Основания для датировки храма Рождества Богородицы на Возмищах содержались в надписи на его закладной плите, ныне утраченной. В описи Возмищенского монастыря, составленной в 1764 году, говорится, что "о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: "Заложен оной монастырь лета 7045 при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки". Поскольку известно, что Возмицкая обитель существовала уже в ХV веке (здесь в юности был послушником Иосиф Волоцкий), эта каменная доска отмечала не дату основания обители, а могла быть только храмозданной, закладной. Нет никаких оснований доверять данным описи 1764 года, поэтому можно считать документально подтверждённой датой закладки Богородице-Рождественского собора 7045 год, в переводе на счёт лет от Рождества Христова 1536-1537 годы. Едва ли создание подобного,средних размеров собора заняло более одного-двух строительных сезонов. Ещё год уходил на необходимую просушку стен. Следовательно, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что фресковая роспись могла здесь появиться приблизительно около 1540 года. Косвенным подтверждением того, что в начале 1540-х годов собор был уже выстроен, украшен иконами, стенописью и освящён, служат следующие два факта. Во-первых, вряд ли в монастыре начали бы строить трапезную Кирилловскую церковь, завершённую к 1546 году, если бы не был достроен главный собор, и во-вторых, до нас дошёл издавна хранившийся в обители деревянный запрестольный крест, находящийся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея. Изготовление креста было даже специально приурочено к освящению Богородице-Рождественского собора. На это указывает близость даты его закладки к дате, имеющейся в надписи на кресте: "Лета 7050 второго (1543-1544) зделан бысть сии крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Феодосии". Не был ли Рождественский собор освящён в самый день празднования Рождества Богородицы, то есть 8 (21) сентября 1543 года, и не на это ли указывает крест владыки Феодосия? Внимание последнего к освящению нового монастырского собора вполне объяснимо тем, что Возмищенская обитель находилась в юрисдикции Новгородской архиепископии, а сам Феодосий, бывший до того игуменом Хутынской обители, являлся постриженником Иосифо-Волоцкого монастыря.
Значительную часть своей истории, больше двух столетий, Богородице-Рождественский храм на Возмищах был монастырской церковью. Только с упразднением монастыря во время секуляризационных мероприятий 1764 года он перешёл в разряд приходских. Возмищенский монастырь находился в Ламском стане, к юго-востоку от города Волока Ламского и совсем поблизости от него, на правом берегу реки Городни. Впервые монастырь упоминается в записи на листах Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила дьяконом Макарием в 1452 году "в граде Волоце в обители Святей Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху". Стоит отметить, что на погосте Рах в Раховском стане, который располагался к западу от Волока Ламского, находилось в середине ХV века монастырское подворье. С 1462 года, после смерти великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного, Возмицкий монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Первым из них становится сын Василия Тёмного и брат нового великого князя Московского Ивана III Борис Васильевич. Вступивший в 1494 году во владение Волоцким княжеством Фёдор Борисович после ссоры с преподобным Иосифом Волоцким (до двадцати лет он жил в Возмищенском монастыре в "особней храмине в безмолвии и в молитвах", читал и пел на клиросе) "почал грабити" волоколамские обители. Среди них оказался и Возмищенский монастырь. По повелению князя Фёдора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном дьяконом Михаилом, которых волоцкий правитель подозревал в сокрытии монастырского имущества. Останки убиенных были погребены в стенах обители. Вскоре, разорвав отношения с преподобным Иосифом, который после ссоры с князем ушёл на север (в район села Теряево), где и основал знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, князь Фёдор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря Алексию Пильемову. Однако в апреле 1509 года архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с преподобным Иосифом и архимандрита Алексия Пильемова, а настоятелем на Возмищах стал бывший келарь московского Андроникова монастыря архимандрит Геннадий. В начале ХVI века покровительство Возмицкому монастырю оказывала также мать князя Фёдора княгиня Иулиания Михайловна. Первоначально обитель входила в Новгородскую епархию, с 1613 года - в Патриаршую область.
