Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа принадлежит к числу самых древних церквей города. В XIII веке она уже существовала, так как жившие в то время Иоанн и Мария Устюжские были погребены при Вознесенской церкви. К сожалению других подтверждений древности Вознесенской церкви не найдено.
Первое упоминание о Вознесенском храме находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. «На площади у торгу церковь Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковъ Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да въ пределе Воздвижение честнаго креста Господня, древяна клецки на подклетехъ, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское».[1]
Далее идет речь еще о двух храмах, имеющих непосредственное отношение к Вознесенской церкви. «…на площади жъ у торгу противъ Спаскихъ воротъ церковь поставлена ново Воскресение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа о 5 верхахъ, да въ пределе церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа образъ Нерукотворенной, а въ другомъ пределе церковь царевича Дмитрия Моск. чуд., да теплая церковь Ивана Богослова, да въ пределе жъ Никола чуд., да Иванъ Златоустъ, древяна клецки, а въ церкви образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское».[2]
28 апреля 1634 года во время большого пожара Вознесенская, Богоявленская и Ново-Воскресенская церкви сгорели. В «Летописи Великоустюжской» А. А. Титова написано: «1649 г. Былъ сильный (четвертый) пожаръ въ Устюге; сгорели церкви: Вознесенская, Иоанно-богословская и Варваринская и несколько лавокъ на торговой площади близъ Вознесения. Вместо сгоревшаго деревяннаго здания Вознесенской церкви, было заложено въ томъ же году каменное здание, иждивениемъ гостиной сотни Никифора Ревякина; въ этомъ здании, въ нижнемъ этаже, былъ храмъ Богоявления съ приделами: Воздвижения Креста Господня, Вознесения и Явления иконы Одигитрии; въ верхнемъ этаже были приделы: Нерукотвор. Образа, Николая чудотворца, Царевича Димитрия Московскаго и Всехъ Святыхъ. Колокольня была построена въ связи съ церковью».[3]
Как видим, после пожара 1634 года храм был восстановлен, а после пожара 1649 года начато строительство уже каменного храма. Тут правда есть один момент, имеющаяся надпись на кованной железной решетке гласит о том, что храм начат строительством в 1648 году: «Лета 7156 отъ сотворения мира, отъ Рождества Христова 1648».[4] Сгоревшую вместе с Вознесенской Ново-Воскресенскую церковь восстанавливать не стали.
Надстроили второй этаж над Вознесенским храмом - холодной церковью во имя Воскресения Господня с приделами: во имя образа Спаса Нерукотворного; во имя Николая Чудотворца; во имя святого благоверного царевича Димитрия Московского.
Таким образом, храм стал приходским для двух приходов: верхний этаж для Воскресенского прихода (будущий Иоанно Богословский), который имел отдельно стоящую теплую церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; нижний этаж для Вознесенского прихода. Тогда же была построена и колокольня.
Следующее упоминание Вознесенской церкви находим в «Писцовых книгах» 1683 года: «У торгу на площеди церковь каменная местами съ вонную сторону розцвечена образцами на взмосте объ 11 главахъ. Главы и кресты обиты белымъ железомъ; вверху церковь во имя Воскресения Христова, да въ пределехъ служба Спасову образу Нерукотворенного, служба Всехъ святыхъ; а внизу церковь теплая во имя Богоявления Господня, въ пределе служба Воздвижения честного креста; церковь холодная во имя Вознесения Господня, да въ пределе служба Пресв. Б-цы Одигитрии, а те все церкви строение гостиной сотни Никифора Ревякина…»[5]
Далее дается подробное описание внутреннего убранства храма. Нижняя холодная Вознесенская церковь. В алтаре: крест выносной обложенный серебром золоченым; крест благословящий обложенный серебром, украшенный семью эмалевыми вставками, распятие с ангелами и святыми литое, вверху креста и по бокам хрустальные камни; напрестольное Евангелие рукописное обложенное серебром. Царские врата резные золоченые.
