ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волоколамск. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Волоколамск. Церковь Петра и Павла
Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра и Павла, Георгия Победоносца, Алексия, человека Божия
Год постройки:Между 1694 и 1695. Трапезная и колокольня - 1884-1886.
Архитектор:С.И. Бородин (трапезная и колокольня)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Волокаламск, ул. Советская, д. 28

Координаты: 56.034812, 35.966631



Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
14 октября 2012
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2019
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
16 марта 2017
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
2 июля 2016
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2013
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
14 октября 2012
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Выголов Никита
25 февраля 2008
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Выголов Никита
25 февраля 2008
Церковь Петра и Павла, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1984
Церковь Петра и Павла, Общий вид с юго-западной стороны. Фото Губарева А. А.,  24 июня 1928 г. из фондов ГИМ. (ГК № 47112070)<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Общий вид с юго-западной стороны. Фото Губарева А. А., 24 июня 1928 г. из фондов ГИМ. (ГК № 47112070)
Дмитрий Волохов
24 июня 1928
Церковь Петра и Павла, фото с http://voloklamskiy.ru/photo/1-0-7-3<br>, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
фото с http://voloklamskiy.ru/photo/1-0-7-3
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В XV-XVI веках на месте Петропавловской церкви на посадской земле существовал Власьевский женский монастырь, который пользовался особым покровительством удельных Волоцких князей, особенно князя Бориса Васильевича Волоцкого. Здесь в этой обители почти 30 лет провела подвижническую жизнь инокиня Мария (Марина Санина) – мать святого преподобного игумена Иосифа Волоцкого. Когда польско-литовские интервенты в начале XVII века разорили и сожгла деревянный Власьевский монастырь, его восстановили на средства Успенской Иосифо-Волоцкой обители. К ней же он был приписан и получал от большого монастыря необходимые средства для содержания монашествующих.

В 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана по прошению настоятеля Успенского монастыря архимандрита Николая над могилой схимонахини Марии возвели каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря.

Во второй половине XVIII века после упразднения обители, Петропавловский храм стал приходским. В 1767-1770 гг. в его трапезе на средства прихожан устроили теплую придельную церковь во имя святого Алексия человека Божия. В 1827-1830 гг. трапезную церковь разобрали с устройством двух приделов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святого Алексия человека Божия. В 1884-1886 гг. трапезную Петропавловской церкви с колокольней вновь перестроили по проекту архитектора С.И.Бородина. При церковной ограде упоминалась каменная часовня.Настоятелем Петропавловской церкви с 1917 г. состоял священник Иоанн Ильич Кочетов.

В годы советской власти храм был закрыт и сильно перестроен. Были снесены глава и колокольня, перестроено внутреннее пространство, пробита для гаражных ворот южная стена четверика, пристроены хозяйственные постройки. Долгое время в храме располагался Волоколамский хлебозавод. По настоящее время храм занят коммунальным учреждением.

Приписан к Богородицерождественскому храму г. Волоколамск

http://volokblag.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 марта 2024

Церковь Петра и Павла в Волоколамске до реформ Екатерины II являлась соборным храмом упраздненного Власьевского женского монастыря. В этой обители тридцать лет подвизалась Марина Санина, в иночестве Мария – мать преподобного Иосифа Волоцкого. Над могилой инокини в конце XVII века был построен уцелевший до наших дней каменный Петропавловский храм, где 17 июля по старому стилю в день памяти святой мученицы Марины совершали панихиду. Церковь Петра и Павла бывшего Власьевского монастыря медленно восстанавливается. Возрождается и традиция ежегодных панихид на могиле инокини Марии.

Некоторые места из Евангелия, на первый взгляд, настраивают христианина враждебно к своим родителям и семье. Вспомним, например, слова Христа, приведенные в 14 главе Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот сложный отрывок, писал: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает…» Примерами того, что слова Спасителя не стоит понимать прямолинейно, служат жития двух великих монахов: преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Оба последовали за Христом, отказались от мирской жизни, но не забывали о родителях, братьях и родственниках. Во все времена паломники особо почитали родителей преподобного Сергия Радонежского. Прежде чем поклониться мощам святого в Троице-Сергиевой лавре, богомольцы заходили в Хотьковский монастырь к могилам Кирилла и Марии Радонежских.

В 1992 году родители преподобного Сергия были официально канонизированы в лике святых в Русской Православной Церкви. Сегодня над ракой с их мощами в Покровском соборе Хотьковской обители установлена икона «Рода Сергиева». Кроме родителей святого монахами были родной брат Сергия преподобный Стефан, вместе с которым он основал Троицкий монастырь на холме Маковец, и племянник Феодор, ставший затем святителем Ростовским. Таким же боголюбивым был род святого Иосифа Волоцкого – в миру Ивана Санина. Дедушка и бабушка святого приняли монашество с именами Герасим и Ирина, а один из трех братьев Вассиан также принял иноческий чин и стал впоследствии архиепископом Ростовским. На протяжении всей жизни Вассиан поддерживал своего знаменитого старшего брата. Уже будучи иноком Пафнутьева монастыря в Боровске, Иосиф призвал к монашеству своих родителей Ивана и Марину Саниных. Отец Иосифа постригся в том же Пафнутьевом монастыре с именем Иоанникий, а мать около тридцати лет прожила во Власьевской женской обители Волоколамска.

