ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1859 и 1868.
Архитектор:А.М. Горностаев
Адрес:
Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3.

Координаты: 49.02813, 37.567246





Сортировка:

Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Т.
11 сентября 2013
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Inna
17 августа 2012
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
28 сентября 2011
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
28 сентября 2011
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Игорь Копица
21 мая 2011
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
20 мая 2011
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор Успения Божией Матери 1859-1868гг.<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Собор Успения Божией Матери 1859-1868гг.
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Татьяна
3 мая 2005
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
10 марта 2017
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
2 октября 2012
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
V.Petrovich
28 сентября 2011
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
als
16 июля 2006
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
9 апреля 2018
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
10 марта 2017
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Сергей Ковров
10 марта 2017
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Т.
11 сентября 2013
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас. Фото конца XIX века<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Иконостас. Фото конца XIX века
Сергей Ковров
1 сентября 1890
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX века. Направление съемки: юго-запад<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
Фото конца XIX века. Направление съемки: юго-запад
Сергей Ковров
1 сентября 1890
Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1890 год<br>, Святогорск, Славянский район, Украина, Донецкая область
1890 год
Сергей Ковров
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Успенский собор, 1859—1860 гг.

Памятник кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, с полукруглыми апсидами и, вероятно, пристроенным позднее западным притвором, трехнефный, пятикупольный. Стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Выполнен в древнерусских формах, его украшают пучковые полуколонки, кокошники, бусины. Купола на восьмигранных барабанах с шатровым завершением. Центральный купол — световой, угловые — декоративные. В интерьере сохранилась тематическая роспись в барабане и парусах. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено в 1950-е годы, интерьер переделан полностью.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Сергей Ковров   25 марта 2018

Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А.М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага.

Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа. 4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами. Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение.

Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым.

Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы.

Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих.

В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

На левом и правом задних столпах, друг напротив друга, установлены иконы «святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это списки с икон XVI века, находящихся в Переславском монастыре святого великомученика Феодора. Написаны они по следующему случаю. Когда царь Иоанн Грозный в 1557 году въезжал в город Переславль-Залесский, то получил известие о рождении сына царевича Феодора. В память об этом событии он повелел написать иконы своего святого покровителя, а также покровителя своего новорожденного сына и установить их в Переславском монастыре.

В соборе находится икона Пресвятой Троицы, точная мера и подобие иконы прп. Андрея Рублева, прориси для нее были сняты в Третьяковской галерее, где хранится сейчас оригинал самой известной в мире русской иконы. В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их мощей. Это дар обители епископа Алипия (Погребняка). Частица мощей находится и в иконе покровителя обители преподобного Алексия, человека Божия.

Лепной декор храма в недавнее время был покрыт сусальным золотом. Своды между колоннами расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах помещены иконы святых. На престоле храма по великим праздникам устанавливаются сионы. С ними в руках в положенное время дьякона совершают каждение храма. Сионы сделаны по образцу большого сиона собора Софии Новгородской. Внизу сребропозлащённого Сиона изображены двенадцать апостолов, вверху он украшен аспидным камнем. Кроме резного иконостаса в храме многие иконы имеют резные деревянные кивоты, по древним образцам сделано игуменское место. Пол собора украшен рисунком из белого мрамора, серого гранита и лабрадорита, в центре храма выложена восьмиконечная звезда.

Площадка возле собора ограждена чугунной решеткой, по вечерам площадь освещается светом фонарей старинной формы. Подъем к собору идет по двум гранитным лестницам. На нижней площадке построены два мраморных фонтана, в центре которых установлены большие мраморные кресты. Вода этих фонтанов дарит радость всем в знойные летние дни.

Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литией вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.