В самой Вознесенской церкви деисус с иконами Господа Вседержателя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Пророков и праздников из старого деревянного храма. Местный образ Вознесения Господня богато украшен чеканным серебром с золочением и жемчугом на средства Никифора Ревякина.
В отдельном оловянном золоченом киоте находились две иконы: образ Богородицы Одигитрии; образ Николая Чудотворца с праздниками и святыми.
Из имеющихся в церкви многочисленных икон можно отметить: образ Богоявления Господня; образ Спаса Нерукотворного, внизу которого образ «Не рыдай мене мати»; образ Богоявления Господня; образ Воскресения Господня; образ Спаса Нерукотворенного написанный красками; икона с изображением Отечества; образ Спаса Вседержателя; образ Спаса Смоленского; образ Спаса Нерукотворного с Ангелами (над западными дверьми); образ Пречистой Богородицы межвратный; два образа Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Пречистой Богородицы Знамение; образ Пречистой Богородицы Воплощение; образ Пречистой Богородицы Тифинской; образ Святых Жен Мироносиц; образ Собора Архангела Михаила; образ Николая Чудотворца с житием. Почти все вышеперечисленные иконы были довольно богато украшены серебром, позолотой, жемчугом и разными камнями.
Паперть Вознесенского храма. Над восточным входом: Деисус со Спасом Нерукотвореным и Спасом Вседержателем. Над западным входом: Деисус с образом Отечества, Спасом Вседержателем, Спасом Смоленским, Спасом Нерукотвореным с Ангелами и Благим молчанием.
Кроме этого на паперти находились: образ Преображения Господня; икона с изображением Страшного Суда; образ Спаса Вседержателя с молящимися святыми; образ Единородного Сына; икона с изображением Страстей Христовых; образ Пречистой Богородицы Одигитрии написанный красками; образ Пречистой Богородицы Одигитрии написанный на листовом золоте; образ Николая Чудотворца с молящимися святыми, написанный на листовом золоте; образ Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца; образ Устюжских святых Прокопия и Иоанна написанный на листовом золоте. Большинство икон так же имело богатое украшение из серебра, позолоты, жемчуга и разных камней.
Кроме этого на паперти холодного Вознесенского храма (с западной стороны) находилась гробница Иоанна и Марии Устюжских с иконой Иоанна и Марии Устюжских со Спасом в облаках написанной на листовом золоте.
Придел Пречистой Богородицы Одигитрии. В алтаре: крест благословящий серебряный чеканный резной обшитый жемчугом; крест благословящий серебряный резной золоченый; крест благословящий серебряный с образом Николая Чудотворца. Три напрестольных Евангелия обложенных серебром. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Напрестольная икона Богоматерь Владимирская двухсторонняя, на обороте Спас Нерукотворенный. Запрестольная икона Богоматерь Владимирская двухсторонняя, на обороте Богоявление Господне.
В самом приделе в отдельном киоте Пречистая Богородица Одигитрия с двумя покровами. На одном серебром и золотом вышит образ Спаса с молящимися святыми, а на другом образ Богородицы. Также в отдельном киоте Пречистая Богородица Казанская вверху киота изображена Троица. Также в приделе имелись: образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Пречистой Богородицы Владимирской; образ Пречистой Богородицы Толгской; образ Пречистой Богородицы Знамение; образ Пречистой Богородицы со святыми в молении; образ Пречистой Богородицы на престоле со святыми; образ Пречистой Богородицы «О тебе радуется»; образ Покрова Пресвятой Богородицы; образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Введение во храм Пресвятой Богородицы; образ Успение Пресвятой Богородицы; образ Святых Богоотцов Иоакима и Анны. Все иконы так же имели богатое украшение из серебра, позолоты, жемчуга и камней.
Теплая церковь Богоявления Господня. В алтаре запрестольный образ Пречистой Богородицы двухсторонний, на обороте Богоявление Господне.
