ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1770.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Республика Чувашия, Алатырский район, г. Алатырь, пл. Октябрьской Революции, д. 1

Координаты: 54.856319, 46.601849



Сортировка:

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
MILAV V
4 сентября 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
А.Токарев
10 августа 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
А.Токарев
10 августа 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
Сергей Сол
31 января 2020
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
Ole Lukoye
5 ноября 2018
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
Алексей Кротов
24 сентября 2015
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
А.Токарев
10 августа 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
А.Токарев
10 августа 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Купель в интерьере<br>, Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
Купель в интерьере
oldboy
13 июня 2021
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, закладной камень<br>, Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
закладной камень
Lynx Mourmyss
25 августа 2017
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, иконостас<br>, Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
иконостас
Lynx Mourmyss
25 августа 2017
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Церковный колодец<br>, Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
Церковный колодец
А.Токарев
10 августа 2014
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1900—1917 с сайта https://pastvu.com/p/160401<br>, Алатырь, Алатырский район и г. Алатырь, Республика Чувашия
1900—1917 с сайта https://pastvu.com/p/160401
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Храм Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Храм был закрыт в 1936 году, колокольня разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях. Богослужение возобновлено в 1994 году. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых).


Т.  3 декабря 2012

В 1747 г. рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной. В плане крест с вытянутой западной частью. Планировочная структура по оси восток-запад: собственно церковь — с пятигранной апсидой, трапезной и колокольней. С севера и юга к четверику примыкают боковые помещения, образующие ветви креста.

Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Боковые ветви креста, трапезная и апсида по ширине равны граням центрального четверика, так что сам четверик во внешнем своем пространстве просматривается только в верхних угловых частях. В подкупольной части церкви — сомкнутый восьмилотковый свод, в остальных помещениях коробовые своды. В западной части четверика во втором ярусе устроены хоры. Архитектурный фасад скромный, оконные проемы без наличников, заглублены в арочные ниши. Фасады завершаются поясками поребрика, а в восьмиграннике — поясами кронштейнов и поребрика. Интерьеры с настенной живописью не сохранились.

Обе церкви в настоящее время реставрированы.

Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии http://cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=71


Сергей Ковров   1 июля 2018

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город - отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна.

Следующая черная страница собора пришлась на годы советской власти. В 1930-е годы сняли все колокола, в 1936 году вообще закрыли и использовали храм под склады. Во время Великой Отечественной войны здесь сушили картошку для фронта, после делали бочки. И даже додумались устроить между двумя соседними храмами бензозаправку. Разрушения храма составляли уже 60%, когда в 1974 году ему присвоили статус памятника архитектуры 18 века и обеспечили государственную охрану. Службы начались в 1994 году после освящения.

Внутри собора не сохранилось ничего от былых времен, узнать, как было, можно из архивного документа 1875 года с описанием фресок: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела, на стенах алтаря - восемь священных изображений».

Закладной камень был найден в 1997 году во время восстановительных работ: «Сей божественный храм начал созидаться собранным от боголюбивых подателей иждивением в лето от Рождества Христова 1770 6 июня».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 февраля 2019

История храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619-1620 годах, он посетил храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления Русского православного государства.

Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя. Поэтому, когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили), жители других окрестных городов последовали этому примеру. Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они "от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу", но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, во все время до избрания на престол Михаила Федоровича, оставался в числе непокорных городов». 4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжег почти весь город и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами.

Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов:

1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее.

Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.

В описи имущества церкви 1823 года записано, что на колокольне было 5 колоколов, сверху которых находились большие часы. На колокольне же находился древний образ «Нерукотворного Спаса» в позолоченном киоте под стеклом. В описи 1828 года сохранилась запись, что «при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы быть положено протоиерею, священнику, дьякону, дьяку, пономарю и двум сторожам». Известно так же, что вновь устроенный престол собора был освящен Епископом Симбирским и Сызранским после серьёзного ремонта 23 сентября 1850 года.

