ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор


Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца
Собор. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1681.
Адрес:
Московская область, Зарайский район, г. Зарайск, пл. Пожарского, д. 13, Кремль

Координаты: 54.757056, 38.872545





Сортировка:

Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
9 марта 2013
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 октября 2004
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Вид с кремлёвской стены<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Вид с кремлёвской стены
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
5 сентября 2020
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
5 января 2020
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 июля 2015
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 июня 2014
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Sergey
26 сентября 2009
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Юлия
25 марта 2007
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
an-tonik
4 января 2007
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Dinya
20 мая 2005
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Юрий Менделеев
20 апреля 2002
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
8 ноября 2023
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Южный портал Собора Николая Чудотворца.<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Южный портал Собора Николая Чудотворца.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 июля 2019
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Надглавный крест центральной главы<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Надглавный крест центральной главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2019
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Надглавный крест боковой главы<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Надглавный крест боковой главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2019
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Завершение собора<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Завершение собора
Иванов Дмитрий
11 октября 2010
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Sergey
26 сентября 2009
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Sergey
26 сентября 2009
Кремль. Собор Николая Чудотворца, , Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Hramsohran
8 июля 2015
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Фото с сайта http://www.zaraisk.net/zaraysk-foto/view-album/2?start=60<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://www.zaraisk.net/zaraysk-foto/view-album/2?start=60
Андрей Агафонов
1 января 1920
Кремль. Собор Николая Чудотворца, 1900—1915 с сайта https://pastvu.com/p/386137<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
1900—1915 с сайта https://pastvu.com/p/386137
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1915
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/community/lj_humus/post371142905/<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/community/lj_humus/post371142905/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/community/lj_humus/post371142905/<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/community/lj_humus/post371142905/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Фото с сайта http://umoc.3dn.ru/photo/4<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://umoc.3dn.ru/photo/4
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кремль. Собор Николая Чудотворца, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Зарайск, Зарайский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  26 ноября 2010

Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни.

Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского.


Анонимный участник  25 августа 2015

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края.

Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая…

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов - и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».

Существующий Николаевский собор построен в 1681 г. по грамоте царя Федора Алексеевича, данной из приказа большого дворца. По наружному своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырехугольника длиною с алтарем в 34, шириною в 20 и высотою в 24 аршина. С пятью главами, на коих кресты восьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкие и малые, совершенно утратил характер древности; менее пострадала от переделов паперть у западной стены собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменный столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора трехъярусного иконостаса до нас не дошло, но оно может быть отнесено к последним годам прошлого столетия. В 1848 г. иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, позолота на нем была прочищена, иконы исправлены…

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма: « 1760 г. сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братию тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайловича Зайцевского». В 1849 г. возобновилось внутренним и внешним писанием.

Из священных предметов древности, находящихся в Николаевском соборе, особого внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, перенесенная в 1224 г. из г. Корсунь в рязанские пределы священником Евстафием…

«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 мая 2018

Никольский храм считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. Он появился ещё тогда, когда никакого Зарайска и в помине не было! Впервые город упоминается в летописях в 1146 году под названием Осётр. Чуть позже его, видимо, сожгли кочевники, а жители отстроили город заново, потому что уже в 1225 году он фигурирует под названием Красный - в связи с тем, что сюда привезли из Херсонеса Таврического (Корсуни) чудотворный образ святителя Николая Мирликийского. В "Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань" рассказывается, что рязанский князь Юрий Игоревич, "услышав приход чудотворящего образа... и увидев великие преславные чудеса во граде, именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая". Повеление исполнили - в городе построили бревенчатую церковь. Построили, надо сказать, на века - в прямом смысле этого слова: храм простоял три столетия, пока в конце 1520-х годов в Зарайске не наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные кремлёвские стены, и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.