В церкви имелись: образа Рождества Христова и образ Собора Богородицы на одной доске; образ Воскресения Господня; образ Воздвижения Честного Креста Господня и образ Святителя Макария на одной доске; образ Пречистой Богородицы Одигитрии межвратный; образ Пречистой Богородицы и образ Николая Чудотворца на одной доске;
Как сообщают «Писцовые Книги» 1683 года: «… а в техъ вышеписанныхъ Вознесенской и Богоявленской церквахъ и въ пределехъ образы и ризы и книги и всякая утварь строение гостиной сотни Калины и Никифора Ревякиныхъ и приходцкихъ людей…»[6]
Верхняя холодная Воскресенская церковь. В алтаре: Евангелие обложенное серебряными с позолотой чеканными Евангелистами; крест благословящий резной обложенный серебром золоченым со вставками. За престолом образ Богородицы. Царские врата резные золоченые.
В самой Воскресенской церкви на тяблах деисус с праздниками, Пророками и Праотцами. Кроме этого имелись богато украшенные иконы: образ Спаса Нерукотворенного; образ Божией Матери Одигитрии; образ Воскресения Христова.
Придел Спаса Нерукотворенного образа. В алтаре: Евангелие рукописное с Распятием и Евангелистами медными; крест благословящий из сандалового дерева с распятием и наконечниками серебряными.
Царские врата написаны на золоте.
В церкви на тяблах деисус. Местный образ Спаса Нерукотворного обложенный серебром золоченым со вставками. Кроме этого в пределе имелись богато украшенные иконы: два образа Спаса Нерукотворного написанные красками; образ Благовещения Пресвятой Богородицы; икона с изображением Недели Всех Святых; образ Иоанна Богослова с житием.
Придел Николая Чудотворца. Царские врата написаны на золоте. В церкви на тяблах деисус. В отдельном киоте местный образ Николая Чудотворца с житием, обложенный серебром золоченым со вставками. Кроме этого в пределе имелись богато украшенные иконы: образ Николая Чудотворца с житием; образ Николая Чудотворца; образ Софии премудрости Божией; образ Илии Пророка.
Придел царевича Дмитрия. Царские врата написаны на золоте.
В церкви на тяблах деисус написанный на золоте. Местный образ Спаса Нерукотворного Смоленского письма. Кроме этого имелись богато украшенные иконы: образ царевича Димитрия: образ Воскресения Господня; образ Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина межвратный; образ князей Федора и чад его Давида и Константина Ярославских; два выносных образа Спаса Нерукотворного на хоругвиях.
Придел Воздвижения Креста Господня. Царские врата написаны на листовом золоте.
Придел во имя Всех Святых. Царские врата обложены белым железом, вызолочены.
Вознесенско-Воскресенский храм сгорел во время так называемого Воздвиженского пожара 13 сентября 1699 года. О восстановлении храма после пожара сведений нет. Если храм и восстанавливался, то он сгорел во время, так называемого, Ивановского пожара 1715 года. Вот как этот пожар описан у «Летописца Льва Вологдина»: «В лето 7223, а от Рождества Христова 1715. Июня в 24 день учинился пожар в Устюге Великом на Здыхальне у котовика, прозванием Баранникова, в 7-м часу дни, у которого загорелся дом, от которого так усилился огонь, что вначале до собору все домы погорели и архиерейския палаты, а оттуда вниз до Пятницы все церкви и дворы выгорели…»[7]
После пожара 1715 года по благословенной грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа храм был восстановлен. В верхнем холодном Воскресенском храме были упразднены приделы Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца, царевича Димитрия Московского (был возобновлен лишь в 1739 году), Воздвижения Креста Господня (возобновлен лишь в 1741 году), то есть в верхнем этаже осталась одна Воскресенская церковь.
В 1722 году Вознесенская церковь обращена в собор.
