ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Торжок. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор


Торжок. Собор Спаса Преображения
Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Смоленской иконы Божией Матери, Иулиании Лазаревской, Входа Господня в Иерусалим, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1822.
Архитектор:К.И. Росси (проект 1811 г.)
Адрес:
Тверская область, Торжокский район, г. Торжок, ул. Медниковых, 5

Координаты: 57.03879, 34.95837





Сортировка:

Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
rasim9001
25 мая 2018
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Игорь Герасимов
4 января 2018
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Игорь Герасимов
4 января 2018
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 апреля 2012
Собор Спаса Преображения, Вид с Новгородской набережной.<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Вид с Новгородской набережной.
Скалдин Виктор
23 октября 2007
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
МОРПЕХ879
26 августа 2006
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Олег Гусаров
5 июня 2004
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
oldboy
2 августа 2003
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Чистяков Серж
23 июня 2018
Собор Спаса Преображения, Восточный портал<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Восточный портал
Алексей Кротов
13 декабря 2013
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
yozik
25 апреля 2012
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 июня 2019
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 апреля 2012
Собор Спаса Преображения, Интерьер с иконостасом. Фото 1925 г.<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Интерьер с иконостасом. Фото 1925 г.
Алексей Кротов
1 июля 1925
Собор Спаса Преображения, Фотоснимок сделан с дореволюционной фотографии<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Фотоснимок сделан с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 июля 1910
Собор Спаса Преображения, Иконостас. Альбом «Калуга, Тверь, Тула, Торжок»<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Иконостас. Альбом «Калуга, Тверь, Тула, Торжок»
Т.
??
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Илья Смирнов
12 апреля 2021
Собор Спаса Преображения, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 февраля 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Спасо-Преображенский собор - одна из самых грандиозных городских построек XIX в. Он возведен в 1822 г. на месте древнего белокаменного собора 1364 г., до которого здесь же еще в XIII в. стояла церковь Спаса. Проект существующего собора принадлежал, безусловно, зрелому и талантливому зодчему, предполагают, что автором был К.И. Росси. Известно, что работами руководил архитекторский ученик И. Мокшев. Собор увенчан пятью куполами, фасады украшены портиками дорического ордера.


Тверина  23 сентября 2010

Выдающимся памятником русского зодчества первой половины XIX века является здание Спасо-Преображенского собора, расположенное на территории бывшего кремля. Первый храм, построенный здесь в XII веке, был сожжён татарами во время взятия ими Торжка в 1238 году. В 1364 году новгородцами на этом месте был построен собор, который простоял до 1815 года. Но он пришёл в ветхость, и создалась опасность полного разрушения. Поэтому пришлось его разобрать и начать строительство нового храма, которое закончилось в 1822 году. Строился собор по проекту архитектора Росси. Расположен он на берегу Тверцы, и его грузные купола, портики с колоннами и колокольня хорошо сохранились. Это законченное и величавое произведение архитектуры.


Вадим кр
 
Вадим кр  12 декабря 2016

Каменный собор Спаса Преображения с приделами Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Смоленской иконы Божией Матери и Иулиании Лазаревской возведен по проекту знаменитого зодчего К.И. Росси в 1812-1822 годах вместо разобранного белокаменного собора 1364 года постройки. Строительство велось под руководством ученика архитектора И. Мокшева. Объемно-пространственная храмовая композиция в стиле ампир представляет собой высокий кубический объем, гордо несущий свое величественное пятикупольное венчание. Фасады отмечены четырехколонными портиками дорического ордера, несущими треугольные фронтоны. Храм закрыт во времена советской власти.

В настоящее время собор Спаса Преображения не действует, является одним из самых лучших архитектурных сооружений градостроительства и выдающимся памятником русского зодчества первой половины XIX столетия.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 мая 2017

Нынешний Спасо-Преображенский собор, как и большинство храмов Торжка, - наследие эпохи ампира, первых десятилетий ХIХ века, когда страной правил Александр I. Однако храм Спаса Преображения в Новоторжском кремле существовал, видимо, с самого основания города. Именно на территории кремля - правда в нижней его части - и появилась в незапамятные времена деревянная Спасская церковь, чей далёкий каменный потомок теперь стал символом города. Летопись сохранила упоминание о деревянной Спасской церкви, которая сгорела в 1238 году, во время осады города татаро-монголами. Недавно было найдено ещё более раннее свидетельство о существовании церкви, от 1163 года, но каким тогда был храм и когда именно появился, история умалчивает. После Батыева нашествия церковь упоминантся только через 100 лет, однако вполне вероятно, что за это время могла не раз вновь гореть и восставать из пепла - пожары тогда случались нередко. Внимание летописцев храм привлёк в 1364 году, когда его впервые отстроили в камне. К сожалению, эта церковь не сохранилась, причём разобрана она была уже в относительно новое время, что особенно жаль, ведь храмов ХIV века в России чрезвычайно мало. Судя по всему, храм был построен под влиянием новгородской архитектуры (новгородские купцы и были его главными жертвователями) и, скорее всего, напоминал дошедшие до нас церкви Новгорода той эпохи. Известно, что в 1372 году храм стал ареной мрачных и трагических событий: Торжок захватил и разорил князь Михаил Тверской, и многие горожане, укрывшиеся в церкви, задохнулись в дыму пожара. Тем не менее сам храм выстоял, а вскоре обрёл "свою" святую - благоверную княгиню Иулианию Вяземскую, которая мученически погибла от руки смоленского князя Юрия, посягнувшего на её верность мужу. Через некоторое время благоверную княгиню причислили к лику святых, а её мощи погребли под одним из престолов церкви. Мощи святой Иулиании пребывали в Спасском соборе до 30-х годов ХХ века, когда они исчезли после разорения храма большевиками.

