ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новая Чигла. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Новая Чигла. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1802 и 1878. 1802 - главный храм и часть трапезной, 1868 - колокольня, 1878 - остальная часть трапезной.
Адрес:
Воронежская область, Таловский район, село Новая Чигла, ул. Ленинская

Координаты: 51.22252, 40.478365
Проезд:по автодороге Анна - Таловая - Н. Чигла






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 мая 2023

До настоящего времени официально руины церкви, стоящие в селе уже более восьмидесяти лет, не взяты на учет как памятник архитектуры, хотя, на наш взгляд, вполне обладают признаками объекта культурного наследия.

В Новой Чигле датой основания села считают 1740 год. Тогда на берега реки Чиглы – левого притока Битюга, протекающего по центру Среднерусской возвышенности и впадающего в реку Дон, – по царскому указу прибыли переселенцы из дворцовой Хатунской волости, расположенной на юге Московской губернии. В те времена там отмечалось большое безземелье, а Битюцкий край исстари назывался «золотым дном»: здесь было много свободных земель, богатых черноземом, леса изобиловали разнообразной дичью, а необозримые девственные степи и приречные луга, служившие прекрасными пастбищами, предоставляли большие возможности для развития скотоводства и земледелия. В то далекое прошлое уходит и история местной чигольской церкви.

Сведений о жизни села в XVIII веке сохранилось мало, однако последние историко-архивные и историко-библиографические исследования позволяют высказать предположение, что уже изначально посвящение нашей церкви было Покрову Пресвятой Богородицы, по названию той церкви, которая была на прародине переселенцев. Это предположение о привезенном из Хатунской волости названии церкви в какой-то мере подтверждает факт, найденный недавно в архивных документах Московской духовной консистории: в 1746 году «поп Игнатий Иванов Покровской церкви села Мышенского Хатунской десятины Московского уезда», был направлен во вновь поселенную Битюцкую волость с вывезенными туда крестьянами. Вполне допустимо, что служителя культа отправили к его бывшим прихожанам, где, впрочем, ко времени его приезда небольшая деревянная церковь уже была построена.

О предшественнице каменной церкви в селе Новая Чигла сообщается в работе Архимандрита Димитрия «Очерк постепенного населения Воронежской губернии» 1886 года, где приводится «Список сел и слобод уездов Воронежской губернии имевших церковь» по Атласу 1792 года. Среди сел в Бобровском уезде указывается село «Покровская или Новая Чигла». Названия церквей в этом источнике не даются, но вот топоним Покровское в имени села явно указывает на церковное происхождение, что тоже может подтверждать предположение о том, что раннее название села было дано как память о церкви, оставленной в прежних местах проживания переселенных крестьян. И уже от названия церкви пошло и географическое название места поселения. Происхождение же второго названия понятно – оно дано по реке Чигле и для отличия от более раннего села Старая Чигла. Надо отметить, что некоторое время село упоминалось с двумя названиями, и только позже за селом закрепилось название Новая Чигла.

Существование в селе в XVIII веке церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы подтверждается и другим историческим печатным источником. Это статья краеведческого характера «Село Новая Чигла Бобровского уезда», опубликованная в 1884 году в «Воронежских епархиальных ведомостях» историком и географом Николаем Яковлевичем Чулковым (1848-1886), выпускником Воронежской духовной семинарии, сосланным в Новую Чиглу за вольнодумство. В распоряжении автора на момент написания статьи были не только «Летопись Покровской церкви» и «Ведомости о церкви», но и весь архив приходских церковных документов, хранившихся в Покровском храме с конца XVIII века, поэтому есть все основания доверять этому источнику. Н. Чулков не только приводит хронологию строительства новой каменной церкви, начиная с 1790 года и заканчивая 1879 годом и подробно датируя каждый этап, но и дает наглядное описание внутреннего убранства храма, приводит подробнейший список церковного причта с 1780-х годов до времени написания статьи. Таким образом, благодаря работе Н. Чулкова, документируются все этапы строительства, реконструкции и реставрации Покровской каменной церкви вплоть до 1884 года.

