ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Александровское. Александро-Куштский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Александровское. Александро-Куштский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:не ранее 1519.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область , Усть-Кубинский район, село Александровское, ул. Набережная

Координаты: 59.588209, 39.702884





Александро-Куштский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ в. И.О.Дудина<br>, Александровское, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото начала ХХ в. И.О.Дудина
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2012

К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре

Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации [1].

Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма. Он обладает достаточно большой высотой центрального сруба-восьмерика с повалом в верхней части. Шатер, которому он служит основанием, напротив не очень высок, но имеет вытянутые пропорции. С четырех сторон церковь окружают прирубы, перекрытые бочками с полицами, имеющими большой вынос. И шатер, и бочки покрыты лемехом очень тонкой резьбы. Подобная крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века. Точно датированными аналогами Успенскому храму в этом плане (учитывая и указанные пропорции) являются храмы Спаса Преображения в Кокшеньге (1683 год) и Воскресенский храм в селе Селецкое (1673 год) Архангельской области (разница во втором случае заключается лишь в том, что два прируба Воскресенской церкви увенчаны не бочкой, а шатрами). Впоследствии подобная композиция будет использоваться и в XVIII веке. Примером этому являются храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Заостровье Архангельской области (1726 год) [2,3] и Вознесенская церковь села Конецгорье (1752 год) Архангельской области [4].

Еще одна особенность конструкции Успенской церкви свидетельствует о ее принадлежности к более позднему, нежели 1519 год, времени. С западной стороны она окружена галереей на консолях. Этот конструктивный прием – выпуски бревен, служившие основой для галереи, довольно часто встречается как в зодчестве Русского Севера, так и среди деревянных церквей среднерусских земель.

В северной архитектуре наиболее ранний известный нам случай его использования – редкой красоты храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки (между 1531 и 1539 год). В музей деревянного зодчества «Витославлицы» Великого Новгорода его перевезли из Передского Рождественского монастыря. Центральный объем храма окружен четырьмя прирубами, крытыми на два ската. Шатер и малые шатры северного и южного прирубов образуют живописную композицию, которую дополняет крытая галерея на консольных выступах-помочах, охватывающая храм с трех сторон. С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы [5]. В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века.

Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо [6]. Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области.

В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году [8]. Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным [4].

В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.

Приведенные примеры позволяют датировать храм Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштского монастыря не ранее второй половины XVI века, а, скорее всего, не менее чем на столетие позже, т.е. второй половиной XVII века. Возможно, дальнейшие исследования позволят обнаружить документы, которые позволят более точно определить время строительства этого интереснейшего храма Вологодской области.

Библиография:

[1] Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 114

[2] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 379-385

[3] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 216

[4] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942.

[5] Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85

[6] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 204

[7] Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1909. Т. 31. С.: 160-161

[8] http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches/christmases-virgin/


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  30 апреля 2024

Первая Успенская церковь в Александро-Куштском монастыре была построена на землях и на средства благоверного князя Дмитрия Заозерского. В строительстве принимали участие преподобный Александр Куштский и монахи Симеон и Савватий, первые его ученики. Жена князя Дмитрия, благоверная княгиня Мария, снабдила новый храм книгами, иконами и богослужебной утварью. В житии преподобного Александра сказано, что по преставлении в 1439 году он был погребен «с полуденной стороны алтаря», то есть справа от алтаря построенной им церкви Успения Божией Матери. Эта церковь просуществовала около 100 лет. В ночь на 26 октября 1519 года, на память преподобного Дмитрия Солунского, она и все монастырские постройки сгорели в пожаре, возникшем от непотушенной свечи. Описания церкви не сохранилось.

В Летописи Спасо-Каменного монастыря, составленной в 1897 году, сказано, что, вторая деревянная шатровая Успенская церковь в Александро-Куштском монастыре была построена в 1533 году. В документах советского периода церковь датируется 1540 годом. Общепринятая датировка постройки церкви – первая половина XVI века. Богослужения в ней совершались с первой половины XVI века до 1932 года, практически 400 лет. Церковь сохранилась до наших дней, является памятником архитектуры.

В отличие от первой, вторая церковь двухпрестольная: главный престол – в честь Успения Божией Матери, придельный – в честь преподобного Александра Куштского. Придел находится в правом крыле церкви, был устроен над могилой преподобного. Богослужения в церкви совершались в летнее время.