В "Писцовой книге" за 1625 год сообщается, что в "Зараске городе церковь соборная во имя Николы Чудотворца Зараского, а другая церковь во имя Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи камень; церкви и в них Божье милосердье образы и книги всякое церковное строенья изстари государево..." Как ни странно, новое здание оказалось менее прочным, чем его деревянный предшественник - простояв всего полтора века, оно изрядно обветшало. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Сейчас в глаза бросается то, что храм находится не в центре кремля, а как бы сдвинут, сообщая тем самым некоторую ассимметрию плану Зарайской твердыни. И подобное расположение нельзя объяснить как, например, в случае с Никольским храмом Изборска, тем, что церковь выполняла, помимо своих непосредственных, ещё и оборонительные функции. Тут дело в другом - по строительным обычаям того времени Никольский храм, строившийся заново, должен был занять место "предыдущей" церкви. Он его и занял. Имена зодчих и строителей, возводивших Никольский собор, неизвестны. Но исследователи уверены, что строительством занималась артель, в которую входили не только местные мастера, но и строители из других регионов государства. Бесспорно, они были знакомы и с московскими, как теперь говорят, трендами в архитектуре, тем более что работами руководил некий происходивший "из дворян" Петр Любавский - его прислал из Москвы лично царь. Со временем к Никольскому собору пристроили паперть. Паперть имела вид шатра и стояла на четырнадцати каменных столбах с капителями и базами. Забегая вперёд, скажем, что в ХХ веке, уже после революции, паперть снесли, сочтя её, по всей видимости, лишней архитектурной деталью.

Согласно "Составу причта приходов Рязанской епархии" до 1764 года, то есть до секуляризационной реформы Екатерины Великой, причту зарайского Никольского собора принадлежали земля и крестьяне. По штату храму было положено иметь настоятеля, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Через сто лет ситуация изменилась. Штат сократили до настоятеля-протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Кроме того, собор лишился собственного прихода. Таким образом, единственным, по сути, источником дохода для содержания причта стали молебны, которые совершались как в самом храме, так и в домах верующих, причём не только в самом городе, но и в окрестных деревнях.

Украшался собор за счёт жертвователей, которые не скупились в благоукрашениях старинного храма. Известно, что стены и своды Никольского храма покрывали росписи на евангельские сюжеты, а также фрески с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами. Главная святыня собора - чудотворная икона святителя Николая Зарайского - находилась за правым клиросом, в древнем киоте. Несмотря на её древность, краски по-прежнему ярки: это говорит о том, что образ неоднократно поновлялся. Есть и надпись, это факт подтверждающая: "Чинил сей чудотворный образ московский купец Никита Левонтьев в 1797 году". По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!). Чудотворная икона с самого принесения её в Зарайск в ХIII веке получила широчайшую известность. Весть о ней быстро облетела не только окрестные деревни, но и распространилась за пределы Рязанской земли. Так, известно, что в Зарайск на богомолье приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам "игумен земли Русской" - преподобный Сергий Радонежский.

В ХIХ веке Никольский храм жил абсолютно безбедно - находившаяся в нём чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огоромное количество паломников со всей страны. В благодарность за совершённые исцеления богомольцы щедро жертвовали на храм; не скупились на вклады и весьма состоятельные люди - князья, воеводы, бояре. В соборе хранилось немало старинных рукописных и старопечатных книг, золотая и серебряная церковная утварь. На богослужения в стенах церкви собиралось порой до тысячи верующих. В середине столетия храм решили отреставрировать. Тогда поновили живопись, покрыли здание новой крышей. Кроме того, иконостас, который пришёл в плачевное состояние и угрожал обвалиться, решено было разобрать и переустановить заново. Заодно подновили все иконы... да так, что в дальнейшем специалисты не смогли прийти к выводу, какие из них являются древними, а какие нет; стенопись в храме также обновлялась как минимум дважды в ХVIII и ХIХ веках. Понятно, что делалось это, что называется, из лучших побуждений, для украшения храма; о том, какую ценность имеют древние росписи, в ту пору ещё мало кто задумывался, и от пришедших в ветхость фресок без особых сомнений избавлялись, заменяя их новыми - в "новом же" вкусе.

