ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волоколамск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородице-рождественская церковь на Возмищах


Волоколамск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:1535. Трапезная и колокольня - 1850.
Архитектор:Д.М. Петропавловский (трапезная и колокольня)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Волоколамский район, Волоколамск, ул. Возмище, 14

Координаты: 56.035054, 35.972837
Проезд:пригород, лучше всего добираться пешком



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с водохранилища на реке Городня<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с водохранилища на реке Городня
Ole Lukoye
8 мая 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
13 апреля 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
10 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Михалыч
3 мая 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
8 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Колокольня
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юга		      <br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с юга
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
14 октября 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Людмила Будылина
25 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
10 августа 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
9 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храмозданная надпись на каменной плите в стене трапезной<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Храмозданная надпись на каменной плите в стене трапезной
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
23 декабря 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
10 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
8 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1960-70-х годов.<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1960-70-х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь служила собором Возьмищенского монастыря, известного с XV в. и упраздненного в 1764 г. Здание церкви построено "по словеси архимандрита Луки" в 1535 г. Кирпичный четырехстолпный храм первоначально был трехглавым. Два восточных барабана разобраны в 1792 г., когда позакомарное покрытие переделывалось на четырехскатную кровлю. Памятник принадлежит к кругу московских построек, но отличается тяжестью и массивностью форм. Стены расчленены лопатками на три неравных прясла, завершенные полукруглыми закомарами. В средних закомарах помещены круглые киоты. Стены по середине высоты опоясывает карниз, переходящий в карниз апсид. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с килевидным архивольтом, керамическими капителями и дыньками. Барабан завершен шлемовидной главой с ажурным крестом XVIIв. Штукатурный декор барабана относится к середине XIX в. В интерьере на стенах алтаря и столбах храма под поздними записями сохранились фрески XVII в. Иконостас "русско-византийского" стиля выполнен во второй половине XIXв. Иконы относятся к XVIII и XIXвв. Трехъярусная колокольня и двухпридельная трапезная сооружены в 1850 г. в псевдорусских формах с использованием мотивов московского барокко. В западную стены трапезной вставлена белокаменная плита с текстом храмозданной надписи о строительстве в 1541 г. монастырских надвратной церкви и трапезной. Надпись принадлежит к выдающимся образцам русской эпиграфики первой половины XVI в.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 мая 2017

Основания для датировки храма Рождества Богородицы на Возмищах содержались в надписи на его закладной плите, ныне утраченной. В описи Возмищенского монастыря, составленной в 1764 году, говорится, что "о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: "Заложен оной монастырь лета 7045 при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки". Поскольку известно, что Возмицкая обитель существовала уже в ХV веке (здесь в юности был послушником Иосиф Волоцкий), эта каменная доска отмечала не дату основания обители, а могла быть только храмозданной, закладной. Нет никаких оснований доверять данным описи 1764 года, поэтому можно считать документально подтверждённой датой закладки Богородице-Рождественского собора 7045 год, в переводе на счёт лет от Рождества Христова 1536-1537 годы. Едва ли создание подобного,средних размеров собора заняло более одного-двух строительных сезонов. Ещё год уходил на необходимую просушку стен. Следовательно, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что фресковая роспись могла здесь появиться приблизительно около 1540 года. Косвенным подтверждением того, что в начале 1540-х годов собор был уже выстроен, украшен иконами, стенописью и освящён, служат следующие два факта. Во-первых, вряд ли в монастыре начали бы строить трапезную Кирилловскую церковь, завершённую к 1546 году, если бы не был достроен главный собор, и во-вторых, до нас дошёл издавна хранившийся в обители деревянный запрестольный крест, находящийся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея. Изготовление креста было даже специально приурочено к освящению Богородице-Рождественского собора. На это указывает близость даты его закладки к дате, имеющейся в надписи на кресте: "Лета 7050 второго (1543-1544) зделан бысть сии крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Феодосии". Не был ли Рождественский собор освящён в самый день празднования Рождества Богородицы, то есть 8 (21) сентября 1543 года, и не на это ли указывает крест владыки Феодосия? Внимание последнего к освящению нового монастырского собора вполне объяснимо тем, что Возмищенская обитель находилась в юрисдикции Новгородской архиепископии, а сам Феодосий, бывший до того игуменом Хутынской обители, являлся постриженником Иосифо-Волоцкого монастыря.