http://svlavra.church.ua/xramy-i-chasovni/uspenskij-sobor/


Сергей Ковров   26 марта 2018

Наступил 2000-й год. Волей Божией, преодолевая многие сложности и препятствия, Святогорская обитель, с помощью благотворителей и трудами братии во главе с отцом наместником год за годом восстанавливала и, в конце концов, восстановила главную святыню монастыря – храм Успения Божией Матери. Таким образом, за прошедший пятилетний период были произведены следующие работы: за время реставрации из собора вывезено 2600 тонн чуждого строительного материала, или – в ином пересчете – около 40 грузовых вагонов, выложен уничтоженный свод над центральным алтарем, перекрыты шатры куполов, вызолоченных вместе с крестами, внутри и снаружи собора сбита старая, непригодная штукатурка и положена новая, заменена кровля, восстановлена кладка сводов над алтарной частью храма, устроена солея перед алтарем, произведена внутренняя и внешняя побелка, поставлены новые окна, двери, лепнина, новые кованые решетки, выстроены кирпичные каналы в полу и в них проведено отопление, для освещения храма привезены из подмосковного Софрино и повешены 12 позолоченных паникадил, самое большое из которых имеет без малого две с половиной тонны веса, приобретена церковная утварь, частью пожертвованная, а частью купленная самим монастырем, устроены левый и правый клиросы, огражденные резной деревянной оградой, отреставрирована сохранившаяся живопись, изготовлены резные деревянные сени для чудотворной иконы Богородицы «Святогорская» и мощей преподобного Иоанна Затворника, сооружены сначала три временных иконостаса, собранных из простых фанерных щитов, украшенных образами, а затем вместо них установлены иконостасы резные, величественные, центральный из них – пятиярусный, завершающийся распятием, а два боковых, левый и правый, – четырехъярусные, сделаны застекленные раки для обретенных мощей десяти прославленных святогорских святых, начата роспись внутренних стен собора, убранного многими большими образами, размещенными вверху, на стенах и колоннах храма, в круглых и квадратных рамах из золоченого дерева, и внизу, у стен и колонн, в резных деревянных киотах поставлены большие писанные иконы.

Кроме прочих работ, связанных с внутренней и внешней реставрацией и убранством Успенского храма, были произведены следующие: пространство вокруг собора выложено каменной плитой, стилобат, на котором высится храм, обложен красным облицовочным кирпичом, а сам собор с северной и отчасти восточной стороны обнесен узорной железной оградой черного цвета, отлитой из стали и по всему периметру освещен красивыми электрическими фонарями. С южной стороны соборного двора устроен птичник с оборудованными клетками для редких пород заморских, «райских» птиц и животных. В одной их клеток имеется пруд с фонтаном и мостиком, в других – соответствующая растительность или приличная для питомцев обители среда: песок, ветки, камни, лесенки, веревки с кольцами и пр. В монастырском птичнике обитают красивой окраски павлины, фазаны, цветные попугаи, по соседству с которыми за сеткой-стеной бродят носухи и проч. Большая и малая лестницы, ведущие с северной стороны к храму, покрыты красным гранитом и снабжены изящной черной оградой стального литья. С правой и с левой стороны большой центральной лестницы установлены фонтаны-кресты, изготовленные из белого мрамора и источающие в теплое время года водные струи в такие же беломраморные бассейны овальной формы. Основные восстановительные работы, начатые в Успенском соборе 1995 году, были завершены в 2000-м, некоторые же, такие как роспись, продолжаются до сего дня. Все они выполнялись и выполняются по мысли и воле Святогорского наместника отца Арсения в совете с мастерами-специалистами.

8 сентября 2000 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, епископа Вышгородского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, епископа Изюмского Онуфрия, викария Харьковской епархии, совершил его освящение.

Таким образом, Свято-Успенский храм Святогорской обители был освящён после семидесятилетнего осквернения. В него, словно в сокровищницу, стали собираться многие христианские святыни: иконы замечательного письма, мощи святых угодников Божиих, кресты и ковчеги с частицами святых мощей, принадлежавшие святогорцам-исповедникам прошлых времен. наместник, братия, трудники и богомольцы, жертвователи и благотворители действенным трудом старались прибавить к славе возрожденной и освященной святыни. Со временем храм украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте в каноническом стиле XIV–XV вв., 12-тью вызолоченными паникадилами, из которых центральное на 168 свечей весит около 2,5 т. Надо сказать, что пятиярусный иконостас центрального придела Успенского собора создавался на протяжении 2000-2003 гг. и занимает пространство 17,5 м в высоту и 15 м в длину. Структура и характер его резьбы ориентированы на образцы XVII в., поэтому для его изготовления было использовано такое дерево как дуб, кедр и липа. Иконы писались на золотом фоне и достигают до 2,6 метров в высоту. Они являются копиями лучших образцов русской и византийской иконописи разных эпох и школ. Так, например, для написания Царских врат, Деисуса (второй ярус) и праздничного ряда образцом послужили иконы прп. Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1426 гг.); для икон же местного ряда – Спаситель и Божия Матерь «Душеспасительница» – образа из Македонии (I четверть XIV в. г. Охрид); образ «Успение Богородицы» – был создан в соответствии с таким же образом, принадлежащим Тверской школе иконописания (XIV в.); пророческий ряд относится к иконописной школе Дионисия (Кирилло-Белозерский монастырь); Распятие с предстоящими – к образцам Византийской мозаики XI столетия.

