ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы.


Санкт-Петербург. Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Матфия апостола, Сергия Радонежского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:между приблизительно 1790 и 1890.
Год утраты:приблизительно 1932
Архитектор:Л.И. Миллер, А.И. Егоров (переделки 1862-1863), В.И. Карпов (Г.И.?) (переделки 1889-1890)
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург, Большая Пушкарская улица, (35)

Координаты: 59.961742, 30.308834
Проезд:метро Петроградская



Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы,  Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
 Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1914
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы,  Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
 Фото В. Г. Самойлова, 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1914
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2501535904.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2501535904.html
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://photoprogulki.narod.ru/spb_ps80_pushb5.htm . Иконостас Покровского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://photoprogulki.narod.ru/spb_ps80_pushb5.htm . Иконостас Покровского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Иконостас Сергиевского придела, 1703 г. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас Сергиевского придела, 1703 г. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Иконостас Матфиевского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас Матфиевского придела. Фото П. П. Покрышкина, 1911 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Матфиевский придел. (Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб, 1909. III выпуск, с. 22)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Матфиевский придел. (Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб, 1909. III выпуск, с. 22)
Сергей Прохоров
??
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с Матвеевской улицы, ныне ул. Ленина. (Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб, 1909. III выпуск, с. 21.)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид с Матвеевской улицы, ныне ул. Ленина. (Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб, 1909. III выпуск, с. 21.)
Сергей Прохоров
??
Церковь Матфия апостола и Покрова Пресвятой Богородицы, Место, где была церковь, вид с северо-запада. На месте взорванной церкви осталось небольшое возвышение, образованное строительным мусором. В конце XX или начале XXI в. это место привели в порядок, устроили лестницы. Рядом с одной из них установлен щит, на котором рассказывается об истории церкви (он виден на фотографии). <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Место, где была церковь, вид с северо-запада. На месте взорванной церкви осталось небольшое возвышение, образованное строительным мусором. В конце XX или начале XXI в. это место привели в порядок, устроили лестницы. Рядом с одной из них установлен щит, на котором рассказывается об истории церкви (он виден на фотографии).
Сергей Прохоров
25 октября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2015

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Матфия (с 1923 года — Матфиевский собор).

9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Позднее в память об этом событии в солдатской слободе, где квартировал Белозерский пехотный полк, была построена (сложена) и 31 января 1720 года освящена деревянная церковь. Но история этого храма началась в год основания города.

29 июля 1703 года на территории строящейся в устье Невы крепости была заложена первая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра и была расписана снаружи «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. В 1712 году Петр I рядом с деревянной церковью положил основание каменному собору, а первоначальную церковь спустя cемь лет, в 1719 году, разобрали и перенесли, с Заячего острова на Березовый (Городской; с 1730-х годов и до 1914-го — Петербургский остров, с 1914 — Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия 31 января 1720 г. В этой церкви Петр совершал молебны за победу над шведами.

При императрице Анне Иоановне, около 1730 года, близ Матфиевской церкви были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки и церковь надолго стала и приходской и полковой. Имеются сведения о том, что в 1738 — 1768 гг. при церкви существовало довольно обширное кладбище. Усилиями причта и прихожан в 1751 году для церкви был отлит колокол в 114 пудов, который считался одним из самых больших в городе. В 1797 году в Матфиевской церкви был основан придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Матфиевская церковь была холодной. Поэтому еще при Елизавете Петровне рядом выстроили теплую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, восстановленную после пожара и освященную в 1754 году. Надпись на кресте под престолом гласила: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честна Ея покрова, при державе благочестивейшiя и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексiевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословлению святейшаго правительствующаго всероссiйскаго синода и преосвященнаго Сильвестра архiепископа С.-Петербургскаго и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невскаго. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта»… Простояв около полувека, Покровская церковь обветшала и была разобрана, а на ее месте в конце 90-х годов XVIII века началось строительство двухпридельного каменного храма с деревянной колокольней и деревянным куполом под руководством архитектора Л. И. Миллера, ученика Баженова.

