В 1961 г. церковь была взорвана, однако фундамент и часть кладки уцелели. В 1990-х г.г. реконструирована Г.А. Лаврецким. Эта церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. Расположена на площади Тысячелетия Витебска.
Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви - вторая четверть XII века, 1120-30 г.г. Существует мнение, что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья. У церкви необычная, уникальная для Беларуси кладка: тесаные известняковые блоки чередуются с прослойками плоского кирпича. Храм этот был соборным, и здесь хранились королевские грамоты и городские книги.
Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы церковь с отдельно стоящей колокольней были переданы униатам. По преданию, Иосафат Кунцевич распорядился забелить фрески известью. Решением комиссарского суда по делу об убиении архиепископа Кунцевича от 22 января 1624 года, у церкви Благовещения были отняты колокола, а священника Давида, «старого Благовещенского попа заочно приговорили к смертной казни». Фактически фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.
Сооружению был нанесён серьезный урон во время Северной войны. В полуразрушенном виде Благовещенская церковь простояла вплоть до ремонта в 1714 г., а в 1759 г. была перестроена в стиле позднего барокко. Купол на перекрестье был снят, а над алтарной частью возведена башенка со шпилём. На всю ширину древнего фасада пристроили новый входной объем с двумя многоярусными башнями по бокам и высоким фигурным фронтоном между ними. В интерьере появилась каменная алтарная перегородка, характерная для униатской обрядности. К северному фасаду присоединили ризницу, а к южному - двухэтажную пристройку. Обновление 1759 г. принципиально изменило характер архитектуры древней святыни, ее композицию, силуэт и декор.
В 1812 г. французы использовали церковь под склад боеприпасов. В 1832 г. Благовещенскую церковь вернули православным, а в 1849 г. церковь передана единоверцам. В 1862 г. здание снова капитально перестроили. При этом ей не вернули первоначальный архитектурный вид, лишь придали черты псевдорусского стиля. С главного фасада сняли башни и фронтон, выполненные в стиле барокко, установили колоколенку и несоразмерно большой луковицеобразный купол на глухом барабане. В 1906 г. витебская Благовещенская единоверческая церковь (настоятель Петр Злотников) владела 187 дес. земли. В годы советской власти храм был разграблен. 10 мая 1930 г. принято решение о передаче здания церкви от «Союзхлеба» и Кооперативного техникума - Витебскому окружному архиву. В декабре 1961 г. храм взорван. Далее - череда запоздалых решений: последовали раскопки на руинах уникального памятника, консервация его остатков. И только с 1993 г. началось восстановление храма в его историческом виде по проекту, разработанному Г.А. Лаврецким, которое было завершено в апреле 2006 года.
Историки относят Благовещенскую церковь к полоцкой школе зодчества, однако отмечают ряд особенностей, не характерных для других сооружений этой школы. Как и большинство каменных храмов древнерусского периода, Благовещенская церковь в своей основе изначально имела крестово-купольную композицию, но вытянутую по продольной оси, что придавало ей черты базилики, особенно в интерьере. Шесть опорных столбов, поставленных в два ряда, делили внутреннее пространство на 3 нефа. При этом шаг столбов приближался к длине пролета между ними, поэтому ячейки центрального нефа в плане приобрели форму квадрата, как в романских базиликах, где каждая из ячеек перекрывалась одинаковым крестообразным сводом. В то же время, в витебской церкви квадратные ячейки сохранили цилиндрические своды, характерные для древнерусского зодчества.
Доминирующий в интерьере центральный неф с восточной стороны завершался большой полукруглой алтарной апсидой. Боковые нефы, почти в 3 раза более узкие, замыкались небольшими полукруглыми нишами, спрятанными в толще восточной стены, и снаружи были прямоугольными, что является отличительной чертой полоцкой школы зодчества. Западное членение храма (притвор, нартекс) занимали хоры, боковые части которых служили каплицами, также с небольшими нишами в толще их восточных стенок (по измерениям Барановского 1944 г.). На сегодняшний день сохранились только опоры сводов, на которые опирались хоры.
Первоначальная объемно-пространственная композиция основана на соотношениях «золотого сечения». Размещенные по осям подкупольного квадрата, более высокие закомары образовывали в плане равносторонний греческий крест. Сооружение имело высокий цоколь - пол Благовещенской церкви изначально находился почти на 1 метр выше уровня земли. Фундамент сложен из бутового камня насухо и частично на известковом растворе. Выше стены сложены из отесанных блоков местного желтоватого известняка, которые перемежались с 2-3 рядами плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Применялась «техника утопленного ряда». В кладке заметны следы двух ярусов дубовых связных конструкций. В мире две церкви имели такую кладку стен - в Витебске и Константинополе. Стены были оштукатурены (только со внутренней стороны) и украшены фресками. Оформление входного портала было выполнено в технике граффити. Часть портала хранится в Витебском областном краеведческом музее. Длина храма с апсидой 21 м (без - 18,2 м), ширина 11,1 м, толщина стен 1,1 м (западной - 1,5 м).
Витебская энциклопедия