Впервые в документах эта церковь упоминается в Писцовом описании монастырских вотчин в Заозерской половине Вологодского уезда 1627 – 1630 годов: «В Закушской волости монастырь Александрова Пустынь на р. Куште – церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого чудотворца Николы, деревянная. А в церквах Божия милосердия образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское».

Следующее письменное упоминание о церкви находится в Доношении игумена монастыря в Консисторию Вологодской епархии Вологодского уезда 1747 года. Здесь описана гробница преподобнаго Александра Куштского: «Преподобнаго Александра Куштского чудотворца гробница имеется при церкви Успения Пресвятыя Богородицы на правой стороне в приделе во имя его преподобнаго Александра Куштского, у которого придела стены рублены оной настоящей Успенской церкви стенами общительно вместе и поднижно у того придела кровле в подзоре крупными черными словами писана была летопись 7143 (1635) года. А о чем того заполнения писанных в той летописи рече не видно; а может быть о том, когда тот придел построен и посвящен. Мощи его преподобнаго свидетельствованы кем, когда не были и под каким указом о том в оном в Александрове монастыре никакого письменнаго известия не имеется, а те мощи наверху или в недрех земли, то есть под спудом обретаются, о том достоверно знать и увидеть невозможно. Хотя у оной гробницы и дна не имеется и потому в гробнице вниз из помосту по двух половиц по половине и прорублена. Токмо ниже того прорубленного полого места забрано дощатой подволокой, а в той подволоке до самой земли длиною и шириною против всей гробницы срублен особливо определенных двух стен составной глухой бревенной голбчик и замок, в которой никакого прохода не имеется и никакой скважины на том голбчике не прорублено».

Опираясь на это писание, можно сделать предположение, что придел был построен одновременно с церковью – в первой половине XVI века, но стал храмом, то есть был освящен в честь преподобного Александра Куштского, в 1635 году, возможно после его официальной канонизации.

Первое подробное описание церкви было составлено в 1764 году, когда Александро-Куштский монастырь был упразднен, преобразован в приход и все имущество от игумена было передано белому священнику.

Краткое описание 1772 года: «соборная церковь Успения Пресвятыя Богородицы холодная деревянная, с приделом преподобного Александра Куштского чудотворца. Верх шатровый, кругом паперть… внизу придела над мощами чудотворцовыми рубленой голпчик деревянной, покрыт полочком, кругом его рака. Точены столпцы, крашены. Под церковью кладовая палата».

В 1799 году в церкви были заменены полы и престолы в алтарях: «сделаны были полы бревенчатые тесаные топором, у которых концы заложены в брусье, которое от хождения чрез многи годы сверху истерлось, отчего концы онаго пола ныне колеблются, и на полах явились сучья. В олатрях же и престолы сделаны не в указанную меру. Посему приходские люди желают полы в церкви сделать новые тесовые, скобленные стругом... и престолы сделать в указанную меру».

Краткое описание 1824 года: «Церковь Успения Божией Матери холодная об одной главе, покосившейся несколько на юго-западную сторону. Снаружи обита тесом до самого верху, ветхостей не имеет. Крыльцо у оной церкви новое… иконостас и иконы в довольно хорошем виде; утварь, сосуды хороши».

В 1835 году у церкви был разобран обветшавший придел преподобного Александра Куштского и вместо него, впритык к деревянной, была построена каменная двухэтажная церковь. Место погребения преподобного Александра оказалось в каменной церкви у левой стены рядом с солеей. Историческая деревянная гробница была перенесена в новую церковь и установлена над могилой преподобного Александра.

В 1836 году «на церкви Успения глава паяна черным железом, выкрашена голубой краской, крест паян белым железом».

Описание 1893 года: «Деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, старинная, строена около половины XVI века, после пожара 1519 года, высокая с шатровым пирамидальным верхом и широкими с южной и северной сторон крыльями, утверждающимися на столбах. Все здание имеет во 8 сажен в длину и ширину и до 16 сажен высоты с крестом. В высоком иконостасе сохранилось несколько икон, носящих печать глубокой древности: Успения, святителя Николая, Святой Троицы, Воскресения Господня (в виде сошествия во ад) и некоторые другие».

