ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня.


Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня
Колокольня. Действует.  
Год постройки:приблизительно 1620 - 1630.
Адрес:
Новгородская область, Старорусский район, г. Старая Русса, Монастырская площадь, д. 1

Координаты: 57.994064, 31.360518





Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Илья Смирнов
20 июня 2021
Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня, Главка колокольни<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Главка колокольни
Наталия
15 августа 2013
Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня, Окна перехода от колокольни<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Окна перехода от колокольни
Наталия
15 августа 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 сентября 2021

Монастырская колокольня и ризница

К северной стене древнего собора с давних пор (около 1630 года) была пристроена трехъярусная колокольня, и висели на ней, во втором пролете, колокола сладкозвонные, помнившие еще ворогов русских — немцев с Литвою и шведами, а внизу шли крутые лестницы, да хранилось вся­кое добро монастырское, хранилось и казенное вино, когда соборное подцерковье было отдано в аренду казне. Невелика была та колокольня для обители, да прослужила она почти двести лет. Наконец, архимандрита Дионисий, надстроил на нее целый ярус (1819), а еще выше поднялся над нею купол осьмискатчатый со шпилем и золоченым крестом. На самый верх, на четвертый ярус, в семи пролетах его (восьмой заделан наглухо) повысили колокола благовестники. После того прибавили еще большой колокол в 317 пудов. Рядом с ним повесили и прежний набольший колокол с древнею надписью: «Лета 7200 (1692) вылит сей колокол при державе великих государей царей Благоверных и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Февруария во 2 день дал сей колокол вкладом в монастырь Всемилостиваго Спаса, что в Старой Руссе Крестнаго монастыря архимандрит Иосиф да келейный его старец Макарий по своей души и по своих родителех в вечной поминок, весом 720 пудов 8 фунт». Внизу колокола такая надпись: «Лил сей колокол мастер Моторин».

Кругом по пролетам разместились другие колокола благозвонные. Тут есть колокол мастерства того же литейщика, весом в 50 пудов; другой колокол Кречевский с над­писью: «Сей колокол города Старыя Руссы бывшаго Кречева монастыря церкви преподобнаго отца нашего Сергия. Весу 4 пуда 4 фун., 1778 года»... И еще есть древний колокол с надписанием: «Лета 7104 (1601), марта слит бысть сей колокол при Благоверном Цари великом князи Борисе Феодоровиче всея Руси», а внизу надпись: «В Ста­рую Русу к Богоявлению (за) Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Остров». Всего же на колокольне висит 10 колоколов. Внизу под колокольнею находится маленькая часовенка во имя Всемилостивого Спаса, где стоял до последнего времени почитаемый образ Спасителя.

С востока к колокольне примыкает небольшая каменная пристройка, во втором ярусе которой и колокольне поме­шается ризница и монастырская библиотека. Там хранятся старинные дорогие священные облачения: там много аналойных икон, замечательных по древ­ности, — например, древний образ святителя Мартирия и Евфимия в крещатых архиерейских облачениях с видом древнего монастыря, или образ Спаса Нерукотворенного, по­жертвованный, по преданию, в монастырь Императором Петром Первым. (Образ находится обычно в храме Старор. Б. Мат.). Тут же образ Владимирской Божией Матери чудного древнего письма, по преданию, данный обители в благословение святителем Евфимием при возобновлении Преображенского храма. Образ написан на доске со впа­диною. Корону с венцом на нем относят к 15 столетию, а икона может быть еще более древнейших времен. Хранится в ризнице и старинная драгоценная церковная утварь:

1) Кадило серебряное, литое с крышкою в виде башенки и с крестом, 1641 года, с надписью на нем вязью в 4 клеймах о времени появления его.

2) Евангелие, печатное в лист, 1644 года, пожертво­ванное митрополитом Ростовским Варлаамом — «по отце своем священно-иноке иерее Карпе и по матери своей инокине схимнице Евфимие и по сродиче своем иноке схимнике Иоасафе». При архимандрите Дионисии на это Евангелие сделан был серебряный оклад, о чем сделана и надпись.

3) Евангелие 1685 года, вклад келейника-биографа Патриарха Никона, Иоанна Корнильева Шушерина — «крестоваго дьяка государынь, благоверных царевен... по себе и по своих родителех в век неотъемлемо, а поминать о здравии Иоанна, Дарии один год и сродников их и о упокоении Корнилия, Агрипины один год и родственников их».

4) Евангелие Московской печати 1698 г. а положил его в 1699 г. Яков Иванов, сын Челищев.

5) Еще Евангелие в лист в корешковом переплете, написанное священноиноком Андреем полууставом с киноварью. На обороте последнего листа есть собственноруч­ная надпись жертвователей: «Лета 7100 (1592) года марта 26 дня положил сию книгу евангелие в дом Всемилости­вому Спасу в Старой Руссе священно-инок Андрей». Несколько пониже другая надпись. «Лета 7117 (1609) г. апреля 23, пан ляховския земли Иван Феодоров сын Черновский, услышав, что то евангелие святое всемилостиваго Спаса и взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому же Спасу в монастырь в Старой Русе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров»...

6) Серебряные священные сосуды — потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца, и 6 оловянных блюд — вклад в обитель настоятеля Никольского Песношского монастыря архимандрита Феодотия (род его записан в старинных монастырских синодиках). На каждом из сосудов есть цитированная надпись о жертвователе. Указан везде 1697 год.

Древний храм Рождества Христова, ныне св. равноапостольных Кирилла и Мефодия

Особая пристройка соединяет с северной стороны монастырскую колокольню с двухэтажным, небольшим сравнительно храмом Рождества Христова. Эта церковка почти квадратная. Снаружи можно судить об этом по пилястрам, обозначающим длину самого храма. С восточной стороны его удлиняет апсида, снаружи составляющая как бы одно с храмом. С запада примыкает притвор.

Давно построен храм. Только ушли шведы из города в последний раз, как через три года выросли его стены. Когда в 1625 году делалась опись города, храм уже существовал. Толсты, как и все древние, церковные стены. Белая гладь их ровна, однообразна. Только два пилястра с северной стороны, да два карниза несколько разнообразят их. Над храмом возвышается двухскатная кровля, пере­ходящая над апсидою в полуконусообразную, а над нею одна небольшая глава.

Два маленькие окна тускло освещают алтарь. В самом храме окна большого размера и устроены в последнее время. Внутри храма над стенами подымаются каменные своды с аркою посредине. Небольшой иконостас о двух ярусах окрашен масляною краскою, а по резьбе на нем идет позолота... Среди иконостаса старинной формы гладкие, глухие царские врата с обычными изображениями. В алтаре, в запрестолии, находится каменный уступ, заменяющий седалище для священников.

В 1892 году храм этот был уступлен монастырем для отправления богослужений Старорусскому Духовному Учи­лищу, и тогда же он, с благословения Владыки Новгородского Феогноста, был переименован в честь св. Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских. В настоящее время Богослужение для учеников Училища отправляется в Сретенском храме.

Внизу, в подцерковье, с давних пор были службы монастырские — подвал со слесарнею, потом хранилось ка­зенное вино и, наконец, уже в 1835 году, усердием архимандрита Антония, подцерковье было обращено в церковь во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана на память об упраздненном Козьмодамианском монастыре с древним храмом в честь св. бессребреников. Внутреннее расположение в храме — подцерковье было совершенно таково же, как и вверху. Сыро, мрачно было в нем, и скоро совер­шенно истлела церковная утварь и образа. Несколько раз поновляли радетели церковь, но все-таки к 1891 году она пришла в совершенный упадок и с разрешения начальства была упразднена с тем, чтобы помещение, где находилась церковь, держалось в приличной опрятности. Св. престол и иконостас были тогда разобраны и по ветхости уничтожены, а боле сохранные иконы и утварь вынесены. В настоящее время в подцерковьи — кладовая пищевых продуктов.

