на фасадах второго и третьего ярусов - это четырехколонные портики, в четвертом — двухколонные. Усложняют пластику объемов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко. Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвертом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн.
Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север—юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Беляев, 1863, с. ПО, № 1; ИАК, 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113; Краткие статистические сведения... 1911, с. 111-112; Шитлина. 1970, с. 25-26, 32-33; Шлычков, 1983, с. 57-58. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 440-446