http://svlavra.church.ua/osvyashhenie-uspenskogo-sobora/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 декабря 2023

Успенский собор, построенный по проекту архитектора А. Горностаева в господствовавшем на то время русско-византийском стиле, является центральным сооружением нижней части монастыря. Собор - крещато-баневый, трёхнавовый, с западным притвором и тремя алтарными апсидами, увенчанный пятью банями с палаточными верхами и маковками. Восьмерик центральной бани - световой, остальные - глухие. Фасады пучками колонн расчленены на три прясла, каждое из которых увенчивается килевидной закомарой. Центральное прясло имеет перспективный портал и окно-розетку, боковые – арочные окна вытянутых пропорций. Стены декорированы аркатурой, полосой ширинок и другими элементами из арсенала форм историзма 2-й половины XIX в. В интерьере в пандативах и Центральном восьмерике частично сохранились полихромные масляные рисования (росписи).

«Памятники градостроительства и архитектуры Украины»- К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 декабря 2023

Комплекс Святогорского Успенского монастыря – самый древний в Слободской Украине – нынешних Харьковской, Донецкой, Луганской и отчасти других смежных областей. Монастырь расположен неподалеку от Изюма на живописном правом берегу Северского Донца.

Яркое описание окружающей среды Святогорского монастыря мы находим в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» митрополита Филарета. Вот что он пишет:

«По правому берегу Донца идут высокие горы, покрытые вековыми дубами, изредка соснами, кленовыми и ясеневыми деревьями. Из кряжа этих гор предстает перед нами живой велетен, весь белый. Велично оперся он на горы и покойно смотрится в струи Донца беспокойного. Это – меловая скала Донецкая, с пятью конусами приметно скрепленная несколькими рядами кремней… Невыразимо красивый вид ее. А если взойдете на вершину скалы или соседней с ней горы, пред вами даль изумительная по разнообразию и картинности видов» (Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. – М., 1887).

В одной из таких скал расположен комплекс взаимосвязанных пещерных сооружений, которые положили начало Успенскому монастырю. На этой же скале стоит Николаевская церковь-памятник архитектуры XVII ст. У подножия меловой скалы, на береговом плато, разместились более поздние здания монастыря: Успенский собор, Покровская церковь с колокольней, кельи, корпуса отелей, башни монастырской ограды, нижний павильон паломников или пещерных, с которого начинается ход. Николаевская церковь. Именно здесь начиналась также Кирилло-Мефодиевская лестница, которая вела к Николаевской церкви (потеряна).

Время появления в Святых горах жилых поселений не знали даже населявшие пещеры в XVII в.

«... понеже начало сей Святогорской обители, кто оно святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жить, за многими татарскими нахождениями и разорениями, особенно же за частыми переменами прежде бывших строителей, потом игуменов, арх. в святой обители не обретохом» (Муравьев А.Н. Святые горы. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – M., 1868).

Еще в XIX в. историки, представители клира интересовались историей появления пещер. Существует много разных гипотез, относящих основание монастыря к середине XIII в. Так, Филарет Гумилевский говорит: „…со всей вероятностью можем положить что в 14 веке уже существовала Святогорская обитель» (Филарет Гумиевский.Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Харьков, 1857. – T. 1).

И. Мочульский тоже считает, что Святые горы были заселены христианами в XIII веке. (Слюсарский A.Г. Слободская Украина. – Харьков, 1914). Одна из популярнейших гипотез связывает их возникновение с лаврскими монахами, бежавшими из Киева после разгрома его татарами и нашедших убежище в Святогорских пещерах. 1851 г. архимандрит Арсений, игумен Святогорского монастыря, утверждал: «…Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской создали нашу обитель…» (Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М, 1868).

А. Муравьев считает:

«Мне пришло однако на мысль, что не иноки первые были делателями и обитателями этих пещер: но как преподобные печерские нашли уже готовыми варяжские пещеры какой-нибудь опустевшей твердыней половцев» (Муравьев А. Указ.труд).

