ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ахтырка. Храмовый комплекс кафедрального собора.


Ахтырка. Храмовый комплекс кафедрального собора
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Между 1753 и 1784.
Адрес:
Украина, Сумская область, Ахтырский район, г. Ахтырка, Октябрьская пл.

Координаты: 50.299417, 34.889935






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2022

Ансамбль Покровского собора закрывают густые деревья, и только верхи церкви и колокольни являются ориентиром их местонахождения.

Покровская церковь (1753) не имеет аналогий в украинской архитектуре, хотя тот, кто строил ее, исходил из традиций родного искусства. Он придерживался классической трехдольности и трехстанности в композиции, уделял большое внимание высотному раскрытию внутреннего пространства, но решал эти проблемы по-своему. Прежде всего, центральное помещение размерами намного превышает алтарь и Бабинец, его конфигурация совершенно необычна. Представьте себе две геометрические фигуры в плане – прямоугольник и удлиненный восьмигранник, а тогда более длинными осями наложите их накрест – и вы получите план среднего помещения, у которого с востока и запада немного выступают части прямоугольника. Но это еще не всё. В них врезаны квадратные в плане Бабинец и алтарь. В центральном помещении достаточно широко поставлены четыре массивные пилоны, которые несут за помощью подпружных арок центральную баню и систему сводчатых перекрытий. Итак, здесь оригинально истолкованы архитектурно-конструктивный прием, впервые примененный в ахтырский Успенской церкви.

В объемах массив, таким образом, сильно расчленен, вертикальные грани четко обнаружены. Для смягчения сухости их применены очень широкие краеугольные крепированные пилястры с деликатным горизонтальным рустом добрых пропорций, на уровне хоров проходит профилированный карниз. В композиции четко разделено основной объем, одинаковой высоты во всех компартиментах, и трибанное венчание, которое кажется легким и не так органично связано с нижней частью храма, как, скажем, в Сумском храме. В связи с такой композицией масс фасады храма получились неравноценными. Предпочтение отдано главному западному фасаду, где в тело храма врезана огромная арка, поделенная балконом на два яруса. В нижнем содержится портал, а в верхнем – выход из хоров на балкон. Внешняя архитектура носит на себе следы влияния архитектуры Козелецкого собора, что дало повод ошибочно приписывать проект Ахтырского собора Растрелли.

Но в интерьере неожиданно поражают цельность и гармония составных частей. Мастер прекрасно учитывает законы оптического восприятия пространства и потому открывает вид на среднее помещение, но не на все сразу, а частями. Это достигается тем, что внизу сделано три небольших, а на уровне хоров одно широкое арочное отверстие. Через них в поле зрения попадают то освещенная баня, то затемненные части боковых помещений вокруг подбанного пространства, то массивные пилоны или ажурная резьба иконостаса. Зритель не видит всего интерьера, и поэтому создается ощущение его необъятности. Когда входишь в центральное помещение, сразу же овладевает вниманием восьмигранная баня, озаряемая снопами света; как зонтик, распятая на широких треугольных парусах, она свободно парит в вышине. Массивность пилонов и стен облегчена богато крепированными спаренными пилястрами и украшениями в парусах, над окнами и порталами, оригинальной формы лепленными орнаментами, картушами и барельефами. В стиле орнаментов так же есть точки соприкосновения с украшениями Козелецкой церкви.

Ахтырские маляры по эстетическим взглядам были близки к строителям и тяготели к строгим традициям Ренессанса, которые они своеобразно переплавляли с барочными. Например, автор наместных икон из Николаевской церкви сочетал пышный золотой орнаментированный фон со строгими овалами лиц, написанных целиком в стиле Возрождения.

Против главного входа поставили высокую трехъярусную колокольню, построенную в 1774 г. В плане каждый ярус круглый, с четырьмя портиками в первом, восемью двухколонными – во втором и четырьмя – в последнем. Благодаря этому, столб колокольни сильно расчленен как по горизонтали, так и по вертикали, что создает веселую светотеневую игру и придает силуэту большой динамичности.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2022

Комплекс состоит из трёх разновременных памятников: Покровского собора 1753–1768 г.г., Введенской церкви-колокольни - 1784 г. и церкви Рождества Христова - 1825 г. Все они каменные, оштукатуренные и побеленные. Комплекс расположен в историческом центре по оси главной улицы. Собор является градостроительной доминантой общегородского значения.

Покровский собор заложен 25 апреля 1753 г., в годовщину коронации императрицы Елизаветы Петровны, которая пожертвовала на его строительство 2000 рублей серебром, а освящена в 1768 г. Возведен он на месте, где в 1739 г. найдено чудотворную икону Ахтырской Богородицы. Автор проекта - московский архитектор князь Д. Ухтомский; строительством руководил архитектор С. Дудинский. Собор имел, кроме главного, ещё два престола: Ахтырской иконы Богородицы и праведных Захарии и Елизаветы.

Покровский собор является главным сооружением комплекса и относится к редкому типу барочных храмов, которые встречаются только на Слобожанщине: тридильный, трибаневый, с трехнефным четырехстолпным центральным компартиментом. Его прототипом был Успенский собор в Ахтырке, построенный в 1728-1738 г.г. (не сохранился). В объемно-пространственной структуре памятника синтезированы три типологические схемы храмов: тридильного, трехверхого, распространенного в народной архитектуре, девятидольного однобаневого, а также крещато-баневого, генетически связанного с зодчеством княжеской эпохи.

Здание - симметричное. Все компартименты равновысокие, подведены под один карниз. Алтарь и двухэтажный Бабинец – квадратные в плане, перекрытые сомкнутыми сводами и увенчанные декоративными четвериками с баньками. Доминирующим в композиции является центральный восьмерик, увенчанный световым куполом, опирающимся через подпружные арки на четыре пилона.

Высота верха в интерьере - 39 м, общая высота до креста - 46 м. Все четыре фасада равноценны, однако акцентирован западный, где есть большая арочная ниша портала, разделенная балконом на два яруса. Декор фасадов подчеркивает монолитность объемов здания и его двухъярусность: на уровне хоров фасады опоясывает карнизная группа; вертикальные грани подчеркнуты рустованными пилястрами, окна обрамлены «ушастыми» наличниками с рельефно выделенными замковыми камнями и сандриками разнообразных очертаний. В общем, плоскостное решение декора рассчитано на визуальное восприятие с близких точек.

Главная тема интерьера - глубинно-пространственная перспектива, подчеркнутая ритмом пилонов, пилястр и арок. Массивность пилонов облегчают ионические филенчатые пилястры. В центре собора доминирует щедро освещенный подбанник, который придаёт композиции центричности и привносит высотный принцип организации пространства. В интерьере частично сохранился первоначальный лепной декор: над окнами – горельефные композиции растительного характера; над северными и южными дверями – орнаментированные картуши с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. Над средней аркой, ведущей из центрального компартимента в женскую, – большой барельеф рокайлевого характера с фигурой архангела Михаила.

Рассмотренные три выдающихся памятника составляют завершенный ансамбль, который обусловливает архитектурное своеобразие города.

В.В. Вечерский. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.