Никольский собор был холодным, роль же тёплого храма в Зарайском кремле исполнял собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который стоит, согласно преданию, на могилах зарайского князя Федора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна, погибших при Батыевом нашествии, - там, где ещё в ХIII веке построили первую деревянную церковь с тем же посвящением. В летописях ХVII столетия (1525) собор уже числится каменным храмом, "что под колоколами". В 1740-х годах ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, при этом сень-шатёр над погребением зарайских князей оказалась вне храма. Храм строили более 20-и лет, так-как не хватало кирпича на постройку сооружения. Зарайский протопоп Алексий подал Рязанскому епископу Алексию Титову отписки, докладывая "о не приведении в окончание новостроенной церкви Божией св. Иоанна Предтечи за не имением в довольствии кирпича". К 1764 году собор был ещё не освящён. Строители, однако, определённо с задачей своей не справились. Как сетует священник Иоанн Добролюбов, автор "Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии", "через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлевшими; в осьмнадцатом году текущего (ХIХ) столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились".
Вновь восстановленный Предтеченский собор в 1821 году был богато украшен и имел три престола, из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, правый - во имя апостолов Петра и Павла, левый - в честь равноапостольного князя Владимира. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапезная прежней Предтеченской церкви. Храм был освящён Рязанским архиепископом Сергием 11 июля 1822 года. И этой ампирной церкви, возведённой в 1819-1821 годах на месте рухнувшего храма, тоже не слишком повезло с долголетием - простояла она менее восьмидесяти лет, и в 1901-1904 годах была "тотально реконструирована". Впрочем, рискнём утверждать, что эта последняя перестройка оказалась удачной и храму пошла только на пользу.
Новый храм возводили на средства братьев Бахрушиных по проекту знаменитого архитектора К. М. Быковского, "гроссмейстера" поздней эклектики, автора знаменитого клинического городка на Девичьем поле в Москве, ценителя русских древностей и реставратора Успенского собора в Московском Кремле. Рука мастера тут чувствуется! Каким-то чудом удалось без диссонанса вписать в старую крепость, казалось бы, ну совершенно чужеродную и при том немаленькую, на тысячу молящихся рассчитанную, постройку в стиле неоклассицизма. Автором проекта реконструкции выступил - И. Калугин, строительство вёл московский архитектор Карл Карлович Гиппиус, который известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные "в древнем стиле" по рисункам архитектора С. У. Соловьёва мастером И. М. Фроловым, не сохранились: иконы писал художник И. П. Пашков. Ряд архитектурных приёмов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязех, видимо, послужившей прообразом. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. ХХ век на здании ощущается, только если очень уж приглядываться, - пилястры вместо колонн, не совсем "по теории" расположенные окна и абсолютно эклектичная, мимо классицизма, фигурная главка, венчающая купол над световым барабаном. Но главное - конфликта с древним собором не возникает, Предтеченский храм "не закрывает собой" Никольский. Кто сомневается - может поинтересоваться, как выглядел незадолго до революции, например, знаменитый Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Там все "новострои" преследовали исключительно цели удобства - уникальный храм со стенами, сплошь украшенными каменной резьбой, обстроили массивными пристройками, да ещё поставили рядом огромный Троицкий собор из красного кирпича, совершенно "съевший" древнюю архитектуру. Советские реставраторы, признаться, тоже начудили - снесли всё, включая неплохую колокольню ХVIII века, а обезглавленную и изуродованную краснокирпичную громаду почему-то оставили... Но это - к слову.
Храм был освящён 27 июля 1904 года епископом Рязанским и Зарайским Аркадием. В 1928 году церковь закрыли. Предтеченский собор, увы, советскую эпоху пережил не без потерь. Он лишился колокольни и внутреннего убранства, погибла и гробница зарайских князей. В храме устроили кинотеатр, с буфетом и уборной, по советской традиции, поближе к алтарю... К счастью, в 1970-е годы Предтеченский собор официально признали памятником архитектуры и поставили на госохрану, а в 1992 году вернули верующим. В 1997 году был изготовлен список чудотворной иконы святителя Николая Заразского. Рядом с собором, с 1994 года, вместо утраченной колокольни стоит деликатная деревянная звонница с десятью колоколами. В августе 2002 года было освящено восстановленное надгробие благоверных князей Зарайских - легендарных Федора и Евпраксии и сына их Ивана. В 2009 году закончились полномасштабные реставрационные работы собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и храм предстал во всём своём великолепии.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №110, 2014 г.