До 1764 г. деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Сенежской волости, и до 1862 г. были приписаны к Ореховскому храму. В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 гг. некоторые деревни показаны уже существующими: в д. Кудыкино было 6 дворов, в Сальково - 2, Ликино - 4, Язвищах - 3. Деревни Гора, Новая и Высокая появляются только в переписных книгах 1705 года. В 1705 г. в д. Гора -7 дворов, 24 души мужского пола; в Новой - 12дворов, 48 душ; в Высокой - 6 дворов, 14 душ. Двором называли не «отдельную избу», а общее хозяйство большой семьи или нескольких, единицу налогообложения. В это время в Кудыкине жили уже 39 мужиков в 9 дворах, а в Ликино - 28, - в 8 дворах, в Сальково - 6 дворов и 22 души, в Язвищах - 13 дворов и 37 душ. В 1764 г. патриаршие деревни перешли в ведение казны. В 1890-х гг. в Горе было 146 душ мужского пола, в Новой - 220, Высокой - 201, Сальково - 135, Кудыкино - 221, Ликино - 173, в Язвищах - 350 душ мужского пола. В 1863-1865 гг. в с. Гора был перевезён из с. Орехово уже ненужный после построения каменного, деревянный храм. Сначала построили и освятили трапезную с престолами во имя святителя Николая и великомученика Никиты. Главный престол Рождества Божией Матери освящён в 1865 г. Деревянный храм стоял южнее ныне существующего каменного.
В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова была построена временная деревянная церковь (впоследствии перенесена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Строительство началось 20 июня 1877 г., из общей стоимости церкви девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов. В 1886 г. храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти. В 1887 г. освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 г. открыта церковноприходская школа в каменном двухэтажном здании и сделана каменная с воротами и с железными решётками ограда.
Закладной камень по прежнему находится под главным престолом храма. Приход Горской церкви состоял из с. Гора и деревень Новой, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино, Язвищи. В 1896 г. по клировым ведомостям в приходе было 2384 души православных и 711 раскольников разных толков.
В 1876 г. Горский приход состоял из с. Гора, где только приходских душ мужского пола было 103 и деревень: Кудыкино – 140 душ, Новая – 151, Высокая – 180, Сельково (Сальково) – 85, Язвищи – 254, Ликино – 138. Всего в приходе была 1051 душа только мужского пола. Причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности причт состоял из священника Николая Поспелова, диакона на псаломщицкой вакансии Михаила Архангельского и пономаря Николая Березина.
В 1890-е гг. причт Горской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. На содержание причта в 1896 г. получалось от служб и совершения треб до 1000 рублей в год. Кроме того, при открытии прихода в 1862 г. крестьяне обязались на содержание причта вносить по 15 копеек с ревизской души, что составляло 110 рублей в год. Церковной земли усадебной, пахотной и сенокосной было 1О десятин 132 сажени, плана и межевой книги на землю не имелось. Земля была малоплодородной, была расположена участками в разных местах и поэтому не приносила причту почти никакого дохода. С 1890 по 1892 г. настоятелем храма с. Гора был священник Николай Поспелов, диаконом - Иоанн Архангельский, псаломщиком - Николай Березин. С 1892 г. настоятелем храма был Александр Успенский, псаломщиком Валентин Алякринский, диакон тот же.
15 лет, с 1903 до 1918 г. настоятелем Горского храма был священник Александр Костинский (1861-1918). С 1912 г. диаконом был Николай Невский, псаломщиками Фёдор Абрамов и Сергей Лобцов. До начала службы в храме с. Гора отец Александр более 12 лет служил в с. Яковлево и много сделал для подготовки строительства каменного храма Ахтырской Божией Матери.
Много сил и внимания отдавал отец Александр преподаванию Закона Божьего в школах прихода - в с. Гора, в д. Кудыкино и д. Ликино. За усердие в преподавании отец Александр Костинский в 1915 г. был награждён золотым крестом. На чествовании в праздник Вознесения приветственную речь от лица церковного старосты В.А. Смирнова говорил видный служащий фабрики С.Ф. Буянов, член упомянутого миссионерского кружка. По свидетельству старожилов, ещё при о. А. Костинском был насажён школьный сад, и школьный двор огорожен забором. В возрасте 57 лет о. Александр умер от рака желудка 25 сентября 1918 г. и похоронен около церкви. Последняя запись в приходских книгах сделана им 12 января 1918 г. Отца Александра Костинского причащал священник Платон Дружиловский. Подписи священника Платона Дружиловского в метрической книге храма с. Гора уже после смерти о. А. Костинского свидетельствуют о том, что о. Платон Дружиловский исполнял обязанности священника церкви с. Гора как во время болезни о. Александра Костинского, так и после его кончины. Платон Николаевич Дружиловский получил высшее духовное образование, был из духовной семьи. Он служил в храме с. Орехово. После прекращения служения в церкви работал педагогом школы № 12 г. Орехово-3уево. Арестован 10 марта 1938 г., и 4 июня того же года расстрелян. В нескольких километрах от с. Гора находится Никитский колодец - источник с целебной водой. Неподалёку от него, по преданию в древности стояла церковь (вероятно, великомученика Никиты), Алексей Васильевич Смирнов построил каменную часовню (очень разрушена и грозит падением). От Горской церкви сюда шёл крестный ход, который по словам участников, растягивался на 1-1,5 километра. Крестный ход совершался и после закрытия церкви, уже без священников (во всей округе не осталось ни одного живого священника). Организовывали его Иван Кузнецов (которого за это несколько раз арестовывали) и Иван Морозов. Сейчас часовня в руинах. Крестный ход на источник возрождён и совершается в 8-е воскресенье после Пасхи.
В с. Гора и деревнях прихода было много купеческих и богатых крестьянских домов, просторных, двухэтажных, иногда с каменными лавками и кладовками. Уничтожение хозяйственных богатых крестьянских семейств после революции происходило поэтапно. Сразу после революции в двухэтажном доме Тихомировых открыли клуб. Хозяев дома выгнали. Отобрали дом и у лесничего.
В 1929 г. проводилась сплошная коллективизация. «Колотушка» в 1929 г. призывала «Обезбожим Орехово-Зуевскую деревню!» В 1930 г. та же газета писала: «... в селе Гора общее собрание крестьян единодушно решило всем селом идти в колхоз. На этом же собрании постановили просить вышестоящие советские органы незамедлительно закрыть церковь и выселить всех попов из пределов общества с конфискацией имущества в пользу колхоза».
Дальше произошло то, что и в с. Яковлево Орехово-Зуевского района. Там тоже агитировали записываться в колхоз, но не сказали, что по положению о колхозах, если большинство жителей села записывается в колхоз, то церковь в селе закрывают, а священника выселяют. 80 жителей записались, но, узнав о том, что они сами таким образом, не ведая, дали согласие на закрытие храма, взяли назад свои заявления, в колхозе осталось менее 40 населения. Газета опубликовала подборку писем об организации колхозов в районе: «У нас на Горе организуется колхоз... И вот, накануне попы да церковные старосты стали агитировать: «Выписывайтесь, пока не поздно...!» На собрании подкулачники и науськанная беднота кричали: «Не хотим в колхоз! Отдай назад, что отобрали!» Газета «Колотушка» писала в 1929 г.: «С открытой агитацией против колхозов и займа в д. Новая выступили на собрании кулаки и подкулачники. Кулак Бобров, опираясь на подкулачника Бурова т.п., с помощью женщин чуть было не сорвал хлебозаготовки и лесозаготовки». Помогать образованию колхозов взялись карательные органы. Кузьма и Агап Павловичи Бобровы были раскулачены и сосланы в лагеря Кузнецкстроя. Больше их никто никогда не видел. Практика обязательного закрытия церквей при образовании колхозов была вскоре отменена. В те времена храм уцелел.
Но прошло всего 7 лет, и горский храм в начале 1938 г. был закрыт. Настоятель, священник Емельян Иванович Бобров (1880-1938), жил с семьёй в церковной сторожке, стоявшей вдоль южной ограды церковного двора. Сторожка сломана в советское время. 18 января 1938 г. о. Емельян был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, а 3 февраля уже расстрелян. По свидетельству местных жителей, храм был самым богато украшенным в округе. Старожилы, ещё детьми, видели большие иконы из горской церкви в подсобке горской школы, ими топили печи. В здании храма устроили сначала зернохранилище, потом склад удобрений.
В 1991 г. храм в с. Гора передан общине верующих разрушенным - без крыши, без пяти главок, окон, дверей. Погибли иконостасы, роспись. В настоящее время храм восстановлен. Устроены новые иконостасы. В 1999 г. на колокольню храма поднят большой колокол. Настоятелем храма до начала 2007 г. был священник Виктор Осин, церковным старостой - Николай Разорёнов.
Степень духовного здоровья народа можно определить по благодарной памяти, которую хранят потомки об ушедших в мир иной людях, сделавших доброе дело для этого города, этой деревни, этой школы, этого храма и т.д. А как обстоят дела с благодарностью и памятью у нас? Надгробия Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны были вскрыты мародёрами, потом и уничтожены (в 1980-х гг.), разбита красивая железная с цветными стёклами сень над могилами. У церкви в с. Гора, вместо семейной усыпальницы остались лишь развалины.
На месте надгробных плит Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны Смирновых, помещены надгробные памятники: их сына Ивана Алексеевича Смирнова (1868-1894, он был четвёртым ребенком в семье, родился после первенца Ксении (1863), сына Александра (1864) и дочери Евдокии (1866), памятник жены отца Алексея Васильевича, Василия Сергеевича Смирнова, Прасковьи Данильевны Смирновой, скончавшейся 7 сентября 1881 г., «жития ея было 75 лет 10 месяцев и 10 дней, день ангела её 28 октября», и Ионы Гавриловича Гаврилова.
Почти уничтожено и кладбище, которое располагалось с южной стороны каменного храма, за домами священно- и церковнослужителей, где стоял сгоревший деревянный храм.
По материалам книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы Орехово-Зуевского района»
В 1991 г. церковь в деревне Гора вошла в число действующих. Староста общины Николай Разоренов вместе с настоятелем отцом Виктором Осиным и своими сподвижниками открыли новую страницу в истории храма. Именно тогда начались активные ремонтно-восстановительные работы. Когда они пришли в храм, то увидели жалкие останки былой росписи и чудом сохранившуюся Казанскую икону Божией Матери.
Первым делом провели паровое отопление, вставили новые рамы, потом начались штукатурные, столярные и отделочные работы. Все они велись при материальном содействии акционерных обществ «Дулевский фарфор», «Карболит», «Куровской текстиль» Орехово-Зуевской птицефабрики, Яковлевского лесничества. С 25 декабря 2006 г. по сегодняшний день настоятелем храма является священник Александр Воронцов.
На данное время внутренние реставрационные работы планомерно продолжаются. 16 марта 2007 г. в алтаре храма было установлено новое Горнее место, ранее практически не обозначенное, завершена шпатлевка стен алтаря, благоустраивается храмовая территория, заложен фундамент под сторожку.
Источник: сайт Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви