ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор


Санкт-Петербург. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери
Собор. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Антония и Феодосия Печерских, Рождества Пресвятой Богородицы, Ермогена, патриарха Московского
Архитектурные стили:Классицизм, Александровский классицизм
Год постройки:Между 1801 и 1811.
Архитектор:А.Н. Воронихин
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2

Координаты: 59.93424, 30.32444
Проезд:Ст. метро "Невский проспект"



Сортировка:

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
27 октября 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Панорама<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Панорама
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 ноября 2020
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
22 августа 2006
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
22 августа 2006
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
22 августа 2006
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Апсида и южный портик<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Апсида и южный портик
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1994
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1994
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Вход в нижний "пещерный" храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вход в нижний "пещерный" храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси.
Анатолий Вениаминов
2 марта 2021
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
МОРПЕХ879
3 мая 2019
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
МОРПЕХ879
3 мая 2019
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
МОРПЕХ879
3 мая 2019
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Капитель колонны<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Капитель колонны
Антон Юрьевич Шабалкин
25 июня 2015
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
12 января 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
12 января 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
12 января 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Барельеф на апсиде<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Барельеф на апсиде
Наталия
26 июня 2006
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
26 июня 2006
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Западный портик<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Западный портик
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Надвратная икона<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Надвратная икона
Наталия
24 июня 2005
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Нижний "пещерный" храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Нижний "пещерный" храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси.
Анатолий Вениаминов
2 марта 2021
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Панорама интерьера<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Панорама интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 ноября 2020
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Владимир Архипов
20 января 2020
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Валерий Чудинов
7 августа 2017
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Владимир Архипов
23 апреля 2016
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Купол.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Купол.
333
17 мая 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Могила М.И. Кутузова<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Могила М.И. Кутузова
333
17 мая 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Интерьер<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер
333
17 мая 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Интерьер<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер
333
17 мая 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Левый придел храма<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Левый придел храма
Андреева Ирина
12 января 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Почтовая открытка, выпущенная до 1917 года (СПб переименован в Петроград 31.08.1914)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Почтовая открытка, выпущенная до 1917 года (СПб переименован в Петроград 31.08.1914)
Алексей Кротов
.. - ..
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, фото из книги В. В. Антонова, А. В. Кобака  "Святыни Санкт-Петербурга"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото из книги В. В. Антонова, А. В. Кобака "Святыни Санкт-Петербурга"
Андрей Агафонов
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери,  Фото с сайта pastvu.ru Фото 1870-1873  гг<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1870-1873 гг
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта pastvu .ru  Фото 1910-1917 гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu .ru Фото 1910-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта pastvu .ru  Фото 1911 г..<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu .ru Фото 1911 г..
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1911 г <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1911 г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта pastvu,ru  Фото 1930-х гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu,ru Фото 1930-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта pastvu,ru  Фото 1913 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu,ru Фото 1913 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, Фотография Казанского собора, сделанная в 1890 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фотография Казанского собора, сделанная в 1890 г.
Алексей Кротов
??
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
13 декабря 2014
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона - Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века, икона появилась в Петербурге в 1710 году; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в "небольшой светличке" - деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

По проекту М. Г. Земцова 6.IХ.1733 на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное - мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев. Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств. 27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий. Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского. Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы - И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи - С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Рашетта. Великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора.

Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее). Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любови, укрепленные под куполом, а Ж. Герен - огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах.

В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя - чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов. Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне- манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году. Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января - на свой национальный праздник св. Саввы - столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном. С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.

Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от 10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год - в главном; предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора верующим. 29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство.

http://accoona.ru/referat/ref32018.html


Наталия  15 декабря 2007

Взамен обветшавшей Рождественской церкви 1733-1737гг. для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери было решено возвести Казанский собор По требованию императора Павла 1, здание должно было напоминать собор Святого Петра в Риме с его круговой колоннадой. В 1799-1800 гг. был проведен конкурс на проект собора, в котором участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага и Ж.Б. Тома де Томон, но при поддержке графа Александра Сергеевича Строганова, президента Академии Художеств и главного попечителя строительства, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину, бывшему крепостному Строганова.

