В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.
Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый - Преподобного Никандра, левый - Святых Апостолов Петра и Павла. Над соборной папертью построили палату, служившую ризницей. В 1854 году западная стена ризницы, давшая трещину, была исправлена. В 1894 году в соборе устроены «аммосовские печи», согревавшие его, приделы и паперть гретым воздухом. Такие же печи были установлены в Зимнем дворце в Петербурге. В 1896 году цоколь храма был облицован тёсаным камнем. В 1900 году придел Преподобного Никандра был отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 году такой же ремонт произведен в приделе Апостолов Петра и Павла. В 1908 году в соборе были сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, а в Никандровом приделе был сделан паркетный пол. В 1911 году оба придела вновь отремонтированы, поскольку в некоторых местах на потолке отстала штукатурка. После ремонта придел был вновь расписан. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской. Главы были украшены золочеными через огонь крестами и золочеными звездами. В 1913 году внутренние стены собора расписаны заново «картинами священных изображений в древнем стиле по образцам лучших русских художников».
В соборе находился древний чудотворный, во весь рост, образ преподобного Никандра в серебряной позолоченной, чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. Именно этот образ переносился крестным ходом в Порхов. Рака с нетленно почивающими мощами Никандра была серебряная, чеканная, с эмалевыми клеймами. Верхняя доска кипарисная с ликом угодника и венцом вокруг главы, украшенным камнями. Рака устроена в 1792 году усердием графа Шереметева. Часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимым на престол той церкви, где совершалось богослужение. В двух киотах помещались святые иконы и кресты с частицами Святой Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы и 130 частицами мощей святых угодников Божиих.
Церковь Святой Живоначальной Троицы до 1791 года была деревянной. После пожара этого года она в 1801 году восстановлена уже из кирпича. Одновременно с церковью, по бокам её, построены два братских корпуса.
Каменная церковь Святого Геннадия, Патриарха Цареградского, построена в 1802 году, освящена в 1804 году. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг церкви был плодовый сад.
Деревянная церковь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построена на братском кладбище в 1890 году, освящена епископом Псковским и Порховским Гермогеном. Над церковной папертью, на колокольне находились пять колоколов. Вблизи церкви был построен дом с четырьмя помещениями для братии и неусыпного чтения Псалтыри. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.
Внутри монастыря в конце XVII века была построена деревянная церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 году её перенесли к источнику, в 300 саженях от обители. В 1844 году церковь перенесли в монастырское село Любовец, где до 1854 года погребали монахов. В 1903 году церковь сгорела, но в том же году построена вновь деревянная церковь на прежнем фундаменте. 28 июня 1903 года освящена епископом Псковским и Порховским Сергием. В этой церкви во все воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.
Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол - 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.
Как отмечено в документе 1915 года, «Все означенные храмы и колокольня тверды, ремонтировка их производилась своевременно для поддержания в благолепном виде и большею частью на средства монастыря».
Часовен было семь. На запад от Святых ворот находилась часовня, в которой в день Святых Апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие. На месте Зосимо-Савватиевской церкви, перенесенной в с. Любовец, в 1845 году поставлена часовня. По преданию, на этом месте подвизался преподобный Никандр. В этой часовне под стеклом находился гроб, в котором до устройства серебряной раки покоились мощи Никандра. Часовня во имя Живоносного источника и Первоверховных Апостолов Петра и Павла находилась в 200 саженях от монастыря. Водой из источника пользовался монастырь. Часовня на север от монастыря стояла над источником. В ней находился Крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, несущего заблудшую овцу, и Спасителя, исцеляющего слепого. В Порхове была каменная, крытая железом часовня, при монастырском подворье. Эта часовня устроена в 1872 году, в ней был иконостас с живописным Распятием с предстоящими, иконами Благовещения Богородицы, Апостолов Петра и Павла, Чудотворца Николая, Преподобного Никандра и другими святыми. В 1876 году построена каменная часовня в селе Вячек, лежащем на пути крестного хода в Порхов. В ней совершалось торжественное молебствие при возвращении крестного хода в пустынь. Была построена деревянная часовня на так называемом «дальнем» источнике на запад от монастыря.