А потом настал ХХ век - век кровавых испытаний и скорбей. Всему Зарайскому уезду пришлось несладко - до революции в нём насчитывалось до сотни храмов. В советское время в городе действовала только одна - Благовещенская церковь. Судьба Никольского храма в те годы складывалась непросто. В 1920-х годах его - именно как храм - упразднили. Последний настоятель - отец Иоанн Смирнов - прикладывал массу усилий, чтобы этого не произошло: возил икону святителя Николая по окрестным деревням, служил молебны, а после закрытия церкви начал собирать подписи в пользу возобновления богослужений. Вышла эта деятельность самоотверженному батюшке боком - его отправили в ссылку. Вернувшись из ссылки, отец Иоанн служил в Спасо-Преображенском храме Зарайска. Но продолжалось это недолго: грянул 1937 год, гонения на Церковь усилились. Батюшку вновь оговорили, утверждая, что священник проводит "гнусную контрреволюционного характера клевету на советскую власть, призывает население при выборах в совет голосовать против коммунистов, высказывает пораженческие настроения против советской власти, террористические настроения против коммунистов". Зарайского священника расстреляли на печальном Бутовском полигоне. Храмы Зарайского кремля безжалостно разграбили: вывезли из них сотни фунтов золота и пудов серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского - свои вклады он делал, когда был зарайским воеводой. Сам собор, к счасть, выстоял, хотя что только в нём не размещалось - и музей, и архив НКВД, и склад... Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского храма. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.

Никольский собор вернули верующим в начале 1990-х гг. Годы поругания и запустения не прошли бесследно, но усилиями прихожан и благотворителей начат грандиозный труд восстановления. Сейчас в Никольском храме полным ходом готовятся к реставрации - хочется надеяться, по её завершении интерьеры порадуют нас своей красотой.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №110, 2014


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 мая 2018

Главный храм Зарайского кремля нельзя назвать храмом "необычным". Любители архитектурной роскоши не найдут в нём, наверное, ничего, за что мог бы "зацепиться" их изощрённый глаз. Низкий куб-четверик, традиционные закомары, не особо внушительное пятиглавие, разве что апсиды немного удивляют своими большими размерами. И всё же собор красив! Красив той красотой, которую умели найти древние зодчие в кажущейся незамысловатости очертаний.

Никольский собор в Зарайске выстроен в формах, которые для своего времени были достаточно архаичными. К 1681 году уже и узорочье отцветало на русской земле. В Москве и близлежайших окрестностях вовсю пробовали "нарышкинский" стиль. Что действительно обращает на себя внимание в экстерьере - это минимум декора. Строго говоря, его практически нет вовсе. Собор хоть и моложе Зарайской твердыни, но вторит ей - кремлю совершенно не нужна парадность. И в этом абсолютно лишённом декоративных излишеств облике проступает что-то невероятно искреннее. Храм простой, но не простецкий, напоминает о гармонии церквей глубокой древности. Казалось бы, ну что особенного - почти голые стены с проёмами окон. Но архитектурная музыка Никольского собора - это музыка не пышного богатства красок, а выверенного созвучия линий и геометрических форм. Внешнее убранство собора минимально. Он - из тех храмов, которые, хоть и создавались в эпоху "узорочья" и так называемого "нарышкинского стиля", являли собой полную антитезу пышным, нарядным приходским церквям своего времени. Это - настоящий крепостной собор. Его архитектурную пластику формируют простые лопатки и карнизы; наличники безхитростны - это в ХVII-то веке! - но, вполне в духе столетия, ассиметричны. Девиз зодчих Никольского храма - "ничего лишнего". Характерная черта храма - обширные, сильно развитые апсиды: высота их достигает половины высоты соответствующего прясла основного четверика. Обратим внимание на окошки алтарной части - они несимметричны, и это одна из отличительных особенностей русского зодчества ХVII столетия. А вот на порталах зодчие Никольского храма, что называется, "отыгрались". Могучие, уходящие в перспективу рядами мощных арок, эти порталы - самые, пожалуй, выразительные элементы собора. И опять же, эта выразительность достигается не обилием декора, а продуманной фактурной геометрией, сочной пластикой и эффектной игрой светотени. На практически гладких, ничем не усложнённых стенах собора всё это смотрится очень красиво.

