На территории Княгинина монастыря Владимира вот уже более пяти веков (историки беспомощно разводят руками и не могут установить точный возраст, ибо при польско-литовских набегах в начале XVII века погибли архивы – при датировках ориентируются лишь на аналоги), стоит прекрасный архитектурный памятник – Собор Успения Пресвятой Богородицы. Нынешний его облик складывался в течение нескольких веков.
Первый каменный храм, сложенный из плинфы, появился здесь еще в 1202 году – но был разрушен, как и многие его архитектурные современники, в ходе татарских набегов 1238 и 1411 годов, когда, по словам летописца, “пришедше безбожии татарове изгоном к Володимиру и граду много зла твориша, и церковь сборную разграбиша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася, а людей много изсекоша, а иных в полон поведоша” От первого храма уцелели лишь фундамент и остатки разрушенных стен, рассыпавшиеся фрагменты которых сохранились в культурном слое почвы вокруг храма – они были обнаружены в ходе научно-исследовательских работ, предварявших последнюю реставрацию 1958-1960-х годов. Из раскопов тогда было поднято, кроме множества плинфяных деталей, значительное число лекальных кирпичей, обломков полуколонок, ступенчатых пилястр, подтвердивших догадку о богатом декоративном убранстве не дошедшего до наших дней храма. На первоначальном фундаменте в первой половине XVI века был возведен новый, уже кирпичный, собор, причем нижняя часть его стен выложена из той самой древней плинфы – пригодилась.
И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (разобрана П. Д. Барановским в 1924 году).
В описи Княгинина монастыря 1665 года читаем: ”В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы. У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же”.
Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною?
Согласно архивным описям монастыря, первоначально в XVI веке Успенский собор имел единственный, южный Благовещенский придел, позакомарное покрытие которого вторило нарядному покрытию четверика собора - этот вывод был сделан также в ходе исследований 1958-1960-х годов. Высота придела была чуть ниже высоты южной апсиды. В конце следующего столетия галерея вокруг собора, вероятно, серьёзно пострадав во время одного из пожаров, кардинально перестраивается – верхняя часть придела с живописными закомарами разбирается, его высота уменьшается вдвое, а упростившееся покрытие становится посводным. С севера примерно в это же время симметрично пристраивается Христорождественский придел. На архитектурно-исторический период указывает характерный декор дошедших до наших дней окошек приделов.
“Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз. В середине того же XVII века к их юго-западной части была пристроена шатровая колокольня. В той же описи Княгинина монастыря от 1665 года читаем:”…колокольня каменная вновь сделана и покрыта белым железом и на колокольне два колокола больших благовестных вновь поставлены, да на той же колокольне старых колоколов: благовестный колокол да шесть зазвонных”. А в более поздней монастырской описи 1697 года дополнение: ”У соборныя церкви колокольница каменная шатровая, на ней крест железный, да на той же колокольнице часы боевые”.
И где же теперь наша шатровая колокольня с часами? В 1792 году её верхнюю часть разобрали, а спустя четыре года над южными монастырскими вратами возвели новую мощную трехъярусную колокольню, не чета прежней, шатровой. Опись монастыря второй половины XIX века гласит: ”Над святыми вратами с южной стороны устроена в начале нынешнего столетия новая колокольня, а прежняя, шатровая, строение патриарха Иосифа, бывшая при Успенской церкви, разобрана”. На тот момент паперть до поры до времени пока еще прежняя, но и ей недолго осталось.
В 1820-х годах в монастыре были осуществлены очередные перестройки, в ходе которых подверглись кардинальной реконструкции старые галереи XVII века, в обновленную конструкцию которых был включён сохранившийся нижний ярус шатровой колокольни XVII века.
В 1781 году было решено ”благообразно приукрасить” и “оживить в духе времени” архитектуру древнего собора - над барабаном был надстроен восьмерик, луковичная глава которого возвышалась над зданием вплоть до реставрации 1920-х годов. В тех же 1780-х годах живописное позакомарное завершение собора вместе с кокошниками было частично разобрано, для обустройства четырехскатной “досадной новой железной крыши”.
После исторического перелома 1917 года, добротные каменные постройки монастыря не могли не привлечь внимания новых городских властей. После полного опустошения храмов (даже позолоту с иконостасов соскребали) в упраздненном монастыре расположился ”поселок имени Воровского” – все помещения, за исключением двух монастырских храмов, были отданы под жильё. Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище.
К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея. В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи.
С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, что немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов, а также восстановлены разрушенные металлические связи.
Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох.
Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана.