ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Межирич. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Межирич. Церковь Спаса Преображения
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:не позже 1760.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, с. Межирич, улица Центральная

Координаты: 50.699592, 34.48801 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Межирич или в Межирич, выходить на остановке "Межирич"



Церковь Спаса Преображения, Фото 1930-х г.г. (Сумская область образована 10 января 1939 г. путём выделения из Харьковской)<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1930-х г.г. (Сумская область образована 10 января 1939 г. путём выделения из Харьковской)
Елена Григорьева
1 января 1933
Церковь Спаса Преображения, Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Спаса Преображения, Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер центрального верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Спаса Преображения, Интерьер верхов центра и бабинца. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер верхов центра и бабинца. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Спаса Преображения, Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения Частный музей городской усадьбы, г. Харьков<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения Частный музей городской усадьбы, г. Харьков
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Спаса Преображения, Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Спаса Преображения, Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения: Частный музей городской усадьбы, г. Харьков<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения: Частный музей городской усадьбы, г. Харьков
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Спаса Преображения, Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Преображения, Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Преображения, Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Преображения, Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2022

С. Межирич, Преображенская церк., постр. в 1745 г. на средства прихож.; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 136 в. От ближ. почт. конт. в г. Лебедине в 12 в.

Земли пахотн. 41 дес., усадебн. нет. Прихож. м. п. 1251, ж. п. 1194. Церк. капит. 8295 р. Причта по штату полож.: свящ., диак. и псалом. Диак. вакансия не замещается. Жалов. свящ. 139 р. 16 к. и псалом. 47 р. 4 к. Помещение для священ. церк., а для псалом. наемн. Церк.-прих. шк. Приход. попечит. нет. Хутор Бойков в 8 в.

Священ. Иоанн Соколовский 42 л. Оконч. учит. семин. Диак. с 1885 г., священ. с 1894 г. и на настоящ. месте с 1902 г. Состоит законоуч. местн. церк.-прих. шк. Имеет набедренник в 1900 г. Псалом. Димитрий Заводовский 54 л. Из 2 кл. дух. учил. Псалом. с 1866 г., на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. крест. Захарий Кабанцев с 1900 года.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 

Преображенская деревянная церковь, писали прихожане её в 1741 году, «построена тому лет 70»; следовательно около 1670 года. Нынешний храм, освящённый в 1760 году, возобновлён в 1828 году попечением священника Феодора Туранского; на что употреблено до 1300 рублей серебром.

Дорогие вещи сего храма принадлежат усердию Товии Кремповского, архимандрита Сумского монастыря; он пожертвовал: а) св. потир серебром в 2 фунта 18 золотников ценой в 115 рублей серебром, б) Евангелие с чеканным изображением Господня печатанная в Москве 1753 года ценою в 114 рублей серебром, в) серебряная гробница в 3 фунта ценой в 100 рублей серебром, г) крест напрестольный серебряный в 2 фунта 9 золотников ценой 85 рублей серебром, д) священническую ризу зелёного бархата с шитым оплечьем, на коем изображено Преображение Господне, е) колокол в 30 пудов 25 фунтов ценой в 350 рублей серебром. О. Говия, в мире Тимофей Кремповский, сын межиричского священника, был священником Преображенской церкви, и в 1748 году, овдовев ещё в молодых летах, постригся в монашество в Харьковском Коллегиумском монастыре и был учителем в Коллегиуме.

Книги храма: служебник Московской печати 1717 года, апостол Киевской печати 1738 года, служебник Черниговской печати 1747 года.

По переписи 1732 года при Преображенском храме школа и шпиталь.

Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии».


Елена Григорьева
 

В Преображенском деревянном храме очень оригинально решена композиция масс и для большего акцента центричности средний огромный восьмигранный сруб сделан сплющенным, будто его сжимают граненый алтарь и квадратный бабинец. их вертикальные оси заметно наклонены в сторону средней бани. Боковые небольшие верхом – с одним заломом и на тоненьких шеях, а средний, наоборот - с тремя заломами и очень широкий. В интерьере баня имеет вид огромной ротонды, открытой в боковые срубы высокими фигурными двухярусными вырезами.

Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г.


Елена Григорьева
 

Церковь Преображения построена в 1760 г. По типу плана (центр – четырехугольник с отсеченными углами, алтарь – четырехугольник с отсеченными внешними углами, бабинец – квадрат) церковь принадлежит к распространенной на Левобережье группе трёхверхих памятников. В 1828 р. церкву ремонтировали (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», т. III, стр. 502). Видимо, тогда построили ампировую деревянную колокольню и соединили ее притвором с бабинцем; возможно, тогда же гонт заменили железом. Исключительно прочный, отборный материал (дуб), из которого построена церковь, свидетельствует, что строение (срубы ее стен, заломов, восьмериков и фонарей) не претерпело существенных изменений.

