«…Церковь во имя Святой Троицы (так называемая "Троицкая") - самая древняя в Таганроге. Она начала действовать через год после основания города, уже 1 сентября 1699 года, обслуживая гарнизон крепости. Она была в то время единственной, и ее звали "соборной", то есть, главной. Когда по Прутскому договору Россия была вынуждена оставить Таганрог, деревянную церковь разобрали и бережно по частям перевезли в Бахмут (ныне Артемовск Донецкой области), где и поставили у крепостных ворот.
После возвращения Таганрога России епископ Воронежский Тихон дал согласие на возведение в городе храма о трех престолах: святой Троицы, святых апостолов Петра и Павла и великомученицы Екатерины. Из-за недостатка средств храм построен не был, и Дежидерос, комендант города, предложил возвести на скорую руку храм попроще. Выполнили его на столбах, обшитых досками и покрытых лубком.
Церковь была рассчитана всего на 200 человек, и вскоре в быстро растущем городе стала тесной. В 1782 году комендант Касперов, получив поддержку со стороны офицеров крепости, решил построить новую деревянную церковь на каменном фундаменте. В этом же году, 14 октября ее закладку произвел Новороссийский протоиерей Иоанн Андреев. В 1785 году строительные работы были завершены, церковь освятили и объявили соборной. Она получила новое название - Архангело-Михайловской.
С 1798 года церковь стали называть Ружной и Батальонной Архангело-Михайловской. По свидетельству П. П. Филевского, в ней находились четыре замечательные иконы, писанные по-византийски, отделанные стеклярусом. Одна из них - небольшая, круглая, с изображением Казанской Божьей Матери, была подарена Екатериной II.
Во время обороны Таганрога в 1855 году церковь, находящаяся на хорошо обозримом со стороны моря участке мыса, понесла сильные повреждения. Внутри нее даже разорвалась бомба. Поэтому ее староста Афанасий Белов высказал предложение построить новый храм во имя того же святого, но в другом месте - у Ярмарочной площади, что и было сделано к 1877 году (на месте нынешнего таганрогского молокозавода). Ружную церковь закрыли, а ее утварь перенесли в новую.
Все это вызвало грустные настроения у тех прихожан, которые постоянно бывали в Ружной церкви, были в ней крещены, обвенчаны. Старики под сенью Архангела Михаила вырастили своих детей, постоянно слушали церковное пение под нежную симфонию моря, под дребезжащий звон старого колокола. Помня и то, что Ружная церковь стояла на месте Троицкой, построенной при Петре I, прихожане возбудили ходатайство о сохранении старой церкви и возрождении ее древнего названия - Троицкой. Городской голова Н. П. Джурич поддержал просьбу сограждан и вместе с городским управлением поднял вопрос о сохранении деревянной церкви как исторического памятника. Святейший Синод 23 июня 1879 года удовлетворил это ходатайство и разрешил продолжение богослужения в старом церковном здании.
На собранные прихожанами пожертвования в размере 30 тысяч рублей к 1884 году перестройка Троицкой церкви была завершена, и ее прежняя утварь из Михайловской церкви возвращена. При церкви начала функционировать небольшая церковно-приходская школа. Приход церкви был относительно небольшой, в основном состоял из матросов, штурманов, солдат гарнизона и жителей ближайших кварталов.
В Троицкой церкви крестил своих детей городской врач и городской голова П. Ф. Йорданов; при этом крестной была Елена Марковна Лакиер, правнучка Ивана Андреевича Варваци. Здесь же совершали бракосочетание и крестили своих сыновей потомки Герасима Депальдо и протоиерея Федора Покровского.
В 1922 году церковная утварь была реквизирована советами, в том числе 20 икон, 8 лампад, венчик с восемью золотыми сияниями, золотой крест и драгоценные камни. В 1930 году церковь была закрыта и превращена в кооперативный рынок, потом отдана под кроватную мастерскую, а позднее - совсем разрушена.
Эта церковь, хотя и не отличалась сколько-нибудь художественными достоинствами, несла в то же время большую градостроительную нагрузку: она "держала" силуэт города со стороны моря, гак как была видна отовсюду. По мнению искусствоведа института "Спецпроектреставрация" В. Решетникова, это тот случай, когда градоформирующая роль памятника служит достаточным основанием для его воссоздания…»
Источник: Кукушин В.С. «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья». - Ростов-на-Дону: ГинГо, 1996
По материалам сайта «Архитектура»: http://architecture.artyx.ru/
История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья (Кукушин В.С.)
Комментарии и обсуждение