1 октября 1800 года состоялось освящение нового храма Покрова Пресвятой Богородицы с двухярусным иконостасом и приделом преподобного Сергия Радонежского. В июне 1806 года по Высочайшему повелению была, наконец, разобрана из-за ее крайней ветхости, Матфиевская церковь, а вместо нее в расширенной Покровской церкви освятили одноименный придел, куда были перенесены святой престол и иконостас (в сокращенных размерах) из старой. Тогда же в память первоначальной церкви новую Покровскую переименовали в Матфиевскую.

Первый большой ремонт в храме проведен в 1842 г. В Покровском приделе поставили новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха. По случаю возобновления Матфиевской церкви после ремонта указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 года было предписано беречь старинный петровский иконостас, «чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне», хотя к тому времени иконостас был уже в неполном виде из-за недостаточности места в приделе апостола Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенный темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте. В царских вратах — Божья Матерь и Архангел Гавриил. По правую сторону от царских врат — Преображение Господне и святой апостол Матфий, по левую — Божья Матерь; на дверях в алтарь — св. Аарон. В южной стороне алтаря находились образа св. апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия Человека Божьего. Таким образом, иконостас Матфиевского придела представлял собой исторический памятник, напоминающий сразу о многих событиях русской истории: об основании города Петром I, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург, на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день апостола Матфия и даже о царевиче Алексее Петровиче. Два образа храма приписывались известным мастерам: «Св. Андрей Первозванный» — А. П. Лосенко, «Св. Василий Великий» — В. Л. Боровиковскому. В отдельном застекленном киоте хранились несколько серебряных крестов XVIII века с мощами. Напрестольное Евангелие XVIII века было украшено серебряным окладом в стиле барокко. Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них проход в главный храм. Тут обращала на себя внимание Старорусская икона Божией Матери громадных размеров, покрывавшая собой стену Матфиевского придела.

Снаружи здание было строгих пропорций, с фасадами, решенными в духе барокко. Компактная группа тесно сдвинутых куполов делала храм похожим на Смольный собор, хотя масштабы обоих сооружений, естественно, различались.

Второй ремонт, связанный с изменением интерьера, был проведен в 1862 — 1863 годах, когда по проекту А. И. Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил Балин. В 1884 году храм несколько расширили и в 1889 — 1890 гг. Г. И. Карпов пристроил к нему два придела и заменил деревянную колокольню двухъярусной каменной, легкой и изящной, а также удлинил трапезную. В 1899-ом году прихожане поставили в алтаре витраж с изображением Воскресения Христова, а в 1910-м интерьеры украсили резные киоты с иконами Е. Т. Иванова.

На колокольне храма было 4 больших и 6 малых колоколов. В ограде храма располагались три часовни. Одна из них была построена в XVIII веке, многократно ремонтировалась и обновлялась. В 1879 году она была перестроена по проекту архитектора Г. А. Соловьёва. Ещё две часовни были сооружены в 1814 — 1817 годах по проекту В. П. Стасова. Церкви св. апостола Матфия принадлежали две приписных: прекрасная церковь св. Алексия Человека Божьего при отделении Дома милосердия для взрослых на Бармалеевой улице и церковь нерукотворного образа при приюте отрока Василия на Гатчинской. Кроме того, была и часовня на Сытном рынке. К последней в праздник Тихвинской Божией Матери совершали крестный ход. Прихожанкой храма св. апостола Матфия была святая блаженная Ксения Петербургская. Она проживала на улице Андрея Петрова (ныне Лахтинская).

В 1763 г. при церкви открылась женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год — гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфеевском приходе было устроено оспопрививательное заведение — «оспенный дом». С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфеевское приходское училище, затем на его месте — Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале ХХ века в этом же доме разместился переведенный из Царского Села Александровский лицей.

Из Матфеевской в бедные церкви в разное время передавались образа, богослужебные книги, облачение, церковная утварь. Такие пожертвования посылались в сербские и болгарские церкви, в приходские церкви Минской губернии и др. При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и приют. Кроме того, с 1910 г. при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Распятого Христа, а с 1914 г. — миссионерское братство Воскресения Христова.

С 1923 года храм стал собором. Несмотря на историко-художественную ценность, храм 25 июля 1932 года был закрыт и в том же году весь церковный комплекс был снесен. На месте собора сейчас находится сквер с возвышением от остатков старинного здания.

Источник http://pokrovspb.cerkov.ru/matfievskij-xram/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2015

Церковь ап. Матфия (Покровская)

9 августа 1704, в день св. апостола Матфия, русские войска взяли Нарву, у стен которой они недавно потерпели поражение от шведов. В память об этой победе 31 января 1720 на Петербургской стороне, где квартировал Белозерский пехотный полк, была освящена деревянная церковь, „о трех шпицах“ которая прежде стояла в крепости на месте Петропавловского собора. В 1732 при ней было открыто кладбище, существовавшее более 30 лет. Тогда же Д. Трезини подвел под храм каменный фундамент.

Поскольку названная однопрестольная церковь была холодной, вскоре рядом появилась теплая Покровская, восстановленная и освященная 29 октября 1754 после пожара. Простояв около полувека, она обветшала, и Л. И. Миллер, ученик Баженова, в конце 1790-х взялся за постройку двухпридельного каменного храма с деревянной колокольней. 1 октября 1800, в престольный праздник, состоялось его освящение. Старый иконостас при этом был сделан двухъярусным. В июне 1806 по предложению Л. Руска разобрали и Матфиевскую церковь, которой пользовался Литовский полк, а вместо нее, к Покровской, пристроили слева одноименный придел, давший всей церкви другое название – Матфиевская.

Первый большой ремонт в здании был проведен в 1842, когда в Покровском приделе поставлен новый иконостас. Второй ремонт был связан с некоторым изменением интерьера: в 1862–1863 по проекту А. И. Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил И. Балин, иконостас – Н. А. Леонтьев, новые образа написал К. В. Лемох. В 1884 храм был несколько расширен, а чуть позже, в 1889–1890, Г. И. Карпов пристроил к нему два придела, каменную двухъярусную колокольню и удлинил трапезную, после чего здание стало вмещать более 1000 человек. В 1899 прихожане поставили в алтаре витраж с изображением Воскресения Христова; в 1910 интерьеры украсили резные киоты с иконами кисти Е. Т. Иванова.

В Матфиевском приделе стоял темно-голубой барочный иконостас с золочеными резными колонками, который датировался началом XVIII века и происходил из первого Петропавловского собора (в 1875 его хотели заменить копией). В этом приделе со временем намеревались собрать все старинные храмовые иконы. Два образа в храме приписывались известным мастерам: „Ап. Андрей Первозванный“ – А. П. Лосенко, „Свт. Василий Великий“ – В. Л. Боровиковскому. В отдельном застекленном киоте хранилось несколько серебряных крестов-мощевиков XVIII века. Напрестольное старинное Евангелие было украшено красивым серебряным окладом в стиле барокко.

В конце XVIII века прихожанкой церкви была блаж. Ксения Петербургская, жившая неподалеку. Здесь же ее отпевали.

У церкви было две часовни: одна на углу, в ограде, другая (1879, арх. Г. А. Соловьев) – на Сытном рынке; к последней в праздник Тихвинской Божией Матери шел крестный ход. С 1910 при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Христа Распятого во главе с известным миссионером Д. И. Боголюбовым, а с 1914 – миссионерское братство Воскресения Христова, первое такого рода в городе. Работало также благотворительное общество, содержавшее женскую богадельню и приют, общество трезвости, издававшее журнал „Трезвые всходы“.

Последним (с 1915) настоятелем церкви был прот. Николай Никанорович Сперанский, расстрелянный в 1918 году.

Епархиальный архитектор А. П. Аплаксин по заказу Союза русского народа разработал в 1912 проект Дома просветительных учреждений (в честь 300-летия Дома Романовых) с Никольской церковью на 600 человек на втором этаже. Его предполагалось возвести вблизи Матфиевской церкви, но из-за начавшейся войны проект остался на бумаге.

