Свято-Никольский собор (1898-1937 гг.) стоял на небольшой возвышенности у пересечения улиц Хабаровской и Корсаковской (ныне Ленина и Тимирязева). В архитектурном отношении это была несколько видоизмененная копия храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. «Владивостокские епархиальные ведомости» писали о нем как о «лучшем, величественнейшем храме не только во Владивостокской епархии, но и во всем Приамурском крае».
Непросто было построить такой величественнейший храм в маленьком уездном городишке. Для его строительства требовалось минимум 200 тыс. рублей, а в наличии было всего лишь 4. Оставалось уповать на помощь Божию, содействие прихожан и неиссякаемую энергию о. Павла Мичурина. В июне 1884 года начались подготовительные работы, а в октябре была совершена закладка храма. На торжествах присутствовал сам генерал-губернатор Н.И. Духовской. К концу года был сооружен фундамент, через год — цоколь. Строить приходилось основательно, так как место было болотистое, топкое. На осуществление всех этих работ о. протоирей изыскал еще 15 тысяч пожертвований. Но на этом денежные средства истощились и ситуация становилась критической: те, кто мог пожертвовать на храм, уже внесли свой взнос и больше просить было не у кого. Тогда председатель строительного комитета выпросил у общества каменоломню в окрестностях города. Вскоре каменоломня стала давать доход. Вот как рассказывал об этом сам о. Павел: «Мир дал мне каменоломню, каковую я стал разрабатывать правильными шахтами, рвал камень порохом, при помощи забойника и штревеля, а потом выписал машину и научился у архитектора Гвоздиевского как камень рвать при помощи динамита и пироксилина». Вместе с каменоломней удалось выхлопотать 600 кубометров дров и до 4 тыс. лесин. Причем только рубка была за плату, вывозку же взяло на себя общество.
К весне 1896 года дрова для обжига кирпича и лес были готовы. Оставалось притупить к заготовке кирпича, для чего весной этого же года был заключен контракт на поставку кирпича, причем исключительно высшего сорта. Через год заготовка материалов была завершена и была начата кладка. Этот цикл работ продолжался около года. Известь сначала покупали, потом строительный комитет «вымолил» у мира право на разработку известковых сопок. Поступали и денежные пожертвования, которые вместе с доходом от каменоломни и кружечным сбором, производимым в храме и городских учреждениях, как раз и составили тот капитал, который позволили через четыре года закончить кирпичную кладку.
Составление сметы и технический надзор по постройке взял на себя инженер-полковник Жигаловский. Строили собор китайские рабочие. Согласно денежному отчету, на постройку собора со сторожкой и оградой всего было наличными деньгами израсходовано 107 рублей 29 копеек, тогда как собор стоил около 200 тыс. рублей. Общество само частью подвозило камень, кирпич, известь, песок, железо и другие материалы. Давали кредиты и оказывали помощь местные предприятия и фирмы, учреждения города.
Собор был воздвигнут к концу 1900 года. В начале 1901 года правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Епископ Евсевий (Никольский) телеграфировал в Санкт-Петербург: «14 января мною торжественно освящен величественный каменный собор в г. Никольск-Уссурийском при громадном стечении народа. Собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина».
При храме действовала начальная школа для неимущих. Резолюциями его преосвященства от 8 июля 1904 года в должности церковного старосты был утвержден мещанин Игнатий Потапов.
При советской власти собор был взорван.
http://ussur-nikola.cerkov.ru/main-page/