В 1741 году при Вознесенской церкви, по Указу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила от 10 ноября 1740 года, возобновлен придел во имя Воздвижения Креста Господня.
В 1742 году из-за ветхости перестроен алтарь Вознесенской церкви по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила. Новый иконостас Вознесенской церкви был построен в 1744 году.
11 сентября 1745 года собор пострадал от пожара, сильней всего обгорел придел во имя Всех Святых, так как в сентябре 1748 года он был освящен (вероятно, после перестройки).
В 1754 году над верхней Воскресенской церковью Вознесенского собора построена палатка, в которой установили часы, бой от которых находился на Вознесенской колокольне.
По штатам 1764 года Вознесенский собор обращен в приходскую церковь. «Так же в Устюге Великом Вознесенский и Сретенский соборы причислены в штат градских приходцких церквей».[8]
В 1769 году возле храма построено здание с пятью палатками, ограда со Святыми вратами и часовня (упразднена в XIX веке).
В 1771 году над храмом построено четыре железных главы с крестами.
В 1783 году по указу епископа Вологодского Арсения верхняя Воскресенская церковь обращена в Спасскую Всеградскую (просуществовала до 1823 года).
27 мая 1785 года протоиереем Успенского собора Василием Аленевым, по благословению Вологодского епископа Арсения, освящена восстановленная холодная Вознесенская церковь.
В конце XIX века Вознесенский собор имел следующий вид: каменное двухэтажное здание, обнесенное деревянной решетчатой оградой с каменными святыми вратами. Первый этаж: юго-восточная часть главный холодный храм во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; юго-западная – часовня; северная – теплый храм во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Второй этаж: над Богоявленским храмом – теплая церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с трапезной. Под колокольней придел во имя царевича Димитрия Московского. Над часовней холодная церковь во имя Всех Святых.
Возле трапезной над холодной папертью – восьмигранная колокольня со шпилем. Возле колокольни с западной стороны крытое крыльцо. Верх храма украшают семь железных глав, пять над квадратом холодного Вознесенского храма, одна над Воскресенской церковью и одна над церковью Всех Святых. В наружном украшении храма впервые в Устюге использованы различные изразцы (скорей всего произведенные в Москве, так как в то время в Устюге еще не было своего изразцового производства).
14 февраля 1930 года Вознесенская церковь была закрыта, имущество по традиции разделили Госфонд, музей и община верующих. Здание храма было передано музею. Не имея должной охраны, здание церкви неоднократно подвергалось набегам вандалов. Были выбиты стекла, появились трещины в стенах. В 1933 году дважды в здании был пожар, пострадали входные двери, покрытия барабанов и колокольни. Внутри здания из иконостасов были вынуты и разбросаны иконы, с некоторых сняты медные ризы, уничтожена часть резьбы. В алтаре разбросана церковная библиотека. Повреждено паникадило. Пострадал иконостас верхнего храма. Прекрасная цветная изразцовая печь XVIII века была разрушена. В июне 1934 года Н. Г. Бекряшев требует от горсовета произвести ремонт здания Вознесенской церкви и организовать ее постоянную милицейскую охрану. В мае 1937 года он вновь поднимает вопрос об охране и ремонте церкви Вознесения. Огромными усилиями Н. Г. Бекряшев остановил гибель Вознесенского храма и добился начала ремонта.
В настоящее время храм находится в ведении Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в нем располагается Музей древнерусского искусства.
Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья протоиерея Арсения Попова, напечатанная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.
Холодная церковь во имя Вознесения Господня. Алтарь полукруглый. Над престолом сень, устроенная в 1755 году. За престолом, в тумбе находился старинный, деревянный выносной крест, обитый просечным железом. На кресте Распятие Христово раскрашенное красками и девять живописных клейм. Вокруг креста сияние из просечного железа и десять резных херувимов. В простенках несколько древних икон.