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

В опись ризницы (помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь) хранились из книг: напрестольное Евангелие, изданное при царе Алексее Михайловиче в 1663 г., Евангелие, напечатанное в Москве в 1681 г., Евангелие из Киевской лавры от 1707 г., Евангелие от 1815 и 1847 гг., изданные в Москве. Кресты напрестольные: древний серебряный (1672 г.), весом в 3 фунт 33 золот.; серебряный (1780 г.), в 2 фунт. 19 золот.; серебряный – 1 фунт. 3 золот., 84 пробы, год не указан. Перечисляются и священнослужебные сосуды: потир серебряный – 5 фунт. 38 золот.; потир серебряный – 3 фунт., потир серебряный – 2 фунт. 72 золот.; потир серебряный – 1 фунт. – все 84 пробы, датируются концом XVIII в.; дарохранительница серебряная – 1 фунт. 32 золот., и вторая – серебряная, 38 золот. обе 84 пробы (1793 г.); кадило серебряное – 1 фунт. 21 золот. Опись указывает на 5 серебряных, парчовых и золотых облачения престола и жертвенника. Книгохранилище насчитывало 16 книг, из них: Священное писание 1751 г., Библия 1788 г., Писание святых отцов 1665 г., Творения святых отцов в русском переводе 1843 г., Книги духовного содержания 1662 г., Новые скрижали 1816 г., Беседы со старообрядцами о древних рукописях. На пергаменте и бумаге рукописей нет. В документах 1875 года есть описание фресок собора: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела… на стенах алтаря… восемь священных изображений».

Поскольку собор был летним и не отапливался, то, видимо, не без причин в 1878 году Председатель попечительства, известный алатырский купец К. Н. Попов строит «вчерне» каменную со сводами пристройку для печи, чтобы обогревать собор и «для очищения в нем воздуха». Но по документам теплым храм стал только в 1905 году.

Архивные документы и старожилы города указывают на 1936 год как на последний год использования собора Рождества Пресвятой Богородицы верующими. Но еще в 1930 году с колокольни были сняты 8 колоколов и отправлены на индустриализацию страны. В сохранившихся документах значится вес самого большого – 305 пудов (4880 кг) – это второй по весу после колокола Казанского собора. Здание Богородицерождественского храма с 1936 года стали использовать как склад. В войну в нем хранили картошку: резали её, сушили, а потом отправляли на фронт. Позднее, после войны, в храме стали делать бочки. Все помещение было завалено досками. Так, постепенно, храм разрушался, приходил в негодность. По старинным фотографиям видно – как в сторожке, между двумя храмами, была устроена бензозаправка. Небольшое каменное ограждение за каштанами – «след» этого «предприятия»: тогда здесь находились глубоко врытые в землю большие цистерны для бензина (сейчас, сгнившие и засыпанные, они там и находятся).

В конце 1960-х годов единственно хорошо сохранившимся каменным храмом была церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Её начали восстанавливать как памятник культуры для размещения в нем краеведческого отдела-выставки, который в 1967 году размещался при Доме культуры в длинном фойе. Пожалуй, самым заинтересованным лицом был тогда Новиков Ю.Б. Его же назначили ответственным секретарем Алатырского объединенного райгоротделения ВООПиК. Материал накапливался, места не хватало. В 1975 году в уже восстановленный частично храм Иоанна Предтечи и открывшийся там филиал Чувашского национального музея краевед поместил всё собранное: не только краеведческий материал, но и художественный. Тогда и решили использовать здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 

Вфеврале 1974 года Постановлением Совета Министров Чувашской АССР собор был взят под государственную охрану как памятник архитектуры XVIII века. С этого момента начинается постепенное возрождение храма. С 1977 по 1982 гг. в соборе работала комиссия архитекторов из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (г. Москва). Был сделан тщательный анализ степени разрушения храма. Пришли к выводу - первоначальный облик утрачен на 60%. Старший архитектор Е. И. Толстопятенко разработала эскизный проект реставрации церкви, утвержденный в декабре 1979 года. Реставрация собора осуществлялась до 1990 года и была выполнена на 80%: обшили купол медью для последующего его золочения и выложили пол мраморными плитами. Недостроенной осталась колокольня.

В 1991 году в соборе было проведено электроотопление. 6 марта 1992 года Постановлением Главы администрации г. Алатырь Курчатовым Н. А. собор передали с баланса домоуправления №1 на баланс городского отдела культуры. Так хотели расширить площадь Алатырского историко-революционного музея. Но средств для этого не хватало. Единственное, что тогда смог предпринять Головченко Н. П. для сохранения здания церкви, это обратиться к благочинному священнику города – отцу Николаю (Ефремову) с предложением передачи его верующим и направления сюда священника из епархии. Так и в Алатыре, распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 12.10 1993 года за № 614-р здание церкви Рождества Богородицы как памятник архитектуры XVIII века было передано с баланса Министерства культуры и межнациональных отношений Чебоксарско-Чувашской епархии. Основанием для этой передачи послужил Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» и распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». С ноября 1993 года здание церкви контролирует научно-производственный центр «Наследие» Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики.

В начале 1990-х годов ключи от храма были переданы новому настоятелю – игумену Иллариону Рязанову, приехавшему сюда по благословению из села Гарт. Начали реставрировать храм. Начали внутренние работы. Владыко Варнава при осмотре сказал: «Давайте мы его освятим, и постепенно будем реставрировать». Освятили собор через год - 7 июля 1994 года. Наконец, службы возобновились.

В 1997 году настоятелем собора был назначен священник, приехавший в Алатырь из Екатеринбурга - отец Владимир Теплов. Именно его стараниями - бесчисленными поездками в поисках средств и материалов, мастеров, трудами каменщиков, резчиков по дереву, иконописцев как московских, так и алатырских и многих других специалистов, храм как будто заново родился. Уже в 1997 году научно-производственный «Наследие» центр составит Акт технического состояния храма, отметив общее его состояние как «хорошее» (Акт подписан Архимандритом Варнавой и директором Центра Н. И. Муратовым). По условиям подписанных документов приход обязан обеспечить сохранность и реставрацию храма.

Приход собора Рождества Пресвятой Богородицы во главе с настоятелем построил: храмовый комплекс на территории городского кладбища (храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», часовню в честь новомучеников и исповедников Российских), деревянный храм в селе Кувакино в честь Рождества Иоанна Предтечи, деревянную часовню в селе Сойгино, молельную комнату в доме престарелых на Стрелке. Именно трудами отца Владимира в городе впервые появились церковные лавки – «маленькие островки» духовного просвещения алатырцев.

С сокращениями, http://alatyrfond.org/index.php?id=98&Itemid=547&option=com_content&view=article


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 ноября 2023

Как и многие знаковые для русской истории древних времен церкви, главный храм Алатыря получил посвящение в честь Рождества Пресвятой Богородицы, предпразднство которого совершается 20 сентября. И действительно этот собор стал свидетелем многих важных событий русской истории: казанского похода царя Иоанна Васильевича, смутного времени, восстаний Разина и Пугачева, тяжелейших гонений на веру в XX веке и последующего возрождения веры в народе. Как век за веком жил этот храм, как закрытый атеистическими властями и отданный под производство бочек Богородицерождественский собор начали восстанавливать, хотя бы внешне, еще в советские годы.

История алатырского храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619–1620 годах, он повелел построить храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления русского православного государства. И первый храм, построенный в честь Рождества Богородицы в селе Боголюбово князем Андреем Боголюбским в 1137 году, и московский храм в Старом Симонове, освящённый преподобным Сергием Радонежским в 1370 году, и московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго княгиней Марией – все эти храмы своей историей воплотили в жизнь девиз преподобного Сергия – «любовью и единением спасемся». В распространении и утверждении этого наказа не последнюю роль сыграли и сыны алатырской земли. Осенью 1812 года было сформировано ополчение более чем из восьми тысяч алатырцев, которых возглавил князь Д.В. Тенишев. В июне 1813 года алатырские воины участвовали в ликвидации вражеских гарнизонов в Дрездене, Магдебурге, Гамбурге. В боях под Дрезденом отличился Симбирский конный полк предводителя алатырского дворянства гвардии штабс-капитана ротмистра Д.А. Третьякова, не давший неприятелю обойти русские войска. Большой славой у современников пользовался и уроженец Алатыря генерал-майор Петр Андреевич Кикин, пользовавшийся особым доверием у императора Александра I. В 1812 году он был дежурным генералом обеих армий и принимал участие в сражениях под Смоленском, Красным и в походе 1814 года. Петр Кикин первый подал мысль о сооружении в память победы 1812 года Храма Христа Спасителя в Москве.