Название местности «Святые горы» несколько раз упоминается в исторических документах XVI в., В русских летописях. Первое летописное упоминание о «Святых горах» датируется 1547 г., когда, «из Рыльска прибыл станичник толмач Гаврило, которого князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым горам» (Львовская летопись. – с.114). В 1555 г. это название упоминается во второй раз: «…боярин Шереметьев…и войско…шли по Муровской дороге, и как воеводы прошли верх Мжал и Коломака, прибыл сторож от Святых гор». В так называемой Книге великого чертежа, тоже датируемой XVI в., есть свидетельство о местоположении: «…от устья реки Оскола на Донце с Крымской стороны – Святые горы» (Клеванов А. Святогорский монастырь. – Харьков, 1864).

По указанным выше данным можно заключить, что к началу XVII в. название местности «Святые горы» было окончательно утверждено. И само название свидетельствует о существовании там монастыря. Аналогично были названы другие местности Древней Руси, как: Святые горы на Волыни, Святые горы на Псковщине, получившие такие названия благодаря существующим там монастырям. Но если в Святых горах есть сохранившиеся до сих пор пещерные здания, мы можем предположить, что там существовал пещерный монастырь, создание которого потребовало много времени и труда до XVI в.

У нас есть иконографический материал XVII в. – рисунок 1679 г., по которому можно достоверно утверждать, что не все существующие в XVII в. постройки сохранились до сих пор. Очень интересные исследования по изучению периодов разрушения меловой скалы выполнил сотрудник института «Укрпроектреставраврация» Ю. Лифшиц.

До сих пор сохранилось только два яруса пещер, так называемые верхний и нижний. В нижнем ярусе расположен коридор с погребальными нишами – древняя усыпальница монастыря. На том же ярусе 1861 г. была основана Алексеевская церковь, которую соединили с усыпальницей по коридору. Двумя наклонными ходами нижний ярус соединен с верхним, где расположены трапезная, кельи и Никольский храм со столбом, с середины XIX в. называется Иоанна Крестителя.

Интересно, что в 1679 г. архимандрит Иоиль свидетельствовал о единой церкви в пещерах – Успении Пресвятой Богородицы, основанной в 1637 г., ее существование подтверждается также рисунком 1679 г. (РДАДА. – Ф. 210. – Белг. стол. дело. 886. – Арк. 35). Доказательством его функционирования как главного храма монастыря XVII ст. был напрестольный крест, хранившийся до середины XIX в., с надписью: «Л 7170 (1661) ноябрь в 16 дней построился крест серебряный Святогорского монастыря церкви пресвятой Богородицы Честного и славного Успения при строителе Черном Старце Гаврииле». (Указ.труд. – с. 170). От самого высокого яруса, в котором в то время находилась единая пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы, после ее разрушения осталась только алтарная часть, которую использовали как алтарь при строительстве Никольского храма в XVII в. Возможно, после разрушения Успенской меловой пещерной церкви и строительства на ее месте Николаевской, для монастыря требовалась церковь, поэтому в верхнем ярусе пещер было приспособлено одно из помещений под храм, освященный как Никольский в честь появления чудодейственной иконы святителя Николая.

К концу 70-х г.г. XVII ст. жизнь монастыря проходила внутри меловой скалы, а затем, несмотря на угрозу татарских набегов, монахи начинают строить под горой, на берегу Северского Донца церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, о чем свидетельствуют архивные документы 1679 (РДАДА. – Ф. двести десять. – Белг. стол. дело. 886. – Арк. 36).

Существует ряд царских грамот, где с 1642 г. уже упоминаются имена будианических, когда «строителем был игумен Симеон», и дальше, уже в грамоте 1671 г., называют имена «строителей Гавриила и Игнатия» (Филарет Гумилевский. Указ.труд. – с. 148). Упоминание Имен монастырских строителей говорит о том, что монастырь постоянно что-то строил, приобретая обороноспособность.

В XVII-XVIII в.в. он нес дозорную службу, был одним из аванпостов Московии. В середине XVIII ст. описание называет три медных и одну чугунную пушки, а в монастырском синодике 1710 г. упоминаются Имена монахов-пушкарей (об этом говорит Филарет Гумилевский). Известны также имена попавших в плен монахов: «черный поп Паисий», «архимандрит Иоиль». Итак, монастырь постоянно разрушали татары, он отстраивался и укреплялся снова.

