Кладбищенская церковь, выстроенная в 1847-1852 г.г. усердием купца И. Я. Шилова. Приделы Сретения Господня и Смоленской Богоматери (правый) и Иоанна Лествичника и Константина и Елены (левый). Компактная трёхъярусная однокупольная постройка со слабо выраженной алтарной частью и с колокольней над притвором. В советский период не действовала, но здание хорошо сохранилось. Возвращена верующим в нач. 1990-х г.г., вновь освящена 8 октября 1995 г. Имеет статус кафедрального собора.
https://svyatsy.org/churches/respublika_saha_yakutiya/yakutsk/sobor_nikolaya_chudotvorca_v_yakutske/
В 1997 г. в Якутске действовали только две православные церкви: активно восстанавливался Никольский храм, построенный в 1852 г. на деньги, пожертвованные сибирским купцом Иваном Шиловым. Учитывая климатические особенности Якутска, и прежде всего вечную мерзлоту, Никольскую церковь поставил на ленточный фундамент из бутового камня. Глубина закладки фундамента – 2 м. Стены толщиной около полутора метров – стандартная толщина церковной стены в условиях якутской зимы. Церковь компактна по композиции, крестообразная в плане, её размеры 30х25 м. Над входом – трехъярусная колокольня. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела, связанные входами с главным алтарём.
http://pstgu.ru/missionary/interview_participants/2011/11/25/34651/
Из всех существовавших в Якутске православных храмов только одна церковь сохранила свой первоначальный вид и объемы. Такое необычное для советского города обстоятельство объяснялось тем, что в ней, как ни странно, до конца 1970-х г.г. размещался партийный архив областной организации КПСС. Речь идет о Николаевской кладбищенской церкви, ныне кафедральном соборе. По предложению и настоянию краеведа И. Д. Архипова, здание церкви в 1976 г. было включено в список памятников архитектуры республики.
История строительства храма и его дальнейшая судьба удивительно интересны. Святителя и Чудотворца Николая якутяне весьма почитали и люди желали иметь каменный благолепный храм во имя этого угодника Божия. В городе Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 г., считается одной из старейших. В настоящее время то место, где была расположена церковь, указать можно только приблизительно. Деревянный храм во имя Николая Чудотворца стоял примерно на участке, занятом спортивным залом Якутского научного центра СО РАН за комплексом строений Институтов геологических, биологических наук и горного дела. Известно, что в начале 1720-х г.г. в этой церкви службу вел священник Алексей Степанов.
Предложение о сооружении на том месте нового храма, предназначенного исключительно для совершения погребальных обрядов, было поднято одним из богатых людей города купцом 2-й гильдии Иванов Яковлевичем Шиловым, что было поддержано горожанами, собравшими необходимую сумму путем пожертвований. Летом 1843 г. в Якутск с ревизией дел духовенства посетил архиепископ Нил. Во время встречи с представителями именитых горожан он с радостью поддержал предложение Ивана Яковлевича Шилова младшего о возобновлении строительства храма на свой личный капитал. В городе развернулось производство кирпича, началась выемка бутового камня в Табагинском мысе, стали создаваться артели рабочих-каменщиков. 9 мая 1847 г. духовенство города освятило фундамент здания, и с этого дня стены храма стали подниматься все выше и выше. Через год настоятель Спасского монастыря, благочинный градоякутских церквей архимандрит Самуил в своем донесении преосвященному Нилу отмечает следующее: «Работы по постройке церкви кипят, рабочих бездна. Только разлив Лены ныне очень велик и присек путь к церкви. Необходимо будет помыслить об устройстве через протоку постоянного моста». В 1851 г. возведение церкви в основном было завершено. На следующий год в Якутск прибыл архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), представивший в Священный Синод ходатайство о присоединении Якутской области в состав Камчатской епархии. Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) архиепископ Камчатский и Алеутский прибыл в город Якутск с целью дождаться указа о вступлении в управление огромным краем уже с 25 января.
Со временем деревянное здание храма, вероятно, пришло в ветхость или сгорело. Тогда по сложившейся традиции горожане в 1791 г. стали возводить двухэтажное каменное здание, которое, по-видимому, за скудостью средств строилось более тридцати лет. Причем за время сооружения этого храма в Якутске случилось сильное землетрясение. В процессе эксплуатации под зданием стало разрушаться основание, в результате которого появились сквозные трещины в стенах храма. Компетентная комиссия, обследовав здание, пришла к выводу, что «строитель оного не обратил должного внимания на основание или фундамент как наиважнейшую часть в каждом строении...» Якутское областное правление, получив соответствующее указание из Иркутска, в 1834 г. вынуждено было дать распоряжение о разборке стен здания церкви. В марте 1835 г. благочинный протоиерей Ф.Амвросов составил последнюю опись имущества Николаевской церкви.
