Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Матфия (с 1923 года — Матфиевский собор).
9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Позднее в память об этом событии в солдатской слободе, где квартировал Белозерский пехотный полк, была построена (сложена) и 31 января 1720 года освящена деревянная церковь. Но история этого храма началась в год основания города.
29 июля 1703 года на территории строящейся в устье Невы крепости была заложена первая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра и была расписана снаружи «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. В 1712 году Петр I рядом с деревянной церковью положил основание каменному собору, а первоначальную церковь спустя cемь лет, в 1719 году, разобрали и перенесли, с Заячего острова на Березовый (Городской; с 1730-х годов и до 1914-го — Петербургский остров, с 1914 — Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия 31 января 1720 г. В этой церкви Петр совершал молебны за победу над шведами.
При императрице Анне Иоановне, около 1730 года, близ Матфиевской церкви были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки и церковь надолго стала и приходской и полковой. Имеются сведения о том, что в 1738 — 1768 гг. при церкви существовало довольно обширное кладбище. Усилиями причта и прихожан в 1751 году для церкви был отлит колокол в 114 пудов, который считался одним из самых больших в городе. В 1797 году в Матфиевской церкви был основан придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
Матфиевская церковь была холодной. Поэтому еще при Елизавете Петровне рядом выстроили теплую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, восстановленную после пожара и освященную в 1754 году. Надпись на кресте под престолом гласила: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честна Ея покрова, при державе благочестивейшiя и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексiевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословлению святейшаго правительствующаго всероссiйскаго синода и преосвященнаго Сильвестра архiепископа С.-Петербургскаго и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невскаго. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта»… Простояв около полувека, Покровская церковь обветшала и была разобрана, а на ее месте в конце 90-х годов XVIII века началось строительство двухпридельного каменного храма с деревянной колокольней и деревянным куполом под руководством архитектора Л. И. Миллера, ученика Баженова.
1 октября 1800 года состоялось освящение нового храма Покрова Пресвятой Богородицы с двухярусным иконостасом и приделом преподобного Сергия Радонежского. В июне 1806 года по Высочайшему повелению была, наконец, разобрана из-за ее крайней ветхости, Матфиевская церковь, а вместо нее в расширенной Покровской церкви освятили одноименный придел, куда были перенесены святой престол и иконостас (в сокращенных размерах) из старой. Тогда же в память первоначальной церкви новую Покровскую переименовали в Матфиевскую.
Первый большой ремонт в храме проведен в 1842 г. В Покровском приделе поставили новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха. По случаю возобновления Матфиевской церкви после ремонта указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 года было предписано беречь старинный петровский иконостас, «чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне», хотя к тому времени иконостас был уже в неполном виде из-за недостаточности места в приделе апостола Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенный темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте. В царских вратах — Божья Матерь и Архангел Гавриил. По правую сторону от царских врат — Преображение Господне и святой апостол Матфий, по левую — Божья Матерь; на дверях в алтарь — св. Аарон. В южной стороне алтаря находились образа св. апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия Человека Божьего. Таким образом, иконостас Матфиевского придела представлял собой исторический памятник, напоминающий сразу о многих событиях русской истории: об основании города Петром I, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург, на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день апостола Матфия и даже о царевиче Алексее Петровиче. Два образа храма приписывались известным мастерам: «Св. Андрей Первозванный» — А. П. Лосенко, «Св. Василий Великий» — В. Л. Боровиковскому. В отдельном застекленном киоте хранились несколько серебряных крестов XVIII века с мощами. Напрестольное Евангелие XVIII века было украшено серебряным окладом в стиле барокко. Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них проход в главный храм. Тут обращала на себя внимание Старорусская икона Божией Матери громадных размеров, покрывавшая собой стену Матфиевского придела.
Снаружи здание было строгих пропорций, с фасадами, решенными в духе барокко. Компактная группа тесно сдвинутых куполов делала храм похожим на Смольный собор, хотя масштабы обоих сооружений, естественно, различались.
Второй ремонт, связанный с изменением интерьера, был проведен в 1862 — 1863 годах, когда по проекту А. И. Егорова был устроен новый купол, переделаны алтарь и пилоны. Лепные украшения исполнил Балин. В 1884 году храм несколько расширили и в 1889 — 1890 гг. Г. И. Карпов пристроил к нему два придела и заменил деревянную колокольню двухъярусной каменной, легкой и изящной, а также удлинил трапезную. В 1899-ом году прихожане поставили в алтаре витраж с изображением Воскресения Христова, а в 1910-м интерьеры украсили резные киоты с иконами Е. Т. Иванова.
На колокольне храма было 4 больших и 6 малых колоколов. В ограде храма располагались три часовни. Одна из них была построена в XVIII веке, многократно ремонтировалась и обновлялась. В 1879 году она была перестроена по проекту архитектора Г. А. Соловьёва. Ещё две часовни были сооружены в 1814 — 1817 годах по проекту В. П. Стасова. Церкви св. апостола Матфия принадлежали две приписных: прекрасная церковь св. Алексия Человека Божьего при отделении Дома милосердия для взрослых на Бармалеевой улице и церковь нерукотворного образа при приюте отрока Василия на Гатчинской. Кроме того, была и часовня на Сытном рынке. К последней в праздник Тихвинской Божией Матери совершали крестный ход. Прихожанкой храма св. апостола Матфия была святая блаженная Ксения Петербургская. Она проживала на улице Андрея Петрова (ныне Лахтинская).
В 1763 г. при церкви открылась женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год — гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфеевском приходе было устроено оспопрививательное заведение — «оспенный дом». С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфеевское приходское училище, затем на его месте — Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале ХХ века в этом же доме разместился переведенный из Царского Села Александровский лицей.
Из Матфеевской в бедные церкви в разное время передавались образа, богослужебные книги, облачение, церковная утварь. Такие пожертвования посылались в сербские и болгарские церкви, в приходские церкви Минской губернии и др. При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и приют. Кроме того, с 1910 г. при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Распятого Христа, а с 1914 г. — миссионерское братство Воскресения Христова.
С 1923 года храм стал собором. Несмотря на историко-художественную ценность, храм 25 июля 1932 года был закрыт и в том же году весь церковный комплекс был снесен. На месте собора сейчас находится сквер с возвышением от остатков старинного здания.
Источник http://pokrovspb.cerkov.ru/matfievskij-xram/