В конце XVII ст. пещерная Успенская церковь Святогорского монастыря была разрушена. Конкретная причина этого не известна. Возможно, произошло землетрясение или в Святые горы пришел его отклик. А может быть, это было следствием разрушительных нашествий татар. Во всяком случае, в 1698 г. начинается строительство нового Успенского собора на береговом плато Северского Донца на средства полковника Изюмского полка Федора Владимировича Шидловского. Окончили стройку и освятили храм в 1708 г. (Кулжинский Г. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. – Харьков, 1880. – с.109, 112). Многие испытания за 160 лет существования выпало собору. Возможно, он нес потери и во время татарских нападений, например, 1737 г.(Филарет Гумилевский. Указ.труд. – с. 165), и в период упадка монастыря после «моровицы» 1738-1739 г., когда исторические документы подчеркивали: «крайнее убожество как в строении церков и келий, так и в других монастырских потребностях».

После закрытия Святогорского монастыря 1786 г. Успенская церковь была превращена в приходской храм, что не способствовало сохранению этого большого монастырского храма. Совершенно не случайно Филарет Гумилевский так характеризовал собор в середине XIX в.: «… для того времени замечательный по величине, но ему не доставало прочности» (там же. – с. 150).

В 1844 г. монастырь был вновь открыт. Начинается период очень интенсивного строительства. Вместо бывших деревянных корпусов строятся новые, каменные. К середине XIX ст. принадлежит строительство кирпичных служб и гостиниц, келий, воссоздается пещерная церковь Антония и Феодосия, строится теплая Покровская церковь с колокольней. Ценой землевладельца Щабельского строится Кирилло-Мефодиевская галерея-лестница с башнями. К тому времени строится и нижний павильон паломников, с которого начинается ход в пещеры и на Кирилло-Мефодиевскую лестницу, ведущую в Николаевскую церковь.

К середине XIX ст. Успенский собор, построенный полковником Шидловским (с 1698 по 1708 г.), уже не мог удовлетворить потребности Святогорского монастыря – он был стар. Было решено построить новый храм. Монастырь выступил заказчиком проекта нового Успенского собора. Проект был разработан известным петербургским архитектором А. Горностаевым.

Новый, существующий и ныне Успенский собор – главное сооружение Святогорского монастыря – был построен рядом со старым Успенским храмом, к югу от него. Строился собор долго, потому средств, собранных на его строительство, не хватало. Потребовались и дополнительные подготовительные работы:

«И самое место для церкви требовало чрезвычайных трудов, чтобы приспособить его к постройке: оно было круто-покатое и перерезанное с юга на север к Донцу глубоким оврагом. Необходимо было разрыть его по сторонам на 15 аршин, чтобы достичь материка необходимо было снять часть горы с вековыми деревьями, вырывать корни и преодолевать другие подобные трудности» (Кулжинский Г. Указ. труд – с. 115).

13 сентября 1895 г. (так в тексте, может, 1865 г.) был заложен новый Успенский собор. Старый архимандрит умер в том же году и строительством руководил новый архимандрит отец Герман. Работа шла под наблюдением опытного и порядочного подрядчика каменных работ крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина. Для строительства использовался материал из Святогорского имения графа Потемкина, мастерских монастыря, заводов Харьковской губернии и т.д. Несколько раз строительство останавливалось из-за нехватки средств.

4 сентября 1868 г. собор был освящен (там же. – с. 117). Через 12 лет после этого Г. Кульжинский писал:

«Протяжение этого собора от севера на юг имеет 15 сажен, а вот запада на восток с алтарем 20 сажен. Высота храма от земли до креста 25 саженей с фундаментом. Вокруг этого храма, на уровне его с порогом, устроена широкая терраса, обнесенная железной решеткой. Стены внутри этого храма украшены священными изображениями, а потолок в куполе расписан альфреско. Иконостас разделяется на три части – среднюю и боковую: первая – четырехъярусная, последние – трехъярусные. Первая высотой 19 3/4 аршина, вторые – 15 3/4 аршина. Ширина всего иконостаса – 37 1/4 аршина. Все образы написаны на золотом фоне, в византийском стиле, многие из них имеют ценные венцы и украшения. Все престолы этого собора осаждены белым мрамором» (там же. – с. 116).

И далее: «Не считая личных трудов рабочих из братии этого монастыря, не считая многих подаренных материалов, постройка Успенского храма обошлась более чем в 100 000 рублей серебром. Если же перевести за деньги все материалы и даровой братский труд, то ценность этого храма восходит к 600 000 рублей серебром» (там же. – с. 117).

