ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца.


Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1851.
Адрес:
Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3.

Координаты: 49.027156, 37.565381





Сортировка:

Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Татьяна
4 мая 2005
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
9 апреля 2018
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Игорь Копица
21 мая 2011
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
20 мая 2011
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Inna
11 сентября 2010
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
31 августа 2009
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
31 августа 2009
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
31 августа 2009
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
natalitvinenko
5 августа 2007
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Игорь Копица
21 мая 2011
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Николаевский храм. <br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Николаевский храм.
Сергей Ковров
1 сентября 1890
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, С дороги от Преображенского храма, 1890 год. Фото из альбома видов Успенской Святогорской Общежительной Пустыни<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
С дороги от Преображенского храма, 1890 год. Фото из альбома видов Успенской Святогорской Общежительной Пустыни
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1889
Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Рис. из журнала "Нива"<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Расположена на верхней площадке меловой горы. Трехмастная,трехглавая. Неф и притвор возведены из кирпича, а остальная часть вырублена в меловой породе горы. Неф перекрыт куполом на высоком световом восьмигранном барабане. Два его залома подчеркнуты в интерьере поясками. Купол завершен высоким фонариком с главкой, над восточной частью — декоративная главка, завершение западного притвора утрачено. Декоративный образ создают барочные наличники окон, ряды поребрика, венчающие барабан, мягкая линия поребрика над его окнами. Вытянутые пропорции здания подчеркивают стройный вертикальный силуэт. Сооружение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Памятник реставрирован в 1969—1979 гг.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 гг.


Сергей Ковров   26 марта 2018

Церковь святителя Николая Чудотворца (XVII в.) - своеобразная "визитка" Святогорска. С её площадки открывается великолепный вид на всё Святогорье. Николаевская церковь - уникальное сооружение. Её алтарь, расположенный, как принято, в восточной части, высечен в массиве скалы. Отличительная особенность храма - композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утёса, возникла необходимость построить новый храм.

История сооружения храма имеет вековую легенду. Согласно ей, строительство велось в тайне, за меловой стеной, оставленной для маскировки перед фасадом здания. После окончания постройки в одно прекрасное утро, на рассвете, стена была обрушена, и на месте голого утеса встал красивейший храм. За это в народе он получил название «Меловая церковь». В XVII - начале XVIII вв. Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначальные оконные проемы XVII века имели форму бойниц.

Сегодня это любимое место не только паломников, но и туристов (включая фотографов). Именно об этом месте святитель Филарет сказал: «Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!»

http://rasfokus.ru/photos/applicants/photo1408905.html


Сергей Ковров   26 марта 2018

Николаевская церковь на меловой скале является шедевром народного зодчества XVII века. Храм, как драгоценная корона, венчает вершину мелового утеса, дополняя человеческим искусством ту нерукотворную красоту, которой Творец украсил местность Святых Гор. В этом храме, парящем высоко над грешной землей, душа сама устремляется к Небесному Отечеству, вспоминает о самом важном в земной жизни – спасении своей души.

Храм как будто вырастает из скалы, продолжая ее своими тремя главами, увенчанными крестами. Он построен на месте древней пещерной церкви Успения Божией Матери, ископанной в 1634 году, а затем утраченной в результате обвала скалы в конце XVII века. Талантливые неизвестные мастера сумели искусно пристроить к старому алтарю, сохранившемуся в меловом утесе, остальную часть церкви. Два маленьких окошка, асимметричных по отношению к более позднему оформлению главного фасада, паруса центрального объема, имеющие одинаковую форму с парусами древней пещерной часовни, говорят о желании мастеров максимально приблизить свое произведение к первоначальному виду утерянного пещерного храма.

Николаевская церковь построена в стиле украинского барокко XVII века. Мотивы народной деревянной архитектуры воплощены в построении ярусов центральной главы, когда на восьмерик большого объема ставится восьмерик меньшего объема, придавая особую стройность сооружению. Над алтарем храма возвышается декоративная главка с небольшим барабаном и грушевидной маковкой. С западной стороны устроена деревянная колокольня в виде восьмерика с большими арочными окнами. Фасады церкви были расчленены пояском, цоколь и карниз украшены зубчатым орнаментом, над дверным проемом выполнен декоративный элемент «солнце».

В XIX веке вдоль главного фасада церкви над площадкой была устроена галерея. После закрытия в 1922 году советской властью монастыря, храм святителя Николая был разорен, а в годы Великой Отечественной войны полуразрушен.

21 мая 1994 года в Николаевской церкви была отслужена первая литургия после запустения советского периода. С 20 мая 1996 года в церкви стали совершаться регулярные богослужения. 14 апреля 1998 года на колокольне Николаевской церкви установили колокола. Центральный – старый часовой монастырский колокол. Сейчас храм украшен трехъярусным иконостасом. Икона Святителя Николая имеет множество подвесок, свидетельствующих о скорой помощи угодника Божьего.

Ежегодно 22 мая, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, собирая множество верующих, из Успенского собора к Николаевской церкви совершается крестный ход с пением акафиста Святителю Николаю. Водосвятный молебен служится в Андреевской часовне, а в Николаевской церкви по окончании ранней литургии помазывают миром от мощей Святителя Николая.

http://svlavra.church.ua/xramy-i-chasovni/nikolaevskij-xram-na-svyatoj-skale/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 апреля 2022

Основные сооружения монастыря располагались в семи меловых останцах стометрового утеса на правом коренном скалистом берегу Северского Донца. Архиепископ Филарет Гумилевский относил основание монастыря к XII-XV ст., последователями Антония и Феодосия Печерских. Немецкий путешественник Сигизмунд Герберштейн упоминает о «каменных изваяниях на Донце» еще в 1517 г. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1624 г., наряду с Троице-Холковским пещерным монастырем на Осколе – наиболее старшем из всех других пещерных монастырей Оскола и Дона.

В настоящее время верхние части утесов обвалились, высота оставшихся скал не превышает 60 м. Кроме подземных ходов с нижней территории монастыря и из леса с противоположного левого берега Донца, ко входу в скальную твердыню вела деревянная эспланада с подъемным мостом. В скале монахами были «иссечены» различные помещения – трапезная, пещерные храмы, кельи – здесь находилось место для «воинских людей», несших караульную службу в степи и высылавшихся для обороны монастыря из городов Белгородской засечной черты, кров и пища для бежавших из татарского плена. Сохранилось древнее изображение монастыря в «Книге Большему чертежу» 1679 г. В это время помещения в скале располагались в 4–5 ярусов. В трех останцах, занимавших среднее положение, располагалась пещерная церковь Успения, устроенная монахами в 1650-е г.г. взамен более древней, низкой и тесной. Как можно судить по изображению, внутри она повторяла структуру украинского одноверхого трехчастного храма. От того времени сохранился вырубленный в скале алтарь. Он освещается с севера одним небольшим окном. Меловой потолок сделан в виде сомкнутого свода. Еще одно окно – колодец пробито в своде с востока – из него солнечный луч ярко освещает каменный престол во время заутренней службы. Среднее помещение (неф) имело «верх», высеченный в скале внутренний купол со световыми проемами.

Храм пострадал во время нападения татар, захвативших монастырь в ноябре 1679 г. Неф и притвор-бабинец видимо обрушились во время пожара.

Новый Успенский собор Святогорского монастыря был построен в 1698-1708 г.г. Это наиболее архаичная постройка из ранних каменных храмов Слободской Украины. Подобные деревянные постройки известны на Западной Украине с XII ст. (церковь Параскевы в Звенигороде), а массово стали распространяться на рубеже XV-XVI ст. на Волыни и Галичине. Благовещенская церковь в Ковеле 1505 г., храм начала XVI ст. на гравированном плане г. Червень, 1560-е г.г. уже имел развитое, почти барочное завершение. Нет сомнения, что заказчик или строители ориентировались на Западно-Украинские образцы. Хата в ограде видимо старая, кровля её тоже не Слобожанская.

Тот, кто строил церковь на горе Фавор (1860 г.), явно хотел придать ей некоторые черты разобранного собора – барочный верх, плоскости-контрафорсы центрального объема крытые гонтом. Можно считать этот храм, как светлицу Галагана, одним из первенцев Украинского модерна.