Из содержания скупых строк видно, насколько огромным было само здание церкви. Нижний этаж имел 18 окон, верхний этаж - 20 окон. Высокий четверик имел два этажа и на нем устроен восьмерик. В записях протоиерея Ф.Амвросова не упоминается его завершение: шатровое или многоглавое. Также отсутствуют сведения о колокольне, хотя перечислены 9 колоколов, в том числе «большой колокол, на коем весу неизвестно, и полиелейный колокол весом 66 пудов 18 фунтов». В то же время в планах г. Якутска, составленных во второй половине ХVIII в., в полутора верстах к западу от города за озером, бывшем некогда протокой Лены, обозначался православный храм, что примерно соответствует современному местоположению Свято-Никольского собора. Название его не сохранилось.
Но до получения приказа из Санкт-Петербурга Преосвященный Иннокентий считал себя пока гостем и не решался приступить к освящению храма без формального соизволения Иркутского архиерея. Дожидаясь соответствующего указа, он отправил в Иркутск архиепископу Нилу письмо с просьбой разрешить ему освятить новую каменную церковь. Святитель Иннокентий 9/22 мая сам освятил главный престол, а 11 и 21 мая (ст.ст.) по его распоряжению благочинным священником Димитрием Хитровым (будущим епископом Якутским и Вилюйским Дионисием) и соборным священником М. Ощепковым освящены были другие два престола: в южном приделе во имя Сретения Господня и Смоленской Божией Матери, в северном - во имя преподобного Иоанна Лествичника и святых равноапостольных Константина и Елены. Во вновь построенную церковь были перенесены из старой колокола, святое облачение, многие святые иконы. Все три иконостаса были сооружены вновь по чертежам областного архитектора Диаконова. В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города. Из преданий известно, что купец Иван Яковлевич Шилов-младший за немеркнущие благодеяния в пользу церкви был похоронен «у входа в храм по правую руку».
Со временем надгробные памятники кладбища Никольской церкви ветшали, разрушались, могилы сравнивались с землей и над ними появлялись надмогильные сооружения людей последующих поколений. Среди них были ценные в историческом и архитектурном отношении памятники, установленные над могилами местных общественных деятелей, дворян, купцов, мещан, казаков и саха. На некоторых могилах были установлены памятники из чугуна или гранита, изготовленные в центральных городах России и имевшие мемориальные эпитафии. В 20-е г.г. ХХ в. Никольская церковь получила печальную известность в связи с расстрелами красными в ее ограде наиболее известных представителей интеллигенции, купечества и духовенства. К концу 1930-х г.г. стройки города вплотную подошли к ограде кладбища. Для расширения зоны застройки постепенно стали сносить кладбище. Но еще раньше злоумышленниками были украдены памятники, установленные над могилами некоторых местных общественных деятелей. В 1950-е г.г. последние остатки кладбища сравняли с землей. По рассказам старожилов, надгробные памятники были использованы в качестве бутового камня на стройках города, в частности, под основание Якутской городской электростанции. Оставленное без присмотра здание Никольской церкви постепенно приходило в упадок и запустение, что послужило поводом для разгрома остатков былого величия православных общин Якутска. С колокольни церкви в 1930-е г.г. были сброшены колокола. По счастливой случайности уцелели все объемы церкви и их первоначальный вид сохранился почти без изменения.
В 1982 г. по настоянии краеведов И. Архипова и А.Копырина ведомство, занимавшее здание, провело косметический ремонт здания. После того как размещавшийся в нем республиканский библиотечный коллектор в начале 1990-х г.г. переехал на другое место, храм был передан в ведение вновь учрежденной Якутской епархии.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1993 г. во время визита в Якутск посетил Никольскую церковь и выразил надежду на скорое ее восстановление. Правительство и Президент Республики Саха (Якутия) приняли решение о выделении средств на восстановление этой церкви, колокола которой как и полутораста лет назад стали призывно звонить во время православных богослужений с 1995 г.
https://www.yakutskhistory.net/духовная-жизнь/никольская-церковь/