Сохранилось описание интерьера собора:

«Внутри храм был обширен и светел: стены его отделаны под белый мрамор, украшенные иконами прекрасной живописи в рост человека. Купол, расписанный альфреско, поддерживается четырьмя четырехгранными колоннами, также увенчанными с четырех сторон иконами… Над царскими вратами – икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, в богатой ризе – дар иерусалимского митрополита Мисаила первому игумену обители - Арсению. С левой стороны иконостаса помещается образ св. Николая, древняя святыня святогорская, обретенная иноками в давние еще времена на столбе в одной из пещер» (Томин Н.А. Русский Крейцнах и Донецкая Ривьера. Исторический вестник. – 1912. – Т. СХХШ. – № 5. – с. 620).

Иконостас Успенского собора готовился по заказу Святогорского монастыря в Москве, там также было куплено церковное убранство, подсвечники, люстры, центральное паникадило.

Осенью 1868 г. строительство собора окончили и освятили главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы. После строительства нового старый собор XVII в., заслонявший новый, разобрали в 1867 г. (Кулжинский Г. Указ.труд. – с. 117).

Григорий Кульжинский, иеромонах бывшего Святогорского монастыря, описавший его историю, рассказывает: на месте разобранного храма 1869 г. построили часовню – деревянное сооружение, перекрытое куполом с пятью верхами, их укрыли железом и покрасили масляными красками. Часовню оштукатурили снаружи и внутри, она имела четыре стеклянных двери. Престол старого Успенского храма остался на своем месте. Изображение часовни сохранилось по сей день, и то, что мы видим на рисунках, совпадает с описанием, сделанным в XIX веке, догадочно известно и место, где построили часовню.

После девяти лет строительства Успенский собор становится главным монументальным сооружением Святогорской Успенской пустыни. В. Немирович-Данченко говорит о соборе так:

«В самом монастыре посреди двора, уложенного плитами, – огромный собор. Несмотря на всю свою массивность, он кажется очень легким, с четырьмя угловыми и пятой – высокой, посредине его колокольней… Меня поразила в этом соборе соразмерность и красота линий, соответствие частей. Ни башенки не давили массу собора, ни самый корпус его не казался слишком велик для них» (Немирович-Данченко B.И. Святые горы. – Донецк, 1990.- с.37-39).

Действительно, Успенский собор – это величественное монументальное сооружение, построенное в русско-византийском стиле, увенчанное пятью восьмигранными баньками с высокими шатрами, ныне центральным храмом монастыря. Собор имеет три нефа, три апсиды. Апсиды в плане полукруглые, разные по размерам – центральная шире и выше боковых. Здание построено на высоком стилобате, в котором устроена широкая лестница, ведущая к главному, северному, входу собора. Главный вход в монастырь был с севера, через ворота в Покровской церкви. Пучковые колонны подчеркивают углы постройки и расчленяют фасады (кроме восточного) на отдельные прясла, увенчанные арками с развитыми архивольтами и кольцеобразным завершением. Арки украшены поясом трапециевидных ширинок с лепными розетками. Фасадные арки опираются на пучки колонн с романскими капителями, завершающимися раскрепощенными над отдельными колонками антаблементами. У них нет продолжения на плоскости стен. Находящиеся в углах пучки имеют по четыре колонки, промежуточные – по пять.

В центральных членениях северной и южной стен – порталы с полуциркульным завершением, обрамленные полуциркульными аркадами с килеобразными завершениями. Арки декорированы керамическими модульными плитками. Контур портальника арок соответствует аркам, завершающим фасады. Арки порталов поддерживаются спаренными трехчетвертными колоннами, стволы которых расчленены поясками. Над порталами (северным и южным) размещаются прямоугольные ниши, а над ними – круглые окна. Боковые членения стенок на уровне верхней части порталов имеют по три маленькие арки, поддерживаемые спаренными полуколонками. В боковых арочках – по одной нише, в центральной – полуциркулярное окно. На уровне 2/3 высоты основных фасадных колонн по стенам всех фасадов проходит карнизная тяга.

На восточном фасаде стены апсид расчленены полуколонками с неороманскими капителями. На них опирается аркатурный пояс, над которым находится увенчивающийся карниз малых апсид и межъярусный карниз центральной апсиды. Оконные проемы апсид расположены под арками и имеют полуциркульный контур верха. Верхний ярус центральной апсиды глухой, увенчанный небольшим карнизом и лепными розетками в ширинках фриза.

