ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая).

Успенская церковь


Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1750.
Год утраты:Не установлен. (сломана бурей, впоследствии разобрана)
Адрес:
Нижегородская область, Навашинский район, село Чудь, улица Полевая.

Координаты: 55.76909, 42.321056





Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Общий вид с севера. Фото 1912 гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №16717644)<br>, Чудь, Навашинский район, Нижегородская область
Общий вид с севера. Фото 1912 гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №16717644)
Дмитрий Волохов
1 июня 1912
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Общий вид с юго-запада. Снято до постройки нового храма. Фото 1880-1900 гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №16717590)<br>, Чудь, Навашинский район, Нижегородская область
Общий вид с юго-запада. Снято до постройки нового храма. Фото 1880-1900 гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №16717590)
Дмитрий Волохов
1 февраля 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Евгений Литвинов  6 августа 2011

Прежде было в Муромком уезде и о прежних храмах читаем у Добронравова: В 1676 г. значится церковь Успения. В 1750 г. построена новая деревянная церковь Успения усердием дворцовой канцелярии комиссара Романа Стефановича Каменского. В 1886 г. обшита тёсом и оштукатурена внутри. С 1870 по 1890 гг. по бедности прихода была приписана к Монакову.


Марина Зуйкова  11 июня 2020

В Москве – в фондах музея архитектуры им. А.В. Щусева – хранятся 4 фотографии древнего деревянного храма, возведенного в Чуди в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней дошла лишь каменная Троицкая церковь, построенная в начале XX века, поэтому ценность снимков утраченного Успенского храма сложно было переоценить. К тому же еще до революции чудская деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была признана памятником древнего зодчества.

Успенская церковь построена в Чуди в XVIII веке помещиком и «дворцовой канцелярии комиссаром» Романом Стефановичем Каменским. Успенская церковь с колокольней были не только обшиты тесом, как описано в «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии», но и стилизованы «под кирпич», т.к. в Чуди мечтали о каменном храме. Рядом с деревянной Успенской церковью в начале XX века начали строить каменную колокольню дошедшего до наших дней Троицкого храма.

«Труды комиссии по сохранению древних памятников императорского московского археологического общества», изданные под редакцией ее секретаря И.П. Машкова в 1908 году, свидетельствуют о том, что тогда велась борьба за сохранение древнего памятника. Так, среди материалов, опубликованных комиссией, приводится протокол ее заседания от 15 июня 1906 года под № 15, где под председательством К.М.Быковского присутствующим (З.И. Иванову, Н.С. Курдюкову и секретарю комиссии И.П. Машкову) было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 9 июня за № 7986 о том, что в селе Чуди Муромского уезда существует деревянный храм с колокольней, построенный в 1750 году.

По свидетельству архитектора строительного отделения Владимирской губернии Правления П. Шитова, осматривающего храм 15 июня 1905 года, у колокольни нижние венцы сгнили, имеют наклон в северную сторону и как представляющие опасность подлежат, по мнению Шитова, сломке. На основании сего причт, староста и прихожане церкви села Чудь ходатайствуют о сломке означенной колокольни. При этом консистория извещает, что, согласно данного разрешения вблизи деревянного храма построена новая каменная колокольня, с тем соображением, чтобы в будущем к ней пристроить и каменный храм».

Комиссия постановила «уведомить Консисторию, что в виду интереса представленного храма и колокольни, общество не находит возможным разрешить сломку древней деревянной колокольни. При этом обратить внимание Консистории на то, что опасность, на которую указывается в акте архитектора Шитова, легко может быть устранена подводкою сгнивших нижних венцов».

Однако протокол последующего в 1912 году заседания под № 756 от 22 мая 1912 года дает понять, что опасность исчезновения древнего памятника в Чуди решили не устранять. Присутствовавшим Ф.Ф. Горностаеву, И.В. Рыльскому, В.В. Шейману и секретарю комиссии И.П. Машкову было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 12 мая за № 9024 о том, что причт, церковный староста и прихожане села Чуди Муромского уезда просят Епархиальное начальство упразднить деревянный храм в их селе за постройкой нового каменного храма и на месте его построить часовню.