Зная уклад жизни русского человека, со всей уверенностью можно говорить о том, что ни одно важное событие в жизни человека (как, например, отправление на битву) не происходило без того, чтобы попросить Божьего благословения. Алатырский храм Рождества Пресвятой Богородицы, будучи главным, благочинным собором города, был, можно сказать, отправной точкой военных подвигов алатырцев в защите не только восточных границ Московского государства XVI века, но и Русского Отечества XIX–XX веков. Действительно, стоит задуматься: почему именно первое таинство жизни Богородицы является покровительством нашей отечественной истории? Премудрость Божия восхотела, чтобы имеющая родить неискусобрачно сама была плодом не столько сил природы, сколько наитием Божией благодати. Богородица рождается от Иоакима и Анны, которые достигают тех лет, когда теряется всякая надежда быть отцом и матерью. Но у них была вера, побеждающая законы естества, и пламенная молитва. Епископ Иустин, размышляя о духовном значении Рождества Пресвятой Богородицы, говорит, что «нравственная цель этого Божьего события, совершаемого 8 (21) сентября, состоит в том, чтобы внушить всем людям мысль о христианском образе жизни, по примеру Пресвятой Девы, Которая от утробы матерней соделалась храмом Святого Духа». Только тогда и можно надеяться на Её покровительство. Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя. Поэтому когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили), жители других окрестных городов последовали этому примеру.

Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они «от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу», но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, всё время до избрания на престол Михаила Фёдоровича оставался в числе непокорных городов. 4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжёг почти весь город, в том числе и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами. Строительство сохранившегося до сегодняшнего дня здания собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется, согласно документам, 1737–1747 годами. По описанию Н. Баженова, комплекс алатырского собора в середине XVIII века состоял из трех храмов: соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тёплого каменного храма без колокольни, построенного в 1703 году, с престолом в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, и приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь всех святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, диакона и двух псаломщиков. Для священника, диакона и одного псаломщика был построен церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. К собору было приписано 92 двора, в которых проживали 372 мужчин и 380 женщин.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У храма имелся один престол – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя в документах XVIII века упоминается также придел в честь Казанской Божией Матери (1774 год). Собор увенчивал один большой купол. Внутри храма был установлен иконостас длиной в три сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой в 8 саженей (чуть выше 16 метров) была построена позднее. Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошёл в город, а горожане встречали его с хлебом-солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачёв сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем здесь был зачитан его манифест. Городская казна, которая находилась под колокольней, была частично вывезена. Пугачёв своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебряных дел мастерами, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачёвым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородице-Рождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачёв вешал дворян и помещиков.

В описи имущества церкви 1823 года записано, что на колокольне было пять колоколов, сверху которых находились большие часы. На колокольне же находился древний образ «Спас Нерукотворный» в позолоченном киоте под стеклом. В описи 1828 года сохранилась запись, что «при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы быть положено протоиерею, священнику, дьякону, дьяку, пономарю и двум сторожам». Известно также, что вновь устроенный престол собора был освящён епископом Симбирским и Сызранским после серьёзного ремонта 23 сентября 1850 года. В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. Итак, читаем… «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трёхъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырёх евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху – Крест Христа Спасителя, по правую сторону – живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону – в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними – в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию, икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы.

В центре храма висело трёхъярусное посеребрённое паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трёхсвечный посеребрённый подсвечник». В документах 1875 года есть описание фресок собора: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырёх Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела… на стенах алтаря… восемь священных изображений». Поскольку собор был летним и не отапливался, то, видимо, не без причин в 1878 году председатель попечительства, известный алатырский купец К.Н. Попов, строит «вчерне» каменную со сводами пристройку для печи, чтобы обогревать собор и «для очищения в нём воздуха». Но по документам тёплым храм стал только в 1905 году.

