ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ахтырка. Церковь Георгия Победоносца (старая).

Юрьевская церковь


Ахтырка. Церковь Георгия Победоносца (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1795.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская обл., Ахтырский р-он, Ахтырка.




Церковь Георгия Победоносца (старая), Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Георгия Победоносца (старая), Интерьер фонарика верха. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Интерьер фонарика верха. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Георгия Победоносца (старая), Юрьевская церковь, внешний вид. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. 
http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Юрьевская церковь, внешний вид. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko
Елена Григорьева
1 января 1914
Церковь Георгия Победоносца (старая), Юрьевская церковь, интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. 
Источник: http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Юрьевская церковь, интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko
Елена Григорьева
1 января 1914
Церковь Георгия Победоносца (старая), Юрьевская церковь, интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. 
Источник: http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Юрьевская церковь, интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko
Елена Григорьева
1 января 1914
Церковь Георгия Победоносца (старая), Старая Георгиевская церковь. Источник: http://otkudarodom.ua/ru/node/495<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Старая Георгиевская церковь. Источник: http://otkudarodom.ua/ru/node/495
Елена Григорьева
??
Церковь Георгия Победоносца (старая), Георгиевская церковь в Ахтырке. Рисунок искусствоведа, историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Ахтырка, Ахтырский район, Украина, Сумская область
Георгиевская церковь в Ахтырке. Рисунок искусствоведа, историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1910



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 апреля 2019

Церковь Георгия, описание и краткий сравнительный анализ церквей подобного типа Ахтырки и Ахтырского уезда по фотографиям 1915 и 1927 г.г. С. Таранушенко (1927 г.)

Церковь Георгия построена 1795 г. из дубовых пластин. Внизу сруба стен пластины имеют толщину 15-14 см при высоте 42-30 см. В большем восьмерике пластины уже тоньше, они имеют толщину 13 см, а в меньшем восьмерике - 11 см. Основана конструкция на грубых дубовых же фундаментах, под которые впоследствии был подведен кирпичный фундамент. Сруб стен выведен простовисно. Открыта сейчас (некожухована) внешняя сторона западной грани сруба стен бабинца показывает, что при строительстве плотники через каждые шесть пластин (интервал около 2,3 м) в верхнем ребре пластины выдалбливали несколько квадратов (6х6 см) врубок, в которые загоняли бруски - цинали и на эти бруски укладывали доски леса, на которых стояли мастера.

Продольная ось плана отклоняется на 3 град. по часовой стрелке. Колокольня построена позднее, за церковью. Она имеет формы в стиле позднего ампира, стоящие на грани с псевдоготикой XIX в. Можно думать, что тогда же отремонтировали и саму церковь. В частности, к тому времени относятся «псевдоготические» рамы окон. Соединили церковь притвором с колокольней, как рассказывали деды, в 80-х г.г. XIX в. Тогда же, видимо, снаружи сруб обшит досками горизонтально. В интерьере рукава перекрыты двуспадными дощатыми слабовыпуклыми «сводами», что в разрезе приближаются к бокам треугольника. В северном рукаве «свод» завершается сводом, конец которого пропущен сквозь сруб стен центрального участка.

В церкви много окон: оба восьмерика прорезаны каждый 8-ю окнами; в срубах стен окна размещены в два яруса. План постройки - крестообразный. Состоит он из большего центрального квадрата и 4-х меньших, близких к квадрату рукавов. Внутренняя высота центрального участка равна длине плана строения. Следовательно, контур внутреннего объема церкви вписывается в квадрат. Высота перекрытия (верха) алтаря, бабинца и южного и северного рукавов в интерьере приближается к трети высоты срубов их стен.

Церковь Георгия в Ахтырке - достопримечательность очень интересная и важна для понимания процессов, происходивших в творчестве мастеров народной монументальной архитектуры в конце XVIII в. Построенная в середине последнего десятилетия XVIII в., церковь Георгия служит ярким свидетельством жизненности народной украинской монументальной архитектуры тех времен. Народных мастеров-архитекторов никак нельзя упрекнуть в консерватизме, как часто раньше делалось. Наоборот, они внимательно следят за развитием каменной («барской») архитектуры, охотно и широко заимствуют у неё элементы, главным образом декоративные. В Юрьевской церкви к таким элементам, заимствованных из классической архитектуры, надо отнести карнизы, состоящие из систем полочек и сухариков, которые завершают снаружи срубы стен и обоих восьмериков.

В церкви Георгия в Ахтырке, как и в ряде других памятников, мы наблюдаем отчетливо проявленную заинтересованность мастера не только элементами декоративного порядка, но и желание понять и использовать основы классического архитектурного мировоззрения. Он хочет понять «дух эпохи», воспринять принципы построения архитектурно-художественного образа новой архитектуры, её рационализм, благородную сдержанность, подчеркнутую уравновешенность - спокойную простоту, что отражалась в четкой ясности членения пространственных объемов, в простоте и логичности пропорций компонентов строения. При этом мастер Юрьевской церкви непреклонно стоит на позициях традиционных, веками выработанных и выверенных практикой принципов понимания национальной идеи монументализма, её содержание и форму мастер ахтырского Юрия положил в основу своего творческого замысла, ей он подчинил, органично увязав, элементы классической архитектуры. Особенно ярко это проявилось в построении объема верха в интерьере. Здесь мастер в полной мере использовал традиционные средства иллюзионного увеличения высоты верха, ставя один на один каждый раз меньшие восьмигранные призмы, соединяя их стремительно влетающими вверх заломами.

На первый взгляд церковь может показаться очень отличной от старых слобожанских достопримечательностей, таких, например, как церковь Николая в Лебедине, Введенская в Артемовке, Спаса в Межириче, Михаила в Левковцы. Но, разместив их в один ряд в хронологической последовательности, мы убеждаемся, что все они - составные части единого стилистического потока народной украинской монументальной архитектуры с ярко проявленным неповторимо своеобразным лицом, и упомянутые памятники отражают отдельные этапы, разные фазы того процесса, а также различные направления творчества мастеров.

Интересная церковь  Георгия ещё и тем, что она - представитель типа строений, распространенных как в самой Ахтырке, так и в окрестных селах Ахтырского и смежного Богодуховского уезда, построенных (условное название) ахтырской группой мастеров. До этого ахтырского типа, если учитывать те памятники, которые мне пришлось осмотреть и сфотографировать в 1913-1927 г.г., и на основании старинных памятников, фото которых сохранились в Харьковском университетском музее и которые в натуре не уцелели, принадлежали: Михайловская церковь 1775 г. в Ахтырке на Гусинцы, Васильевская церковь с. Солдатского Ахтырского уезда 1794 г.,  Георгиевская церковь 1795 г. в Ахтырке, церковь Параскевы 1801 г. в с. Бакировке, Ахтырского уезда. Тот же тип плана и композиции объемов (с небольшими отличиями) имеют ещё: Успенская церковь 1793 г. в с. Полковая Никитовка, Богодуховского уезда, церковь Николая в с. Огородном 1801 г. того же уезда и церковь Покрова 1803 г. в сл. Хухре, Ахтырского уезда. Возможно, территория распространения этого типа была больше, но данных для этого у нас нет.