В конце 1919 на Б. Пушкарской ул., 57а, был открыт молитвенный дом, приписанный к храму. В нем поставили иконостас, взятый из упраздненной Спасской церкви.

В 1923 старинная церковь получила статус обновленческого собора. Закрыта в мае 1932 и взорвана тем же летом; теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. В 2001 возникла инициатива поставить в этом сквере памятную часовню.

http://www.encspb.ru/object/2804678930?dv=2853952566&lc=ru


Сергей Прохоров  15 октября 2017
Постройка в Петербурге в последние годы XVIII века храма в стиле барокко практически невероятна: это было время безраздельного господства классицизма. Вопреки широко распространенному утверждению о том, что церковь, освященная в 1800 г., была пятиглавой, - она имела только один купол, имеющий форму характерную для классицизма. Об этом свидетельствуют, по меньшей мере, два старых изображения, при всей их условности подтверждающие друг друга. Пятиглавие появилось, возможно, при перестройке 1862-1863 гг. См. мое выступление на форуме 10 ноября 2017 г. Более подробно я изложил эти данные на своем сайте в 2014 г.

Сергей Прохоров  11 ноября 2017

Каменная церковь Покрова Богородицы (с 1806 г. - церковь Апостола Матфия) строилась в последние годы XVIII в. под руководством Л.И. Миллера и освящена в 1800 г. В 1842 г. был проведен ремонт церкви. Еще один ремонт - в 1862-1863 (арх. А.И.Егоров). В 1889 - 1890 г. по проекту В.И. Карпова удлинена и расширена трапезная и построена новая колокольня взамен прежней. [1-3]

В наше время широко распространена версия о том, что основной объем церкви с пятиглавием сохранялся до гибели церкви в первоначальном виде и церковь, таким образом, представляла собой произведение архитектуры барокко (см. [3]). Между тем такая версия выглядит неправдоподобно: в Петербурге последние годы XVIII века - это время безраздельного господства классицизма, и появление в эти годы храма в "старомодном" стиле барокко совершенно невероятно (даже если учесть, что Петербургская сторона тогда была окраиной города). Можно уверенно сказать, что храм получил такие формы позже и его архитектура - это не подлинное барокко, а необарокко XIX века. Когда же произошла перестройка?

Самое раннее известное изображение храма крупным планом относится к 1889 г., это чертеж архитектора В.И.Карпова - проект новой колокольни и переделки трапезной [2,3]. На чертеже церковь изображена уже в том виде, в каком мы ее знаем по фотографиям начала XX века.

Но в то же время существуют хотя бы мелкие более ранние изображения церкви на панорамах Петербурга. Мне известны два таких изображения: одно из них - на панораме Петербурга А.Тозелли (1820 г.), другое - на гравюре А.Апперта по рисунку И.И.Шарлеманя "Панорама Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета" (около 1860 г.) . (Подробности идентификации изображений см. на моем сайте.)

Замечательно, что при всей условности эти два изображения подтверждают друг друга и позволяют хотя бы в общих чертах говорить о первоначальном облике церкви. Это был одноглавый храм с куполом, имеющим форму характерную для классицизма, и с колокольней, значительно превышающей купол по высоте (по данным [1,3], колокольня была деревянной, а по данным [2], имела только деревянный верх).

Итак, основной объем церкви был перестроен в период между 1860 и 1889 г. Известно только об одной ее крупной переделке в это время - в 1862-1863 гг.

В [3] говорится о том, что этот ремонт был "связан с некоторым изменением интерьера", и только вскользь упоминается о некоей переделке купола; впрочем, эта статья уже относится к нашему времени и едва ли может считаться надежным свидетельством. Обратимся к более ранним источникам.

В [1] написано: "Настоящий храм устроен в 1800 году старанием священнослужителей и усердием прихожан; зданием каменный с деревянною колокольнею. По плану Высочайше утвержденному 20 сентября 1862 года произведено капитальное исправление всего церковного здания."

А в [2] о характере переделки церкви, а также о ее прежнем облике сказано совершенно ясно (на основании свидетельств очевидцев, поскольку документов к тому времени - через полвека после перестройки - вероятно, не сохранилось):

"По сообщению о. Павла Быстрякова, старожила при Матфиевской церкви, в 1860-х годах, во время капитального переустройства церкви по Высочайше утвержденному проекту архитектора Егорова, деревянный купол заменен каменным пятериком, удлинена алтарная часть на 1 1/2. саж., прибавлены к ней библиотека и ризница и переложены пилоны. По воспоминаниям С. Н. Раевского, на Матфиевской церкви до нынешнего пятерика был один сферический купол (ампир?)".

Церковь со сферическим куполом действительно видна на названных мелких изображениях. Очевидно, можно вполне доверять и тому, что пятиглавие появилось именно при данной перестройке.

Итак, существовавшее к моменту сноса здание представляло собой произведение эклектики (необарокко) и имело тот вид, который ему придали архитекторы А.И. Егоров (основной объем) и В.И. Карпов (трапезная и колокольня).

Литература:

1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. выпуск 4, отдел 2, с. 38 - 53. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб, 1875. http://goldenshara.com/viewtopic.php?t=65518

2. Протоколы реставрационных заседаний. IV. С-Петербург. Матвеевская церковь 1800 г. Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 41. СПб, 1911, с. 4–12. https://lib.rgo.ru/reader/flipping/Resource-12261/00000337_Izvestiya%20imper%D0%B0torskoy%20%D0%B0rkheologicheskoy%20komissii/index.html

3. А.В. Кобак, А.В. Антонов. Церковь ап. МАТФИЯ (Покровская). Санкт-Петербург, энциклопедия. http://www.encspb.ru/object/2804678930?lc=ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 октября 2018

Существовавшая ранее церковь Матфия апостола (Покровская).

Настоящий храм устроен в 1800 г. старанием священнослужителей и усердием прихожан, зданием каменный с деревянною колокольнею. По плану, Высочайше утвержденному 20 сентября 1862 г., произведено капитальное исправление всего церковного здания. Этот храм имеет три престола: первый и главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, от других приделов он отделяется капитальною стеною, с аркою в середине; другой придел – во имя св. Апостола Матфия, а третий придел – во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Кресты под престолами простые, семиконечные…

Между другими предметами в храме примечательны: перенесенный в сию церковь из старой Матфиевской иконостас в приделе св. Апостола Матфия с другими предметами. Престол в приделе из соснового дерева, вышиною 1 арш. 6 вершк., шириною и длиною 1 арш. 4 вершка. Над ним четырехугольная сень, писанная на атласе, с изображением Бога–Отца, Бога–Сына и Бога–Духа Святого. Запрестольный крест принадлежит к недавнему времени, так как на нем уже есть изображения Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Самый иконостас, не смотря на то, что за крайнею теснотою настоящего своего помещения, сохранился не в полном своем первоначальном виде, замечателен: по давности своего существования; по памяти высокого своего соорудителя Петра Великого; по важности события (взятия гор. Нарвы), воспоминанию которого посвящен этот придел; по резной, украшающей его работе, которая своею строгою отчетливостью в исполнении, даже в настоящее время нередко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей и по искусному писанию на атласе и на холсте св. изображений. Иконостас деревянный, выкрашенный темно-голубою краскою, с витыми, вызолоченными колоннами; верх из сквозной резьбы.

Образа иконостаса: в царских дверях: Божией Матери, Архангела Гавриила и характеры евангелистов без изображений самих евангелистов. По правую сторону царских врат – Преображения Господня и св. Апостола Матфия; по левой – Божией Матери, на дверях, во входе в алтарь св. Аарона. Над царскими дверями образ Спасителя. Образа, утвержденные вверху иконостаса, в резьбе: круглый образ, разделенный на три части, с изображениями св. Троицы, сотворения человеков, Воскресения Христова и сошествия Святого Духа. По правую сторону сих образов в овальных кругах Богоявления Господня, положения во гроб Спасителя, святителя и чудотворца Николая, Предтечи и Крестителя Иоанна; по левую – поклонения волхвов Иисусу Христу, Господа Вседержителя, собор архангелов и ангелов, Преображения Господня. В самом верху – сошествия Святого Духа…

Кроме того, что иконостас сам по себе исторический памятник, некоторые из образов его напоминают и другие отношения к истории прошлого столетия: св. Александра Невского, как современный, перенесению мощей этого святого в С.-Петербург, на места, прославленные им в древности защитою от шведов; образ Алексия человека Божия напоминает царевича Алексея Петровича, к этому можно прибавить, что и в вышеупомянутом напрестольном кресте, современном началу церкви, есть часть мощей того же святого, Св. Апостолов Петра и Павла – остался, как воспоминание о прежнем местонахождении и назначении иконостаса в церкви.

По случаю возобновления в 1842 г. Матфиевской церкви, указом святейшего синода от 8 декабря того же 1842 г. за № 196630 Матфиевскому причту, между прочим, предписано: «чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году Императором Петром І, сохраняем был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся по ныне». Иконостас в настоящее время очень обветшал.

Образ св. Апостола Андрея Первозванного на холсте – копия с образа работы одного из первых по времени профессоров Академии художеств Антона Павловича Лосенко, вышиною 1 аршин 5 вершков, шириною 1 аршин 2 вершка. С этого образа, говорят, делал мозаику Михаил Ломоносов. Копия хорошей работы с картины Рубенса «Поклонение волхвов» неизвестного художника, пожертвован в 1838 г. чиновницею Краснопольскою. Пожертвованный мастеровою командою придворного конюшенного ведомства образ св. Василия Великого, на холсте, художника Боровиковского, на нем Василий Великий изображен в полном архиерейском облачении с дикирием.

Утварью, ризницею и Богослужебными книгами храм снабжен достаточно. Из Евангелий, по времени напечатания, относятся: два малого формата – к 1701 г., печатание в Москве, одно в лист – к 1703 г.; одно в четверть листа – к 1783 г.; в лист – к 1784 г.; в лист же – к 1800 г., остальные принадлежат к нынешнему столетию. Церковная библиотека незначительна и состоит из нескольких духовных книг и журналов.

Звон полный; колоколов больших четыре, из них на первом по времени надпись такая на краю: «Лил сей колокол мастер Константин Михайлов, сын Слизов», под ушами: «1751 г. марта 10 лит сей колокол к церкви св. Апостола Матфия» и проч.; второй отлит в 1818 г. марта 12 в гор. Валдае мастером Алексеем Шиловым старанием священника Н. Чупровского и старосты Ив. Мякишева; третий – в 1826 г. старанием священника Ф. Осторожнова и старосты Гр. ІІІульгина (весу непоказано, примерно пуд. 50); четвертый, главный отлит в 1867 г. 6 ноября на заводе купца Стуколкина в С.-Петербурге усердием старшины мещанского общества Захара Онисимова Шабалкина; малых колоколов 6.

Записей, жалованных грамот, летописей, дарственных актов при Матфиевской церкви нет. К церкви принадлежат две часовни: одна в самой ограде, а другая на Сытном рынке, которая существует там с давнего времени. С небольшого огородного места, отдаваемого в аренду, доход употребляется на отопление церкви и церковных домов. План поземельной собственности, принадлежащей Матфиевской церкви, Высочайше утвержденный, сохранился. По управлению церковь состоит в ведении дух. консистории и находится от оной в 6 верстах.

Настоящий, довольно благоустроенный вид Матфиевская церковь стала принимать уже во второй четверти XIX ст., до этого времени церковь представляла вид бедный, утварь и ризница была недостаточная. Церковный дом не поместителен, некоторые из членов причта вынуждены были пользоваться наемными квартирами. При нынешнем причте церковь приведена в лучшее, против прежнего, состояние.