Начало строительства нового каменного храма приходится на период, когда Новая Чигла находилась в собственности царского двора, и крестьяне села являлись дворцовыми, а заканчивалось строительство первого этапа уже при втором владельце-крепостнике.
В конце XVIII века дворцовое село Новая Чигла вместе с населявшими его дворцовыми крестьянами в числе восьми сел Бобровского уезда было подарено императором Павлом I в качестве «наградного пожалования» графу Александру Андреевичу Безбородко (1747-1799) – крупному государственному деятелю в царствование Екатерины II и Павла I, государственному канцлеру России. Но, едва вступив во владение богатыми землями, граф скончался, и Новая Чигла перешла к младшему брату канцлера графу Илье Андреевичу Безбородко (1756-1815) – российскому генералу, участнику русско-турецких войн, сенатору.

Население Новой Чиглы росло: по результатам переписи 1745 года в селе было 797 душ мужского пола, а уже в 1764 году – 1050 [6]. Позднее в церковной летописи отмечалось, что в 1782 году Покровская церковь имела три штата священнослужителей, а это по тем временам свидетельствовало о крупных размерах села. Продолжавшийся рост населения, а также теснота и обветшание деревянной церкви явились поводом для строительства нового, уже каменного, храма.

В 1790 году «…прихожане, вместе с священнослужителями, вошли … к епископу Воронежскому Иннокентию с прошением о разрешении построить им новую, более вместительную, церковь…» На период начала строительства каменной церкви приходится время служения трех священников: Иоанна Дометиева, Тихона Ильина и Иоанна Рясовского. Пятого марта 1790 года была получена «храмозданная грамота» с разрешением на строительство. Эта грамота, опубликованная в статье Н. Чулкова, полностью приводится в нашем приложении.

Место для нового храма было выбрано в центре села, недалеко от поворота реки Чиглы на юг, на ее правом берегу, на ровной, несколько возвышенной над рекой, площади. К сожалению, в статье Н. Чулкова не называется имя архитектора, проектировавшего храм, не указываются и строители, привлеченные к работам. Также не обнаружены в Государственном архиве Воронежской области и проектные чертежи храма. Н. Чулков отмечал, что «постройка эта, …при обширности задуманного плана, требовала много времени». Строительство длилось двенадцать лет, однако за недостатком средств полностью реализовать задуманный грандиозный план чигольцам в то время не удалось. С 1790 по 1802 год выстроили только главный храм с половиной церковной трапезной. В эти двенадцать лет, как писал Н. Чулков, «…постройка приостанавливалась, неоконченное здание стояло, покрытое соломой…», и, наконец, при содействии нового владельца села графа Ильи Андреевича Безбородко церковь с тремя престолами достроили, хотя с изменением плана, так как высота трапезной сокращена была на 2 аршина.

По свидетельству чигольского краеведа А. Т. Лукьянова (1915-1999), строили церковь из кирпича, который делался из местной глины и назывался «пяточным», так как при его изготовлении глину в форме утрамбовывали голыми пятками. Судя по длительному периоду строительства, можно предположить, что оно велось силами местных крепостных крестьян. И надо отметить, что работа была выполнена с хорошим знанием правил кирпичной кладки.

По архитектурному стилю Покровская церковь, точнее, построенная в 1802 году храмовая часть, представляла собой яркий пример смены архитектурных стилей в конце XVIII начале XIX века. Это выражалось в декорировании первоначально запроектированного классического объема формами древнерусской архитектуры.

Помимо основного здания храма и части трапезной, в том же 1802 году была построена «саженях в десяти от церкви, к западу, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, которая просуществовала, однако не долго, была снесена за ветхостью и заменена четырьмя столбами с перекладинами, на которых и повешены были на время колокола». Вот в таком незавершенном виде – с временной звонницей вместо каменной колокольни, Покровская церковь простояла в селе несколько десятилетий.