Предалтарный иконостас резной золоченый в пять ярусов, древний. Царские врата резные, золоченые с шестью клеймами: Благовещение и четыре Евангелиста. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Вознесения Господня с ризой во всю деку серебряной чеканной золоченой, с венцами и 8 финифтевыми клеймами украшенными стразами Московской работы 1828 года; образ Богоявления Господня; образ Божией Матери Тихвинской. Слева от царских врат: образ Божией Матери Одигитрии богато украшенный серебром и жемчугом; образ Живоначальной Троицы; образ Воскресения Христова; образ Божией Матери Одигитрии; образ Николая Чудотворца.
Второй ярус: по центру сень под которой в клеймах Тайная Вечеря, а по сторонам двунадесятые праздники. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель на престоле, по сторонам на девяти деках Божия Матерь, Иоанн Предтеча, два Ангела и двенадцать Апостолов. Четвертый ярус: по центру Знамение Божией Матери, по сторонам на шести деках двенадцать Пророков. Пятый ярус: по центру резное Распятие Христово с предстоящими Матерью Божьей и Иоанном Богословом, по сторонам в клеймах Страдания Христовы. За Распятием на своде изображен город Иерусалим, над Распятием Воскресение Христово и два Ангела с трубами, а над ними Господь Саваоф.
Образа в иконостасе написаны в XVIII веке. Северная стена церкви расписана изображением Страшного суда, остальные стены храма оштукатурены и выбелены.
Часовня (бывший придел Богоматери Одигитрии). Примыкает к юго-западной стене Вознесенского храма. В иконостасе часовни находился древний образ Божией Матери Всех Скорбящих с жемчужной ризой и серебряными чеканными венцами.
Трапезная. Находилась на западной стороне напротив холодной Вознесенской церкви и часовни. В трапезной четыре двери: на северной стороне в теплую Богоявленскую церковь; на восточной двое дверей в Вознесенскую холодную церковь и четвертые двери в часовню. Двери железные решетчатые. Над дверями и в простенках было помещено немало довольно древних образов с изображениями Святых, большей частью одноименных строителям и восстановителям храма.
Придел во имя Всех Святых. Находился в верхнем этаже над папертью холодной церкви Вознесения. Двери в придел в виде арки с большим наличником, поддерживаемым колоннами. Алтарь от церкви отделен иконостасом. В алтаре жертвенник, устроенный во впадине на стене, и антиминс, выданный на освящение придела в 1748 году епископом Великоустюжским и Тотемским Варлаамом. Предалтарный иконостас столярный, крашенный в три яруса. Царские врата прорезные золоченые с шестью клеймами: Благовещения и четырех Евангелистов.
Первый ярус: образ Всех Святых старинный; образ Василия епископа Парийского и Прокопия Устюжского; образ Спаса Нерукотворенного; образ Божией Матери Одигитрии. Во втором ярусе: по центру Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. По сторонам на четырех деках Апостолы, под которыми на тех же деках двунадесятые праздники. В третьем ярусе: по центру Распятие, а по сторонам на двух деках снятие Иисуса с креста и положение его во гроб. Живопись икон в основном древняя, но имелись образа современные построению придела.
Теплая церковь во имя Богоявления Господня. Находится на первом этаже с северной стороны от холодной церкви Вознесения Господня. Алтарь от церкви отделен иконостасом, церковь от трапезной - кирпичным простенком с тремя дверьми. Стены и своды алтаря, церкви и трапезной расписаны по краске.
Предалтарный иконостас резной золоченый. Царские врата резные золоченые с пятью традиционными клеймами. Справа от царских врат: образ Богоявления Господня; образ Вознесения Господня; образ Божией Матери Знамение украшенный серебром, жемчугом и камнями; образ Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Божией Матери Всех Скорбящих с серебряной ризой; образ Воздвижения Честного Креста Господня; образ Божией Матери Толгская старинный, украшенный серебром, жемчугом и камнями. Над царскими вратами Тайная Вечерня, а над ней Дух Святой в резном золоченом сиянии. Над местными образами в семи клеймах двунадесятые праздники. Местные образа в основном написаны в XVIII веке и почти все украшены серебряными венцами или ризами.