Крестные ходы совершались в Порхов 15 (28) мая; в пяток Святой Пасхи для водоосвящения к часовне, где была Зосимо-Савватиевская церковь; 29 июня (12 июля) для водоосвящения к часовне Живоносного Источника. По случаю 300-летия со дня кончины преподобного Никандра по ходатайству епископа Псковского и Порховского Нафанаила, настоятеля и братии монастыря в 1882 году Святейший Синод разрешил ежегодно 24 сентября (7 октября) совершать особо торжественный крестный ход с мощами Никандра вокруг монастыря.
В монастыре были хлебопекарня, сапожная, столярная, портняжная мастерские, аптека, больница, богадельня для братии. Вне стен монастыря были две деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев, дома для рабочих, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и конные дворы, квасоварня, ледник, бани для монахов и рабочих, мельница, прачечная, сараи для сена. Постройки в основном каменные, крыши крыты железом.
Изъятие церковных ценностей в 1922 году не обошло монастырь. Серебряные подсвечники были целы, хотя, судя по статье в советской газете, белые должны были их увезти. Но теперь пришел их черед. 3 апреля 1922 года Порховское общество изучения местного края просило Псковский губфинотдел, куда стекались изъятые вещи, передать их в музей в Поганкины палаты. Судьба подсвечников неизвестна.
Шли годы. От прекрасной благоустроенной обители с хорошо налаженным хозяйством, которое позволяло помогать страждущим, жертвовать немалые средства на благотворительные цели (сейчас бы сказали на социальные цели), до наших дней дошли монастырское кладбище, часть наружной ограды, развалины главного собора, колокольни, настоятельского дома. Еще уцелела аллея из туй, которая когда-то были посажена монахами. Но в народе всегда жила память о святых местах, несмотря на запреты, сюда шли на поклонение, по-прежнему была целебной вода в святых источниках. По доброй воле руководителей Порховского лесхоза была построена новая деревянная часовня в память Святого Никандра. В 2000 году архиепископ Евсевий благословил послушника Крыпецкого монастыря Владимира Федорова на регистрацию устава, создание православной общины. 15 февраля 2000 года в Порховском районе была зарегистрирована новая организация: "Приход храма Преподобного Никандра Псковского".
29 мая 2001 года в Псковском областном Собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященного воссозданию Никандровой пустыни. Горячее участие в возрождении пустыни принял заместитель председателя Собрания Борис Полозов, начальник научно-производственного центра по охране памятников Василий Михайлович Мусийчук, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, воины Псковского гарнизона, особенно десантники 76-й дивизии ВДВ.
Газета «Новости Пскова», в свою очередь, организовала акцию сбора средств на восстановление монастыря под наименованием «именной кирпич». Владыка Евсевий назначил инока Гавриила строителем пустыни.
В 2002 году освящен деревянный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Он стал первым храмом возрождающейся пустыни. Построен храм на месте бывшей монастырской часовни в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В 2005 году освящен еще один деревянный храм - в честь Царственных Мучеников. Этот храм построен на месте бывшей церкви Святого Геннадия, Патриарха Цареградского.
7 октября 2006 года, в день памяти Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он возводится из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. Строители стараются максимально воспроизвести внешний вид старого собора. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.
В 2005 году построены деревянные церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Дубровно и церковь Святых Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в селе Любовец. Обе церкви ныне приписаны к Никандрову монастырю.
Заново построены все часовни на святых целебных источниках вокруг монастыря. Первой была построена часовня на источнике Преподобного Никандра. В 2005 году построена часовня с купальней на источнике Преподобного Александра Свирского, на источнике Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на «глазном» источнике, воды которого помогают при глазных болезнях. При монастыре действует странноприимный дом. Сегодня в пустынь стекается на богомолье множество народа. Но особенно многолюдно бывает 7 октября, когда, несмотря на погоду, в Никандрову пустынь стекаются тысячи православных не только Псковской области, но и из соседних областей, из-за рубежа.
http://i-nventory.ru/index.php?id=329