ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ахтырка. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Ахтырка. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Рождества Христова, Алексия, человека Божия
Год постройки:Между 1728 и 1738.
Год утраты:приблизительно 1932 (разобрана; колокольня разобрана в 1970 г.)
Адрес:
Украина, Сумская область, город Ахтырка. Успенская площадь (бывш. пл. Ленина).

Координаты: 50.308504, 34.893561 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Собор Успения Пресвятой Богородицы, Колокольня (собор уже разобран). Фото 1960-х годов<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Колокольня (собор уже разобран). Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1960
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Колокольня собора. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Колокольня собора. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 апреля 1942
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 декабря 1941
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер свода конхи. Фото С.А.Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Интерьер свода конхи. Фото С.А.Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер верха. Фото С.А.Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха. Фото С.А.Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото А.Л. Микуницкого из фонда Ахтырского городского музея, 1914 г.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото А.Л. Микуницкого из фонда Ахтырского городского музея, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото А.Л. Микуницкого из фонда Ахтырского городского музея, 1914 г.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото А.Л. Микуницкого из фонда Ахтырского городского музея, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
31 мая 1913
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
2 февраля 1913
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1910
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор и колокольня. Фото начала ХХ века.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Успенский собор и колокольня. Фото начала ХХ века.
Елена Григорьева
1 июня 1901
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас бокового придела Успенской церкви, фото начала ХХ в. Из фондов Ахтырского городского краеведческого музея<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Иконостас бокового придела Успенской церкви, фото начала ХХ в. Из фондов Ахтырского городского краеведческого музея
Елена Григорьева
1 июня 1901
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1900
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Строительство колокольни. Фото 80-х г.г. XIX в.<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Строительство колокольни. Фото 80-х г.г. XIX в.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 февраля 2019

Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным. «Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинский с товарищами дали выпись Ахтырского города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что Ахтырской соборной церкви по указу Царя отведено пахотной земли 5 десятин и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 году и без сомнения был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 годов, в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 года поповский староста. С 1691 года известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский».

Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтиевичем Лесевицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный в честь Успения Богоматери, южный в честь Воскресения Христова, северный в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде.

Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г.

1857 год. Город Ахтырка "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-ahtyrka-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 апреля 2019

В первой половине XIX в. в Ахтырке было 2,5 тыс. домов, среди которых только 7 каменных. В 1837 г. на территории города проживало 14205 человек, которые, в основном, занималось сельским хозяйством. Многие из них ходили на богослужения в Успенский собор - один из древнейших в Ахтырке. Известно, что деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1666 г. Успенский собор - первое каменное сооружение Ахтырки. Был он двухъярусным, в нижнем ярусе размещалась теплая церковь, в верхнем - холодная. Чудо украинского зодчества разрушили в 1939 г. (1932). Церковь просуществовала два века, долгое время это был главный храм города, пока эту функцию не взял на себя Покровский собор.

Успенская церковь была построена в 1738 г. тщанием полковника Ахтырского казацкого полка Алексея Леонтьевича Лесевицкого, который в этот период (1734-1744 г.г.) был командиром (бригадиром) всей Слободской бригады. Славилась церковь Успения Пресвятой Богородицы тем, что имела три престола в верхнем ярусе и один - в нижнем. Уроженец г. Харькова художник Владимир Дмитриев расписал главный иконостас в греческом стиле. Ограда церкви поражало своей красотой и изяществом, недаром её фрагмент находится в Эрмитаже.

В подвалах церкви жители города прятались во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Старожилы города говорят, что из этих подвалов вели подземные ходы аж до самой реки Ворсклы и до Покровского собора. В 50-х г.г. прошлого века во время расширения площади Ленина подвалы разрушенной церкви были засыпаны.

Интересно, что в Успенской церкви мирно уживался и приход Украинской автокефальной церкви, которая начала свое существование в первые годы советской власти. До уничтожения храма располагался в нижнем ярусе церкви.

Что касается колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы, то она после уничтожения храма просуществовала до 1970 г. Колокольня использовалась долгое время как пожарная каланча, позже как водонапорная башня. Перед своим разрушением, с появлением телевидения, на месте разрушенного купола колокольни была установлена телевизионная антенна. Колокольня была построена в 80-х г.г. XIX в. по проекту неизвестного автора. Она имела 4 яруса, была квадратной со срезанными углами, венчал ее купол с 4-мя треугольными фронтонами по сторонам сооружения.

http://www.okhtyrka.net/content/view/3699/214/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2022

Ахтырка, как и Лебедин, расположена в низине, здесь нет ни дальних перспектив, ни эффектных высот. Достопримечательности Ахтырки - несуществующие теперь Успенская каменная и Юрьевская деревянная церкви, и уцелевший ансамбль Покровского собора – имеют свое неповторимое лицо и являются творениями определенной школы в искусстве Слобожанщины.

При сооружении в 1728-1738 г.г. Успенского собора, впервые была сделана попытка совместить крестообразный девятидольный в плане храм (типа седневского) с крестово-банным, от которого заимствованы только четыре опорных столба с подпружными арками и куполом. Если раньше в таких сооружениях бани ставились исключительно на стены, то здесь строитель попытался поставить их только на опорные столбы. Чтобы гарантировать статику здания от всяких неожиданностей, он делает их очень массивными, оригинальной формы в плане – подобной ромбу, но рога не острые, а срезанные, с небольшими прямоугольными выступами. Эти выступления, как мышцы у крещатых столбов древнерусских храмов, переходят в арки.

При такой конструкции осталась нерешенной проблема перехода от квадратного со срезанными рогами подбанного пространства до правильного восьмигранника. Мастер остроумно выходит из положения. Выше пят подпружных арок он устраивает второй ярус вспомогательных высоких арок над плоскостями опорных столбов. Они и образуют правильную восьмигранную основу подбанников.

Интерьер центрального помещения не имеет аналогии в украинской архитектуре. При взгляде на него бросается в глаза уверенное движение оригинальных пилонов, что затем подхватывается гранями арок второго яруса и передается подбаннику. Именно эта многосторонняя дифференциация элементов бани и создает иллюзию могучего движения и большой высоты подбанного пространства.

Успенский храм в последующем часто принимали за образец. Творческие концепции сооружения по-своему интерпретировали те, кто строил межирицкий собор, Покровскую церковь в той же Ахтырке, а также козелецкий собор. Кстати, напомним, что и Бернард Меретин в том же плане решает девятидольный план храма Юрия во Львове и использует достижения деревянного строительства. Итак, противоположные, казалось бы, звенья украинской архитектуры сомкнулись в одну цепь.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.