Вот что писал о бывшем Власьевском монастыре и Петропавловском храме Н.А. Рожественский в «Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии» 1864 года: «Петропавловская, каменная... Прежде был женский монастырь под именем Власиевского и получал содержание от Волоколамского Иосифова монастыря, потому что мать Преподобного Иосифа, Марина была монахинею в Власиевском монастыре и по смерти своей, в самом начале XVIвека, погребена в нем. Над гробом ее ежегодно совершается 17 июля панихида нарочно для сего приезжающими из Иосифова монастыря Архимандритом и братиею, совместно с Священноцерковнослужителями этой церкви».

В житии преподобного Иосифа Волоцкого, записанном епископом Крутицким Саввой Черным, рассказано, что святой заботился о родителях до самой их кончины. Приняв постриг в обители преподобного Пафнутия, Иосиф рассказал духовному наставнику о том, что ему жаль своих престарелых родителей, оставшихся в миру. Преподобный Пафнутий, видя, что родительская любовь не поколеблет твердое решение ученика быть иноком, велел ему об отце и матери «попечение иметь старости ради и немощи». Повинуясь воле духовника, инок Иосиф взял к себе в монастырь больного отца, а матери послал письмо с советом принять монашеский постриг в женской волоколамской обители священномученика Власия. Отец Иосифа был полностью парализован, поэтому сын, разделив с ним одну келью, своими руками кормил его, поднимал и переносил, утешал чтением Священного Писания. По слову жития, Иосиф стал своему больному отцу «и старцем, и учителем, и слугой, и опорой». Отец, видя усердие сына, со слезами говорил ему: «Чем тебе воздам, чадо? Бог тебе воздаст за труды твои: не я тебе отец, а ты мне как отец и в телесных, и в духовных нуждах». Отец Иосифа скончался после пятнадцати лет их совместной жизни в монастыре. Преподобный Пафнутий, видя покорное служение Иосифа своему больному родителю, предрек ему славу на иноческом пути и основание собственного монастыря.

В отличие от отца, мать не видела Иосифа с тех самых пор, как он принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре. Чтобы, наконец, повидаться с сыном, она сама пришла пешком в Волоцкую обитель. Однако Иосиф, узнав о приходе матери, рассердился из-за нарушения иноческого устава и сказал родительнице, что, хотя она не увидит его больше в этой жизни, но Господь сподобит их увидеться в лучшем мире, где пребывают святые.

Перед кончиной Марии другой ее сын Елиазар стал свидетелем чудесных обстоятельств ухода инокини в иной мир. Лежащая на одре немощная старица неожиданно потребовала мантию, как будто собиралась встать и куда-то идти. Она пояснила удивленному сыну, что ее зовут стоящие у постели Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Мария Египетская. Инокиня приподнялась, чтобы пойти за святыми женами, и в этот момент скончалась. Узнав от брата об этом чудесном явлении, Иосиф поблагодарил Бога, давшего знак, что мать его наследовала вечную жизнь, и «приложил к слезам слезы и к трудам труды».

В XV-XVI веках на месте Петропавловского храма располагался Власьевский женский монастырь, который пользовался покровительством Волоцких князей, в частности, Бориса Васильевича Волоцкого. В этом монастыре провела подвижническую жизнь Марина Санина – мать преподобного игумена Иосифа Волоцкого. Известно, что кроме матери святого, здесь последнее пристанище обрела и супруга удельного князя Бориса Всеволодовича – Ульяна Михайловна. В начале XVII века польско-литовские интервенты разорили и сожгли деревянный Власьевский монастырь. Однако его восстановили в 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана. Над могилой Марии Саниной возвели каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Храм и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря. Во второй половине XVIII века Петропавловский храм стал приходским. В 1884-1886 гг. здание претерпело некоторые изменения – трапезную церкви Петра и Павла перестроили по проекту архитектора С. И. Бородина.

В годы советской власти храм был закрыт и значительно реконструирован. Были снесены глава и колокольня, и его переоборудовали под Волоколамский хлебозавод. В 2011 г. храм был занят коммунальным учреждением. В 2014 году, по договоренности с руководством Волоколамского благочиния, администрация района инициировала процедуру передачи здания храма Русской православной церкви, и теперь он обрёл вторую жизнь. 12 июля 2015 года, в День памяти святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский храм г. Волоколамска отметил свой престольный праздник –молитва зазвучала в храме спустя 78 лет после его закрытия. В церкви был отслужен торжественный молебен святым апостолам, в котором приняли участие более 160 прихожан.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм над могилой матери Иосифа Волоцкого и сайта: История Петропавловского храма в Волоколамске - Волоколамск сегодня (voloktoday.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.