Новый храм во имя святителя Николая, покровителя всех плавающих и путешествующих, как бы увенчал утес, возвышавшийся над житейским морем. Историк В.И. Дедов предполагает, что кирпичный Николаевский храм выстроен в 1680-1682 г.г., когда монастырем руководил «строитель иеромонах Иаким», не только отстроивший Николаевскую церковь, но и восстановивший укрепления монастыря.

Храм дошел до нас с некоторыми утратами и перестройками, но и теперь не утратил близость к прототипу – деревянному трехчастному трехверхому башенному храму. Чувствуется также некоторая связь с Ильинской церковью Троицкого пещерного монастыря в Чернигове XII-XVII ст.

Восточная глава вытесана из меловой скалы, лишь ее карниз кирпичный. Детали декора барабана, вставленные в меловую породу, выпали к концу XIX ст. Западная часть храма перестроена и, видимо, расширена после повторного обрушения в середине XVIII ст. От первоначального объема бабинца сохранились только восточная и южная стены. В западной стене нефа, одна над другой, расположены две арки. На перемычку нижней опираются низкие деревянные хоры, вход на них был по внутристенной лестнице северной стены.

Центральный верх очень высок для небольшой постройки – его высота около 30 м без креста, внутренняя высота до зенита купола примерно 21 м. Оценить стройность храма можно только с дальних перспектив, плывя по Донцу, или с противоположного левого берега. Высота западного верха – деревянной шатровой колокольни 1851 г., заменившей более раннюю, примерно 22 м. Сейчас две башни воспринимаются слитно, и ранее центральный верх доминировал. Рубленная колокольня XVIII ст. с консольной галереей имела купольное завершение и высокую главку с перехватом, повторяя первоначальный каменный верх. Восточная глава была выше западной – это было сделано для того, чтобы при взгляде на скалу снизу она не «западала» – прием известный в деревянной архитектуре. Размеры в плане нижнего восьмерика средней башни в ширину больше, чем в длину, то же соотношение видимо было и в западном верхе – деталь впоследствии ставшая характерной для трехчастных храмов Слободской Украины.

Первый ярус постройки первоначально имел высоту 7,5 м (в XIX ст. высота его увеличена, новые карнизы скрыли крутые кровли заломов 1-го яруса). Стены не имели членений, лишь несохранившийся пятистенный бабинец по углам был обработан пилястрами. В нижней части их опоясывает фигурный цоколь, а карниз видимо состоял из ленты поребрика и двойного ряда зубчатки – детали характерные для русской архитектуры XVII ст. Первоначальные нижние окна северного и западного фасадов видимо не имели обрамлений и были отмечены лишь уступом в стене. Простым был и северный портал – его профильную рамку обрамляли полуколонны с перехватами, поддерживавшими профильный карниз. Завершение представляет собой полукруглый тимпан. Из-за малых размеров в нем не поместилась икона и мастер выложил «солнце». Его лучи несимметричны, как бывает в изделиях народных мастеров. Позже мы встретим подобный декор на наличниках Борисоглебской церкви в Рязани, Покровского собора в Харькове. На сохранившейся первоначальной южной стене бабинца во время реставрации обнаружены следы срубленного наличника верхнего окна. Его проем был обрамлен профильной рамкой с полуколонками на кронштейнах, а тимпан украшен разорванным фронтоном из трех арочек. Такой декор станет отличительной чертой храмов Слободской Украины в последующие девяносто лет. Похожие мотивы уже были известны в памятниках Черниговщины и Северщины, дом Лизогуба в Чернигове примерно 1675 г., надвратная церковь Свенского монастыря, а в Москве появятся через 3–4 года. Типичен для Черниговщины и декор нижнего восьмерика центрального верха – «ушастые» наличники окон и глухие уступчатые нити. Чтобы простой по рисунку наличник казался более объемным, по его краю сделана подложка – кирпичный полувал мягкого профиля, прием обычно применявшийся в русских гражданских постройках второй половины XVII ст.