Западный фасад, как северный и южный, разделен на прясла пучками трехчетвертных колонн, по четыре колонны в пучке. На колонны с характерными неороманскими, прямоугольными в плане капителями с подрезанием опираются полуциркульные арки, венчающие каждое прясло. Арки увенчаны профилированным карнизом кольцеобразного очертания. На фасадных плоскостях арок – пояса ширинок с розетками в каждой. Со стороны западного фасада к собору примыкает нар-текс с порталом. Портал обрамлен полуциркульной аркой. В углах нартекса есть по три полуколонна с капителями. Над ними расположен межъярусный карниз с лепными розетками. На втором ярусе нартекса – окна между полуколонками, на которые опираются полуциркульные арки. В углах второго яруса нартекса – по две полуколонки, на которые опираются арки полуциркульного очертания, среднее выше боковых.

Цоколь собора сложен из тесаных профилированных блоков камня-известняка. Из пяти бань только центральная - открытая со стороны интерьера и имеет световые проемы. Другие бани глухие, декоративные. Бани - центральная и боковые – восьмигранные, углы подчеркнуты пучками колонн, по три в пучке. Грани барабанов увенчаны арками с кольцеобразным завершением. Бани увенчаны восьмигранными шатрами и завершены небольшими верхами, также восьмигранными, с коническими колонками на ребрах, которые уменьшаются вниз, и кольцеобразными арками на гранях. В гранях малых бань есть плоские ниши с полуциркульным завершением.

Успенский собор был главным храмом монастыря к закрытию Святогорской пустыни 1922 г. В 20-х г.г. XX ст. по инициативе революционера-большевика Артема (Сергиева) на базе бывшего монастыря был создан первый Дом отдыха для тружеников – санаторий им. Артема, ныне санаторий «Святые горы». После закрытия монастыря 1922 г. проведена реконструкция собора с приспособлением его под театр Дома отдыха тружеников: разобрали и уничтожили иконостас, на месте алтаря устроили сцену, разобрали макушки над шатрами, сняли кресты и заменили шпилями.

В послевоенное время по проекту харьковских институтов «Облпроект» и «Гипроград» проведена реконструкция собора с приспособлением его во Дворец культуры санатория. При этом для создания зрительного зала в центральном небе между столбами сделаны кирпичные перегородки, деревянный подвесной потолок, отделивший подбанное пространство от кирпичного зала. Потолок в зале сделали плоским, декорировали лепкой. На уровне второго этажа над залом, в западной части, построен балкон и ложи. В боковых навах сделаны плоские железобетонные перекрытия, разделившие навы на два этажа. Пилястры, сделанные на столбах, также были декорированы лепным орнаментом. В это время в центральной апсиде разобрали свод и надстроили стены для устройства сценического оборудования и киноэкрана. К западному фасаду пристроили двухэтажную кионоаппаратную с декором, имитирующим декор фасадов собора. Итак, интерьер Успенского собора приспособили к многофункциональному Дворцу культуры с кинотеатром.

Задолго до создания Государственного историко-архивного заповедника, еще в 1947 г., по заданию отдела памятников Управления по делам архитектуры при Совете Министров УССР архитектор Д. Криворучко провел работы по обследованию памятников бывшего монастыря для разработки проектов воссоздания уничтоженных во время войны . Как правило, работы касались восстановления и приспособления сооружений для санатория.

Но планомерные работы по реставрации отдельных объектов комплекса Святогорского монастыря начаты только в 1970-х годах. Были проведены исследовательские работы на Николаевской церкви (архитектор Н. Говденко), восстановлен нижний павильон паломников (автор проекта архитектор В. Новгородов). В 1980-х г.г. разработаны проекты реставрации Николаевской церкви (авторы проекта реставрации архитекторы М. Говденко, А. Давиденко), братского корпуса № 20 (автор проекта архитектор А. Давиденко), комплекса пещерных сооружений (архитектор Г. Дядюшенко), зданий (автор проектов архитектор Г. Дядюшенко). Эти постройки реставрировали в 1980-е г.г. Ремонтно-реставрационные работы проводились Сумской научно-реставрационной мастерской. 1976 г., по заданию Славяногорского дома отдыха им. Артема (тех, кто отвечал за собор), специалисты института «Укрпроектреставрация» архитекторы Н. Говденко, Г. Дядюшенко обследовали техническое и общее состояние Успенского собора, оценки были отрицательные.