Здесь хотелось бы сразу обратить внимание на некоторые неточности, встретившиеся в материалах местного краеведческого музея. Автор «Путеводителя по краеведческому музею» села Новая Чигла А. Т. Лукьянов приводит другие годы строительства Покровской церкви. Он утверждает, что храм строился как памятник в честь победы в войне 1812 года, и строительство было завершено в 1819 году. Причем, А. Т. Лукьянов не указывает на тот факт, что каменная колокольня и часть трапезной тогда еще не были достроены. Однако данную версию, не аргументированную никакими источниками, следует считать не соответствующей исторической действительности. Скорее всего, это просто местная легенда. 1802 год как год окончания строительства церкви приводится еще в нескольких архивных источниках, с ними можно ознакомиться в наших приложениях. И только в «Алфавитном списке церковных приходов Воронежской епархии», опубликованном в «Памятной книжке Воронежской губернии» за 1893 год, дается 1805 год. Видимо, это все же опечатка.

Кроме того, не вызывает доверия и утверждение А. Т. Лукьянова, что «таких церквей в России было только три». Неизвестно откуда взят этот факт и, если А. Т. Лукьянов знал эти церкви, то почему их не назвал? Покровская церковь, безусловно, была красивая, тем более хотелось бы знать, в один ряд с какими церквями ее ставили?

В 1821 году владельцем Новой Чиглы становится старший внук Ильи Андреевича Безбородко граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко (1800-1855) – меценат, государственный деятель, почётный член Петербургской Академии наук, директор департамента Государственного казначейства, Государственный контролер России, член Государственного Совета. В 1816 году, из-за прекращения потомства графов Безбородко по мужской линии, Александр Григорьевич получил право именоваться графом Кушелевым-Безбородко.

В период владения Новой Чиглой А. Г. Кушелевым-Безбородко с 1821 по 1855 год строительные работы церкви велись несколькими этапами. Предположительно в 1829 году был пристроен второй придел Александра Невского, не предполагавшийся в первоначальном варианте Покровской церкви. По крайней мере, именно в том году подписан для него антиминс. Всего в церкви было три антиминса: два 1829 года и третий 1839 года. Священниками в это время служили: Иоанн Мясищев, Василий Рясовский и Козьма Зайцев.

В 1843 году вокруг церкви была сооружена каменная ограда с деревянной решеткой по плану, утвержденному 22 мая того же года Преосвященным Антонием II. А в 1845 году были переделаны два придела Св. Николая Чудотворца и Александра Невского с иконостасами. Эти строительные работы пришлись на время служения священников Иоанна Петрова, Василия Рясовского и Иоанна Зайцева. Уже в то время современники отмечали красоту храма, в частности, в печатном источнике 1851 года сообщается, что «…в этом селе находится отличной архитектуры каменная трехпрестольная церковь, с просторной теплой трапезной, вмещающей в себе до 3000 молящихся…» В статье приводится и число жителей в селе на тот год – 9100 человек обоего пола.

В «Воронежских губернских ведомостях» за 1853 год найдено ценное сообщение об освящении «обновленной», т. е. отреставрированной, Покровской церкви вместе с приделами. В публикации отмечается, что местные иконы писал живописец Д. К. Макаренков из Боброва. В ограде были посажены акации и фруктовый сад.

Следующий этап строительных работ по расширению храма приходится уже на новый исторический период в жизни крестьян не только Новой Чиглы, но и всей России: 19 февраля 1861 года в стране было отменено крепостное право. В шестидесятые годы XIX века громадное имение Новая Чигла с земельными угодьями было распродано наследниками графа А. А. Безбородко купцам из Воронежа, Боброва, Коломны и Тамбова. Раздробленные участки были прикуплены также и жившими по соседству помещиками-землевладельцами. Село стало застраиваться барскими особняками, складскими помещениями. Однако каменных зданий в Новой Чигле было немного, и даже у землевладельцев дома были из дерева, но, конечно, на каменных фундаментах и с крытыми железом крышами.