У северного фасада церкви в XVIII ст. существовала обширная рубленная паперть, балконом нависавшая над краем скалы. Ее конструкция была такой же, как в деревянных церквях Русского Севера – арки галереи в зимнее время можно было закрыть ставнями или оконницами, а гонтовая кровля закрывала северный фасад храма до самого карниза. Первоначальная галерея видимо была другой – это был открытый навес-опасання на деревянных арках, соединявший храм с соседними кельями вырубленными в скале. Его высота вместе с кровлей была около 4 м, а заканчивался он у северного портала. Далее вокруг бабинца шла открытая галерея-балкон, не закрывавшая кирпичный декор западного выступа. На северном фасаде выше кровли галереи расположены два миниатюрных окошка-бойницы, они также обрамлены простыми «палатными» наличниками, которые мы позже встретим на доме полковника Федора Донца поблизости Покровского храма в Харькове. Их назначение – обстрел ближних подступов к храму от соседнего скального уступа.

Анализируя все сказанное выше, можно вслед за В.П. Титарем признать наличие эскизного проекта Николаевского храма, составленного профессиональным зодчим, даже приезд из Москвы группы каменщиков из артели братьев Старцевых (Старченко). Однако «привязку» проектного замысла, как и основной объем работ выполнили Северские «мастеровые люди», корректируя на месте высоту объема постройки, изменяя декор и расположение проемов, определяя габариты деревянных галерей и балконов.

Церковь была лишь первым звеном в укреплениях скального форта на вершине утеса. Так в 70-е г.г. XIX ст. на меловом обломке восточного утеса у входа в пещеры еще были видны вертикальные пазы для крепления бревенчатых стен сооружения высотой более 20 м – видимо главной дозорной башни монастыря. В объем башни были включены остатки обрушившихся ранее скальных помещений, имевших три уровня. Влево от башни, нависая над входом в скалу с подъемным мостом и следующим скальным ярусом с пушечными бойницами видимо были устроены деревянные заборолы с обламами. Две деревянные башни стояли на скале к югу от Николаевского храма. Они были разобраны лишь в год повторного открытия монастыря, в 1844 г. О них Немировичу-Данченко в 1870-е г.г. рассказывали монахи еще заставшие их.

Сейчас, после обвала значительных массивов утеса, следы врубок в мягкой меловой породе уже разрушились, по ним невозможно в деталях восстановить конструкцию и габариты стоявших на скале построек, как это было сделано в Тустани на Прикарпатье. Тем не менее, автор берет на себя смелость выполнить примерную реконструкцию скального замка. Под защитой его «наряда» – установленной на башнях артиллерий, – можно было смело застраивать территорию нижней приречной террасы к востоку от Петропавловской церкви, что и было сделано в ближайшие годы.

Евгением Альбовским опубликованы документы об освящении архимандритом Иолем в 1679 г., до нападения ордынцев, двух построенных им церквей – Успенской и Петропавловской. Если Петропавловская церковь стояла на нижней площадке скалы до 1787 г. – года закрытия монастыря, то в вопросе с Успенской нет ясности. Возможно, что освящение было связано с работами по перестройке и украшению скального храма, разрушенного в ноябре 1679 г. – в равной мере речь может идти и о деревянном храме на нижней территории, еще не защищенной укреплениями. Со временем он был отстроен и окружен острожными стенами, а в 1698 г. на его месте был заложен первый монастырский каменный соборный храм.

А. Парамонов, А. Парийский «Николаевский храм Святогорской Успенской пустыни»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 декабря 2023

Николаевская церковь - древнейшее наземное сооружение (середина XVII в.), расположенное на верхней террасе меловой скалы. Она трёхчастная и трёхверхая; верхи над алтарем и бабинцем – декоративные. Все компартименты - прямоугольные. Часть алтаря вырублена в скале, остальная постройка – пристроена. Наву венчает двухзаломный восьмерик. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью конических одноярусных тромпов. Бабинец имеет хоры, которые открываются в наву широкой аркой. Стилистика провинциального украинского барокко подчеркнута двухъярусными верхами с маковками и банями барочных очертаний с ковнирами. Внешний декор лаконичен и ограничивается окаймлением прямоугольных окон наличником простейшего профиля и полосами поребрика. Рисований (росписей) и иконостаса сейчас в интерьере нет.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украины»- К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.