Было решено проводить ремонтно-реставрационные работы, учитывая осуществленные реконструкции бывшего собора с полной реставрацией внешних конструктивных и архитектурно-декоративных форм, а также выполнить комплекс ремонтно-реставрационных работ в интерьере. Одновременно проведено обследование на памятке, которое показало: первоначальное фасады собора оштукатурены не были. Выявлено, что при строительстве собора использовался разноцветный кирпич высшего сорта: для плоскостей стен, тел и баз колонн – темно-красный, для капителей колонн и арок – бело-желтый, также определен и материал, из которого выполнен цоколь собора – тесаные блоки камня известняка. В конце XIX ст. собор оштукатурили и местами расписали, для чего сделаны зарубки по кирпичу на всех поверхностях фасадов. Сохранились фрагменты росписей над дверными проемами северного и западного фасадов.

Проектно-исследовательские работы выполнялись одновременно с подрядными реставрационными работами. Заказчиком проектно-исследовательских работ стала дирекция созданного в 1980 г. заповедника. Ремонтно-реставрационные работы выполняли Черниговская, затем Сумская научно-реставрационные мастерские с 1979 по 1986 г. Кресты изготовили специалисты Экспериментальной мастерской реставрационного управления в Киеве. После восстановления 1985 г. маковок над пятью шатрами собора установили кресты и выполнили позоло». Тогда закончили другие реставрационные работы на фасадах собора.

В 1981 г. Дом отдыха им. Артема проводил укрепляющие работы на кирпичном стилобате, находившемся в аварийном состоянии. Игнорируя требования к реставрации памятников архитектуры, при работе использовали монолитный железобетон и железобетонные плиты. С декабря 1985 г. в подбанной части храма начаты работы по восстановлению живописи, находившейся в аварийном состоянии. Исследовательские и ремонтно-реставрационные работы выполнял участок реставрации живописи Киевской научно-реставрационной мастерской. Работы производила в 1986-1987 г.г. бригада реставратора-живописца высшей категории А. Марампольского.

В центральной бане отреставрирована композиция «Троица», в центральном барабане – «Св.Апостолы», «Св.пророки», «Св.Архангелы», «Св.мученики», «Св.праотцы», «Св.преподобные», «Св. цари». На парусах центральной бани реставраторам удалось восстановить практически погибшие изображения на столбах: «Пр. Арсений», «Пр.Пахомий», «Святая первомученица Фекла». Вся отреставрированная живопись до 1994 г. находилась за подвесным потолком и была недоступен для глаз посетителей.

В 1992 г. Успенский собор возвращен церкви. Летом 1992 г. назначен исполняющий обязанности игумена Свято-Успенского мужского монастыря отца Николая. Он и послушники приехали на Святые горы 14 июля 1992 г. Их усилиями внутреннее пространство храма было приспособлено для проведения служб. С этого времени в соборе снова начинаются богослужения. 1995 г. собственными силами церковь начинает демонтаж более поздних перегородок, конструкций перекрытия, железобетонных балконов, устроенных в послевоенное время. К концу 1995 г. эту работу окончили. В настоящее время внутреннее пространство собора освобождено от более поздних наслоений. В местах крепления конструкций балкона есть глубокие каверны. Живопись на столбах утрачена в местах укрепления более поздних перегородок, в других местах находится в аварийном состоянии. В интерьере практически утрачен весь первоначальный лепной декор.

Для проведения ремонтно-реставрационных работ на памятке (в интерьере) необходимо выполнить детальные натурные обследования. Существующие иконографические данные, описания очевидцев интерьера и иконостаса позволяют выполнить проект ремонтно-реставрационных работ по восстановлению первобытного интерьера собора с восстановлением иконостаса и паникадила, утраченной живописи. Необходимо также провести большую работу по восстановлению утраченного архитектурного вида стилобата-паперти у северного фасада собора и парадной лестницы с восстановлением кирпичного декора, утраченной металлической решетки ограждения лестницы, фонарей для освещения центрального входа в храм. Восстановив все утраченные архитектурные детали в интерьере – иконостас, паникадило, живопись собора – мы сможем в полной мере увидеть и осмыслить величие и красоту главного храма Успенской пустыни Успенского собора.

Дядюшенко Г. «Главный храм Святогорского монастыря». «Из истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Создатель проекта собора Успения Пресвятой Богородицы — академик Алексей Горностаев, до этого создавший храмы на Валааме (Никольский и Белый скиты), в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви), Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря), Соловецком монастыре. Алексей Горностаев — автор 50-метрового Успенского кафедрального собора в Хельсинки, крупнейшего православного храма в Северной Европе.

http://mirchudes.net/architecture/951-svyato-uspenskaya-svyatogorskaya-lavra.html

25 марта 2018, Сергей Ковров .