В самой Ахтырке была построена в 1775 г. старейшая церковь этого типа - Михайловская (разобрана в 1910 г.). На фото внешнего вида её с юга, видим строение с планом, который состоял из центрального квадрата и четырех меньших центрального участка рукавов, имеющих форму четырехугольников, близких к квадрату. Итак, младшая за ней  Георгиевская Ахтырская повторяет этот тип плана. Воспроизводят его церкви в Бакировке и Хухре. В церквях в Солдатском, Полковой Никитовке и Огородном план алтаря не четырехгранник, а шестигранник (четырехгранник со срезанными наружными углами). Почти одинаково скомпоновано в Михайловской и Георгиевской церквях объемы. Но наряду с этим Михайловская церковь имеет и отличия: она не имеет второго восьмерика, а над заломом первого восьмерика сразу непосредственно возвышается световой фонарь. Эту черту мы встретим во всех других церквях ахтырской группы (кроме Ахтырской  Георгиевской). Во всех церквях той же группы (за исключением Полковой Никитовки) срубы стен рукавов ниже сруба стен центрального участка. Перекрыты снаружи они двуспадными крышами с простовисно обрубленными торцами (фронтонами), только Михайловская церковь имеет крышу округлого профиля с отливами, а у всех других памятников крыши на рукавах - двуспадные палатки. У всех церквей ахтырской группы, кроме Михайловской в Ахтырке, поперечник восьмерика равен стороне квадрата плана центрального сруба, то есть грани восьмигранника, ориентированные по сторонам света, непосредственно продолжают сруб стен.

Эта примета в украинском деревянном монументальном строительстве нововведением считаться не может. На протяжении всего XVIII века это средство перехода четверика стен сруба в восьмерик мы наблюдаем довольно часто, а именно: в церкви Троицы в Коропе 1716 г., в Успенской церкви 1720 г., в Шатрищах, в церкви Николая 1745 г., в Свирже, в Вознесенской церкви 1759 г. в Марте, в Покровской церкви 1765 г., в Антоновке, в Петропавловской церкви 1777 г., в Гадяче и др. Но последовательно, систематически эту черту отражают лишь строения ахтырской группы. Одна из церквей ахтырской группы - Михайловская в Ахтырке – имеет восьмерик, поперечником меньше стороны квадрата плана центральной участка; в ней между восьмериком и на четверке вставлен краткий низенький залом. Восьмерик Михайловской Ахтырской и Васильевской в Солдатском церквей имеют по 4 окна, тогда как у всех остальных - по 8. Форма крыши, которая перекрывает залом над восьмериком в Ахтырский  Георгиевской и Бакировской церкви, стянута с плоскими гранями, а у всех остальных – округло-гранёная. Окна в два яруса в срубах стен встретим в Ахтырского Георгия и ещё в церквях Огородного и Полковой Никитовки.

Каждая церковь ахтырской группы имеет отличия в деталях, но их объединяют характерный силуэт и общий принцип компоновки пространственных объемов.

http://otkudarodom.ua/ru/ohtirka-sumskoyi-oblasti-cerkva-yuriya-obmir-1927-r-foto-1915-go-i-1927-rokiv-s-taranushenko


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 апреля 2019

Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII столетии; так, по акту 1695 г., известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев. Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «в ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно, прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г., при Георгиевском храме были ещё два священника, и следовательно, первый храм основался не позже 1660 г.

Из указа Консистории от 21 февраля 1740 года видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г.

Книги храма: служебник К. п. 1735 г., другой Черниговской п. 1747 г., третий М. п. 1743 г., апостол К. п. 1738 г. цветная триодь К. п. 1747 года.

1857 год. Город Ахтырка "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-ahtyrka-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2022

Оригинальностью творческого почерка и смелостью фантазии ахтырские плотники не уступали перед «мастерами муравьиного дела». В Ахтырке в 1795 г. была построена небольшая, но интересная крещатая однобанная Георгиевская церковь. Ее боковые объемы, перекрытые сомкнутым рубленым сводом, тонко гармонировали с широкой баней. Снаружи в объемах кровля повторяла, но гораздо мягче, форму свода. В интерьере арки-вырезы были сделаны на всю ширину и высоту боковых помещений, поэтому пространство среднего верха сливалось с боковыми срубами. Хотя этот храм не сохранился, однако о нем надо вспомнить, чтобы дать представление о тех художественных проблемах, которые представали перед украинскими строителями.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.