Придел во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Находится с северной стороны алтаря Богоявленской церкви. Отделен от него каменным простенком. Вход в придел створчатый, резной, золоченый, на подобии царских врат находился между местными образами Богоявленского иконостаса (Воздвижение Креста и Божией Матери Толгской).
Предалтарный иконостас столярный крашеный, местами позолочен в три яруса. Царские врата золоченые с шестью традиционными клеймами. Первый ярус: образ Воздвижение Честного Креста Господня, на нем серебряный резной восьмиконечный крест и пять чеканных венчиков; образ Божией Матери Всех Скорбящих с шестью серебряными венцами; образ Божией Матери Одигитрия с возглавием и ожерельем жемчужными. Все образа написаны в середине XVIII века. Второй ярус: по центру Коронование Божией Матери, а по бокам Господские праздники. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими, а по сторонам на трех деках шесть Апостолов.
В древние времена здесь была гробница Иоанна и Марии Устюжских, уничтоженная при последней перестройке. По преданию, до последней перестройки собора на окне придела всегда лежала пелена с изображением Иоанна и Марии. В XIX веке единственным памятником места погребения Иоанна и Марии был образ с их изображением, стоящий над окном со стороны улицы, хотя вряд ли это предание достоверно. В «Писцовых книгах» 1683 года написано: «…въ паперти… образъ на гробнице св. праведныхъ Иоанна и Марии писаны на краске, а на томъ гробе покровы средина камка красная, поля тафта зеленая, въ средине крестъ сребряной кружило кованое подложенъ покровъ киндякомъ алымъ, на томъ же гробе покровъ ветхой дараги красные, поля дараги жъ синия въ средине крестъ вышитъ серебромъ, образъ св. прав. Иоанна и Марии писаны на листовомъ золоте, а на томъ образе въ облаце писанъ Спасовъ образъ, а на Спасове образе и на Иоаннове и Марии венцы сребряные басмяные золочены…» Следовательно, гробница Иоанна и Марии Устюжских в XVII веке находилась на паперти холодного Вознесенского храма.
Теплая церковь во имя Воскресения Христова. Находится над холодной Вознесенской. Стены по штукатурке расписаны. Алтарь от церкви отделен иконостасом. Иконостас старинный золоченый в четыре яруса. Царские врата резные золоченые, створки царских врат разделены на несколько филенок, заполненных кружевом просечного железа, с традиционными клеймами: Благовещения и четырех Евангелистов.
Первый ярус: образ Воскресения Христова с серебряными венцами и надписью: «написанъ сей образъ въ лето 1719, Июня 12 дня, писалъ Степанъ Соколовъ»; образ Апостола Андрея Первозванного с житием, вероятно, древнего письма только поновляем; образ Божией Матери всех Скорбящих написанный в 1753 году; образ Вседержателя сидящего на престоле; образ Божией Матери украшенный серебром и жемчугом с надписью: «написанъ сей святый образъ въ лето отъ сотворения мира 7226, отъ Рождества по плоти Бога Слова 1718, месяца Июля в 6-й день. Писалъ Устюжанинъ зографъ Степанъ Соколовъ»; образ Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, вероятно древнего письма, только поновляем; образ Святого Димитрия митрополита Ростовского.
Второй ярус: над царскими вратами резное изображение сени и два резных Ангела держащих корону. В сени в клеймах Тайная Вечерня, а по бокам на восьми деках двунадесятые праздники.
Третий ярус: по центру Господь Вседержатель на престоле, а по бокам на восьми деках Божия Матерь, Иоанн Предтеча и Апостолы.
Четвертый ярус: по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам на двух деках Снятие Иисуса Христа с креста и Положение Его во гроб.