Причины, заставляющие их просить об этом, следующие: 1) храм пришел в совершенную ветхость, в зимнее время, несмотря на должную топку печей, служить затруднительно в виду сильного холода, т.к. стены промерзли, некоторые углы сгнили и повалились, верх храма несколько накренился на бок, вообще состояние храма по устойчивости ненадежно, что удостоверяется актом архитектора Шитова; 2) деревянный храм стоит на расстоянии одного аршина от алтарной стены вновь выстроенного и освященного храма и совершенно загораживает единственное окно главного алтаря и 3) вновь выстроенный храм, в котором теперь совершается богослужение, требует значительных расходов на свое содержание, так что на поддержку ветхого храма средств не имеется.

Сообщая о вышеизложенном, духовная консистория с препровождением двух фотографических снимков с древнего деревянного храма в селе Чуди и копии акта архитектора Шитова честь имеет просить Императорское Археологическое общество уведомить Консисторию, не имеется ли каких-либо препятствий со стороны Общества к упразднению названного храма».

Постановление комиссии было следующим: «Уведомить, что сломка храма разрешена быть не может, так как храм этот представляет большой художественный интерес, что же касается до того, что древний храм затемнил новый, то следует обратить внимание на то, что новый храм нельзя было строить так неудачно и на таком близком расстоянии от древнего храма».

К 1912 году постройка новой каменной церкви в Чуди была завершена. Судя по «Описи движимых имуществ церквей Муромского и Юрьевского уездов», составленной в 1915 году при ее страховании и найденной мною (Галиной Филимоновой) в Государственном архиве Владимирской области (ГАВО), освящена она была «во имя св. Троицы» и «крыта железом». «Древняя деревянная во имя Успения Б. Матери с таковым же приделом во имя св. и чудотворца Николая», оставшаяся без колокольни, также была «крыта железом» и застрахована.

Известно, что 1 мая 1924 года деревянная церковь в Чуди была «снесена» бурей, а впоследствии была разобрана местными жителями и пошла на отопление школы. Так в селе осталась только каменная Троицкая церковь, а представлявшая большой художественный интерес Успенская осталась запечатлена лишь на архивных фотографиях.

По материалам: http://gttp.ru/text/245.htm


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 июня 2023

В окладных книгах 1676 года в селе Чуди значится уже церковь Успения Пресв. Богородицы, при церкви двор попа Карпа и двор дьячков, в приходе 5 дворов помещиковых, 4 двора задворных слуг, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский. Земли церковной из боярских дач по 3 четверти в поле, сенных покосов на 40 копен. 

В 1750 году на средства бывшего тогда в селе Чуди помещика „дворцовой канцелярии комиссара" Ром. Стеф. Каменского построена была новая деревянная же церковь. В 1886 году она снаружи обшита новым тесом, а изнутри оштукатурена. 

По малочисленности и бедности прихода Чудская церковь в 1870 г. была даже приписана к селу Монакову, только в 1890 г., по усиленной просьбе прихожан, дан к ней самостоятельный причт, — священник и псаломщик.

Престол в церкви один в честь Успения Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно.

Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. На содержание причта получалось: жалованья от казны 400 р. и от служб и требоисправлений около 300 рублей в год. Дома для членов причта общественные на церковной земле.

Земли при церкви по плану генерального межевания 1771 г.: усадебной 2235 кв. саж. пахотной 27 дес. 2369 саж., луговой 3 дес., неудобной и поросшей тальником 8 дес. 1804 саж., под озером 1 дес. 373 саж. и под бичевником (по берегу Оки) 1 дес. 1000 саж., а всего 43 дес. 581 саж.; копии с плана на ату землю имелись. Кроме того в 1891 г. крестьяне выделили причту 3 дес. луговой земли. Пахотная земля сдана крестьянам, которые ежегодно и выдавали священнику по 12 четвертей ржи и овса, а псаломщику 5 четвертей ржи и 4 четверти овса.

Приход состоял из одного села Чуди, в котором по клировым ведомостям числилось 98 дворов, 370 душ муж. пола и 411 женского.

Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.