В соборе чудом сохранился до настоящего времени иконостас. Так, составленное священником Иоанном Добролюбовым в 1884 году "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии" указывает на новодельность иконостаса: "Точного указания на время устройства внутри собора находившегося трехъярусного иконостаса до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу нынешнего, то, без сомнения, к последним годам прошлого столетия. В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, причем позолота на нем была прочищена, иконы исправлены; в их числе находится немало древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу касательно их древности". Отец Иоанн Добролюбов так же сетует на несохранность старинной стенописи, несколько раз полностью обновленной - судя по надписи над западными дверями: "1760 г. сия соборная церковь возобновися стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братиею тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского... 1849 г. паки возобновися внутренним и наружным писанием". Самое обидное, что этой потери можно было избежать.

Когда после революции собор закрыли, в нём устроили музей, и убранство какое-то время сохраняли. Беда пришла, когда в храмовое здание переехал архив, а после склад. Вот тогда-то и исчезли иконы вместе с окладами, книги, резные изображения святых, фрагменты иконостаса... Теперь приходится надеяться только на труд реставраторов, которые смогут возродить интерьер храма хотя бы в том виде, каким он был до революции. В советское время чудотворную икону Святителя Николая Мирликийского переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в Иоанно-Предтеченском храме, в специальном киоте.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №110, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 ноября 2023

Пятиглавый каменный собор Николая Чудотворца в городе Зарайске был возведен в 1681 году, однако летописное сказание относит постройку первой церкви на этом месте к первой половине XIII века. Зарайский собор на протяжении веков был местом, где хранилась великая святыня – образ Николая Чудотворца из города Корсуни. Древняя икона, получившая впоследствии имя Николы Зарайского, после закрытия храма в советские годы была перевезена на хранение в Москву. В 2013 году подмосковная святыня вернулась на свое историческое место в Зарайск.

Дореволюционные исследователи старины полагали, что основание Зарайска в XIII веке было обусловлено не военно-стратегическими условиями средневекового градостроительства, а выводилось из иных – религиозных, духовных начал. Из-за своего географического положения Зарайск не мог стать важным оборонительным укреплением Рязанского княжества, в состав которого тогда входил. Таким образом, город возник на этом месте благодаря чудесному явлению иконы Николая Чудотворца из Корсуни.

Из летописного сказания мы знаем, что икона святителя Николая (названная впоследствии Николой Зарайским) прибыла из Крыма. В 1224 году греческому священнику Евстафию из Корсуни (так называли на Руси город Херсонес – теперь древние руины вблизи Севастополя) было видение, в котором святитель Николай Мирликийский повелел ему взять икону и вместе с женой и сыном отправиться в землю Рязанскую. Евстафий усомнился в истинности видения, тем более что он никогда не слышал о такой стране. Святой явился Евстафию второй раз, настойчиво требуя от него собираться в путь, но и тогда священник не исполнил слов Угодника. В третий раз святитель Николай стал буквально толкать Евстафия в бока, побуждая немедленно идти «яко на восток». Священник вновь не послушал зова к странствиям и наконец был наказан за это слепотой. Сильно испугавшись, Евстафий дал обет отправиться в путь и получил исцеление. Святой Николай повелел священнику Евстафию выдвинуться в Рязань по воде через Днепр, Балтийское море, минуя немецкие земли и Новгород. Здесь скитальца ждало новое препятствие: жена Евстафия, изнуренная длительным путешествием, захотела остаться в Новгороде и даже пыталась скрыться от мужа. За дерзкий поступок она была поражена болезнью, но, раскаявшись, получила исцеление. Вместе с иконой семья из Корсуни двигалась через русские города, являя много чудес, и наконец прибыла в Рязанское княжество. Не зная никого в чужой земле, не имея ни крова, ни хлеба, священник стал было роптать, но навстречу ему выехал молодой князь Федор Юрьевич. Он увидел необычную картину: изнуренного долгим путешествием грека с иконой в руках, от которой исходило сияние, подобное солнечному. 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года благочестивый князь принял образ святителя Николая в свои владения.