Известно по воспоминаниям старожилов, что каменный дом с колоннами имел в Новой Чигле граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов (1849-1905), а так Новая Чигла до революции была, в основном, деревянная. Подтверждение этому находим в работе исследователя И.Тарадина: «В Новой Чигле кирпичных и каменных домов почти нет, за исключением государственных зданий». Пока не найдены источники, указывающие на эти строения. Покровская церковь была настоящим украшением села, но требовался постоянный уход за зданием и внутренним убранством.
В пореформенные годы обновление Покровской церкви связано с именем молодого священника Тимофея Васильевича Баженова (ок. 1837-после 1915), который, после окончания курса Воронежской семинарии в 1861 году, Преосвященным Иосифом был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Новая Чигла, Бобровского уезда.

Как отмечал современник «как пастырь, он запечатлел себя в памяти прихожан неустанными заботами о благоустройстве храма Божия». Дело в том, что ко времени начала служения Тимофея Баженова в Новой Чигле, Покровская церковь, как отмечал тот же автор, уже потеряла прежнюю привлекательность: «… местный храм был в запущенном состоянии: он был мал, с плохою живописью, с деревянной колокольней, соединявшейся с трапезной посредством галереи. Болело сердце молодого пастыря при виде бедности храма в таком огромном, многолюдном и богатом селе, и мысль о реставрации храма неотвязно засела в голове о. Тимофея».

Отец Тимофей сумел найти единомышленников среди прихожан и вместе с ними в 1868 году добился устройства новой каменной колокольни и нового иконостаса. Прихожане получили «Проект на распространение трапезной церкви и постройку новой колокольни, с планом и фасадом церкви во всем ее виде», утвержденный 31 января 1868 года Воронежским губернатором, князем Трубецким, и Преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. В том же году каменная колокольня была построена, но трапезную не достроили. Причем, как сообщает Н. Чулков, при закладке колокольни, в вырытой для этого яме оказалась вода, поэтому туда забили около 200 деревянных свай, на которых и поставили колокольню.

Судя по статье Н. Чулкова, лишь через десять лет, в 1878 году, усилиями священников Тимофея Баженова и Павла Илларионова, возможно и с финансовой поддержкой кого-то из новых землевладельцев Новой Чиглы, каменная колокольня была соединена с храмом каменной же, вновь построенной половиной трапезной. Правда, эти данные о годе окончательной достройки Покровской церкви не совпадают с данными, указанными в «Страховой оценке» 1910 года. Там указан 1876 год. Других источниковых данных, подтверждающих тот или другой год завершения расширения Покровской церкви, пока нет. Итак, Покровская церковь получила свой завершенный вид, сохранившийся до XX века, но внутреннее переустройство в последующие годы еще продолжалось. При тех же священниках, Т. Баженове и П. Илларионове, в 1879 году в храме были проведены последние внутренние работы. Тогда «… устроен был в главной церкви новый иконостас, вновь переделан придел св. Николая, все здание реставрировано и украшено стенною живописью. Эта переделка стоила 15000 рублей…»

В год завершения строительства и реставрации Покровская церковь была архитектурной доминантой села. Вот как оценивал Н. Чулков в 1884 году внешний вид церкви: «…в настоящее время церковь представляет собой большое величественное здание в романском стиле…» Отмечая внешнюю красоту церкви, Н. Чулков, однако, критически отмечал, что Покровская церковь «…может назваться вполне изящною по архитектуре и замечательною по величине; но если со временем внутреннее украшение церкви доведено будет до конца, то Ново-Чигольская Покровская церковь не уступит любой церкви, по крайней мере, уездного города». Какие-либо документальные подтверждения дальнейших работ в храме в настоящее время не найдены.

По свидетельству очевидца А. Т. Лукьянова, который с 1921 года, будучи шестилетним мальчиком, в течение трех лет прислуживал священнику Покровской церкви, и в первой четверти XX века церковь оставалась красивой: «внутреннее оформление храма было очень богатым и содержательным», «…как рассказывали старые люди, храм расписывали владимирские богомазы, они же писали и иконы». Пока документального подтверждения работы в Покровской церкви иконописцев из Владимира не найдено. «…В алтаре были цветные стекла, на окнах – ажурные кованые решетки. В центре алтаря висела огромная люстра, на которой было 500 свечей, зажигавшихся по праздникам». По словам того же А. Т. Лукьянова, «…храм отапливался, в нем было паровое отопление, под полом стояли паровые котлы, за ними следили истопники». Подтверждения этих сведений другими источниками пока нет.

Красив был не только сам храм, но и территория вокруг него, так как в ограде находился фруктовый сад, и росло много деревьев. Из воспоминаний А. Т. Лукьянова узнаем подробнее о церковной территории в 1910-1920-х годах: «Вокруг была изгородь, сложенная из кирпича, верх которой покрывало железо. Недалеко от нее находились волостное правление и церковно-приходская школа. С юго-западной стороны были главные ворота и две калитки, через которые можно было пройти за изгородь церкви и оказаться непосредственно перед входом в храм. Входящий с правой стороны видел церковную караулку, в которой находились сторож и звонарь. В это здание нередко заходили священнослужители церкви, участники церковного хора, другие лица, связанные со службой в храме... Вокруг церкви росли березы, липы, тополя, плодовые деревья. На главных воротах находилась икона Божьей Матери с младенцем. Зажигалась лампада».

В 1911 году недалеко от Покровского храма установили памятник Александру II. В том году в России отмечался полувековой юбилей отмены крепостного права. В память об этом событии в стране стали сооружаться памятники царю-освободителю. Крестьяне Новой Чиглы в честь этого события тоже заказали на свои средства в Петербурге небольшой бронзовый бюст Александра II и установили его в центре села «на площади против западных ворот ограды Покровской церкви», т. е. со стороны колокольни, недалеко от входа в церковь. Как отмечают старожилы, со слов очевидцев «…место памятника было на углу современного сквера, против колокольни, памятник стоял на каменном пьедестале, постамент был маленький – состоял из двух плит светло серого цвета». После революции 1917 года памятник императору Александру II в селе Новая Чигла уничтожен.

Что касается вопроса формирования исторической застройки территории вокруг Покровской церкви, то в «страховых оценках» Покровской церкви за 1910 год удалось выяснить, что, помимо самого кирпичного здания церкви, на церковной территории были расположены еще три деревянных здания: здание женской церковно-приходской школы 1896 года постройки, здание школы грамоты для мальчиков 1907 года постройки и здание церковной сторожки – обветшалое строение, построенное в 1877 году.

Из трех деревянных зданий, приведенных в «страховой оценке», точно известно местоположение здания церковно-приходской школы для мальчиков: оно располагалось за оградой церкви с северной стороны, в советское время долгие годы использовалось под детскую библиотеку. А вот о месте женской церковноприходской школы 1896 года постройки известно всего лишь, что «по предложению местного священника общество составило приговор об отводе земли под школу на базарной площади против церкви в размере 100 кв. саженей». Планировалось еще устроить школьный двор и разбить сад вокруг здания. Скорее всего, именно это здание школы использовалось в советские годы в качестве сельского клуба.

До наших дней сохранилось только здание сторожки, но не 1877 года, а построенное уже после 1911 года (точную дату строительства выяснить не удалось), так как в тот год оно указывалось как ветхое, а сохранившееся здание довольно крепкое.

https://m.ok.ru/chiglasiti/topic/151810207246561



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.