С северной стороны к притвору примыкает паперть, устроенная в 1835 году. В этой паперти находятся два деревянных крыльца с площадками, — одно к Кирилло-Мефодиевской церкви, другое — к стоящей рядом Сретенской.

Монастырское строенье и кладбище

Невдалеке от храма, внутри монастырской ограды раски­дались корпуса с келиями и другие хозяйственные постройки. У самых святых ворот обители стоит настоятельский корпус о двух этажах, дальше, к юго-западу от Преображенского собора, стоит еще двухэтажный каменный корпус для братии (постр. 1887 г.). Еще дальше — корпус об одном этаже. Там помещается ныне братская кухня с трапезою. С севера от Сретенской церкви находится и еще полукаменный двухэтажный корпус для старшей братии с помещением для рабочих и других служащих при монастыре людей.

С востока и юга древние храмы окружены кладбищем. С давних пор около них хоронили иноков, и, наконец, к 1804 году было открыто здесь общественное кладбище с платою в пользу монастыря за погребение на нем горожан. С тех пор много насельников водворилось здесь на вечный покой. Кругом возвышаются их могилки, осененные крестами, или отмеченные памятниками; и много имен, памятных для старорусцев, можно встретить здесь. Например, между алтарями Рождественской церкви и собора нахо­дится могилка в Бозе почивающего старорусского мещанина Федора Федорова Кожевникова, прозванного в народе «блаженным». На самом деле, — это был удивительный человек. Помнящие его местные жители верят, что он благо­честивою жизнью и подвигом юродства Христа ради угодил Богу. Тут же у алтаря покоится епископ Менандр, скончавший дни свои на покое в Руссе после тяжких мучений. Рядом с ним — один из героев современной войны — Сергей Николаевич Ефимов.

Дальше несметными рядами пойдут другие горожане Старой Руссы. Тут священники, тут ктиторы и строители церквей. Вот у оградки покоится прах П. Д. Антонова, много по­трудившегося для возвращения иконы Богородицы в родной город, — щедрого храмоздателя и украсителя многих храмов. За алтарем нового соборного храма в отдалении от общего кладбища покоится обновитель обители, строитель со­бора, архимандрит Мардарий. Не забудет его имени монастырек наряду с прежними созидателями и устроителями обители. Многое сделал он, начиная с возвращения св. иконы и постройки храма, кончая мостовыми и панелями. За то полюбили его горожане. Редко у кого из старожилов в помянниках не встретится имени этого архимандрита...

Все имения монастырские отделяются от города каменною оградою, которая заменила деревянный частокол, окружавший обитель до 1816 года. Много лет строилась эта ограда. Окончена она была уже архимандритом Мардарием в 1881 году. На юго-восточном углу ее еще в 1828 году выстроена каменная часовня во имя св. благоверного Александра Невского, в память в Бозе почившего Императора Александра Благословенного. Туда недавно перенесен из-под колокольни чудотворный, почитаемый образ Спасителя, чтобы всякий в какое угодно время мог помолиться пред ним. Над входом к новому соборному храму устроена изящная арка над воротами. По сторонам ее изображены святители Мартирий и Григорий, — один основатель обители, другой современник основанию, благословлявший доброе начинание.

Рядом с настоятельским корпусом между ним и зданием Духовного Училища высится одноглавая надвратная башня, с прежним главным входом в обитель. Поста­влена она была в 1810 году, а в 1812 в ней над во­ротами была устроена церковь во имя Всех Святых. Не­долго только существовала эта церковка. В 1819 году она была уже уничтожена вследствие тесноты и неудобств. А когда была принесена в монастырь чудотворная икона, арка под башнею была значительно увеличена (1895 г.) для больших удобств во время крестных ходов с громадною иконою.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.