О пришельце из далекой страны с чудотворной иконой Николая Чудотворца вскоре узнали отец Федора Юрьевича рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец. Они прибыли на поклонение святыне, а затем Юрий Ингваревич велел заложить на берегу реки Осетр особую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь и была помещена икона, а грек Евстафий стал служить в этом храме. Вокруг Никольской церкви начал расти нынешний город Зарайск. Изначально он назывался Красным и городом Святого Николы Корсунского, а впоследствии получил имя Зарайск (град Заразский), связанное с древним летописным сказанием о княгине Евпраксии. Через несколько лет после принесения иконы из Корсуни князь Федор Юрьевич женился на греческой царевне Евпраксии, которая родила ему сына Иоанна. В 1237 году все трое стали жертвами монгольского хана Батыя, вторгшегося в русские земли с юго-востока. Рязанский князь Юрий Ингваревич, видя бессмысленность сопротивления, послал в орду сына Федора, чтобы умилостивить захватчика богатыми подарками. Однако это не помогло: Федор был казнен Батыем за отказ отправить к нему в наложницы «на ложе» свою супругу Евпраксию. Узнав о гибели мужа и об угрозе чести, гордая княгиня взяла младенца Иоанна на руки и бросилась из окна высокого терема. В летописи употреблено старославянское слово «заразися», что в переводе означает «разбилась насмерть». Это слово, по одной из версий, и дало имя городу Зарайску, где трагически скончалась княгиня и ее малолетний сын. Впоследствии тело Федора Юрьевича было перевезено в Зарайск и погребено рядом с супругой и сыном возле Никольского собора. Федор, Евпраксия и сын их Иоанн почитаются Русской Православной Церковью как святые благоверные князья, Зарайские мученики.

В 1665 году стольник Никита Григорьевич Гагарин – один из представителей рода владельцев богатых поместий в Зарайском уезде – возвел каменные кресты и сень над могилами князей-мучеников. Татаро-монгольское нашествие, набеги крымцев, вторжение польско-литовских банд не погубило древнюю корсунскую святыню – икону Николая Зарайского. Реликвию оберегал род греческого священника Евстафия, который закрепился в Зарайске на протяжении 335 лет. Как указано в «Великих Четьях-Минях» святителя Макария (архиепископ Новгородский в 1526–1542 годах, митрополит Московский и всея Руси в 1542–1563 годах, канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской Православной церкви в 1988 году), все потомки грека на протяжении девяти поколений становились священниками и последовательно, передавая служение от отца к сыну, занимали место настоятеля собора Зарайска. Среди служителей Никольского храма был еще один выдающийся священник, о котором следует сказать отдельно, – Дмитрий Леонтьев. Скорее всего, он уже не был потомком Евстафия, поскольку жил в начале XVII столетия, когда этот славный род пресекся. Козьма Иванович Аверин, купеческий сын, уроженец Зарайска, любитель древностей (член Московского общества истории и древностей российских) и, кроме того, ктитор Иоанно-Предтеческого собора в Зарайском кремле, составил в 1836 году «Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея зарайского Николаевского собора». Аверин писал, что зарайский священник «достоин занять место в истории с именами Пожарского, Минина, Гермогена и Палицына, оказавших незабвенные услуги Отечеству в то бедственное для России время». Дмитрий Леонтьев верно служил Отечеству в период Смуты.

В марте 1608 года литовский воевода Лисовский взял город Зарайск, убив множество местных воинов, а также пришедших на помощь бойцов из Рязани и Арзамаса. Захватчик велел насыпать курган на месте огромной могилы, где нашли последнее пристанище поверженные защитники города, а сам двинулся на Москву. При этом Лисовский пленил соборного протоиерея Дмитрия Леонтьева, который своим авторитетом убеждал жителей подчиняться законной власти. Затем литовский воевода захватил Коломну, взяв в плен другого храброго служителя Церкви – коломенского епископа Иосифа. Удача изменила захватчику на подходах к Москве: его силы были разбиты царскими войсками, оба пленника освобождены, а впоследствии представлены самому царю Василию Шуйскому. Видимо, на этой встрече зарайский священник рассказал о чудотворной иконе Николая Угодника и царь велел изготовить для образа богатый оклад с жемчугом и драгоценными камнями. На этом окладе, украшавшем городскую святыню до революции, были выбиты изображения девяти святых, включая великомученика Димитрия Солунского и преподобного Димитрия Прилуцкого – небесных покровителей князя Дмитрия Пожарского и зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева.