В 1842 г. она была обновлена; с тех пор церковное имущество значительно умножилось; между разными церковными принадлежностями немало есть и более или менее ценного. При этом нельзя не упомянуть, что старостою купцом Лукиным, прослужившим при церкви около 20 лет, сделаны довольно значительные пожертвования деньгами, вещами и строительными материалами (при постройке нового церковного дома). В устройстве церкви причту помогали небогатые вообще, но усердные прихожане. Таким, например, в прежнее время был статский советник С. Г. Гладышев, в настоящее время надворный советник И. И. Логинов, гг. Игриневы и др. В свое время причту оказывал также постоянное содействие в разных отношениях благочинный, протоиерей Петропавловского собора И. С. Кочетов.

В это же время, в 1850 г., при всей недостаточности церковных кошельковых сумм, окончен постройкою новый церковный дом, в котором нашли помещение не только все члены причта, но и духовные сироты и прочие, состоящие при церкви лица. Около того же времени причтом и церковным старостою предприняты капитальные исправления по церкви при участии членов строительной комиссии: действительного статского советника М. Б. Дмитревского, И. И. Логинова и коллежского советника И. И. Вознесенского и вообще при пособиях со стороны прочих прихожан и посторонних благотворителей, по Высочайше утвержденным планам и под наблюдением архитектора г. Егорова.

Из Матфиевской церкви в разное время делались довольно значительные, судя по средствам ее, пожертвования в другие бедные церкви, образами, богослужебными книгами, облачениями и другими церковными вещами. Такие пожертвования посылались в сербские церкви дважды, в болгарские, в западные губернии; в мазаловский Вознесенский женский монастырь, Могилевской и в приходские церкви Минской губерний; также в Воскресенскую церковь села Ширмакши Костромской губернии. Копии с росписей имеются с 1814 г., а копии с метрических книг имеются вполне с 1798 г.

К прихожанам Матфиевской церкви принадлежат: служащие в разных ведомствах, отставные и заштатные чиновники, частью купцы и торговцы Сытного рынка, мещане, огородники, разные мастеровые, артели плотничные, столярные, малярные, а также и извощичьи. Лица, принадлежащие к этим артелям, вообще не могут считаться постоянными прихожанами Матфиевской церкви, так как на зиму или на лето (смотря по занятию), обыкновенно уезжают в свои места, в деревню, если не каждый год, то хотя через несколько лет; возвращаются они, обыкновенно, опять сюда же. Это может относиться ко многим и из торгующего класса.

Если население прихода долгое время сохраняло военный и вообще служебный характер, то в настоящее время упомянутые артели значительно изменяют состав его. Теперь в праздники, особенно зимние и преимущественно у заутрени, рабочим народом бывает занята вся средняя часть церкви.

В приходе находятся заведения: женский институт, состоящий под покровительством Ее Императорского Высочества принцессы Ольденбургской, и детский приют, основанный графинею Лаваль; Матфиевское приходское училище помещается теперь близ Троицкого собора. Прихожан муж. пола 74 души, жен. 54, дворов 59.

Причт в настоящее время составляют: два священника, диакон и два псаломщика. Жалованья причт не получает, а живет обычными поручными и кружечными доходами. К лицам, состоящим при церкви, принадлежат еще просфорня и духовные сироты, пользующиеся пособием от церкви и из попечительства. Все эти лица имеют помещение в церковных домах.

Составлено описание бывшим настоятелем Матфиевской церкви протоиереем Павлом Весиным.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.



Комментарии и обсуждение


Вызывают сомнения инициалы архитектора Карпова. В одно и то же время в Петербурге работали два архитектора-однофамильца - Григорий Иванович Карпов (более известный) и Владимир Ильич Карпов. Переделка церкви апостола Матфия в одних работах приписывается Г.И.Карпову, в других - В.И.Карпову (Я на своем сайте (http://photoprogulki.narod.ru/spb_ps80_pushb5.htm) в примечании 2 и в тексте, предшествующему этому примечанию, назвал соответствующие источники. У меня большее доверие вызывают данные о В.И. Карпове, но это всего лишь мое субъективное мнение). Предлагаю написать так: "Карпов Г.И. (В.И.?)" (или наоборот: "Карпов В.И. (Г.И.?)").
25 июня 2015, Сергей Прохоров.