Значительную часть своей истории, больше двух столетий, Богородице-Рождественский храм на Возмищах был монастырской церковью. Только с упразднением монастыря во время секуляризационных мероприятий 1764 года он перешёл в разряд приходских. Возмищенский монастырь находился в Ламском стане, к юго-востоку от города Волока Ламского и совсем поблизости от него, на правом берегу реки Городни. Впервые монастырь упоминается в записи на листах Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила дьяконом Макарием в 1452 году "в граде Волоце в обители Святей Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху". Стоит отметить, что на погосте Рах в Раховском стане, который располагался к западу от Волока Ламского, находилось в середине ХV века монастырское подворье. С 1462 года, после смерти великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного, Возмицкий монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Первым из них становится сын Василия Тёмного и брат нового великого князя Московского Ивана III Борис Васильевич. Вступивший в 1494 году во владение Волоцким княжеством Фёдор Борисович после ссоры с преподобным Иосифом Волоцким (до двадцати лет он жил в Возмищенском монастыре в "особней храмине в безмолвии и в молитвах", читал и пел на клиросе) "почал грабити" волоколамские обители. Среди них оказался и Возмищенский монастырь. По повелению князя Фёдора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном дьяконом Михаилом, которых волоцкий правитель подозревал в сокрытии монастырского имущества. Останки убиенных были погребены в стенах обители. Вскоре, разорвав отношения с преподобным Иосифом, который после ссоры с князем ушёл на север (в район села Теряево), где и основал знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, князь Фёдор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря Алексию Пильемову. Однако в апреле 1509 года архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с преподобным Иосифом и архимандрита Алексия Пильемова, а настоятелем на Возмищах стал бывший келарь московского Андроникова монастыря архимандрит Геннадий. В начале ХVI века покровительство Возмицкому монастырю оказывала также мать князя Фёдора княгиня Иулиания Михайловна. Первоначально обитель входила в Новгородскую епархию, с 1613 года - в Патриаршую область.

В монастыре существовало два храма с престолами в честь Рождества Богородицы и Кирилла Белозёрского. Столь редкое посвящение храма белозёрскому святому даёт повод связать это с именем великого князя Василия III. Известно, что он высоко чтил Кирилло-Белозёрский монастырь. После поездки в 1528 году в Кирилловский монастырь у Василия III родился долгожданный наследник. Посвящение соборной церкви Рождеству Богородицы в Возмицком монастыре, думается, тоже связано с молениями этого князя и Елены Глинской о даровании наследника. Как и вся Волоколамская волость, монастырь пострадал в Смутное время. Согласно донесению воеводы Т. Торбеева от 1615 года "церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть". Вскоре монастырь был отстроен. В 1697 году на месте обветшавшей трапезной церкви 1541 года в честь Кирилла Белозёрского была выстроена другая церковь, уничтоженная в 50-е годы ХIХ века. В 1723 году обитель была приписана к Иосифо Волоцкому монастырю, а уже в 1764 году Возмищенский монастырь был упразднён, насельники переведены в Иосифову обитель. После упразднения монастырся комплекс монастырских построек просуществовал, вероятно, до начала ХIХ века. Некоторое время здесь размещалось Волоколамское духовное правление. После упразднения обители Богородице-Рождественский собор стал функционировать как приходской храм. Церковь представляет собой кирпичную трёхапсидную четырёхстолпную постройку. Сейчас мы храм видим одноглавым, имеющим четырёхскатную кровлю, хотя изначально он был трёхглавым и имел позакомарное покрытие. Однако в 1792 году два малых барабана, располагавшихся по углам здания с восточной стороны - над дьяконником и жертвенником, были разобраны. Причём сохранились основания шей их глав, ещё в первой трети ХIХ века отверстия внутрь храма, ведущие от них, были заделаны лишь досками. В том же году разобрали позакомарную кровлю, заменив её, по моде того времени, на четырёхскатную. В 1849 году была уничтожена старая колокольня с железными часами, а уже на следующий год к собору были пристроены новая шатровая колокольня и трапезная с двумя приделами. Вероятно, в это же время полностью переложили древний центральный барабан.

Богородице-Рождественская церковь на Возмищах представляет собой кирпичный трёхапсидный четырёхстолпный храм с системой повышенных подпружных арок. В настоящее время собор одноглавый, барабан переделан и украшен щтукатурной лепниной в середине ХIХ века. Стены храма украшены снаружи лопатками, разделяющими каждую из них на три прясла, из которых центральное более широкое по сравнению с боковыми. Изначально собор имел три перспективных портала с килевидными архивольтами. Порталы состояли из трёх колонок и двух четвертей. Средняя часть колонок украшена дыньками, верхняя часть и колонок, и четвертей - сноповидными капителями. Основание перспективы портала покоится на базе, имеющей малый вынос валиков с полочками и глубокую выкружку. В средних закомарах прясел храма размещены круглые киоты. По мнению реставратора С.В. Демидова, изначально круглый киот был только один - на северной стороне храма. Он был обрамлён валиками, вытесанными из тычковых кирпичей. По мнению же искусствоведа Ю.Г. Малкова, круглые киоты украшали стены храма с трёх сторон.

До реставрации 1970-1980-х годов сохранялись нижние части этих киотов на южном фасаде: керамические сноповидные капители, служившие своеобразными базами, над которыми сохранилось по несколько рядов срубленных тычков от колонок. В ходе реставрационных работ киот в восточной закомаре южного фасада был полностью восстановлен, а киот в центральной закомаре восстановлен частично. Почти точно по середине стены опоясывает тонкий карниз, переходящий в свою очередь в карниз значительно пониженных апсид. Под восточной закомарой северного фасада и под закомарами восточного фасада сохранился так называемый бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. Наружные лопатки отвечают крестчатым столпам в интерьере собора, хотя и несколько не совпадают с последними по осям. Вероятно, к концу ХVIII столетия относится растёска окон в алтаре и над порталами. Основанием для реставрации стали остатки арочных перемычек как снаружи, так и изнутри. В ходе реставрационных работ в конце 80-х гг. ХХ века храму частично возвращены первоначальные формы. Как свидетельствует историк искусства Ю.Г. Малков, собор по своим архитектурно-конструктивным особенностям может быть включён в круг памятников московского зодчества, но тяжеловесность, архаичность и упрощённость его форм всё же несут на себе печать некоторого провинциализма. Исследователь отмечает, что другой возмищенский храм - Кирилловский, не сохранившийся до нашего времени современник Богородице-Рождественского собора, построен тверскими зодчими. Это и неудивительно, поскольку Волоколамск был в известной степени и политически, и культурно связан с Тверью. Особый интерес во внутреннем убранстве Богородице-Рождественского храма представляют необычные пирамидальные ниши, помещённые внутри столпов и алтарных стен, а также первичные росписи, которые были созданы вскоре после возведения монастырского собора. Среди многих образцов, находящихся в храме на Возмищах, особое внимание привлекает современный список иконы Божией Матери "Волоколамская".

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №165, 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 марта 2024

Второй по древности храм Волоколамска после Воскресенского собора находится к востоку от кремлевского вала – это церковь Рождества Богородицы на Возмище. Каменный храм был построен в первой половине XVI века и служил в то время собором Возмищенского мужского монастыря. В середине XIX столетия к древней церкви были пристроены колокольня и трапезная с Благовещенским и Знаменским приделами. История древнего Возмищенского монастыря связана с началом иноческого пути преподобного Иосифа Волоцкого.

В книге В. В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» приведены несколько вариантов названия стоявшего в одной версте от Волоколамского кремля мужского монастыря: Николаевский-Рождество-Богородицкий-Возминский, Возмицкий (Вотьмицкий) или Зимитцкий. Свое имя обитель получила по Возминской слободе (селу Возмищи), которая вошла в черту современного города Волоколамска. В этом небольшом монастыре, существовавшем еще в XV веке, «принял послушание» святой Иосиф Волоцкий – в миру Иван Санин. Подвижник и просветитель основал впоследствии знаменитый Иосифо-Волоколамский монастырь вблизи села Теряево. Преподобный Иосиф был уроженцем села Язвище под Волоколамском, а начало его духовного пути было связано с двумя древними мужскими монастырями: Крестовоздвиженским и Возмищенским. Эти обители входили в число пяти монастырей-острогов, окружавших вал волоцкой крепости, и служили при нападении врага звеньями оборонительной цепи города.

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого (составленного Саввой епископом Крутицким) мы узнаем, что в семь лет будущий святой был отдан родителями для обучения грамоте в Крестовоздвиженский монастырь. Первым наставником Ивана Санина стал старец Арсений по прозвищу Леженка. Мальчик превосходил умом своих сверстников: за первый год он выучил Псалтырь, за второй – «все божественные писания». Окружавшие его иноки спрашивали друг друга: «Что отроча се будет?» Этот же вопрос из Евангелия от Луки задавали друг другу жители Иудеи, узнав чудесные обстоятельства рождения Иоанна Крестителя.

В конце XVII века Крестовоздвиженский мужской монастырь был приписан на несколько десятилетий к Иосифо-Волоцкой обители, а в 1764 году был упразднен. Сегодня территория монастыря принадлежит мебельной фабрике, здание храма сильно перестроено, богослужения здесь не совершаются. Согласно житию, в Возмищенскую обитель будущий святой поступил сразу после обучения в Крестовоздвиженском монастыре. При храме Рождества Богородицы на Возмище Иван Санин жил в особой келье. Почти все время подвижник проводил в церкви: он приходил к началу службы раньше всех, а по окончании «божественного пения» уходил в свою хижину последним. Послушник молился в молчании, отказывая себе во вкусной пище и вине, строго держался церковного правила и размышлял о суетности мирской жизни. Именно тогда, рассматривая текст псалма о жизни в миру, которая как пламень обращается в угли, затем в пепел, развеваемый ветром, юноша решился окончательно принять иноческий постриг.

Было и еще несколько переплетений имени Иосифа Волоцкого с Возмищенским монастырем. Текст его жития, составленный, как указывалось выше, Саввой Крутицким, был написан рукой архимандрита Возмищенской обители Вассиана – ученика волоколамского старца Фотия. В Послании Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону мы встречаем упоминание «Возмицкой обители» в контексте противостояния святого с удельным волоцким князем: «Князь Федор Борисович, государь наш, почал обидити монастырь Пречистыя (то есть Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь)… старцев добрых хотел кнутием бити, а Возмицкому, государь, архимандриту велел на чернецов из монастыря подговаривати и наводити, и архимандрит Алексий подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увез, а те чернецы взяли с собой… книги да иную рухлядь монастырскую». Иными словами, князь волоцкий Федор вместе с архимандритом Возмищенского монастыря уводили из обители преподобного иноков и утварь.

В. В. Зверинский предполагал, что первое упоминание о Возмищенском монастыре относится еще к концу XIII века. Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким. В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре.

Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древняя Возмищенская обитель



Комментарии и обсуждение


Церковь Рождества Богородицы служила собором известного с XV века Возмищенского монастыря. Согласно храмозданной доске построена не позднее 1537 года.

20 марта 2003, Андрей Пономарев.

Расчищены близкие к школе Дионисия фрески воинов-мучеников на столпах; в алтаре, в конхах апсид - фрески Иоанна Предтечи, свт. Алексия Московского.

4 апреля 2005, Виктор Судариков.

Существует статья диакона Георгия (Ю.Г.) Малкова и о храме, и о системе его стенописи (всё - с достаточно точными датировками), см.: Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске (предварительная публикация) // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. [Сборник статей]. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1997. С. 267-285
8 сентября 2011.

Трапезная с приделами Благовещения (осв.1858) и Знамения (осв.1860), а также колокольня выстроены в 1849-1857 гг. по проекту местного уроженца - архитектора Д.М.Петропавловского
9 апреля 2014.