У левого клироса находился хоругвь с изображением на одной стороне Вознесения Господня, на другой – Спаса Нерукотворенного с надписью: «лета 1717 году, писанъ сей образъ въ Архангельскомъ монастыре Мая въ 1-й день».
Трапезная. Отделена от церкви иконостасом. В трапезном иконостасе: образ Богоявления Господня; образ Филарета Милостивого; образ Иова многострадального; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, написанный 2 октября 1721 года. Почти все иконы Воскресенской церкви и трапезной написаны устюжскими художниками.
Придел во имя царевича Дмитрия Московского. Находился внутри колокольни, вход находился в юго-западном углу трапезной. Жертвенник устроен во впадине на стене, антиминс на холсте освященный 8 мая 1739 года епископом Великоустюжским и Тотемским Лукою. Предалтарный иконостас столярный крашеный, местами золоченый. В иконостасе: образ Господа Вседержателя; образ Святого Благоверного царевича Димитрия; образ Божией Матери Одигитрии; образ Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Над царскими вратами и местными образами живописные клейма. Над клеймами: Вседержатель на престоле с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, а по сторонам двунадесятые праздники. Под сводом на четырех деках Апостолы. Все образа написаны Устюжскими мастерами в XIX веке. По преданию, осужденных на смертную казнь перед исполнением приговора приводили в этот придел для Покаяния и Причастия.
Паперть верхних храмов. Находится между Воскресенской церковью и пределом Всех Святых. У восточной стены паперти стоял старинный иконостас крашеный с колоннами и резьбой золоченой. В иконостасе царские и пономарские двери и восемь местных образов. Прежде этот иконостас был предалтарным в теплой церкви Богоявления Господня.
Колокольня. Находится над приделом царевича Димитрия. Колокольня восьмигранная с железным шпилем. Колоколов на ней девять. На большом колоколе вылита надпись: «1746 года сей колоколъ въ Устюге великомъ къ церкви вознесения Господня, весомъ 100 пудъ, и въ семъ колоколе Богословской церкви денегъ 100 рублей». Снаружи колокольни находился часовой циферблат, а внутри особая палатка с несколькими колесами, свидетельствующими о существовании на колокольне часов.
Среди церковной утвари, находившейся в Вознесенском храме находились: напрестольный крест с надписью «Ревякина»; кадило пожертвованное митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; ковшик с резной золоченой надписью: «Ковшъ Устюжанина Ивана Володимерова сына Кузнецова, питии изъ него на здравие»; чаша водосвятная с надписью: «лета 7158 (1650) месяца февраля въ 8 день положилъ сию водоосвященную чашу въ домъ пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Одигитрия, при Великомъ Царе Государе и Великомъ Князе Алексие Михайловиче всея России Самодержце въ пятое лето царства его на Устюгъ Великий, на посадъ въ Вознесенский приходъ въ строение свое, въ каменный храмъ, гостинныя сотни торговый человекъ Никифоръ Федоровъ сынъ Ревякинъ, по своихъ родителяхъ въ вечное повиновение и для душевнаго спасения. А весомъ сия чаша въ восемъ фунтовъ, а делалъ сию чашу Государевъ мастеръ серебряные полаты Анофрей Ивановъ».
Из собрания церковной библиотеки можно отметить: напрестольное Евангелие издания 1698 года; два тома Пролога издания 1675 и 1677 года; два экземпляра осмогласника 1663 и 1683 года издания; Минея праздничная 1685 года; Минея общая 1695 года; Служебники 1670 и 1676 года.
Литература:
1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9.
2. Там же. Стр. 9.
3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 62.
2. Попов А. Вознесенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1875. Стр. 172.
3. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 58.
4. Там же. Стр. 71.
5. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 142.
6. Там же. Стр. 146-147.
7. Попов А. Вознесенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1875. Стр. 172-186.
8. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71.