В монастыре существовало два храма с престолами в честь Рождества Богородицы и Кирилла Белозёрского. Столь редкое посвящение храма белозёрскому святому даёт повод связать это с именем великого князя Василия III. Известно, что он высоко чтил Кирилло-Белозёрский монастырь. После поездки в 1528 году в Кирилловский монастырь у Василия III родился долгожданный наследник. Посвящение соборной церкви Рождеству Богородицы в Возмицком монастыре, думается, тоже связано с молениями этого князя и Елены Глинской о даровании наследника. Как и вся Волоколамская волость, монастырь пострадал в Смутное время. Согласно донесению воеводы Т. Торбеева от 1615 года "церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть". Вскоре монастырь был отстроен. В 1697 году на месте обветшавшей трапезной церкви 1541 года в честь Кирилла Белозёрского была выстроена другая церковь, уничтоженная в 50-е годы ХIХ века. В 1723 году обитель была приписана к Иосифо Волоцкому монастырю, а уже в 1764 году Возмищенский монастырь был упразднён, насельники переведены в Иосифову обитель. После упразднения монастырся комплекс монастырских построек просуществовал, вероятно, до начала ХIХ века. Некоторое время здесь размещалось Волоколамское духовное правление. После упразднения обители Богородице-Рождественский собор стал функционировать как приходской храм. Церковь представляет собой кирпичную трёхапсидную четырёхстолпную постройку. Сейчас мы храм видим одноглавым, имеющим четырёхскатную кровлю, хотя изначально он был трёхглавым и имел позакомарное покрытие. Однако в 1792 году два малых барабана, располагавшихся по углам здания с восточной стороны - над дьяконником и жертвенником, были разобраны. Причём сохранились основания шей их глав, ещё в первой трети ХIХ века отверстия внутрь храма, ведущие от них, были заделаны лишь досками. В том же году разобрали позакомарную кровлю, заменив её, по моде того времени, на четырёхскатную. В 1849 году была уничтожена старая колокольня с железными часами, а уже на следующий год к собору были пристроены новая шатровая колокольня и трапезная с двумя приделами. Вероятно, в это же время полностью переложили древний центральный барабан.
Богородице-Рождественская церковь на Возмищах представляет собой кирпичный трёхапсидный четырёхстолпный храм с системой повышенных подпружных арок. В настоящее время собор одноглавый, барабан переделан и украшен щтукатурной лепниной в середине ХIХ века. Стены храма украшены снаружи лопатками, разделяющими каждую из них на три прясла, из которых центральное более широкое по сравнению с боковыми. Изначально собор имел три перспективных портала с килевидными архивольтами. Порталы состояли из трёх колонок и двух четвертей. Средняя часть колонок украшена дыньками, верхняя часть и колонок, и четвертей - сноповидными капителями. Основание перспективы портала покоится на базе, имеющей малый вынос валиков с полочками и глубокую выкружку. В средних закомарах прясел храма размещены круглые киоты. По мнению реставратора С.В. Демидова, изначально круглый киот был только один - на северной стороне храма. Он был обрамлён валиками, вытесанными из тычковых кирпичей. По мнению же искусствоведа Ю.Г. Малкова, круглые киоты украшали стены храма с трёх сторон.
До реставрации 1970-1980-х годов сохранялись нижние части этих киотов на южном фасаде: керамические сноповидные капители, служившие своеобразными базами, над которыми сохранилось по несколько рядов срубленных тычков от колонок. В ходе реставрационных работ киот в восточной закомаре южного фасада был полностью восстановлен, а киот в центральной закомаре восстановлен частично. Почти точно по середине стены опоясывает тонкий карниз, переходящий в свою очередь в карниз значительно пониженных апсид. Под восточной закомарой северного фасада и под закомарами восточного фасада сохранился так называемый бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. Наружные лопатки отвечают крестчатым столпам в интерьере собора, хотя и несколько не совпадают с последними по осям. Вероятно, к концу ХVIII столетия относится растёска окон в алтаре и над порталами. Основанием для реставрации стали остатки арочных перемычек как снаружи, так и изнутри. В ходе реставрационных работ в конце 80-х гг. ХХ века храму частично возвращены первоначальные формы. Как свидетельствует историк искусства Ю.Г. Малков, собор по своим архитектурно-конструктивным особенностям может быть включён в круг памятников московского зодчества, но тяжеловесность, архаичность и упрощённость его форм всё же несут на себе печать некоторого провинциализма. Исследователь отмечает, что другой возмищенский храм - Кирилловский, не сохранившийся до нашего времени современник Богородице-Рождественского собора, построен тверскими зодчими. Это и неудивительно, поскольку Волоколамск был в известной степени и политически, и культурно связан с Тверью. Особый интерес во внутреннем убранстве Богородице-Рождественского храма представляют необычные пирамидальные ниши, помещённые внутри столпов и алтарных стен, а также первичные росписи, которые были созданы вскоре после возведения монастырского собора. Среди многих образцов, находящихся в храме на Возмищах, особое внимание привлекает современный список иконы Божией Матери "Волоколамская".
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №165, 2015 г.