ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНИЯ, 2-я пол. 18 - 2-я пол. 19 в. ул. Ленина, 71 а.
Расположена на главной улице города, в ее дальнем от центра конце, среди четырех-пятиэтажной застройки привокзального района. Построена не позже 1779 г. на вклады купца Г.И. Таланова. Вероятно, ближе к сер. 19 в. сооружена завершенная шпилем колокольня (сохранились два нижних четверика) с самостоятельным приделом с востока, апсида которого примкнула к северо-западному углу притвора церкви. В кон. 19 в. были перестроены боковые приделы и притвор, внесены некоторые изменения в декоративное убранство. Церковь выстроена из кирпича, стены побелены. Своеобразный по объемной композиции памятник интересен запоздалым использованием форм и убранства 17 столетия.
В настоящее время в объемной композиции доминирует высокий основной четверик, завершенный четырехскатной кровлей и пятью луковичными главами на удлиненных восьмигранных глухих барабанах. Центральная апсида крупнее полукруглых придельных; ее полукружие на востоке срезано, что дает впечатление гранености. Места сочленения скруглений отмечены колонками. Апсида придела при колокольне близка по форме к центральной. Выразительны детали фасадного убранства, характерные для сер. 17 в.: широкие угловые лопатки, нарядные карнизы с рядами зубчиков и пилы, кокошники, нишки. По сравнению с ними скучновато выглядят оштукатуренные барабаны глав и ниши-кокошники аттикового пояса, а также арочные наличники окон (прямоугольных в основном объеме, арочных - в приделах) - классицистические элементы декора. Два четверика колокольни близки по размеру в плане. Нижний ярус и равный ему по высоте придел декорированы лопатками (в колокольне рустованными) и завершены ступенчатым карнизом с рядом мелких сухариков. Во втором ярусе арки звона помещены в неглубокие ниши, по их сторонам - парные лопатки. Высокое основное пространство храма завершено сомкнутым сводом, в апсидах конхи. В приделах, притворе и нижнем ярусе колокольни своды коробовые.
Беляев, 1863, с. 113; ИАК, 1909, с. 180-181. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 452-453