Н.А. Синдаловский в своих книгах, рассказывает, что соперники и недоброжелатели Воронихина обвиняли его и в том, что колоннада заимствована у Баженова, из его неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца, и в прямом использовании баженовского проекта парижского Дома инвалидов, и в том, что собор является копией собора святого Петра. Поводом для таких слухов послужило то, что Воронихин в конкурсе не участвовал, однако его проект был утвержден в 1800г. Чтобы органично вписать собор в структуру Невского проспекта и соблюсти каноны культового строительства, в соответствии с которыми алтарная часть должна находиться в восточной части храма, а главный вход с западной, Воронихин связал Невский проспект с собором 96-колонной, четырехрядной колоннадой.

Закладка собора состоялась 27 августа 1801 года. К 1805 году здание возведено до карниза, гранитные колонны установлены в начале 1806 года, в 1808 – 1811 гг. проводились внутренние штукатурные работы и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Ворони хин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров. 15 сентября 1811 года храм был освящен.

Храм стоит на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста, вытянутого с запада на восток, и расположен в глубине площади. Дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к ассиметричному продольному северному фасаду здания, обращенному к Невскому. Колоннада охватывает пространство площади, ее боковые порталы служили проездами. Над колоннадой поднимается барабан, прорезанный окнами и декорированный пилястрами и купол. Высота собора с крестом - 71,5 метра. Центр северного фасада отмечен портиком, перекрытым фронтоном. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями. По всему фасаду здания идет мощный аттик, скрывающий кровлю. На аттиках проездов помещены барельефы: с восточной стороны - «Источение воды Моисеем в пустыне» И. П. Мартоса, с западной – «Воздвиженье медного змия» И.П. Прокофьева. Над апсидой находится барельеф Ж.-Д. Рашетта «Вход Господень в Иерусалим». В северном портике помещены барельефы Ф.Г. Гордеева «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет». Кирпичные стены облицованы пудостским камнем, добываемым близ Гатчины.

Колоннада Казанского собора возведена мастером-каменотесом Самсоном Сухановым с артелью. Ими же выполнены внутренние монолитные гранитные колонны. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, выполненные С.С. Пименовым, Иоанна Крестителя, выполненная И.П. Мартосом и Андрея Первозванного, выполненный П.П. Прокофьевым, законченный В.И. Демут-Малиновским. В северном портике установлена копия знаменитых дверей итальянского ваятеля Гиберти, выполненных им для флорентийского баптистерия. Для создания копии Воронихин пригласил лучшего литейного мастера России Василия Екимова. По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екомов с ювелирной точностью воспроизвел в бронзе «Врата рая» Гиберти. Двери состоят из десяти рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В.П. Екомову.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Всего колонн 56. Центральная часть перекрыта цилиндрическим сводом, опирающимся на колоннады. Боковые нефы перекрыты кессонами. Пол карельского мрамора, мозаичный. Огромные окна наполняют светом обширное внутреннее пространство собора. Над южными вратами находится барельеф Ф.Ф.Щедрина «Несение креста», над северными барельеф Ж.-Д. Рашетта «Взятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду». Тонкой резной работой по мрамору отличается Царское место, выполненное С. Сухановым. Иконостас был первоначально сооружен по рисунку Воронихина. В 1836 году по проекту К.А. Тона отлили новый иконостас, облицованный двухмиллиметровыми пластинами из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году.

Шедевром Воронихина стала изумительной красоты чугунная ограда, установленная в 1811-1812 гг. с западной стороны собора, органично связанная с ним. Вскоре после освящения собор стал мемориалом Отечественной войны 1812 года. Здесь хранились военные трофеи, а в 1813 году был погребен фельдмаршал М.И. Кутузов.

