ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной.


Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1906 и 1912.
Архитектор:А.В. Щусев (автор проекта), А.М. Рухлядев, В.Н. Максимов
Адрес:
Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, г. Почаев

Координаты: 50.005309, 25.508939





Сортировка:

Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с юга<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с запада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с юго-востока<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с юго-запада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, вид с северо-запада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, северный фасад<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2012
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото Бориса Бейлина<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото Бориса Бейлина
Андрей Агафонов
1 июля 1983
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, фрагмент северного фасада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
фрагмент северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, декор южного фасада, восточное прясло<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
декор южного фасада, восточное прясло
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, входной портал северного фасада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
входной портал северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, дверь, западный портал<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
дверь, западный портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Панно Н.Рериха<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Панно Н.Рериха
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2012
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2012
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, иконостас (фрагмент)<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
иконостас (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, роспись свода трапезной<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
роспись свода трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
28 августа 1941
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото 1920-х годов из фондов Narodowe Archiwum Cyfrowe (Польша)<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото 1920-х годов из фондов Narodowe Archiwum Cyfrowe (Польша)
Михаил Мещанинов
26 июля 1929
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Интерьер храма. Фото 1920-х годов из фондов Narodowe Archiwum Cyfrowe (Польша)<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Интерьер храма. Фото 1920-х годов из фондов Narodowe Archiwum Cyfrowe (Польша)
Михаил Мещанинов
26 июля 1929
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Успенская Почаевская Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Ежегодник Московского Архитектурного общества".
Андрей Агафонов
1 января 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2011

ТРОИЦКИЙ СОБОР, 1906-1912 гг. Построен по проекту архит. А. В. Щусева. Является одним из лучших его произведений дореволюционного периода на Украине. Строительными работами руководил архит. А. М. Рухлядев при участии мастера С. С. Лукасевича. Расположен северо-восточнее ансамбля Успенского собора. От центральной аллеи к собору ведет широкая лестница, завершающаяся свободной площадкой.

В основу художественного образа памятника положены принципы древне-русской архитектуры, интерпретированные в эпоху модерна. Сооружение кирпичное, неоштукатуренное, трехнефное с притвором, трехалсидное, кресто-вокупольное. Равноширокий с тремя нефами притвор значительно ниже основного кубического объема здания, имеет над северным членением круглую башню, через которую осуществляется вход на хоры. Нефы перекрыты полуциркульными сводами. Неглубокие арочные ниши на трех фасадах передают во внешнем облике внутреннее членение здания, а также иллюзорно компенсируют отсутствие закомар, смягчая прямую линию четырехскатной кровли и композиционный переход стен к главе. Существенную роль в создании выразительного художественного образа памятника играют мозаичные панно и росписи на южном, западном и северном порталах. Панно южного портала выполнено по эскизу худож. Н. К. Рериха, западного — по эскизу А. В. Щусева (детализировал эскиз худож. П. Н. Нерадовский).

Внешний декор стен состоит из каменных резных вставок с культовой символикой, а также миниатюрных геометрических композиций, образованных утопленной и рельефной кладкой из малоформатного кирпича. Заслуживает внимания мастерство скобяных изделий, изготовленных под руководством А. В. Щусева. В интерьере стены украшены силикатной росписью.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 79, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2019

В 1906 г. по инициативе архиепископа Антония Храповицкого, по проекту архитектора А. Щусева началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Собор этот – зримая проповедь Православия в западном крае. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими, но снесённому во время строительства Успенского собора.

Долгое время Троицкая церковь размещалась в пристройке к братскому корпусу, в которой раньше находилась типография. В нынешнем Троицком соборе, с его величественным куполом, хорами и переходами – возрождение родной старины, возвращение в давние минувшие времена на целые века назад, в те блаженные дни, когда Русь наша была воистину святою, когда она от царских палат до крестьянской избы жила огромным монастырем по уставу Православной Церкви, строго соблюдая заветы святых отцов. В нём выражение души славянина, восприятие им красоты мира земного и небесного. Собор был заложен ещё в 1899 г., но только в 1906 г. возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Еще у Святых врат он восстаёт перед нами во всём своём великолепии в мозаической иконе Спаса Нерукотворного со склонившимися перед образом князьями русскими. Западный же вход в храм украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли. Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений – лишь таинственный орнамент, выложенный кирпичом на высоте хоров.

Иконы в иконостасе писаны в строго древнерусском стиле художником Чириковым. Паникадило подарено императором Николаем II. Расписывал собор художник иеродиакон Дамаскин Малюта, но сделал очень мало – вспыхнула Первая мировая война. Но всё же кое-что было расписано: притвор, алтарь храма, частично южная и западная стены. Роспись собора довершена в семидесятых годах местными иконописцами по эскизам художников Щербакова и Фролова. На стенах во весь рост изображения святителей, святых мучеников и мучениц, преподобных, изображения библейского сюжета. На задней стене храма – картина Страшного суда, справа от Господа – райские блаженства, а слева – вечные адские муки. Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления. Две иконы Спасителя и Богоматери в старинных серебряных ризах на боковых стенах у иконостаса – связующая нить с древним Троицким собором, возведённым Домашевскими и освящённым преподобным Иовом. И роспись храма, и полумрак, царящий в храме за счёт узких окон, и умиленное монашеское богослужение – всё здесь настраивает человека на молитву, на духовный разговор с Творцом всего сущего на земле, на душевный мир.

http://www.pochaev.org.ua/?pid=1386



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.