В феврале 1610 года воеводой в Зарайск был назначен князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642, русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения (1611–1613), освободившего Москву от польско-литовских оккупантов). Большая часть жителей города, подстрекаемые изменниками, принуждали нового воеводу сдать город войскам самозванца, но стойкий князь пошел против их воли. Он нашел поддержку в лице побывавшего во вражеском плену протоиерея Никольского собора Дмитрия Леонтьева. Гарнизон Пожарского вместе с храбрым священнослужителем заперся в стенах Зарайского кремля. Священник словом укреплял Дмитрия Михайловича и благословил его не щадя жизни сражаться за Отечество. Заслуги зарайского протоиерея были высоко оценены после победы над поляками и самозванцами: в 1613 году протопоп Дмитрий Леонтьев вместе с рязанским епископом Феодорином в качестве посла отправился в Кострому к Михаилу Федоровичу Романову, избранному новым русским царем. От лица зарайцев он подписал грамоту об избрании монарха. До революции в Никольском соборе хранился старинный список Федоровской Божией Матери, который, по мнению историка Козьмы Аверина (1799–1849, российский историк, археолог, любитель и знаток русских древностей), велел сделать Дмитрий Леонтьев в Костроме в память об историческом событии избрания царя Михаила на всероссийский престол.

Каменный кремль, Никольский собор и его святыня во все времена привлекали в Зарайск любителей старины. В мае 1891 года, проезжая из родовой усадьбы Кусково в имение Серебряные Пруды, Зарайск посетил известный коллекционер и историк граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Сев на ночной поезд Рязанской железной дороги, он утром прибыл в город святого Николая – в то время здесь еще функционировал пассажирский железнодорожный вокзал. В день приезда графа праздновался Никола вешний – престольный праздник соборного храма. Помолившись за торжественной службой, граф записал следующие строки: «Утешительно было видеть, как доныне почитается икона св. Николая. Все, и старый и малый, с благоговением подходили к ней прикладываться. Таким образом, не порвалась заветная цепь преданий, связующая современное поколение с древним Корсунем». Покидая город, граф Шереметев записал свое последнее впечатление: «Оглянешься еще раз – и древний Зарайск с своим кремлем кажется вам сказочным городом; скоро он исчезнет совсем – и перед вами одна большая дорога с однообразною вереницею нагнувшихся ив…»

Не прервалась традиция почитания зарайской святыни и в наше время. В 2013 году древний образ Николая Чудотворца был возвращен в Зарайск из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве, где он хранился в советские годы. Благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов: – Никольский собор является сердцем Зарайского кремля и тем самым местом, о котором сказал Николай Чудотворец: «Я хочу здесь пребывать моим образом, и творить чудеса, и прославить это место». Первый деревянный Никольский собор был построен на том самом месте, где сейчас стоит собор XVII века. Во времена смутных гонений он был местом собирательным. Посетить Николая Чудотворца приходили не только богомольцы и простые паломники, но и великие князья и цари. Так, например Дмитрий Пожарский был воеводой нашего города и присягал на верность Отечеству именно в Никольском соборе. Сегодня святыня восстанавливается, ведутся внутренние работы, предстоит реставрация иконостаса.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Путешествие к святыням Подмосковья/Антон Саков. Николай Чудотворец, княгиня-мученица Евпраксия и князь-герой Пожарский. Никольский собор в Зарайске/



Комментарии и обсуждение


Никольский собор построен в 1681 г. Реставрирован в 1959-1961 гг.

11 марта 2003, Юрий Менделеев.