Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям, – в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, у дороги, ведущей в Маковский острог, на краю подступающей с запада невысокой, но крутой террасы. Первоначально все монастырские постройки были деревянными.
В середине 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви был построен Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. Сложные, многоугольные очертания территории монастыря, огороженной деревянным заплотом, определялись направлением двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города.
Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную) половины. В 1785-1796 г.г. к востоку от собора, на самом краю террасы, были выстроены каменные ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы. В 1789-1806 г.г. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794-1796 г.г. к северу от собора, в линии ограды, выстроен каменный настоятельский корпус. В 1803 г. ростроен каменный корпус братских келий, к западу от собора.
Наконец, в 1805-1808 г.г. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел. Создание каменного монастырского ансамбля совпало по времени с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля (с несколько смещенным к северу восточным окончанием), совпадающую с направлением продольной Ручейной ул. (ныне ул. Фефелова), упиравшейся в монастырские ворота; здесь перед воротами, возникла сенная площадь.
Поперечная ось ансамбля: настоятельский корпус с северными воротами, собор и южные ворота, - послужила продолжением поперечной Святоградской ул. (ныне пер. Худзинского), проложенной к монастырю от берега Енисея. Она пересекалась Успенской ул. (ныне Рабоче-крестьянской) – сквозной продольной городской магистралью, прошедшей вдоль северной стороны монастыря в направлении Ачинского тракта.
В середине 19 в. восточные ворота были заложены, а в передней части монастырской территории был разбит плодовый сад. Среди деревянных построек хозяйственного двора следует отметить пристроенную к братскому корпусу завозню с погребом, баню, кузницу и конюшни; в 1841 г. в юго-западном углу был построен одноэтажный пятистенный дом, в 1867 г. – ещё один, «с колидором » и двумя крыльцами, в котором находилась кухня, трапезная и казначейская келья.
В 1878 г. обветшавший братский корпус был разобран. С 1780 г. при монастыре существовало духовное училище, в 1856 г. переведенное в Красноярск. В 1817-1865 г.г. помещения под Захарьевской церковью были заняты Енисейским духовным правлением. После пожара 1869 г. верхний этаж настоятельского корпуса временно сдавался под Присутственные места.
С лета 1828 г. по 24 сентября 1831 г. в монастыре содержался декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин.
В монастыре имелись иконы «древней живописи» (в том числе образ Спаса Нерукотворного, почитавшийся чудотворным, принесенный по преданию, из Эфеса каким-то паломником) и произведения прикладного искусства работы местных мастеров. Монастырская библиотека насчитывала 300 томов, в том числе старопечатные книги 17 в. , изданные в Молдавии, Киево-Печерском лавре и Кутейнском монастыре.
Спасский монастырь в Енисейске является историко-культурным и архитектурным памятником середины 18 - начала 19 в.в., интересным примером целостного архитектурного ансамбля; благодаря своему возвышенному положению, отчетливо господствует, видимый отовсюду, в плоской панораме Енисейска.
Статья написана в 1978 г.
Автор: архитектор С.С. Попадюк. Источники: Амвросий, История Российской епархии, ч. 15, М. 1812 г; Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей… СПб. 1819 г; Афанасий, Сведение об Енисейском Спасском мужском Монастыре…- В кн. Памятная книга Енисейской губернии на 1863 год, СПб. 1863 г; В.В. Зверинский, Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 2, СПб. 1892 г; А.Н. Львов, Государственный преступник Н. Бобрищев-Пушкин в монастырях Западной Сибири. «Исторический вестник», 1896 г, кн. 8; Л.И. Денисов, «Православные монастыри Российской империи», М. 1908; В. Гонцова-Берникова, «Из жизни декабристов на каторге и в ссылке в 1827 году». В кн. «Декабристы на каторге и в ссылке, М. 1925 г; А. Перевалов, Там, где был заточен Н.С. Бобрищев-Пушкин. – «Енисей», 1961 г, № 2 /30/; ЦГИА, ф. 1293, оп. 168, ед. 8; ЦГВИ, Ф. ВУА, ед. 21528, ч. 6; ГААК, ф. 258, оп. 1, де. 49, 33; де. 51, лл.1,12,47 сл.; де.207, лл.1-1об.,3; ф.674, оп.1, де. 3934, л.1; де.7485, лл.1-4 об.; де. 7510, лл.1-1 об.; де. 7539; ф. 8 оп. 1, де.743, лл.1-3; ф. 813, оп. 1, де. 40, л.5; ЕГКМ, отд. фондов, де. 3536, 6963, 7929; КОФ, де.7445.