После основания Петербурга Торжок получил новый импульс к развитию - теперь он находился на дороге между двумя столицами, и здесь волей-неволей останавливались почти все путешествующие из Петербурга в Москву или обратно. Именно в это время в городе строятся величественные здания, обустраивается набережная Тверцы, сооружаются великолепные храмы. Таким новым, несравненно более масштабным и величественным зданием и был Спасо-Преображенский собор, который начали строить в год наполеоновского нашествия на Россию и завершили через десять лет. Он стал одним из лучших образцов ампира во всей храмовой архитектуре России. Спасо-Преображенский собор был построен в эпоху расцвета ампира и получился действительно имперски торжественным. Как и для всех почти русских храмов, его история сделала резкий поворот в ХХ веке. Увы, счастливый конец этой истории ещё не наступил: храм до сих пор пребывает в заброшенном виде, что особенно контрастирует с его ампирной статью. По поводу авторства собора историки искусства до сих пор не пришли к единому мнению. Документально зафиксировано, что координировал строительство и руководил работами зодчий Иван Мокшеев, ученик знаменитого Карла Росси. Но по некоторым косвенным свидетельствам - включая сам по себе высокий уровень архитектуры, совсем не "ученический" или "провинциальный", - авторство проекта на бумаге принадлежит самому Росси. Во всяком случае, собор идеально вписывается в стиль петербургского ампира, создателем которого был Росси, и представляет собой, пожалуй, один из лучших образцов этого стиля в храмовой архитектуре. При всей величественности и монументальности замысла в облике храма остаётся что-то простое, близкое к человеку, не подавляющее его. И, что важно, он остаётся храмом, не превращаяясь во дворец, ведь ещё одна опасность ампира состоит в излишней "светскости" этого стиля, спровоцированного скорее амбициями земных правителей, чем стремлением запечатлеть в камне некую возвышенную идею.

Через десять лет строительства, в котором, кстати, использовались не только новые материалы, но и фрагменты других разобранных церквей (город тогда активно перестраивался), жители города обрели новую доминанту как в архитектурном, так и в духовном смысле - огромный пятикупольный собор с тремя престолами. Центральный освятили в честь Преображения Господня, сохраняя тем самым преемственность старому храму, а боковые были посвящены святой Иулиании Вяземской, чьи мощи хранились в храме и составляли в течение многих веков его главную святыню, и Смоленской иконе Божией Матери. Последнее не должно удивлять: "влияние" знаменитой Одигитрии Смоленской распространялось и на соседнюю Тверскую губернию. Например, Смоленская церковь до сих пор есть в Выдропужске, том самом селе, откуда в Спасо-Преображенский храм перешла ещё одна знаменитая икона Богородицы, Муромская. Хотя в ХIХ веке традиция строить храмы попарно - зимний и летний (самые, наверное, яркие и многочисленные примеры такого подхода можно видеть во Владимирской, Костромской и Ярославской областях) - уже не была такой сильной, Спасо-Преображенский собор был таким большим, что топить его в холодное время было накладно. Поэтому спустя два десятка лет, в 1841-1842 годах, рядом с собором построили одноглавую зимнюю Входоиерусалимскую церковь в сходном с собором стиле. Она, конечно, меньше, но всё-таки тоже довольно большая, иначе контраст был бы слишком заметен и не создавал ощущения ансамбля. Архитектором Входоиерусалимского храма стал Иван Фёдорович Львов, однофамилец знаменитого архитектора Николая Львова. Во второй половине ХIХ века Спасо-Преображенский собор был крупнейшим и знатнейшим храмом города, местом, где пребывали его святыни. Церковная жизнь собора в это время протекала спокойно и благополучно, без каких-то особенных событий. В начале ХХ века клир храма состоял из двух диаконов и псаломщика. Прихожан было 300-350 человек, к храму были приписаны 49 дворов центральной части Торжка.

После революции приходская жизнь некоторое время продолжалась, но было ясно, что это временная ситуация. Окончательное закрытие и разграбление собора и прилегающей к нему Входоиерусалимской церкви относится к началу 1930-х годов. В частности, тогда были вскрыты и осквернены мощи святой Иулиании Вяземской, хранившиеся в храме много веков. Внутреннего убранства собор, естественно, не сохранил. Через какое-то время в нём открылся городской клуб, а соседний зимний храм приспособили под завод. После войны клуб закрыли, и храм даже немного подремонтировали, после чего, правда, он тоже стал частью завода. Заводским нуждам до сих пор служит Входоиерусалимская церковь, а Спасо-Преображенский собор со временем был заброшен и доныне пустует, пребывая в плачевном состоянии. Несмотря на внутреннее запустение, внешне Спасо-Преображенский собор Торжка по-прежнему великолепен и по праву носит звание символа города. Это полноценный, совершенно "столичного" уровня образец ампира, выполненный по проекту главного творца этого стиля в России. Спасо-Преображенский собор представляет собой в плане равноконечный крест с выступающими портиками по всем сторонам, включая алтарную. Портики поддерживают по четыре дорические колонны, с которыми перекликаются пилястры на стенах. Увенчан храм массивным куполом на прямых световых барабанах. Барабаны боковых куполов ниже и шире, центральный барабан более пропорционален и изящен, но его размеры таковы, что он всё равно перетягивает на себя внимание зрителя. Сверху купол украшен фонарём с крохотной главкой. В отличие от дорического ордера основного объёма, полуколонны, идущие кругом по центральному барабану, - ионические. Боковые купола покоятся на массивных барабанах с довольно большими окнами. Главным украшением этих вполне аскетических элементов можно считать крошечные баллюстрады. Фасады храма определяются классическими портиками с четырьмя дорическими колоннами и довольно массивным фризом. С разных сторон за портиками скрываются как входы в храм, так и алтарь. Храм стоит на довольно высоком фундаменте, поэтому ко входам ведут ступени по всему периметру. Сейчас эти ступени во власти растительности вследствии того, что храм пребывает в заброшенном состоянии и за благоустроиством прилегающей территории никто не следит.

Нельзя не отметить, что в советские годы храм использовался в качестве производственного цеха, выглядит он в наше время изнутри соответствующим образом. Как часто делалось в больших церквях, превращённых большевиками в светские или иного рода учреждения, его пространство для экономии места разделяли на два этажа. Здесь отчётливо видны следы этой перестройки; в первом этаже сложно отличить признаки того, что здесь был когда-то храм: пустые помещения с бетонным полом и стенами, частично покрытыми старой кафельной плиткой. Сбоку лестница ведёт на второй этаж, который выглядит совсем по-другому. Посетитель попадает прямо под купол храма - так высоко в действующем соборе оказаться было бы невозможно. Своды и купол продолжают выглядеть великолепно. Из окон центрального барабана струится яркий свет. Под арочными пролётами сохранились фрагменты лепнины (судя по старым фотографиям, раньше в лепных рамках находились росписи, ныне замазанные), а украшения, идущие под центральным барабаном, можно даже назвать уцелевшими, хоть и требующими, как и всё тут, серьёзной реставрации. В настояещем смысле слова "современная жизнь" для Спасо-Преображенского собора так и не наступила. Он до сих пор закрыт, не отреставрирован и не освящён. Производства в нём давно уже нет, что, вероятно, облегчит возвращение храма Церкви в будущем.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №169, 2015 г.


Марина Зуйкова  28 июля 2017

Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы. Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 г. на средства новгородских и новоторжских купцов. В 1372 г., при разорении Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем, в соборе сгорели и задохнулись в дыму скрывшиеся в нём горожане. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о нём записано: "в городе храм всемилостивого Спаса камен... да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим ... да в том же храме предел Пречистая Богородице Одигитрия муромская ... да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирила древен".

Среди жертвователей храма были княжна Ирина Мстисловская, царь Симеон, дворяне Иван Тыртов, Иван Урусов, Николай Новокщенов, купец Г. Мишурин.

В 1406 г. в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на её верность мужу. Впоследствии она была причислена к лику святых. Её память отмечается 3 января и 15 июня.

Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 гг. по проекту архитектора К.И. Росси, считается «одним из лучших и великолепных» храмов города. На его постройку были употреблены материалы упразднённых церквей: Филипповской, Никитской, Жён Мироносиц. Собор был закрыт для богослужений в 1930-1931 гг. В советское время утрачены и мощи св. Иулиании.

По материалам: Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы. - Торжок, ОАО "Пожтехника".

Первый каменный в честь Преображения Господня собор был построен в 1364 году на средства Новоторжских и Новгородских купцов. В 1372 году, при разорении Торжка Тверским князем Михаилом Александровичем, скрывшиеся в соборе многие из граждан сгорели и задохлись от дыма. В 1406 году в этом соборе была погребена в каменной гробнице княгиня Иулиания, пострадавшая за целомудрие от князя Смоленского Юрия. Близ этого (древняго) каменнаго собора встарину было две деревянныя церкви - одна из них посвящена была святым Афанасию великому и Кириллу, Александрийским патриархам, а другая - святому Николаю; здесь же существовал женский Мироносицкий монастырь.

В писцовых книгах П. Нарбекова 1625 года находится описание каменнаго Спасо-Преображенскаго собора, но по всей вероятности, не того, который был построен в XIV веке. Из описания собора видно, что он был благоукрашен, имел много ценных икон, богат был церковной утварью. Нарбеков пишет: "Город Торжок, а под ним река Тверца, а по другую сторону ручей Здоровец... А в городе храм Всемиластиваго Спаса камен; а в нем Божия милосердия: деисусов двадцать одна икона, да 11 икон средних на золоте, а поля на красках, да деисус, а в нем десять икон на красках, венцы у них на золоте; царские двери на золоте; да местный образ Преображение Спасово на золоте, прикладу у него шесть гривенок басменных серебряных позолоченных, да шесть копеек, да восемнадцать литых серебряных же; да образ Иван Богослов; да крест серебряной, да образ Симеон Богоприимец, да Екатерина Христова мученица в деянии на празелени; да образ местной Пречистая Богородица Одигитрия на злате, да образ Пречистыя Богородицы на злате за престолом, ветх, да крест запрестольный на празелени ветх; да Пречистая Богородица выносная на злате на киоте, а поставление протопопа с братиею, прикладу у Спаса и у Пречистой Богородицы венец сканный с финифтом; да на престоле Евангелие печатное, оторочено барохатом червчатым; да крест благословенный обложен серебром, позолочен, да сосуды серебряны, а покровцы у них атлас золотной, а Евангелие и крест и сосуды положение царя Симеона (вероятно, Бекбулатовича); да сосуды оловянные положение княжны Ироины Мстиславской, да хоруговь ветха на злате, да образ пречистыя Богородицы пядница обкладная, а поставление царя Симеона, да образ Николы чудотворца пядница большая поставление Ивана Тыртова, да книги, две триоди, да два охтоя, да апостол, да минея общая, да псалтырь, печатные, а положение царя Симеона, Евангелие толковое, печатное ветхо, да потребник, да служебники печатные ветхи, а положение подъячаго Дмитрия Елисеева, да служебник ветхий письменной, а положение Ивана Урусова"...

Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр... положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела - один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова.

Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери - Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска - в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список.

О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) "Душеполезная повесть", списанная князем Георгием Звенигородским (см. № 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице... В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.

