Сретенская церковь
Преданье говорит, что там, где были погребены иноки мученики, убитые литовцами еще в 1234 году, насельниками обители был выстроен храм. Письменные памятники ничего не говорят об этом храме. Известно лишь, что деревянная церковка в честь Сретения Господня существовала после нашествия литовского и шведского, а около 1630 года, при игумене Иосифе, была устроена новая каменная церковь на месте, обвеянном народным преданием. С тех пор и поныне стоят нерушимо церковные стены. С северной стороны к храму были приделаны братские келии, пока, наконец, не обветшали они и были разобраны (в конце 18 стол.). Внизу в подцерковьи (по словам старожилов. Макарий, 49 стр.) было устроено даже отделение, в котором содержались колодники до суда тайной канцелярии за «государево слово и дело».
Невелик основной четверик храма (около 3-х саж.). С востока к нему примыкает апсида, а с запада обширная трапеза, выступая северною стеною своею более чем на сажень. Трапеза и притвор несколько раз переустраивались, остальной же четверик храма с полукружием остается неизменным. Массивны неровные стены его. Очень заметно они суживаются кверху. Наугольные пилястры обрисовывают четверик храма. Над окнами находится пояс из кирпичных украшений, а в южной стене, на высоте окон, вложен высеченный из камня поклонный крест, напоминая о древнем обычае новгородских храмоздателей — украшать стены такими крестами.
Четырехскатная кровля с глухим куполом завершает древний храм. Внутри он очень мал. Алтарь не помещается в полукружии, и иконостас значительно вдается в основной четверик. Потому в нем и не остается почти места для богомольцев... Зато обширна примыкающая к нему трапеза. В настоящее время часть ее отгорожена от храма каменными стенами, одна из которых заменяет половину западной стены храма, а другая отделяет к церкви почти всю южную половину прежней трапезы.
Своды храма, суживаясь постепенно кверху, напоминают полотнища шатра. Трехъярусный иконостас несколько раз поновлялся и переделывался заново в течение последних столетий. Живопись итальянского стиля. Все образа, вероятно, написаны или переписаны около 1843 года, когда было разрешено возобновление их. В трапезном отделении стены уставлены образами Духовного Училища, для которого совершается ныне в этом храме служба. Здесь, между прочим, обращает на себя внимание древний Деисус византийского письма (монастырский).
В северо-восточной части трапезы еще в 1793 году был устроен храм в честь священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, перенесенный сюда из Спасо-Преображенского собора. В 1842 году этот придел был перенесен и отсюда в подцерковье.
Вход в храм устроен с южной стороны трапезы из одной паперти с Рождественским храмом. А с запада пристроена еще другая паперть, в южной стене которой устроен вход в прежнюю кухню и трапезу. Рядом с этим входом в стену вделан другой каменный четырехконечный поклонный крест.
В западной стене притвора находятся двери в подцерковье. Там жили одно время колодники, там же хранили вино, как и во всех монастырских подцерковьях. Наконец, по прошению архимандрита Антония, (1842) разрешено было обратить это подцерковье в церковь в честь иконы Старорусской Божией Матери — «в утешение и спасительное заступление от всякия нужды и скорби». (Летопись монастыря, 45 стр.) Храмовая икона для новой церкви была списана в Тихвине с подлинной, засвидетельствована архимандритом Илларионом и поставлена здесь в особом киоте под аркою. Над царскими вратами в иконостасе обычного вида был помещен образ Софии Премудрости Божией с новгородскими святителями. В 1892 году храм был переименован в честь преподобного Исидора Пелусюта, так как в честь иконы Божией Матери был выстроен новый величественный собор...
За аркою, в северо-восточном углу подцерковья, устроен придел священномученика Антипы (1843). Своды подцерковья поддерживает массивный каменный столб.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm