Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным. «Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинский с товарищами дали выпись Ахтырского города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что Ахтырской соборной церкви по указу Царя отведено пахотной земли 5 десятин и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 году и без сомнения был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 годов, в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 года поповский староста. С 1691 года известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский».
Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтиевичем Лесевицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный в честь Успения Богоматери, южный в честь Воскресения Христова, северный в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде.
Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г.
1857 год. Город Ахтырка "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-ahtyrka-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii