Первое письменное упоминание о селе Завидово относится к 1560 году. Тогда оно именовалось "Новым Завидовым" и принадлежало, вместе с 65 деревнями, 17 пустошами и двумя займищами, царю и великому князю, т. е. Ивану Грозному. В 1582 году, спустя несколько месяцев после того, как "преставися царевич Иван Иванович", Иван Грозный передал Завидово с окрестными деревнями кремлёвскому Архангельскому собору, где (разумеется) и погребли убиенного царевича, на помин его души. В 1585 году грамоту Ивана Грозного подтвердил наследовавший ему Фёдор Иоаннович, а в 1599 году Борис Годунов пожаловал Завидово греческому архирею Арсению Элассонскому, поселившемуся в Москве и, за неимением свободной кафедры, поставленному "хранителем царских гробниц" в Архангельском соборе. Есть сведения, что именно Арсений Элассонский, когда в 1613-1615 годах был архиепископом Тверским и Кашинским, имел непосредственное отношение к постройке в Завидове каменной Успенской церкви. Так в жизнеописании архиепископа Арсения есть такие строки: "На севере, далеко от Москвы, в деревне, называемой Завида, он (Арсений) воздвиг большую церковь Успения Пресвятой Богородицы и два придела в ней, в честь Собора великих чиноначальников Михаила и Гавриила и всех небесных бесплотных сил и великого пророка Илии". С течением времени он претерпел существенные видоизменения, прирос трапезной, распластавшей его к земле, однако в основе его всё тот же четверик, выстроенный при Арсении Элассонском. Ситуация здесь почти уникальная. В 1610-е годы каменного строительства в Московском государстве почти не велось. Было, как понятно, не до того - в обескровленной, обкромсанной стране. Сравнительно массово строить каменные храмы начнут уже гораздо позже, при Алексее Михайловиче. Пока же не только сельские жители, но и горожане в массе своей обходились деревянными церквами. Так что завидовский Успенский храм можно считать если не первым, то одним из первых каменных храмов, возведённых после событий Смутного времени. И замечательно, что появился он не где-нибудь, а далеко от Москвы, в деревне".
Впервые завидовская Успенская церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда (1623-1624). В ней же содержится и упоминание о деревянном храме, стоявшем здесь: "Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородица камена делана на два престола, престол Архангела Михаила да престол Николы Чудотворца, да церковь древяна вверх Архангела Михаила стоит без пения, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское приходских людей, да в селе двор поп Данила Юрьев...". О церкви Архангела Михаила в приведённой выше записи сказано, что она "древяна вверх". Значит, была шатровой. То, что ко времени составления Писцовых книг храм стоял "без пения", подталкивает нас к суждению о его ветхости, то есть, косвенно, о немолодом возрасте. С другой стороны, Михайло-Архангельский храм вряд ли мог появиться в Завидово до того момента, как село отдали Архангельскому собору, то есть прежде начала 1580-х годов. Скорее всего, без пения Архангельский храм остался именно после постройки Успенской церкви - с приделом, посвящённым Архистратигу Михаилу. О первоначальном облике Успенского храма судить сейчас довольно трудно. Но, зная архитектурный контекст эпохи, возможно и представить храмы того времени. Он не имел трапезной (скорее всего, строители ограничились устройством небольшого притвора) и представлял собой четверик с примыкавшей к нему алтарной частью, в плане представлявший собой полукруг. Венчала церковь, надо полагать, горка кокошников, но вот было ли её завершени одноглавым или пятиглавым - сказать сейчас со всей определённостью нельзя. Во всяком случае, световым мог быть только центральный барабан, а остальные (если они присутствовали) "осветительной нагрузки" не несли. Находясь прямо на дороге, соединявшей Москву с Тверью и Новгородом (а спустя некоторое время - ещё и с Санкт-Петербургом), Завидово жило весьма насыщенной жизнью и, в частности, видело многих именитых путников. Не единожды бывал в Завидове, проездом из Новгорода в Москву, из Москвы - в Валдайский монастырь, Патриарх Никон. В расходной книге патриаршей казны за 1656 год одно из посещений Патриархом Завидова отражено следующим образом: "Святейший Патриарх ходил в Иверский монастырь Новгородского уезда, на дороге в селе Завидове в вотчине Архангельского собора - попу на молебен десять алтын дал". О Никоне в Завидове долго сохранялось передаваемое из уст в уста любопытное сказание. Говорили, что, будучи ещё митрополитом Новгородским, он посетил Завидово ночью, по дороге в Москву, и молился в Успенской церкви, причём вошёл туда один, приказав сопрвождавшим его остаться на паперти. Вдруг с неба раздался голос: "Получишь то, что просит твоя гордыня", - и на плечи будущего патриарха легли железные вериги. Они, как толковали в народе, тут же срослись с его телом и отпали от него лишь после смерти Никона. Легенда эта, оставаясь легендой, позволяет в определённой степени судить о том впечатлении, какое произвёл Никон на завидовцев. Впоследствии завидовскую Успенскую церковь навещали проездом и другие иерархи, а также представители царствующей фамилии. 29 апреля 1767 года в Завидове останавливалась императрица Екатерина Алексеевна. Она посетила храм и приложилась ко кресту, вынесенному священником. В начале февраля 1826 года через Завидово проследовала траурная процессия с останками Александра I. Гроб с телом императора провёл в Успенской церкви одну ночь под особо устроенной для того сенью.