Ныне существующий в Торжке Спасо-Преображенский каменный пятикупольный собор построен на месте прежде бывшаго; начат постройкою по разрешению Тверского епископа Мефодия 16 февраля 1812 года, а окончен в 1822 году. В нем три, под ряд расположенные, престола; главный посвящен Преображению Господню, правый - во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании (в документе о пожаре в городе Торжке, в 1742 году близ городского собора упоминается деревянная церковь в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, память коей совершается 21 декабря; вместо сего сгоревшаго храма в Спасо-Преображенском соборе устроен уже придел не в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, а во имя благоверной княгини Новоторжской Иулиании, что значится и в антиминсе сего престола: "в храме благоверной княгини Иулиании" - выдан Тверским архиепископом, впоследствии Санкт-Петербургский митрополит, Григорием 11-го октября 1842 года). Левый придел посвящен Пресвятой Богородице ради ея чудотворной иконы Одигитрии - Выдропуской (или Муромской) и праздненство ей совершается 18 июня. На постройку собора, между прочим, были употреблены материалы от упраздненных церквей - святого апостола Филиппа (близ Борисоглебского монастыря), святого великомученика Никиты (где ныне Покровская единоверческая церковь) и святых Жен Мироносиц (близ собора, где ныне находится пивоваренный завод Каттербаха).

В Преображенском соборе осталось довольно старинных икон, бывших в прежних храмах; из них особенно замечательна храмовая, в главном иконостасе, икона Преображения Господня; на эту икону сделана была серебряная риза, как видно из надписи, в 1793 году. Из богослужебных сосудов более других древний, серебряный позлащенный, с надписью по краям онаго: "построен сей сосуд в городе Торжке в соборную церковь Преображения Господня по обещанию протопопа Марка Иванова на собственныя его деньги 1751 году, а весу в них 4 фунта 82 золотника, ценою по 20 копеек золотник, за позолоту 17 рублей, итого 110 рублей". Из евангелий - самое древнее, напечатанное в 1664 году при патриархе Иоасафе. На окладе евангелия надпись: "Лета 7172 (1664) построил сие Евангелие Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Иоасаф, новоторжец, во град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова и Пресвятыя Богородицы, никому неотъемлемо во веки". На первом белом листе написано: "Лета 7201 июля 21 дня по указу великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Выдана ризница во град Торжок в соборную церковь Преображения Господня на Москве из приказу большой казны протопопу Никифору Иванову с братиею, а выдал большой казны казначей Гаврила Иванович Головкин, да отец его Иван Семенович Головкин, да того же приказу дьяки Димитрий Степанович, да Роман Титович Смирнов, да подъячий Василий Васильев, сын Юхнов". Это Евангелие начато печатанием "в лето 7182 (1644 по Р. Хр.) января 22 дня в 31-е лето царствования Михаила Феодоровича, при сыне его благоверном государе Алексие Михайловиче. Окончено в тот же год июля в 20 день в 32 лето державы Михаила Феодоровича, в 3-е лето патриаршения Иосифа". В конце Евангелия написано обращение к священноначальникам, священноинокам, священникам и ко всем благочестивым людям с просьбой: "аще прилучится некое прегрешение, милостива нам будите и не зазарив ума нашего немощи и недоумения. Сами же сподобльшеся от Богомладенца больших дарований духовных исправляйте, понеже и вы требуюте милости от Бога и человек. И извольшему же вам сие видети, хвалу и благодарение воздавайте во веки, аминь". Второе Евангелие в четверть листа, напечатанное в Москве, в 1685 году при патриархе Иоакиме. Третье Евангелие в лист напечатано в Москве в 1703 году при Петре I. Есть еще несколько старинных Евангелий (1722 - 1791 г. др.). В часовне, устроенной под правым (в честь благоверной Иулиании) престолом, в каменной гробнице покоятся останки благоверной княгини Иулиании, местночтимой; на гробнице находится металлическое изображение угодницы Божией. Над гробницей устроен балдахин; на стенах этой часовни находится несколько старинных икон.

Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского. Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю.

В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью. Прихожан - 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).

В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет. Прихожан - 176 мужчин и 182 женщины.

По материалам: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 января 2024

Дошедшее до нас здание Спасо-Преображенского собора было построено на месте одноимённого каменного храма, сооруженного в 1364–1365 гг. по инициативе новгородских купцов, который сменил еще более древний храм, известный с 1163 года.

Археолог П.Д. Малыгин и искусствовед А.М. Салимов предполагают, что уже в домонгольский период церковь Спаса в Новом Торге была каменной. Археологические исследования 1997 года с восточной стороны дошедшего до нас собора Спаса XIX века показали, что из построек XIII-XIV веков собор в Торжке был самым большим храмом в Новгородской и соседней с ней землях. В 1372 году во время пожара при разорении Торжка тверским князем Михаилом Александровичем в нём сгорели или задохнулись в дыму многие жители Торжка. В 1406 году в храме были погребены князь Симеон Вяземский и его жена Иулиания, убитые в Торжке князем Юрием Смоленским.

В Писцовой книге 1625 г. есть описание собора Спаса: «да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим <…> да в том же храме придел Пречистая Богородице Одигитрия муромская <…> да три колоколы больших, да четвертый колокол большой взяли мирские люди на город для осадного времени, да два колоколы зазвонные, да два колокольчики маленькие; да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирилла древен <…>, а строение-де царя Симеона».

В Писцовой книге 1686 г. такое сообщение о соборе: «В Торжку внутри городе. Соборная церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа <…> Да в той же соборной церкви погребена благоверная княгиня Улияния князя Вяземского супруга. <…> У той же соборной церкви колокольня деревянная шестиугольная, шатровая, на ней шесть колоколов, большой колокол весом пятьдесят четыре пуда, другой сорок пуд, третий весом тридцать пуд, да два колокола по три пуда, жалованье великих государей. А около тое соборной церкви и кладбища по длиннику двадцать две сажени».

К середине XVIII века собор обветшал. Это известно из прошения прихожан, отправленного в Тверскую духовную консисторию 12 марта 1768 года. В нём сообщалось, что в стенах храма появились трещины, из кладки сводов выпадали кирпичи. 13 марта Коллегия экономии распорядилась сделать план и смету на ремонтные работы, а Тверская провинциальная канцелярия в промемории от 29 мая в Тверскую духовную консисторию ответила: «по неимению в ведомстве здешней провинциальной канцелярии ко учинению плана знающего человека, к находящемуся при строении здешнего города архитектору Никитину сообщить и требовать, чтоб он означенный план со сметою повелел сочинить находящемуся в Торжку при строении помощнику его, о чем к нему и сообщено».

22 декабря 1768 года в указе Коллегии экономии сообщалось, что «находящимся во Твери архитектором Петром Никитиным свидетельство учинено. Указ с планом и сметой посланы в Новоторжскую воеводскую канцелярию для исполнения». Из этой переписки мы делаем вывод, что план и смету нового собора в Торжке было поручено «сочинить» Ивану Титовичу Парфентьеву, который входил в «архитекторскую команду» Петра Романовича Никитина. В 1764 году П. Р. Никитин был командирован из Москвы в Тверь для руководства работами по восстановлению города после пожара 1763 года, а после того как при пожаре 1766 год выгорел центр Торжка, он стал заниматься и новой застройкой этого города. Из документов Новоторжского городового магистрата известно, кто из помощников Никитина работал тогда в Торжке. Это – Иван Титович Парфентьев. В 1767 году он в журналах магистрата записан как «находящийся в Торжку при строении и показания линий архитектуры титулярный советник». Именно он занимался отводом мест для нового строительства в Торжке, выдавал застройщикам чертежи «образцовых фасадов» жилых зданий.

Что за проект собора Спаса в Торжке «сочинили» П.Р. Никитиным или его помощником И.Т. Парфентьевым – нам не известно. Проект этот остался под спудом, так как у города и у прихожан не было достаточно средств, чтобы построить новый городской собор. Наконец, в 1780 году, вышел Указ Екатерины II о выделение Тверскому наместничеству на строительство городских соборов в уездных городах Тверской губернии по семи тысяч на каждый храм в течение четырех лет из доходов ведомства Коллегии экономии, в той губернии собираемых. Но за четыре последующих года новый собор Спаса в Торжке так и не начали строить, а указом Екатерины II от 27 марта 1784 года сумма, предполагаемая к строительству Преображенского собора, была перенаправлена на строительство нового собора в Новоторжском Борисоглебском монастыре.

К началу XIX в. Спасо-Преображенский собор ещё более обветшал. Об этом в Клировой ведомости 1799 года записано так: «Соборная церковь Преображения Господня с приделом Богоматери Муромской каменная весьма ветха, утварью довольна, когда и кем сначала построена за бывшими многими во время княжениев разорениями и пожарными случаями точного сведения не имеется; возобновлена же по разорении двумя новгородцами в 1364 году». Пришлось местному обществу вновь писать прошения о строительстве нового собора и выделении на его сооружение денег из государственной казны. В 1803 году протоиерей собора Тимофей Иванов посылает прошение о выдаче Всемилостивейше пожалованной на постройку собора семитысячной суммы и разрешения разобрать ветхий собор. При этом он сообщал, что план предполагаемого к строительству собора уже есть, и он может его предоставить в «куда следует». Что это за план и кем он был составлен – нам не известно, так как прошение протоиерея Тимофея Иванова не было удовлетворено.

История строительство нового Спасо-Преображенского собора Дело сдвинулось с места, когда в 1811 году к нему подключился архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Никанор. К тому времени благодаря ему были построены новые здания и хозяйственные постройки в монастыре, было завершено строительство новой монастырской Надвратной церкви. 28 марта 1811 года архимандрит Никанор подал прошение на имя Тверского и Кашинского архиепископа Мефодия с просьбой разобрать ветхий храм и на месте его воздвигнуть новый по прилагаемому плану и фасаду с приделами св. Иулиании и Одигитрии. Вероятно, это был тот план, о котором в 1803 году сообщал протоиерей Тимофей Иванов. Никанор просил для этого нового строительства выдать храмозданную грамоту и позволить ему принять на себя должность строителя собора Спаса по пожеланию местного общества, выдать книгу для сбора денег от доброхотных граждан, а кошельковую и свечную сумму обратить на построение нового собора, а также использовать для строительства материал упраздненных церквей: Мироносицкой каменной с колокольней для использования кирпича, так она «грозит к падению», деревянных – Филипповской и Никитской – на дрова для обжига извести и кирпича. В ответ на это прошение 8 мая 1811 года в Новоторжское духовное правление из Тверской духовной консистории пришёл указ об освидетельствовании состояния собора и его прихода, а также чертежей плана и фасада нового собора. Также пришёл указ с разрешением разобрать Мироносицкую, Филипповскую и Никитскую церкви.

Из сообщения Новоторжской градской думы в Новоторжское духовное правление от 26 июня 1811 года известно, что тверским губернатором принцем Георгом Гольштейн-Ольденбургским был прислан план нового собора. Смету на его построение Новоторжская градская дума поручила составить исправляющему архитекторскую должность купцу Ивану Мокошеву, но к тому времени она ещё не была составлена. Новый собор в Торжке было решено строить несколько западнее старого храма, то есть немного дальше от берега Тверцы. Храмозданная грамота на постройку нового Спасо-Преображенского собора была подписана архиепископом Тверским и Кашинским Мефодием 9 марта 1812 года, а указом Тверской консистории от 21 марта того же года было разрешено разобрать старый собора Спаса и выдана храмозданная грамота на строительство нового храма.

Война 1812 года и смерть генерал-губернатора Тверской губернии принца Ольденбургского 15 (27) декабря 1812 года задержали начало строительства собора. В марте 1813 года Тверской консисторией была выдана сборная книга на имя архимандрита Никанора с его помощниками священниками собора Георгием Иоанновым и Иоанном Стефановым сроком на 3 года. В ней должны были учитываться суммы пожертвований на строительство собора. В 1814 году в Торжке была образована строительная комиссия для построения нового городского собора, и собор был заложен в этот же год (Илиодор). Первенствующим членом этой комиссии был избран архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Никанор, который к тому времени проявил себя как опытный строитель. При нём к тому времени в Борисоглебском монастыре были построены Надвратная Спасская церковь и здание Духовного правления, гостиница и др. строения. Кроме Никанора, в комиссию вошли городской голова Ефрем Иванович Морозов и староста собора Евстрат Моисеевич Минин. Но главный вопрос, а именно: получение государственной субсидии на строительство собора – к тому времени так и не был решён.

В январе 1815 года новоторжские купцы подали прошение обер-прокурору Синода князю А. Н. Голицыну: «Всемилостивейшему нашему Государю Императору угодно было на Ваше Сиятельство возложить попечение о благе Церкви и ваша ревность ко благочестию оправдывает сие высокое избрание. Мы в полной доверенности прибегая к покровительству Вашего Сиятельства, осмеливаемся донести Вам о состоянии Соборного храма Преображения Христова в нашем городе Торжке. Сей храм по строению есть древнейший и от долговременности в такую пришел ветхость, что угрожает падением. Мы представляли о том Епархиальному Преосвященному Мефодию в 1811-м году и от него имеем как разрешение сей ветхий храм разобрать, так и храмоздательную Грамоту на построение вместо его нового; а бывший Тверской Генерал-Губернатор, Его Высочество Принц Георгий Ольденбургский конфирмовал план и фасад оному, по коему храм вчерне будет стоить около девяноста тысяч рублей. Его Высочество имел непременное намерение испросить от Монарших щедрот пособие в построении сего храма: но бедственные обстоятельства при нашествии неприятеля, а паче преждевременная кончина Его Высочества невозвратно лишили наш Собор, в котором собственной наличной суммы никакой нет, сея чаемые милости, и мы, при всей нашей готовности всем жертвовать для церкви Божией, чувствуем, что построение сего храма превзойдет силы наши и возможности. А хотя повелением блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Екатерины II на все уездные Тверской Епархии соборы, в числе коих и на наш, ассигновано было по семи тысяч рублей, и в прочих городах соборы суммы сии получили, а сумма нашего собора по Высочайшему Ее Величества указу переведена на Борисоглебскую монастырскую в нашем городе церковь, Ею Самою заложенную, для Собора же Высочайшим Рескриптом, и ныне в Тверском Губернском Правлении хранящемся, на имя Графа Брюса данным, повелено Ею было представить план и смету: но по обстоятельствам, нам неизвестным, все то оставлено без исполнения, и наш Собор лишен ассигнованной на него суммы, которая в настоящем его положении была бы для него великим пособием. Почему и осмеливаемся собор наш по строению ветхий, а по содержанию недостаточный, препоручить в высокое Вашего Сиятельства покровительство». 27 февраля 1815 года тверскому архиепископу Серафиму был выслан Указ Синода о том, что на его заседании «слушали предложения члена государственного совета, обер-прокурора Синода князя Александра Николаевича Голицына о прошении новоторжского купеческого сословия об исходатайствовании потребной суммы на сооружение в Торжке соборной Преображенской церкви».

Вероятно, после этого по указанию архиепископа Серафима в Торжке в марте 1815 года была составлена подробная смета расходов на сооружение соборного храма Преображения Господня. Она была подписана архимандритом Никанором, протоиереем Феодором Иоанновым и архитекторским учеником Иваном Мокошевым. По смете на материалы нужно было 73 570 рублей 50 копеек, при этом на тот момент уже было заготовлено материалов на 20 330 рублей 25 копеек, то есть всего стоимость материалов была оценена в 94 217 рублей. Общая сумма сметы с учётом материалов и оплаты рабочим составила 167 787 рублей 50 копеек. 22 марта 1815 года эта смета была выслана архимандритом Никанором в Тверскую духовную консисторию вместе с рапортом о том, что по сборным книгам «собрано до 4 тысяч рублей, собираюсь получить от градского общества в течение 3 лет до 15 тысяч рублей, от доброхотов по сборной книге до 5 тысяч, после этого нужно ещё 49 тысяч». Кто строил собор? В сведениях о начале строительства есть разночтения в датах. Так, архитектор И. Мокошев в рапорте губернскому архитектору Н. Н. Легранду от 24 июня 1815 года сообщал, что «по утвержденному плану и фасаду соборной церкви в городе Торжке строение начато сего года мая с 3-го числа», а в рапорте в Тверскую духовную консисторию от 23 мая 1815 года архимандрит Никанор сообщал, что 16 мая сего года он получил план с фасадом «для произведения по нему дозволенного строения Новоторжского Преображенского собора». 12 июня 1815 года в Торжок возвратился главный подрядчик на строительстве собора Ф. Ф. Ананьин.

«13 июня 1815 года была заложена церковь соборная во имя Спаса» – читаем мы в календаре новоторжского купца Михаила Мышкина. Строительная комиссия во главе с архимандритом Никанором пригласила к надзору за строительством собора опытных в архитектуре новоторжских купцов братьев Ф. Ф. и В. Ф. Ананьиных. Но так получилось, что к началу работ они были в отъезде по своим архитектурным подрядам. При отъезде они оставили к «разбитию и обрезям чертеж». Так что с начала мая по 12 июня работами по разметке фундаментов собора руководил архитекторский ученик Иван Мокошев. Прибывший в начале в начале июня В. Ф. Ананьин обнаружил, что Мокошев произвёл разбивку по плану с погрешностями, и стал исправлять ошибки Мокошева. С 14 июня под руководством Ф. Ф. Ананьина начали начали выкладывать фундаменты собора, Мокошева же отстранили от работы на соборе. 24 июня 1815 года Иван Мокошев подал рапорт губернскому архитектору Н. Н. Ленгранду (Ленграну) с жалобой на архитекторов Василия и Фёдора Фёдоровичей Ананьиных. Суть жалобы состояла в том, что «неизвестно и по каким резонным причинам <> здешний гражданин Василий Федоров Ананьин» стал исправлять его, Мокошева, разметку, а затем, с 14 июня «основание под строение собора начато с распоряжением другого гражданина Федора Ананьина» таким порядком, с которым Мокошев не согласен. Перечислив все «ошибки» Ананьиных, Мокошев написал в конце рапорта: «по обязанности моей я предлагал с своей стороны всевозможные правила к прочности строения и должного всего в производстве». При этом Мокошев указал имена, кто не уважил его «правила к прочности строения». Это были члены Строительной комиссии собора: архимандрит Никанор, городничий Вельяшев и городской голова Морозов...