В метрических книгах Богородицерождественского собора, хранящихся в Алатырском краеведческом музее, сохранились имена священников, служивших в XIX веке. Около 30 лет настоятелем собора был протоиерей Андрей Никольский, в 1880 года его сменяет протоиерей Андрей Зефиров. Через два десятилетия его служения настоятелем утверждён протоиерей Николай Диамидов. С 1881 по 1888 год дьяконом в соборе служил Михаил Листов. Затем его сменяют Николай Ягодинский и Алексей Михайловский. С 1894 по 1895 год диаконом служит Николай Ивановский. С 1896 года священникам помогает Василий Ховрин, с 1903 года – Алексей Разумовский, а с 1905 года – Петр Силецкий. В документах сохранились и имена псаломщиков: Павел Леноринский, Степан Богоявленский, Александр Алмазов, Николай Авров, Василий и Иван Фруситовы, Гурий Ливатов, Алексей Разумовский, Федор Троицкий, Александр Русановский, Модест Апполонов (внук протоиерея Андрея Зефирова). В начале XX века среди священников-настоятелей храма есть священномученик – протоиерей Фёдор Гидаспов. В Алатыре он исполнял многочисленные обязанности: председателя Педагогического совета Алатырского епархиального женского училища, председателя Алатырского отделения Симбирского епархиального Училищного совета, благочинного I округа церквей Алатырского уезда, члена Алатырского городского попечительства детского приюта-богадельни, законоучителя Епархиального женского училища и женской гимназии. В 1913 году он был переведен в Казань, где в тяжёлые военные годы всеми силами помогал раненым и увечным в больницах. По молитвам отца Фёдора известно чудесное исцеление раненого разрывной пулей в живот. Мученическую кончину он принял в 1918 году. После двухнедельного заточения в Казанской тюрьме священника расстреляли как «ярого контрреволюционера, принимавшего активное участие в белогвардейской авантюре». Надо назвать имена и других священников главного собора Алатыря в прошедшем веке. Это Павел Люстрицкий, Иоанн Соколов, Александр Векшин, Николай Стеклов, Алексей Малинин, Константин Соловьев. С 1878 года долгое время старостой собора был Иван Сергеевич Антонов, позднее ему помогал сын Сергей. У них был двухэтажный белый дом на Александровской улице (ныне улица Горшенина).

Архивные документы и старожилы города указывают на 1936-й как последний год совершения в соборе Рождества Пресвятой Богородицы богослужений. Но ещё в 1930 году с колокольни были сняты восемь колоколов и отправлены на переплавку в целях индустриализации страны. В сохранившихся документах значится вес самого большого – 305 пудов (4880 кг). А здание Богородицерождественского храма с 1936 года стали использовать как склад. В войну в нём хранили картошку, резали её, сушили, а потом отправляли на фронт. Позднее, после войны, в храме стали делать бочки – всё помещение было завалено досками. Так постепенно храм разрушался, строение приходило в негодность. По старым фотографиям видно, что в сторожке между двумя храмами была устроена бензозаправка. Небольшое каменное ограждение за каштанами – современный «след» этого «предприятия», тогда здесь были глубоко врытые в землю большие цистерны для бензина (сейчас, сгнившие и засыпанные, они там и находятся). Богата алатырская земля её почитателями и хранителями. Такими в 60-х годах были краеведы Н.П. Громилов, Г.А. Сулимо-Самуйло, Ю.Б. Новиков, Н.П. Головченко, Е.И. Запольнов. Надо отдать должное людям, не побоявшимся грозных окриков высоких партийных чинов и всеми силами стремившимся тогда сохранить достояние культуры. Сейчас можно только представить, сколько и чего им пришлось выслушать. Видимо, сила убеждения краеведов, их авторитет подействовали: были разрешены выступления по радио, местной и даже республиканской печати, сборы средств на предприятиях и заводах города.

В конце 1960-х годов единственным хорошо сохранившимся каменным храмом была церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Её начали восстанавливать как памятник культуры для размещения там краеведческого отдела-выставки, который в 1967 году работал в Доме культуры в длинном фойе. Пожалуй, самым заинтересованным лицом был тогда Ю.Б. Новиков. Его и назначили ответственным секретарем Алатырского объединённого районного и городского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Материал накапливался, места не хватало. В 1975 году в уже восстановленный частично храм Иоанна Предтечи и открывшийся там филиал Чувашского национального музея краевед поместил всё собранное: не только краеведческий материал, но и художественный. Тогда и решили использовать также здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы. А в феврале 1974 года постановлением Совета Министров Чувашской АССР собор был взят под государственную охрану как памятник архитектуры XVIII века. С этого момента начинается постепенное возрождение храма. С 1977 по 1982 год в соборе работала комиссия архитекторов из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР. Был сделан тщательный анализ степени разрушения храма. Пришли к выводу: первоначальный облик утрачен на 60 процентов. Старший архитектор Е.И. Толстопятенко разработала эскизный проект реставрации церкви, утверждённый в декабре 1979 года. Реставрация собора осуществлялась до 1990 года и была выполнена на 80 процентов: обшили купол медью для последующего его золочения и выложили пол мраморными плитами. Недостроенной осталась колокольня. В 1991 году в соборе было проведено электроотопление.

6 марта 1992 года постановлением главы администрации Алатыря Н.А. Курчатова собор передали с баланса домоуправления №1 на баланс городского отдела культуры – так хотели расширить площадь Алатырского историко-революционного музея. Но средств для этого не хватало. Единственное, что тогда смог предпринять краевед Н.П. Головченко для сохранения здания церкви, это обратиться к благочинному священнику города отцу Николаю Ефремову с предложением передачи его верующим и направления сюда священника из епархии. Так распоряжением Совета министров Чувашской Республики в 1993 году здание церкви Рождества Богородицы в Алатыре было передано Чебоксарско-Чувашской епархии. Основанием для этой передачи послужил Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» и распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». В начале 90-х годов ключи от храма были переданы новому настоятелю – игумену Иллариону (Рязанову), по благословению приехавшему в Алатырь из села Гарт. Начали реставрировать Божий храм. Собрали деньги. Нашли бригаду. Выгребли старый мусор. Начали внутренние работы. В алтаре и на амвоне постелили полы. Владыка Варнава (митрополит Варнава (Кедров), в то время правящий архиерей Чебоксарской епархии) при осмотре собора сказал: «Давайте мы его освятим и постепенно будем реставрировать».

Освятили собор через год – 7 июля 1994-го. Наконец, службы возобновились! Приход был тогда маленький. Но даже когда в храме никого не было, отец Илларион сам читал, сам служил и сам пел. Службы совершались в праздничные дни, субботу и воскресенье. А в дни, свободные от службы, обустраивали собор: завозили пиломатериал, стеклили окна, красили, ездили на хлебозавод за мукой для просфор. Но восстанавливать храм отцу Иллариону было тяжело, у него имелись проблемы с ногами. Многие его жалели. Но службу священник нёс, как мог. Из крепко верующих людей тогда кто-то даже видел, что во время литургии на «Херувимской» ему помогал служить «неведомо откуда взявшийся» монах в чёрном. А во время его похорон в ноябре 2001 года была двойная радуга. В 1997 году настоятелем собора был назначен священник, приехавший в Алатырь из Екатеринбурга, – отец Владимир Теплов. Именно его стараниями, бесчисленными поездками в поисках средств и материалов, мастеров, трудами каменщиков, резчиков по дереву, иконописцев как московских, так и алатырских, многих других специалистов храм как будто заново родился. Уже в 1997 году научно-производственный центр «Наследие» составит Акт технического состояния храма, отметив общее его состояние как «хорошее». С этого момента собор в городе занял то место в духовной жизни города, какое занимал ещё в XVII веке – место главного, благочинного собора Алатыря. Продолжая традицию святого великого равноапостольного князя Владимира, приход собора Рождества Пресвятой Богородицы во главе с настоятелем построил храмовый комплекс на территории городского кладбища, деревянный храм в селе Кувакино в честь Рождества Иоанна Предтечи, деревянную часовню в селе Сойгино, молельную комнату в доме престарелых на Стрелке. Именно трудами отца Владимира в городе впервые появились церковные лавки – «маленькие островки» духовного просвещения алатырцев. Вся деятельность прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы, самоотверженные усилия каждого его прихожанина показывают не только понимание каждым из них своего социального служения, но и говорят об их духовном возрастании. Ведь «вера без дел мертва есть».

Иерей Анатолий Уляхин, секретарь управления Алатырской епархии. Публикация журнала Чувашской митрополии «Бог и человек»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.