В 1902 году по просьбе настоятеля монастыря церковь осматривал епархиальный архитектор. Заключение: «храм сохранился в достаточной прочности, как в общем составе, так и в частностях, и при поддержании обыкновенным своевременным ремонтом вполне может просуществовать около 4 лет, затем следует подвести каменный надлежащей глубины фундамент».

В 1906 – 1911 годах Успенская церковь была отремонтирована на средства устьянского купца Николая Ивановича Никуличева – под нее подведен каменный фундамент, устроена и окрашена ярью новая железная крыша, глава окрашена голубой краской и увенчана золоченым крестом. Снаружи церковь обшита тесом и выбелена.

В 1921 году из Успенской церкви сотрудником Вологодского музея иконописи и церковной старины В.Н. Ивановым была вывезена икона Божией Матери «Иерусалимская», датируемая XVI веком. Она была отправлена на реставрацию в Москву членами экспедиции Музейного отдела Наркомпроса в составе Н.Н. Померанцева, Е.И. Брягина и Е.П. Муратовой. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее, куда поступила после ликвидации ЦГРН в 1934 году.

В 1922 году из церкви были изъяты церковные ценности (богослужебные принадлежности).

В мае 1924 года Александро-Куштский монастырь был закрыт, церковь оставалась действующей еще 9 лет.

В 1927 году реставраторы И.В. Федышин и А.И. Брягин укрепляли иконы в иконостасе Успенской церкви. Нужно было укрепить 53 – 54 иконы. В своих письмах И.В. Федышин повествует, что «иконы почти невозможно выдрать из иконостаса. Пробовали вынуть одну местную икону и провозились целый час впятером, да и то пришлось сзади разламывать обшивку». Жили реставраторы в самой церкви.

Восстановленный в процессе реставрации
лемех на главах и кровле,
2007 год

14 марта 1927 года в Вологодский музей была отправлена икона «Преполовение Пятидесятницы».

Краткое описание 1927 года: «Успенская церковь… деревянная, одноэтажная. Снаружи и внутри обшита тесом, окрашена краской. Покрыта железом. Одна большая глава и одна малая. 5 больших окон, 2 малых. 1 наружная дверь, 1 внутренняя и 1 в каменную церковь. Церковь оценена в 1 680 рублей. Иконостас в четыре яруса, оценен в 150 рублей».

В 1932 году богослужения в церкви прекращены, здание передано под хозяйственные нужды Усть-Кубинского инвалидного дома, открытого на территории монастыря.

На 1948 год «деревянная церковь Успения 1540 года хорошо сохранилась».

На 1956 год церковь является памятником архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения, используется под вещевую кладовую инвалидного дома.

В 1959 году из иконостаса Успенской церкви вывезена еще одна икона – «Преподобный Александр Куштский в житии», датируемая XVII веком. В дальнейшем из Обменного фонда она поступила в Государственный Эрмитаж, в настоящее время представлена в коллекции «Русское искусство и культура».

В сентябре 1959 года начальник научно-исследовательского отдела ЦНРМ Академии архитектуры и строительства СССР Ополовников А.В. и инженер Вологодского облисполкома Ведров А.К. произвели предварительное натурное обследование памятника архитектуры бывшей Успенской деревянной церкви в Местечке Александрово (бывший Александро-Куштский монастырь) Макарьинского с/с Усть-Кубинского района Вологодской области, при чем установили:

1. Памятник – шатровая, крестчатая, рубленая церковь, датируемая серединой XVI века – представляет собой высокую историко-архитектурную ценность, как переходной тип от крестчатой церкви к шатровому восьмерику на четверике, с сохранившимся иконостасом XVIII века с иконами, современными постройке памятника.

2. Техническое состояние памятника, простоявшего свыше 50 лет без ремонта и ухода – запущенное, а именно:
а) в результате неисправного состояния железных кровель и течи на венцы повалов последние имеют значительную гниль, причем несколько таких венцов обрушились на одной из граней сбили в этом месте обшивку; гнилью также поражены 5 – 6 верхних венцов восьмерика (под повалами). Течь проникла также под наружную обшивку в углах и повредила гнилью угловые стойки каркаса обшивки;
б) беспорядочное содержание цокольной части здания послужило причиной наличия гнили в 3 венцах (а местами до 5) низа сруба. Последнее усугубляется также тем, что памятник находится в подтопляемом месте и ежегодно заливается до первых венцов;
в) памятник имеет позднейшую двухстороннюю дощатую обшивку, что создает излишний режим влажности сруба и, одновременно, исключает возможность его естественного проветривания.