На основе перечисленных нами фактов мы можем сделать вывод о том, что строителями собора нужно считать архитекторов и подрядчиков Фёдора и Василия Фёдоровичей Ананьиных, а не архитекторского ученика Ивана Мокошева, который был отстранён ещё на начальном этапе строительства собора из-за его ошибок, которые пришлось исправлять братьям Ананьиным. Ходатайства новоторжских купцов о государственном субсидировании строительства собора Собор был снесён, а вопрос о выделении на новое строительство государственной субсидии так и не был решён. 27 февраля 1815 года в Тверскую духовную консисторию пришёл указ Синода о том, что на заседании Синода были заслушаны предложения члена государственного совета, обер-прокурора Синода князя Александра Николаевича Голицына о прошении новоторжского купеческого сословия «об исходатайствовании потребной суммы на сооружение в Торжке соборной Преображенской церкви». К указу был приложен текст прошения новоторжских граждан. В нём они писали, что «храм вчерне будет стоить 90 тысяч рублей». Тут же они объясняли, почему прошение они написали уже после начала строительства храма: ранее этому «попрепятствовало нашествие неприятеля и смерть принца Ольденбургского» [ск. в 1812 г.]. 22 марта 1815 года архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Никанор сообщал, что на тот момент от доброхотных дателей собрано «до четырёх тысяч рублей», и далее писал: «по сборных книгам собираюсь получить от градского общества в течение 3-х лет до 15 тысяч рублей, от доброхотов по сборной книге до 5 тысяч, после этого нужно ещё 49 тысяч». По смете же, составленной архитекторским учеником И. Мокошевым, на материалы, отделку, иконостасы требовалось 73570 рублей 50 копеек, а всего на строительство собора – 94 217 рублей.

В 1816 году, 18 августа, новоторжское купечество подало прошение на имя императора Александра I через князя А. Н. Голицына, обер-прокурора Синода, следующего содержания: «Августейший Монарх! Всемилостивейший Государь! К стопам Вашего Императорского Величества повергают себя г. Торжка граждане, благоволите, Всемилостивейший Государь! С отеческим благоутробием услышать прошение их: блаженной и вечной памяти достойною, в боже почивающею Бабкой вашею Императрицею Екатериною Второю повелено было в городах Тверской губернии сооружать соборы казённым иждивением, на каковой предмет и ассигновано было по семи тысяч рублей на каждый; и некоторые соборы тогда же получили суммы сии; а другие в благополучное царствование уже Вашего Императорского Величества воспользовались сими монаршими щедротами и с процентами; ассигнованная же сумма на собор нашего города рескриптом Ея Величества в 1783 г., покойному графу Якову Александровичу Брюсу данным, обращена была в строившуюся тогда монастырскую Борисоглебскую церковь, а на собор повелено было оным рескриптом представить план и смету; но по обстоятельствам, нам не известным, всё то осталось не исполненным, и наш собор лишается и доныне суммы Всемилостивейше на него ассигнованной. Между тем собор наш пришёл в совершенную ветхость и угрожал уже падением; посему и вынуждены мы были просить покойного принца Георгия Голштейн-Ольденбургского о позволении ветхий собор разобрать и вместо оного построить новый; Его Императорское Высочество, опробовав план и фасад, архитектором Росси сочиненный, стоящий по смете тогдашних цен на материалы около ста тысяч рублей, то нам позволил, и мы, приступив к строению по оным плану и фасаду, возвысили стены уже в значительном количестве, производя строение единственно на счёт граждан и доброхотных дателей; но при сём способе никак не надеемся храм сей в скором времени окончить, собор же своей собственной суммы на то не имеет; почему и осмеливаемся прибегнуть к щедротам Вашего Императорского Величества, воззрите, Всемилостивейший Государь оком милосердия на собор наш, при производстве строения крайне нуждающийся, и повелите сравнять его с прочими Тверской губернии соборами выдачею на оный ассигнованной суммы, с процентами, на неё причитающимися. Сие Высомонаршее Ваше пособие ускорит производство строения, будет бессмертным памятником Вашего Монаршего ко граду нашему благоволения, и нас поощрит всем пользе общей жертвовать, с глубочайшим благоговением именуяся, Вашего Императорского Величества Всемилостивейшего Государя Всеподданнейшими: Градской голова Ефрем Морозов, бургомистр Никита Свешников, ратман Василий Поповцев, ратман Алексей Мошков. [и около 15 подписей купцов]». 29 августа 1816 года обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын получил такую резолюцию от графа Аракчеева: «Милостивый государь мой князь Александр Николаевич. По прилагаемому у сего всеподанейшему прошению граждан города Торжка, Государь император повелевает Вашему сиятельству распорядить отпуск четырнадцати тысяч рублей из церковной суммы на окончание в Торжке соборной церкви. Имею честь быть с совершенным почтением Вашего Сиятельства слуга граф Аракчеев».

Из процитированных документов следует, что строительство собора началось в 1814 году без государственных субсидий. Они были выделены только в 1816 году в сумме четырнадцати тысяч рублей. Полностью израсходована она была к 10 апреля 1818 года. К. И. Росси – автор проекта собора. Из этих же документов следует, что собор строился по проекту архитектора Карла Ивановича Росси, который с 1809 по 1814 год жил в Твери и был главным архитектором генерал-губернатора Тверской губернии принца Георга Ольденбургского. К этому времени в Твери уже начали строить собор Христорождественского монастыря по тому же проекту (даты строительства: 1810–1820 гг.). В 1811 году К. И. Росси издал альбом образцовых фасадов, в котором есть и проект соборной церкви в Торжке. Интересно, что новоторжские купцы пытались внести свои коррективы в проект Росси. При проезде императора Александра I через Торжок 12 августа 1816 года градской голова Е. И. Морозов «с отличными гражданами осмелился доложить Его Императорскому Величеству о позволении в новостроящемся соборе под фронтонами сделать полуциркульные окна, и его Императорское Величество на устроение оных окон всемилостиво изъявил соизволение».

Полуциркульные окна «с позволения императора» действительно разместили над центральными окнами фасадов собора. Есть и другие отличия построенного в Торжке собора Спаса от проекта К.И. Росси. В первоначальном проекте почти на всю ширину фасадов (между фланговыми пилястрами) предполагался непрерывный лепной фриз, состоящий из повторяющихся мотивов драпировок и круглых медальонов. Вместо него над боковыми окнами были сделаны прямоугольные филёнки, а в средней части фасада – пилястры, соответствующие колоннам портика. Об утраченном ныне почти полностью первоначальном внутреннем убранстве собора можно частично судить по старым фотографиям, а также по Описям собора 1853 и 1863 гг.

Преображенский собор в советское время 9 января 1930 года на заседании президиума Новоторжского горсовета был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского летнего храма, а на заседании 17 мая того же года уже заслушивали «Протокол собрания верующих Преображенского собора о закрытии летнего храма из-за непосильных налогов». В 1931 году на заседании горсовета было принято окончательное решение о закрытии собора. После закрытия собора настоятель Александр Вершинский был переведён в Николо-Пустынскую церковь на окраине Торжка. Скорее всего, туда же он тогда перенёс мощи св. Иулиании. Дальнейшая судьба мощей нам неизвестна. Отец Александр уехал из Торжка в 1937 году, когда Никольский храм при поддержке властей перешел в руки «обновленцев». Перед войной храм взорвали, и какова была судьба мощей Иулиании, перенесённых сюда из Преображенского собора – нам неизвестно. В том же году в подмосковной Ивантеевке отец Александр был арестован и 8 декабря расстрелян по приговору тройки НКВД. Похоронен он на Бутовском полигоне в общей безвестной могиле. 22 февраля 2001 года его имя было включено определением священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских 20 века. Одновременно с вопросом о закрытии Преображенского собора решался вопрос о дальнейшем использовании здания.

На расширенном пленуме горсовета 26 ноября 1930 года в развернувшихся прениях по основному докладу  постановили: использовать под организацию 2-й городской столовой общественного питания помещение бывшего летнего собора, и после решения ВЦИК о закрытия собора Преображенский собор стали переделывать под столовую ГОРПО. В Списке пользователей памятников архитектуры 1951 года пользователем собора значится ОЛП № 101 (наряду в бывшим Борисоглебским монастырём). Вероятно, собор был передан под «пересылку» одновременно с монастырем в 1943–1944 гг.

В предварительном списке памятников архитектуры Торжка, составленном в 1960-е гг., Преображенский собор уже включен в государственный список памятников архитектуры, в нём тогда размещались склады Торжокторга, и состоял он на балансе областного управления культуры. В начале 1970-х гг. собор был передан заводу ЭЛМА. В этот период была проведена внешняя реставрация здания. 30 января 1978 году был утверждён акт о приёме в эксплуатацию «по окончанию реставрации памятника архитектуры собора Спасопреображение на Новгородской набережной». Тогда на реставрации собора работали свои, местные мастера.

Во время реставрационных работ 1970-х гг. (КОСНРПМ, автор проекта А.И. Кустов) внешнему облику был частично возвращен первоначальный облик: восстановлена прежняя форма всех окон, сделаны балюстрады под окнами угловых барабанов, в окна вставлены металлические решетки, рисунок которых отвечает форме, известной по фотографиям (открыткам) собора начала ХХ в. Однако балюстрады центрального барабана и кресты на главах восстановлены не были. В ходе реставрационных работ 1970-х гг. территорию обоих соборов обнесли оградой, напоминающей первоначальную (цоколь и столбы из силикатного кирпича, решетка металлическая). Внутри собор оборудовали под цеха предприятия: сделали капитальные перекрытия – его основной объём стал двухэтажным, стены (прямо по росписям) облицевали кафельной плиткой.

В конце 1990-х гг. завод выехал из собора, и он долгое время пустовал. В январе 2017 года, перед приездом святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на празднование 350-летия обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского в Нило-Столобенскую пустынь губернатор Тверской области И. М. Руденя посетил Спасо-Преображенский собор в Торжке. Он «указал на необходимость восстановления православной святыни». По его поручению на собор были установлены временные кресты: первый крест на центральном куполе Спасо-Преображенского собора был водружен 9 июня, в день приезда в тверской регион Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на празднование 350-летия обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского в Нило-Столобенскую пустынь, затем были установлены временные кресты на малые купола храма. Они были изготовлены по чертежам научно-реставрационного центра «Тверьпроектреставрация» на Тверском экспериментально-механическом заводе с соблюдением пропорций и канонических правил. В том же 2017 году собор стал подворьем Нило-Столбенского монастыря. В 2018–2019 гг. в рамках федеральной программы «Развитие культуры и туризма» был разработан проект реставрации собора, а в 2020 году началась его реставрация. Закончить работы по реставрации собора должны в 2023 году. В 2021 году на соборе установили новые, постоянные кресты.

Источник: https://opentextnn.ru/space/littlesityes/torjok/spaso-preobr-sobor-v-torzhke/Лопатина Н.А. Из истории Спасо-Преображенского собора в Торжке




Комментарии и обсуждение


В настоящее время в соборе клуб, в котором часто проводятся рок-концерты.
27 января 2012, Максим Быков.