В 1837 году на площади перед колоннадой открыты памятники полководцам М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Постаменты, спроектированные архитектором В.П. Стасовым, изготовил С. Суханов.  До открытия Исаакиевского собора Казанский был кафедральным. В 1899-1900 гг. садовые мастера Р.Ф. Катцер и П.И. Визе устроили на площади сквер с фонтаном.

В начале 1930-х годов собор закрыли, через некоторое время в нем начал работать Музеи истории религии и атеизма. Иконы были переданы государственному Русскому музею. Иконостас варварски уничтожен. Здание реставрировалось в 1950-1960 гг. С 1991 года в соборе возобновились богослужения – восточная часть собора была передана верующим. 30 мая 1994 года купол собора вновь был увенчан крестом. В конце 1999 года собор снова стал кафедральным собором Петербурга.

Литература: Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Архитектурный путеводитель.—М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга . –СПб.: «Норинт», 1997. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: художественно-исторический очерк. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2005. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. – СПб.: Издательство «Паритет», 1999. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: «Норинт», 1998. Петербург православный. Справочник-путеводитель. – СПб.: Издательство «Welcome», 2002.


Сергей Ковров   18 августа 2018

Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией.

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М. И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М. И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова. Перед собором в 1837 г. по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова. В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов в течении года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.

http://kazansky-spb.ru/texts/voinskaya_slava


Сергей Ковров   18 августа 2018

Архитектура, живопись, скульптура собора

Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Этот храм был построен архитектором А. Н. Воронихиным в содружестве с лучшими скульпторами и художниками первой половины XIX в. Собор построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи. В его архитектуре сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Здание вытянуто в запада на восток в форме четырехконечного латинского креста и в средокрестии увенчано стройным куполом.

Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А. Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.

Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV в. Рельефные скульптурные работы и снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Художники конца XVIII — начала XIX вв. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ "Взятие Богородицы на небо" кисти К. П. Брюллова.

Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле. В нем архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе.

Казанский собор — один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Как отмечает архитектор А. Аплаксин: "Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства. Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного".

Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями. Классицизм — это, прежде всего, подражание греческой архитектуре ее классического афинского периода. В нем нет стремления поразить воображение гигантским размерами, величием, пышностью, во всяком случае со стороны экстерьера. Это мягкий, спокойный, "усадебный" стиль. Его типичными представителями в русской архитектуре являются И. Е. Старов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Ж. Тома де Томон, т.е. те архитекторы, которые участвовали в конкурсе на лучший проект собора, и чьи проекты не получили одобрения со стороны Павла I. Архитектура Казанского собора тоже восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, притом не к ранней ее форме — флорентийской, и не к поздней — венецианской, а к высокому "римскому" Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир ("имперский").

Аплаксин пишет: "В стиле высокого ренессанса задумал Воронихин свой проект, но как ни тщился он остаться неизменно верным своей задаче, он не мог преодолеть влияние своей эпохи, и на Казанском соборе сильно заметный налет ампира, современного автору стиля. Этот налет нисколько не тяготит основную тему а, наоборот, делает ее более жизненной и правдивой. Каждое произведение истинного искусства должно отражать в себе эпоху". Стиль ампир сказывается в употреблении прямых перекрытий: проездные пролеты, двери, окна перекрыты горизонтально, что характерно именно для ампира. Ампирного происхождения и вся орнаментация собора.

Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м. Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.

Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.

Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П. Аплаксина, материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.

Следует отметить, что распределение на полу цветов мрамора и формы мраморной мозаики увязаны с пространственными решениями. В подкупольной части пол оформлен в виде расходящихся кругов, повторяющих линии купола и сводов, которые постепенно сужаются кверху. В главном нефе рисунок пола — чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток серого, черного и красного цветов — подчеркивают удлиненность пространства.

Крестово-купольное решение архитектуры храма особенно четко прослеживается в его интерьере. Здание вытянуто с запада на восток в форме латинского креста и в своем средокрестье увенчивается куполом. Купол имеет легкую изящную форму и вдоль его барабана расположено 16 окон, через которые в собор проникает свет. Эту же роль исполняют и многочисленные окна, расположенные по периметру храма. Купол имеет два свода: нижний, хорошо обозреваемый с внутренней стороны храма, и верхний, наружный, покрытый жестью. Внутренний купол был первоначально покрыт росписью.

Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию.

Здание Казанского собора представляет собой великолепный синтез архитектуры и скульптуры. Не в полной мере, правда, был реализован замысел Воронихина, не все элементы скульптурного декора сохранились до наших дней. 

http://kazansky-spb.ru/texts/architecture


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 июля 2020

В 2019 году завершилась реставрация восточного фасада Казанского собора - того, что со стороны канала Грибоедова. Работы длились два года. За это время фасад был очищен от загрязнений и биопоражений, после чего на него была нанесена тонированная известковая защитная плёнка. Её ещё называют "накрывка". Кроме того, был отреставрирован расположенный над апсидой барельеф на библейский сюжет "Вход Господень в Иерусалим" скульптора Жана-Доменика-Рашетта.

С сайта: https://zen.yandex.ru/media/kultfond/5-vajnyh-restavracionnyh-proektov-peterburga


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 февраля 2021

Народное ополчение предводителя князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1612 году шло освобождать Москву от поляков с иконой Казанской Божией Матери впереди. Эта икона впервые явилась в Казани в 1579 году, а с 1613 года, после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича, стала семейной реликвией царского дома. Пётр I стремился утвердить в сознании современников мысль о божественном предначертании создания новой столицы. Не град Антихриста, но град Благословенный. Так было и с иконой Казанской Божией Матери. В 1710 году царь повелел перевезти икону в Петербург и хранить в церкви Рождества Богородицы на Посадской улице Петроградской стороны. Затем долгое время икона находилась в одном из главных храмов столицы - Троицком соборе. При императрице Анне Иоановне в 1737 году специально для иконы на Невской "першпективе" возвели церковь Рождества Богородицы. Полагают, что она была построена по проекту Михаила Земцова, одного из первых петербургских архитекторов.

Рождественская церковь стояла на месте, где сейчас разбит сквер перед Казанским собором. Её величественная многоярусная колокольня со шпилем являлась заметным украшением Невской перспективы, которая ещё не успела стать главной улицей города и была застроена в основном двухэтажными зданиями. Во второй половине ХVIII веке роль этой магистрали стала меняться. К концу века облик ветшавшей церкви уже не соответствовал новому назначению Невского проспекта. И с 1801 года начинается строительство нового храма. Начинающий свою карьеру, архитектор Воронихин составил проект Казанского собора по плану, начертанному Баженовым для парижского Дома инвалидов. Его недоброжелатели и соперники сразу же стали обвинять А.Н. Воронихина в том, что он заимствовал копию собора Святого Петра в Риме. Другие - что колоннада собора заимствована у В.И. Баженова из его неосуществлённого проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца. Поводом для таких слухов послужило неожиданное назначение архитектором и строителем собора мало кому неизвестного Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа А.С. Строганова. Это казалось тем более странным, что в конкурсе проектов собора участвовали очень известные архитекторы: Камерон, Кваренги, Тома де Томон. А Воронихина среди них не было. Желание Павла I сделать собор похожим на собор Святого Петра в Риме противоречило замыслу Воронихина органично включить собор в структуру Невского проспекта, так как этому мешали жёсткие каноны культового строительства. В соответствии с ними алтарная часть должна располагаться в восточной части храма, а главный вход - в западной. Но тогда колоннада располагалась бы со стороны Большой Мещанской (ныне Казанской) улицы.

Блестящая догадка архитектора связать Невский проспект с собором грандиозной 96-колонной четырёхрядной колоннадой коринфского ордера удовлетворила тщеславие Павла и превратила собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурных ансамблей. И если колоннада собора Святого Петра в Риме, описывая почти полный круг, создаёт замкнутую средневековую площадь, то роль колоннады Казанского собора в архитектурной среде окружающего пространства прямо противоположна. Её раскрытый и в то же время собирательный, организующий характер однажды и навсегда определил художественный и смысловой центр всего Невского проспекта. Полностью проект осуществлён не был. По замыслу Воронихина такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма. Будь этот проект осуществлён, Петербург обогатился бы ансамблем, грандиозный масштаб которого был бы равен масштабности городских ансамблей Карла Росси, появившихся только через два десятилетия после выдающегося произведения Андрея Воронихина.

Из книги: Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург: Издательство ЗАО "Норинт", 2011


Анатолий Вениаминов
 

В начале 1918 года митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин решил устроить в Казанском соборе нижний "пещерный" храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси. 18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил Свято-Ермогеновский придел. 29 ноября 2006 года, в крипте собора был вновь освящен иерейским чином храм свя-щенномученика Ермогена. 13 августа 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин великого освящения нижнего храма Казанского кафедрального собора в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и Всея Руси и совершил в нем Божественную литургию.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 апреля 2024

Казанский собор - выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX в. Он занимает чрезвычайно важное место в городском ансамбле Петербурга.

Возникновение в Петербурге храма во имя Казанской Богоматери восходит к началу XVIII в., когда Петр I повелел перевезти из Москвы в новую столицу икону Казанской Божьей Матери. В 1733-1737 г.г. архитектор М.Г. Земцов построил близ Екатерининского канала небольшую каменную Казанскую церковь, которая на протяжении XVIII в. служила местом торжественных государственных церемоний, здесь проходили венчания царствующих особ. В день переворота 28 июня 1762 г. архиепископ Дмитрий Сеченов провозгласил в Казанском соборе Екатерину II "самодержицей всероссийской".

Впоследствии в связи с постройкой нового собора эта старая церковь была сломана, и здесь после сноса еще нескольких зданий возникла обширная городская площадь. Наследнику престола Павлу Петровичу во время его поездки по Европе в 1781-1782 г.г. чрезвычайно понравился собор Святого Петра в Риме, и он загорелся желанием построить в Петербурге похожее сооружение. Вступив на престол, император Павел в 1799 г. объявил конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 г. был утвержден проект, предложенный архитектором А.Н. Воронихиным. 17 января император утвердил смету постройки: стоимость строительства была исчислена в 2 миллиона 843 тысячи 434 рубля серебром. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 г. Постройка его длилась целое десятилетие.

Воронихин подошел к поставленной перед ним задаче как мастер-градостроитель высокого класса. Ему предстояло учесть повеление императора Павла I, требовавшего, чтобы за образец Казанского собора был взят храм Святого Петра в Риме с его открытой колоннадой. Тем не менее, проект Воронихина не только самостоятелен и оригинален, но во многом противоположен проекту римского храма.

Перед зодчим стояло немало трудностей. Одна из них состояла в том, что, по традиции, алтарь должен быть ориентирован на восток. Так как на Невский проспект выходил северный фасад собора, то получалось, что главный вход против алтаря обращен не к проспекту, а к второстепенной городской улице. Архитектору предстояло сделать боковой фасад таким, чтобы при взгляде на него забывалось, что этот фасад не главный. Решение Воронихина оказалось исключительным по смелости и красоте.

Казанский собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть обращена на восток. На Невский проспект обращен северный фасад собора, к которому примыкает колоннада из 96 стоящих в четыре ряда колонн. Грандиозная и вместе с тем легкая, колоннада Казанского Собора своими полукруглыми крыльями раскрыта навстречу Невскому проспекту. Она охватывает широкую полукруглую площадь перед собором. Крылья колоннады замыкаются монументальными порталами, представляющие собой сквозные проезды. А.Н. Воронихин предполагал устроить такую же колоннаду и на южном фасаде собора, но этот замысел не был осуществлен.

Колоннада, образующая площадь на Невском проспекте, скрывает основную часть фасада собора. Лишь в центре над рядами колонн поднимается на круглом барабане высокий купол 70-метровой высоты. Длина собора составляет 72,5 м, ширина - 56,7 м. Длина каждого из крыльев колоннады составляет 42,7 м.

Весь фасад Казанского собора облицован пудожским камнем. Этот мягкий известняк, который добывался в 9 километрах от Гатчины, близ деревни Пудость, или Пу-дож (отсюда его название), в первое время после выломки легко пилится и даже режется ножом, и из него можно вырезать любые фигуры и самый тонкий орнамент. Но зато потом, после продолжительного пребывания на воздухе, камень твердеет и приобретает прочность кирпича. Из пудожского камня вытесаны наружные колонны, балюстрады и рельефы собора.

Стены собора прорезаны гигантскими окнами. Во внешнем оформлении храма широко использована скульптура. Рельефное панно "Иссекание Моисеем воды в пустыне" над восточным проездом выполнено И.П. Мартосом, панно "Воздвижение медного змия" над западным проездом - И.П. Прокофьевым. Фриз над апсидой храма, изображающий "Вход в Иерусалим" создан Д. Рашеттом. В нишах за колоннами стоят большие скульптуры: князь Владимир и Александр Невский (работы скульптора С.С. Пименова), Андрей Первозванный (работы В.И. Демут-Малиновского) и Иоанн Предтеча (работы И. П. Мартоса). Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века В. П. Екимову. Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Первоначально над крыльями колоннады возвышались бронзовые статуи: архангела Михаила - ангела войны и архангела Гавриила - ангела мира, но в 1827 г. они были сняты.

Внутри Казанский собор легок, светел и напоминает скорее, дворцовый зал, чем собор. Три его нефа разделяются великолепными колоннадами из двух рядов колонн. Всего здесь 56 колонн, высеченных из розового финляндского гранита (который по своей плотности и цвету не уступает египетскому), они придают ему исключительную торжественность. Колонны изготовлены в начале XIX в. мастером каменных дел Самсоном Сухановым. Бронзовые капители для них отливал литейщик Тарас Котов. Четыре мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек. Диаметр купола превышает 17 м. В нем сделаны круглые окна, освещающие подкупольное пространство. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. В свое время высказывались сомнения в прочности этой конструкции, но проект Воронихина оказался безупречным как с художественной, так и с технической точек зрения.

Пол собора покрывает мраморная мозаика. В 1805-1806 г.г. для Казанского собора были отлиты из бронзы двери северного входа, воспроизводящие "Райские двери" баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей петербургская Академия Художеств приобрела в 1774 г., а отливку и чеканку дверей выполнил В.П. Екимов. Наличники дверей покрыты позолоченным лепным орнаментом. Над внутренним оформлением Казанского собора работали выдающиеся живописцы В.Л. Боровиковский, В.К. Шебуев, О.А. Кипренский, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, С.А. Бессонов. В 1939 году выполненные ими иконы и картины были вывезены в Русский музей. На месте осталась только написанная С.А. Бессоновым "Тайная вечеря" и несколько второстепенных работ. Долгое время Казанский собор служил храмом-памятником Отечественной войны 1812 г. Вскоре после завершения постройки собора, в 1813 г., в нем был погребен великий русский полководец М.И. Кутузов. Его гробница установлена в склепе в северном приделе собора. Над надгробием в стену вделана доска из красного мрамора с памятной надписью. Иконостас Казанского собора был отлит в 1830-х годах по проекту К.А. Тона из серебра, отбитого казаками у отступавших французов.

В соборе хранились многочисленные трофеи Отечественной войны и заграничных походов 1813-1815 г.г.: 107 знамен и штандартов полков наполеоновской армии, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. В 1939 году, когда в соборе был устроен музей религии и атеизма, эти драгоценные реликвии были выкинуты из собора и растащены. На площади перед Казанским собором в 1837 году по модели скульптора Б.И. Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Казанский собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Собор был отреставрирован в 1964-1968 г.г.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». - М.: «Вече», 1999 г.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2002 году в России была выпущена почтовая марка с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Еще один интересный факт: Казанский собор изображен на почтовой марке выпущенной в России в 2011 году.
2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

На постройку Казанского собора казна издержала 4,7 млн рублей (при первоначальной смете в 2 843 434 рубля).

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №7, 2012 г.

21 ноября 2018, Алексей Кротов.