До 1764 года Завидово принадлежало "Архангельскому собору, что в Москве белого священства и с причетниками", а впоследствии было передано коллегии экономии. Завидовскому причту оставили те 39 десятин земельных наделов, которыми священнослужители пользовались и раньше. Документы свидетельствуют, что храмы Завидова никогда не бедствовали, будучи достаточны и убранством, и утварью. К концу ХIХ столетия в Успенском храме хранилось шесть комплектов серебряных богослужебных сосудов (два из них - вызолоченные), шесть серебряных с позолотой напрестольных крестов. Многие иконы были одеты чеканными серебряными ризами с драгоценными камнями. Всем этим благолепием завидовские храмы были обязаны состоятельным прихожанам. Так, в 1899 году один из жертвователей и благоукрасителей, разбогатевший крестьянин Пётр Иванович Бакерин, украсил икону Воскресения Христова серебряной вызолоченной ризой чеканной работы и золотым венцом. Риза весила, в нынешних единицах измерения, почти девять килограммов.
После революции Успенский храм остался действующим - в отличие от Троицкого, который у верующих отобрали. Разумеется, из него изъяли все ценности, какие только было возможно, однако богослужения продолжали совершаться даже в самую глухую пору 1930-х годов и во время войны. Не действовала церковь лишь в 1951-1955 годах. Официального постановления о её закрытии не принимали, ключи находились у верующих, но молиться они могли лишь мирянским чином, поскольку не было священника. Несколько лет подряд прихожане обращались к властям, однако во всех инстанциях им отвечали неопределённо, делая вид, что проблемы не существует. Дело решилось лишь после того, как прихожане написали письмо Хрущёву. Из Москвы последовало распоряжение: "Снять все бюрократические препоны, мешающие работе завидовской церкви". 7 сентября 1955 года райисполком зарегистрировал всех прихожан, а 16 числа тогоже месяца - священника Михаила Егоровского, направленного настоятелем Успенского храма. Благодаря тому, что Успенский храм избежал разорения в советское время, в нём сохранились иконы, издавна чтимые завидовскими прихожанами.
Паломники в Успенский храм приезжают главным образом, чтобы помолиться здесь перед списком с Тихвинской иконой Божией Матери. Список этот, судя по стилю письма, не так уж стар, но, однако, успел прославиться чудотворениями. Другой чтимой иконой Успенской церкви является резной образ святителя Николая Мирликийского - копия знаментого образа "Никола Можайский". Его появление в Завидово связано с избавлением села и окрестностей от эпидемии холеры, разразившейся здесь в 1871 году. Уже при первом взгляде на Успенский храм заметна его составленность из равновременных элементов. Старейшим из них, существовавшим изначально, является бесстолпный четверик (алтарная апсида, примыкающая к нему, - его ровесница). Как предполагается, при постройке храма он был увенчан горкой кокошников и одной или пятью главами. Сейчас четверик перекрыт на четыре ската. С запада к четверику примыкает трапезная, почти квадратная в плане. Её выстроили в 1830-е годы. Грузная, широкая (вдвое шире четверика), она "приземляет" храм. Без неё, да ещё с горкой кокошников, он, конечно, выглядел гораздо более стройным и "целеустремлённым".
Можно предположить, что в изначальном своём виде Успенский храм продолжал традиции "годуновского" зодчества. Апсида оформлена предельно просто (надо полагать, часть декоративных деталей она утратила в результате перустройства храма). Стоит обратить внимание на килевидные наличники: эта деталь повторяется в оформлении окон четверика и нишек центрального барабана. Перекликается она и с килевидными кокошниками. В верхней части четверика сохранился карниз, состоящий из нескольких поясов сухариков, филёнок и поребриков. Вход в храм с юга появился во время устройства (или одного из ремонтов) трапезной. Поскольку западный вход был на время строительных работ закрыт, пришлось устроить южное крыльцо - вместо одного из окон. Слева и справа от главного входа в храм помещены иконы, "иллюстрирующие" посвящение приделов в трапезной. Слева мы видим образ пророка Божия Илии, поскольку именно ему посвящён северный придел. Южный же придел посвящён Архистратигу Михаилу. Внутри обращает на себя пятиярусный иконостас, установленный в начале ХIХ века, к этому же времени относится и большинство икон в нём. Росписи четверика посвящены Пресвятой Богородице (в соответствии с посвящением храма) и содержат сцены из Её земной и небесной жизни. А напоследок комментарий самого настоятеля храма - протоирея Валерия Ильина: "Интерьер церкви после освящения 1853 года не менялся. Вся обстановка неподвижна и не изменна. Полы, подсвечники, иконы, роспись стен - всё как было старое, так и осталось. Новой утвари в храме почти нет".
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №135, 2015 г.