3. Основа всего сооружения, сруб и шатер, в основном еще достаточно прочен и оснований для опасения его обрушения в ближайшие годы не имеется.

Предварительные выводы обследования: учитывая высокую художественно-архитектурную ценность памятника и то, что он находится в труднодоступной местности, связанной с другими населенными пунктами только проселочной дорогой через болото, и в крайне неблагоприятном окружении, было бы наиболее правильным перевезти его (с одновременной реставрацией) в ближайший комплекс памятников архитектуры, доступных для массового музейного показа.

В октябре 1959 года Главное управление культурно-просветительских учреждений Министерства культуры РСФСР ознакомилось с предложением перенести памятник архитектуры бывшую церковь Успения 1540 года из Местечка Александрово Вологодской области на территорию бывшего Прилуцкого монастыря в с. Прилуки Вологодского района, и запросило у управления Культуры Вологодского облисполкома и главного архитектора Вологодской области предоставить общий топографический план указанной территории, с показанием на нем места предполагаемого расположения памятника, с объяснением как будет оформлен южный фасад, чтобы новая территория расположения памятника позволяла свободное обозрение его со всех сторон.

В декабре 1959 года из Главного управления культурно-просветительских учреждений Министерства культуры РСФСР поступило предложение организовать в Вологде специальную территорию для комплексного размещения на ней переносимых памятников и там разместить церковь Успения, т.к. выбранное место в Спасо-Прилуцком монастыре «слишком затеснено» и «не удовлетворяет вышеуказанным условиям». Одновременно было сделано предложение о переносе памятника в Кирилло-Белозерский монастырь.

30 августа 1960 года памятник поставлен на государственную охрану.

В 1962 году Успенская церковь была перевезена на охраняемую территорию реставрируемого тогда Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря. Перед разборкой и перевозкой ее обследовал архитектор ЦНРМ Б.В. Гнедовский. Непосредственно разборку и перевозку осуществили реставраторы Центральных научно-реставрационных мастерских Госстроя РСФСР. Предварительно 30 марта 1962 года из иконостаса были извлечены 58 икон, они были пронумерованы в соответствии с порядком их размещения и оставлены на время в продуктовом складе Усть-Кубинского дома инвалидов.

Установка и реставрация церкви на территории Спасо-Прилуцкого монастыря была закончена 31 марта 1968 года. Проект реставрации, предполагающий восстановление облика здания, максимально приближенного к первоначальному, разработан в НИПМ ВПРНК под руководством архитектора С.С. Подъяпольского. В ходе реставрации восстановлены утраченные южный придел и галерея, со стен удалена наружная тесовая обшивка, практически полностью заменены нижние венцы сруба, заново выполнено лемеховое покрытие глав и кровель. Но сборка здания произведена с нарушениями, вследствие чего на свое место не вошел родной иконостас. С тех пор он хранится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком монастыре в сложенном виде.

31 декабря 1970 года 52 из 58 икон из иконостаса Успенской церкви, хранившиеся все это время в продуктовом складе Усть-Кубинского дома инвалидов, были переданы в Вологодский государственный музей, остальные 6 оказались утраченными. Одновременно или ранее в музей были переданы резные Царские врата из иконостаса Успенской церкви и шелковый покров «Преподобный Александр Куштский» XVII века (в 2013 - 2014 годах покров отреставрирован в мастерской реставрации тканей ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря).

20 февраля 1995 года Указом Президента РФ церковь Успения Божией Матери из Александро-Куштского монастыря включена в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В настоящее время церкви около 500 лет, она является древнейшим деревянным шатровым храмом России, находится на территории действующего Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, богослужения в ней не совершаются. Часть икон и Царские врата из ее иконостаса выставляются в постоянной экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – «Древнерусское искусство XIV – XVIII веков».

https://alexanderkushtskiy.ru/uspenskiy.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.