ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Церковь Петра и Павла.


Старая Русса. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла, Параскевы Иконийской, Нила Столобенского
Год постройки:между приблизительно 1790 и 1804. трапезная 1882-1884, колокольня 1883г.
Год утраты:приблизительно 1940
Адрес:
Новгородская область, Старорусский район, Старая Русса, ул. Сварога, 29/2.

Координаты: 57.985442, 31.363311



Церковь Петра и Павла, Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
12 июля 1909
Церковь Петра и Павла, открытка начала века<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
открытка начала века
Вадим кр
16 июня 1909
Церковь Петра и Павла, Фото из журнала "Русский паломник".<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Петра и Павла, "Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
"Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.
Лобготт Пипзам
??
Церковь Петра и Павла, http://career.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/4521319/?ssoRedirect=true<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
http://career.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/4521319/?ssoRedirect=true
Елена Григорьева
??
Церковь Петра и Павла, http://career.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/4521319/?ssoRedirect=true<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
http://career.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/4521319/?ssoRedirect=true
Елена Григорьева
??
Церковь Петра и Павла, Фото 1884 года из фондов Российского этнографического музея<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1884 года из фондов Российского этнографического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  13 марта 2019

Кирпичная церковь, сооруженная на месте старого каменного Пятницкого храма, построенного не позже XVI в. Заложена в кон. XVIII в., освящена в 1804 г. Здание типа восьмерик на четверик с трапезной, с декором в духе классицизма. Приделы в трапезной, перестроенной в 1882-1884 гг., Пятницкий и Нила Столобенского. Отдельно стоящая шатровая колокольня сооружена в 1883 г. Закрыта в 1930 г., разрушена не позже 1940-х гг.


Марина Зуйкова  21 сентября 2020

На юго-восточной окраине Руссы, там, где ныне широко раскинулся тенистый парк, в древние века, еще до последнего великого разорения Старой Руссы, красовалась иноческая обитель. Она была окружена тенистыми садами, пестрыми огородами и цветниками. Тихо было там. Только звон колоколов да пение трудниц инокинь слышалось в урочные часы. Неведомо, когда и появился этот монастырек. Издавна в нем стояла деревянная церковка о двух этажах. Вверху был престол первоверховных Апостолов, а внизу — первомученика Архидиакона Стефана. Невдалеке сто­яла церковка в честь преподобного Нила Столобенского. Любили горожане, щедрые храмоздатели, монастырек — много земель, домов и имений отказывали они на вечный помин души 1).

И поминались они долгое время, а монастырек цвел, широко раскинувшись среди приволья лугов. По находкам можно думать, что все настоящее пространство парка было занято им. Полуистлевшие кости — часто в дубовых колодах, различные вещи, иконка св. Кирика н Иулитты — говорят, что тут было и кладбище с могилками подвижниц.

1) По описи 1625 года, монастыря уже не было; но замечено, что ему прежде принадлежало 21 1/2 место в разных частях города. При самом монастыре был большой огород и такой же фруктовый сад, принадлежавший игуменьи с сестрами. Старожилы, действительно, помнят и рассказывают о большом саде при прежней деревянной Петропавловской церкви. Ныне же это место занято зданиями и парком при ваннах. По Макарию.

Не пощадили обители Литва со шведами. Груды полуразрушенных зданий остались на ее месте после вражеских нашествий (1609-1914). И долго стояли эти одинокие церковные развалины. Все насельницы разбежались или погибли.

Почти сто лет пролетело после нашествий, когда, наконец, собрались горожане возобновить древний храм. Святитель Иов благословил доброе дело (1710 г.), и они выстроили маленькую церковку в честь первоверховных апостолов с приделом преподобного Нила Столобенского. Но недолго и теперь радовались прихожане, собравшиеся около церкви, недолго они украшали свой храм; не прошло и столетия, как он погиб в огне (в конце XVIII столетия), и разрослись тогда на пустырях по всему месту древней обители яблони да вишни, напоминая старорусцам о былых днях, когда трудились, расчищали тот одичавший сад монахини с беличками.

Прилетели годы, десятки лет прошли, и не узнать стало места иноческих подвигов. Всюду выросли там иные здания. Прознали ученые о целебной силе источников, выбивавшихся на месте обители из земли, пробуравили в новых местах землю, и еще сильнее забила широкими струями целебная вода на пользу человека. Много появилось построек для лечения больных людей, а между этими новыми зданиями широко разросся тенистый парк из березок, липок, дубов и всяких других деревьев. Оживленно здесь летом во всех уголках, а под шум фонтана раздаются звуки веселой музыки, вместо тихого молитвенного пения древних насельниц. Ничто не напомнит о прошлом. Только в юго-восточном углу цветочного парка, над источником, стоит небольшая часовенка. Как отголосок былого, порою заставит она подумать и о прошедшем. Эта часовня в честь св. Кирика и Иулитты.

В 1846 году чистили буравами соляной Директорский источник и вдруг, на глубине 8 сажен, среди обвалившегося в трубу кирпича и земли, вытащили небольшую медную позолоченную иконку (в длину 1 1/2 и ширину 1 вершок), а вместе с нею чугунное ядро и людские кости… Вероятно, это была святыня какой-либо насельницы древней обители или благочестивого старорусца, вросшая вместе с их костями в землю.

Стали почитать горожане отысканную святыню, служить перед нею молебны, а прежде всего сами отыскавшие ее рабочие, так как св. мученики помогли им исполнить работу, когда не оставалось на это никакой надежды. Наконец, построили для нее маленькую часовенку над самым источником (в 1810 году) и поместили в небольшом иконостасе среди изображений страданий св. мучеников. В народе эта иконка считается чудотворною. Зато редко кто обойдет ее, приехав полечиться на старорусские источники. Есть добрый обычай — помолиться перед нею и вначале лечения, и после его, испить соленой водицы из источника, хотя и неприятен ее вкус.

И стоит часовенка единственным напоминанием о днях минувших, об иной жизни, протекавшей здесь среди молитв и трудов ради Христа.

Большой праздник бывает около нее 15 июля, — в день памяти мучеников. Собираются тогда к часовенке больные со старорусцами приложиться к чудному образу и помолиться вместе за молебным пением. A еще большее тор­жество бывает около нее, когда открывается лечебный сезон, а также в день крестного хода 8 июля. Вместе со звуками музыки парк оглашается в эти дни торжественным церковным пением.

В настоящее время часовенка обветшала. Несколько раз ее уже поновляли 1). Наконец, стали подумывать о новой, каменной часовенке. Явилось только опасение, что слабый грунт не выдержит тяжести каменного здания, и тогда порешили — поставить новую часовню не на старом месте, а тут же, невдалеке от нее. В июле 1914 года часовня эта была уже готова, и 15-го числа она была торжественно освящена. Новая часовенка устроена в русском стиле 17-го столетия. Кругом основного четверика с трех сторон идет галерея 2).

1) Например, в 1897 золотили иконостас, поврежденный во время работ при источнике.

2) Часовня эта находится в ведение Мининских священников и приписана им в 1881 году. (Летоп. Мин. церкви), хотя как видно из сохранившихся документов, Мининские священники и прежде совершали там требы.

Таковы судьбы древней обители, — только часовенки напоминают несколько о ней. Но больше воспоминаний сохранилось на других местах…

Недалеко от древней обители, всего в ста саженях к западу от нее, бойко кипела, шумела торговая жизнь. Там, на берегу реки Порусьи, раскидывалась городская площадь, окруженная со всех сторон лавками 3) и храмами. С давних пор новгородские купцы здесь устроили соборную церковь Бориса и Глеба, а перед церковною папертью повели свой торг. Привыкли и старорусцы собираться сюда, решать свои дела...

3) В 1845 г. там было 236 торговцев, в1925 г. – 600 лавок.

Многое зато видела площадь. Всякого народу побывало на ней. Были тут и новгородские купцы за солью и мехами, были киевляне, греки и болгары. Не раз являлись на нее ратные люди — и друзья, и недруги. Сам царь Иван Васильевич III творил на ней суд и расправу над Вольным городом; — тогда древняя площадь оросилась кровью борцов за отчизну. Не одно старорусское разоренье видела она, и, как немые свидетели всего совершавшегося, стояли древние храмы Бориса и Глеба да Параскевы Пятницы с тремя приделами — Покрова Божией Матери, Похвалы Богородицы и апостола Фи­липпа. Только в последнее литовское разоренье не устояли древние церкви. Соборный храм в честь Бориса и Глеба был разорен до основания, а церковь Параскевы Пятницы была разграблена — образа, книги, ризы и всякое строение церковное «поимали литовски люди» (Писцов. кн. г. Старой Руссы). Долго стояли еще после ухода врагов запустевшие разва­лины разоренных храмов. И ныне указывают место, где стоял древний Борисоглебский собор с приделом св. мучеников Флора и Лавра 1). Это место застроено уже домами частных владельцев, а под домами находятся остатки стен и фундамента собора...

1) Он был построен в 14 году — «В лето 6911 (1403) поставиша купцы новгородские, прасолы, в Руссе церковь камену святый Борис и Глеб». Новгор. 1 летоп., стр. 134.

Прошли буйные годы... Снова потекла в городе мирная жизнь. На опустевших развалинах появились новые дома. Появились или обновились некоторые уцелевшие церкви. Не­много подправили прихожане и церковь Параскевы Пятницы, чтобы можно было служить в ней, и все думали они о новой церкви, глядя на ветхие разваливающиеся стены своего храма. Но не было средств, невелик был приход при церкви, — нечем было содержаться даже священнику, потому, в 1791 году, церковь была приписана к Спасо-Преображен­скому монастырю.

«Понеже при Старорусской Пятницкой церкви в приходе двадцать один двор, и церковь совсем обветшалая, — гово­рится в резолюции преосвященного Афанасия, — и прихожане на исправление церкви денег не носят, священно-церковно-служителям содержать себя невозможно. Приход Пятницкой приписать к монастырю, от которого требы прихожанам должны быть исправляемы белым священником, живущем в монастыре, по рассмотрению отца игумена. Священника Пятницкого перевесть в село Пеньково, а затем Пятницкую часть оставить за монастырем впредь до резолюции» 1). Ha сколько времени эта церковь была приписана к Спасо-Преображен­скому монастырю.

1) Летопись старорусского Спасо-Преображенского монастыря. Иером. Сергий. Новгород, 1898 г., 29 стр.

Сгорела в это время (кон. XVIII в.) церковь в бывшем Петропавловском девичьем монастыре. Тогда задумали Пе­тропавловские прихожане соединиться с Пятницкими, чтобы сообща построить новый храм. Воспрянули духом два бедные прихода. Скоро набрали они денег на постройку, испросили разрешение у начальства, и на возвышенном пригорке, на месте Пятницкой церкви, скоро выросла новая ка­менная церковь в честь св. первоверховных апостолов с деревянными приделами в честь преподобного Нила Столобенского и Параскевы Пятницы, на память о древних церквах. Это было около 1804 года... 50 лет стояла нерушимо церковь, украшаясь приношениями прихожан. В 1882 г. прихожане перестроили деревянные приделы. В это же время около церкви, с северной стороны ее, появилась небольшая колоколенка, устроенная усердным старостой Гавриилом Теряевым на свое иждивение и жертвы прихожан с другими горожанами.

Такова история Петропавловской церкви. Стоит она на небольшом пригорке, недалеко от берега древней Порусьи в 85 саженях от парка минеральных вод, напоминая о былых временах, когда тут у пригорка кипела шумная жизнь, и стояли древние почитаемые храмы Божии.

Четырехугольные стены главного храма во втором ярусе переходят в восьмигранный широкий купол, завершающийся небольшою главою. Карнизы и пилястры красиво разбивают ровную гладь стен; на востоке выдаются полукупола — своды алтарные, а с запада примыкает широкий притвор, крытый на два ската. С северной, южной и западной сторон устроены красивые фронтоны. (Длина церкви с притвором 141/2, ширина ее 6 сажен, а ширина притвора 8).

Много есть нового внутри церкви, но многое сохранилось в ней и от былых веков — из древних храмов, которые заменила эта церковь. Трудно, правда, разобраться, что и откуда здесь взято, но общее впечатление от храма таково, что здесь все свежо, все недавно устроено.

При входе в него открывается просторная пристройка — трапеза, как называлась она в древности. (Длина ее 18 1/2 и ширина 24 арш.). Четыре колонны поддерживают ее стрельчатые своды. Впереди ее справа и слева за двухъярусными иконостасами находятся небольшие алтари. Справа — в честь препод. Нила Столобенского, a слева — в честь св. мученицы Параскевы. Иконостасы устроены недавно, но многие из образов обращают внимание своим письмом древнего стиля.

В завороте иконостаса преп. Нила Столобенского к южной стене стоит образ Предтечи Спасова в виде Ангела среди пустыни.

С левой стороны от царских врат, за северными дверями стоит храмовой образ Преподобного Подвижника, как бы стоящего на молитве около своей обители, окружает его лицевое житие в 52 клеймах. Здесь и человек, незнакомый с его жизнью, может легко ознакомиться с нею. Таково было в древности значение лицевых житий на св. иконах для народа, не знавшего грамоты. Дальше, в завороте иконостаса к востоку, в проходе между двумя алтарями, стоят образа, собранные из прежних церквей.

Тут, между прочим, есть образ Спаса Вседержителя, окруженного — Богоматерью, Предтечею и Ангелами, а к стопам Его припадают молитвенники всея Руси — преподобные Сергий Радонежский с Варлаамом Хутынским.

В алтаре за жертвенником — в киоте из красного дерева, помещены как бы три яруса из маленького домашнего иконостаса. Тут ряд Деисусный, двунадесятых праздников и пророческий, посредине которого — образ Богоматери «Знамения». Хорошо, отчетливо выполнены все детали этого маленького иконостаса, а особенно хорошо изображены пророки с хартиями своих пророчеств...

У южной стены трапезы, в приделе св. Великомученицы все образа иконостаса новы; и только за клиросом находится более древний образ св. Первоверховных Апостолов в деревянной позолоченной ризе, да у Северной стены стоит древний храмовой образ св. Параскевы Пятницы. (2 арш. 14 вершк. на 2 арш. 5 вершк.). Сребропозлащенная риза с роскошным венцом, унизанным жемчугом, закрывает изображение святой, а кругом в 28 клеймах помещено лицевое житие Великомученицы. У южной стены трапезы стоит еще древний почитаемый образ Святителя Николая Чудотворца с житием в 28 клеймах.

Дальше, за приделами и за аркою открывается вход в самый Петропавловский храм. Светло в этом храме. Широко вливается свет сквозь два яруса окон, отражаясь в позолоте иконостаса и блестящих окладах св. икон.

В 5 ярусов поднимается церковный иконостас, завершаясь св. Крестом с изображением Распятого Господа в терновом венце. Неправильными рядами стоят св. образа иконостаса. Боковые образа меньше средних, а среди колонок и карнизов всюду разбросаны резные изображения херувимов. Священные изображения не древни по виду, только нижний ярус может привлечь внимание любителей древности. Из остальных ярусов интересен апостольский ярус, где св. апостолы изображены с орудиями страданий в руках.

В нижнем же ярусе, справа от царских врат, нахо­дится образ Воскресения Христова и Сошествия во ад в серебряной ризе; дальше за южными дверями, с изображением Предтечи Христова, находится храмовой образ Первоверховных Апостолов, а между апостолами в небольших клеймах изображена их мученическая кончина.

Слева от царских врат, на самом краю иконостаса, стоит почитаемый в народе древний образ св. князей — Владимира, Бориса и Глеба. Это старинный образ. Несомненно, что он сохранился из древних церквей, а может быть, является и памятником из Борисоглебского собора. Все образа нижнего яруса, как и в иконостасах притвора, украшены серебряными ризами.

В половине прошлого столетия у Петропавловской церкви были щедрые прихожане Иван Елисеев и Иван Демьянов, они-то и украсили перечисленные св. иконы дорогими ризами (в 1849, 1830, 1833, 1839 годах).

На южной стене церкви есть еще примечательный образ св. Евангелиста Иоанна Богослова с Ангелом, возвещающим ему сокровенные тайны Божии, и орлом. Левою рукою Богослов заслоняет уста свои перед чудным благовестием об апокалиптических временах. Образ этот древнего письма, только правая рука евангелиста недавно поновлена, и самый образ несколько прописан.

Еще больше древних образов в алтаре храма. Все стены здесь уставлены образами из иконостасов разоренных церквей. Тут святители, установившие чин божественной литургии в крещатых фелонях. Тут Иаков, Брат Го­сподень, тут Златоуст и Василий Великий, тут же и св. митрополиты русские Иона и Филипп — тайносовершители страшной службы Божией, а выше помещены образа двунадесятых праздников.

Такова по внутренним богатствам своим эта тихая по виду церковь. Новизною веет в ней с первого взгляда, но за этою новизною есть много и древнего. При внимательном обзоре, она является как бы хранилищем великих сокровищ от древних лет.

К западу от церкви, у пригорка стоит маленькая часо­венка во имя преподобного Нила Столобенскаго. Видное место в ней занимает резная фигура подвижника, а все стены ее увешаны старыми образами из иконостасов прежних церквей. Тут же сохраняется трое царских врат, неведомо из каких храмов. Одни врата резные, а двое древнего образца и состоят из цельных досок с изображениями на них Благовещения и Евангелистов.

У северной стены церкви находится небольшая колокольня в 2 яруса с проходом под нею к церкви. В нижнем ярусе колокольни помещается — с одной стороны — сторожка, а с другой — хранилище старых церковных вещей.

На колокольне висят 6 колоколов. Больший колокол весом в 61 пуд. На одном из колоколов есть немецкая надпись, говорящая об его иностранном происхождении.

Кроме всего перечисленного, при Петропавловской церкви хранится примечательный сребропозлащенный напрестольный крест. А на нем изображен Спаситель с предстоящими, внизу — святитель Николай и вверху — два ангела с херувимом. На обороте креста имеется надпись: «7132 (1624) года ок­тября, в 1-й день, сей Животворящий Крест Господень в Старую Руссу положил в дом великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, гость Феодор Веневитов с братом Парфением, да дети его Никифор, да Афанасий, да Василий»...

Мирно, тихо около Петропавловской церкви в зимние месяцы, когда метели да вьюги заносят дорожки, проложенные сторожами. Не служат зимою в церкви, и она как бы замирает на это время, замолкает до весны колокол, пока ни начнут съезжаться в город больные для лечения на место бывшей обители. Шумно станет там. Оживится тогда цер­ковка. Начнется и в ней служение церковное. Дачники — приезжие теперь главные богомольны ее, несут они и лепту свою на украшение храма. За правым клиросом храма есть образ Богородицы — Целительницы, поставленный в память одного из случаев излечения на минеральных водах.

Такова история храмов и целой обители, замененных ныне одною церковью Петропавловскою.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июля 2022

Петропавловская церковь первоначально находилась при самом источнике минеральных вод, в конце Петропавловского переулка. Зданием она была деревянная, двухэтажная, вверху – во имя апостолов Петра и Павла, а внизу – архидиакона Стефана. Когда и кем построена – неизвестно; известно только то, что это был храм давний, остаток упраздненного Петропавловского девичья монастыря.

Во время описи г. Старой Руссы 1625 г. эта церковь представляется вместе с другими церквами разоренною немцами и литовцами. После того долгое время она оставалась в полуразрушенном состоянии, без причта и священнослужения. Уже в 1710 г. была построена снова также деревянною, одноэтажною, на том же месте, во имя св. апостолов Петра и Павла с приделом преп. Нила Столобенского.

Предания разноречивы о последующей судьбе ее, но в них верно одно, что храм деревянный в конце XVII ст. совершенно был истреблен пожаром. Возобновлять было нечего; само место оставалось пустопорожним и в недавнее время оно занято построением зданий для устройства ванн при минеральном соляном источнике.

Церковь же во мя св. муч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, с тремя приделами: Покрова Божией Матери, Похвалы Божией Матери и св. апостола Филиппа; когда и кем была построена – неизвестно. В описании г. Старой Руссы 1625 г. она значится находившейся в пусте; имущество ее все было разграблено литовцами в 1609 г., она осталась без возобновления и пришла в совершенное разрушение. Когда же Петропавловская церковь в конце XVII ст. сгорела, то прихожане ее с пятницкими прихожанами, по взаимному согласию, просили позволения построить одну каменную церковь, на месте Пятницкой, во имя апостолов Петра и Павла с приделами: преп. Нилу Столобенскому и св. муч. Параскеве. В 1804 г. построена ныне существующая каменная Петропавловская церковь.

Из достопримечательных по древности предметов заслуживают внимания:

Напрестольный крест, серебряный и позлащенный, с изображением Спасителя и предстоящих внизу св. Николая, а вверху двух ангелов и херувима.

Храмовый образ муч. Параскевы с изображением чудес. Эта икона древнего письма; на ней риза серебряная, чеканная, венец с короною сребропозлащенный, поля чешуйчатые, серебряные, позлащенные, цата жемчужная.

Древний образ равноапостольного князя Владимира, а по сторонам Бориса и Глеба.

Близ Петропавловской церкви в нескольких шагах к северо-востоку указывают место, где прежде стоял каменный соборный храм во имя Бориса и Глеба с приделом Флора и Лавра. По свидетельству летописи, он построен был новгородскими купцами в 1403 г. О судьбе сего храма ничего не известно до 1625 г. В писцовой книге того времени говорится, что каменная церковь во имя Бориса и Глеба от разорения литовский людей распалась, а образа, книги, ризы и всякое церковное строение забрали литовцы. Так как этот храм не возобновлялся со времени распадения его, то на месте его ничего не осталось, кроме обломков плиты и кирпича.

К Петропавловской церкви приписаны Владимирская и Николаевская церкви.

Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.