Второй монастырский собор, теплый, зимний, о строительстве которого говорил преподобный Серафим Саровский. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки.
При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то».
Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим.
Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, композиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Высота Преображенского собора снаружи – 48 м 50 см, внутри – 35 м 45 см. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Храм приподнят на высокий стилобат, куда ведут широкие лестницы в знак духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Объем храма имеет ступенчатое построение с нарастанием к центру, от боковых пристроек к основному объему, завершенному полукружиями закомар, и далее к пятиглавию с повышенным центральным барабаном.
Настенную роспись собора выполнили сестры под руководством палехского художника Павла Львовича Парилова, преподававшего с 1902 года иконопись и фреску в Серафимо-Дивеевском монастыре. Иконы также были написаны сестрами.
В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты - дар петербуржцев - уже украшали его. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто «Новый собор». Предполагалось освятить его в честь иконы Божией Матери «Умиление».
В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Владимир Смирнов так описывает этот храм в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения». По воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой), новый собор несколько раз собирались взорвать, но не разрешили – могли повредить окружающим постройкам.
Паломница, побывавшая в Дивееве в 1979 году, отметила: «Зашли в полуразрушенный и загаженный храм Преображения, который так и не успели освятить до революции. На стенах сохранились живописные изображения некоторых святых, и мы, достав свои молитвословы, под руководством Марии стали петь тропари этим святым. Вдруг посреди наших песнопений раздался крик. В проеме возникло два милиционера». В советское время на кровле собора, как и предсказала при его закладке блаженная Параскева Ивановна, выросли деревья.
В 1991 году власти передали собор возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 20 августа/3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых преподобной Марфы Дивеевской. Новый собор был посвящен Преображению Господню. В том же 1998 году были освящены: 14/27 октября – правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных и 8/21 декабря – левый нижний в честь Всех святых. Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 8/21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских – 29 июля/11 августа 2006 года.
Накануне праздника Святой Троицы 2008 года завершилась роспись храма, продолжавшаяся пять лет. Бригаду, в которую вошли мастера из Самары, Ульяновска, Владимира, Палеха и Шуи, возглавили художники из Самары – Анатолий и Ольга Беляевы. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня. Фрески выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. Основные сюжеты росписи – евангельские события и притчи, в медальонах изображены лики святых. Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области.
В Преображенском соборе хранится сень, которая на летний праздник преподобного Серафима, выносится наружу и устанавливается перед храмом на соборной площади. Под сень на специально устроенный помост возлагают раку с мощами святого саровского старца. В остальное время под сенью в соборе стоит большой мощевик. В храме находится множество икон и ковчегов с мощами, есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией, в приделе Всех святых помещена витрина с вещами, имеющими отношение к Саровской пустыни и батюшке Серафиму.
«Собор стоял у канавки Царицы Небесной. Он был по величине такой же, как и летний холодный собор, и создавал великолепный монастырский ансамбль Града Царицы Небесной» (Протоиерей Стефан Ляшевский).
http://diveevo-monastyr.ru/architecture/preobrazhenskij-sobor/