Христорождественская церковь к 1793 г. обветшала весьма серьёзно. Была она «теплой» – т.е. не отапливалась и богослужения в ней проводились в холодное время года. В своём прошении прихожане погоста отмечают, что «строением церковь состоит в твёрдости», но в основании храма «бревна покривились на одну сторону», а посему они приняли решение «оную церковь вывесив, подвести новым лесом и камнем фундамент... и полы вновь вымостить, перекрыть главы... и обшить тёсом». Прошение составили на имя Тверского архиепископа Иринея, который 14 июня прошение рассмотрел и «изволил предписать о переправке Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Удомельского погоста покривившейся от согнития исподних брёвен теплой Рождественской деревянной церкви от здешняго духовнаго правления дать того погоста священнику с прихожане указ». Церковь исправили быстро.
Деревянный Христорождественский храм был известен на картинах художников, творивших в этих местах, достаточно давно. Художник Бялыницкий-Бируля оставил два изображения храма на картинах «Церковь на берегу озера Удомля, 1905 г.» и «В конце зимы, 1907 г.». Кроме картин, до наших дней дошло и словесное описание храма. Уже известная нам опись 1880 г. приводит следующие сведения о внешнем облике и интерьерах храма: «Церковь деревянная на каменном фундаменте, длиною восемь сажень и три четверти и шириною четыре сажени с тремя четвертями, на высоту точно определить невозможно. Стены церкви изнутри обиты шпалерами, а снаружи обшиты тесом и окрашены охрою. В этой церкви в холодной половине один престол во имя Рождества Христова, а в теплой один же с левой стороны во имя Преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Столпов в ней нет, а верх утвержден на стенах с потолками и в той и в другой частях. Пол во всей церкви и в олтарях деревянный не крашенный. Во всей церкви одиннадцать окон... На церкви две главы покрыты белою жестью. На главах восьмиконечные кресты из сосноваго дерева обитые белой жестью, а на главной крест укреплен 4-мя железными цепями».
Христорождественская церковь являлась одним из немногих древних деревянных храмов Вышневолоцкого уезда. «Сия церковь выстроена иждивением прихожан в 1730 г. и освящена в том же году», – записано в описи. Освящение церкви можно датировать летом 1730 г. – в придельном алтаре был антиминс «священнодействован Феофаном архиепископом Новгородским и Великолуцким в 1730 г. мая 2 дня». Хранились в храме и другие старинные предметы. Например, иконостас церкви был «гладким с прорамками позлащенными на гульфарбу, а тело окрашено зеленою краскою в два яруса». По правую сторону имелась икона Рождества Христова, а по левую – Знамения. Самое старое Евангелие «построенное приходскими людьми в Москве» датировано 20 марта 1748 г. В библиотеке храма хранилась «печатная книга, данная от графа Аракчеева для поминовения с перечислением его рода 20 мая 1800 г.».
Естественно, что старинный храм на берегу удомельского озера вызывал немалый интерес не только художников, но и ценителей древностей. Начало XX века – период расцвета интереса к памятникам старины. И поэтому, когда у священнослужителей погоста возникло желание разобрать ветхий храм, то Тверская духовная консистория, сделав фотоснимок, испросила разрешения на слом храма у Императорского Археологического общества. 25 июля 1902 г. снимок отослали, а 31 июля информацию рассмотрели на заседании Археологического общества, которое состоялось под председательством графини П.С. Уваровой. Решено «просить сообщить маршрут для поездки, с целью осмотра означенной церкви». Консистория маршрута не сообщила, а выдержав некоторое время, 4 марта 1904 г. послала ещё один запрос в Археологическое общество «не признает ли оно возможным доставить свое заключение по отношению Консистории от 25 июля 1902 г. относительно предполагаемой сломки деревянной церкви». В ответ на этот запрос решено «просить А.Ф. Мейснера, взявшего на себя поездку, осмотреть храм в возможно непродолжительном времени».
Храм так и не был сломан. Но моменты, связанные с решением его судьбы, возможно, и повлияли на решение В.К. Бялыницкого-Бируля написать картины с видами деревянного храма в 1905 и 1907 гг. Так же и в 1908 г.(?) появилась картина Н.М. Аксакова «Николо-Стан» с изображением деревянной Христорождественской церкви. По свидетельству известного удомельского краеведа Н.А. Архангельского, «церковь в начале XX века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена». Кстати, в д. Ряд была в конце XIX в. «часовня во имя св. преподобномученицы Анастасии Римляныни, деревянная, четырехугольная, одноэтажная с крыльцом с западной стороны, с деревянными осмиконечными крестами, обитыми жестью, покрыта и обшита тесом, крыша красною краскою, а стены черною, посреди деревни длиной и шириной три сажени».
Христорождественская церковь исчезает из церковных документов в 1910 г., благодаря чему мы можем определить период разбора храма и перевоза его в д. Ряд крайними датами 1907-1908 гг. – изображение на картине В.К. Бялыницкого-Бируля и Н.М. Аксакова и 1910 г. – отсутствием упоминания храма в Клировых ведомостях.
Ивлев Д.М. История Николаевского Удомельского погоста. – Тверь: 2020. – 68 с.: ил. – (Тверской край: События. Люди. Судьбы; вып.17/37)