Преображенская церковь - одна из выдающихся достопримечательностей монументальной народной деревянной архитектуры Левобережья. Творческое лицо ее строителя обозначено выразительными чертами яркой индивидуальности. Трудно назвать другого мастера, который в таких широких размерах нарушал геометрическую правильность форм и вместе с тем создал такое выразительное, органично целостное и предельно завершенное по форме строение. Свойственной Преображенской церкви чертой является то, что в алтаре, и особенно в центральном участке, в плане ширина участков значительно превосходит их длину.

Внешний вид церкви мастер построил на контрастирующих средствах. Корпус срубов стен трех участков одной высоты, и воспринимается он, как монолитная компактная весовая масса. Единство массы корпуса срубов стен подчеркивает поясок, связывающий участки (а одновременно обозначающий середину высоты срубов). Впечатление весомости и приземистости корпуса срубов стен не нарушают ни равнораменное крещатое окно алтаря (оно состоит из пяти круглых оболочек), ни четырехгранных спокойных пропорций окна центра и бабинца.

Движение первых заломов энергично нарушает монолитность корпуса срубов стен и переводит его в три верхом. Первый залом верхов алтаря и бабинца – высокий, стремительный – резко сужает объемы участков. Совсем иначе развивается объем центрального участка. Первый залом центра низкий; с юга и севера застеклен его круто; залом переводит объем центра в очень раскидистый приземистых пропорций восьмерик. Этот восьмерик вместе со вторым заломом - доминанта композиции внешнего вида строения. Форма и масса фонаря с главкой центрального участка без заметных отклонений повторяют формы и массы восьмериков алтаря и бабинца, составляя, таким образом, в композиции верхов повторение единого мотива, хоть и в разных горизонтах.

Подчеркнуто приземистым формам корпуса срубов стен и восьмерика центрального участка мастер противопоставил сильный наклон внутрь каждой грани срубов стен, восьмериков, фонарей, обшивки всех срубов, легких волнистых форм главок. Эти элементы смягчают весомость масс, но не могут изменить их характер.

Иначе оформляет мастер внутреннее пространство. Здесь все средства подчинены и служат задаче создать иллюзию не только большой высоты, но и стройности, о которой нельзя и догадываться, если исходить из характера форм внешнего вида строения.

Бабинец внутри воспринимается как стройная башня. Высота сруба стен квадратного в плане помещения в 1,5 раза превосходит длину плана бабинца, а отчетливо обнаруженный значительный наклон внутрь стен иллюзорно увеличивает их высоту. Стены непосредственно переходят в отвесную четырехгранную пирамиду залома. Четыре легенькие ригели по углам играют роль акцентов в процессе развертывания пространства. Грани четырехугольной пирамиды залома лишь в последней верхней четверти клинцами переводят залом в восьмигранник, а этот последний переходит в восьмигранный, вытянутых вверх на глаз пропорций, восьмеричек-фонарь, перекрытый плоским плафоном.

Из бабинца через широкий закругленный вверху просвет видна восточная грань сруба стен центра и часть первого залома. Центральный участок производит впечатление очень высокой, очень стройной, энергично вытянутой вверх башни, хоть в действительности внутренняя высота центрального участка лишь равна длине плана строения. Это показывает, с каким мастерством использованы средства иллюзорного увеличения высоты, динамического развертывания пространства. Особенностью церкви является то, что ширина плана ее центрального участка наполовину больше длины. Помещение центрального участка воспринимается как просторный широкий и умеренно высокий зал, окруженный мягко закругленными гранями восьмиугольного сруба. Характерной особенностью памятника является и то, что южная, северная и четыре смежные грани первого залома врублены под углом 55-50° к стенам, тогда как восточная и западная грани сруба стен переходят непосредственно вертикально в соответствующие грани залома. Более того, восточная и западная грани и второго залома продолжают наращивать грани первого восьмерика с очень небольшим наклоном внутрь. Таким образом, восточная и западная грани центрального участка поднимаются на высоту 12 м «единым дыханием». В сочетании с энергично преломленными гранями первого и второго заломов и значительным наклоном внутрь граней восьмерика верх производит впечатление очень высокой башни. Немало этому способствует также сложная конфигурация плоскостей заломов, контуров их граней. Эти грани, где-то примерно посередине, в одних участках расширяются, тогда как соседние в этом же месте, наоборот, сужаются. В проекции на воображаемую плоскость эти грани воспринимаются как лепестки розеты. Кроме того, поверхность каждой грани состоит из участков, преломленных к зрителю, каждая под неодинаковыми углами.

Восьмерик, который внешне выглядит тяжелым, приземистым, внутри кажется стройным и легким. Особенно энергично выносят пространство башни вверх грани второго залома. Стройным по форме выглядит и восьмеричек-фонарь.

Ригели верха центрального участка размещены тремя ярусами лишь при узких гранях, а не сплошным венком; они врублены концами в Южную и восточную и южную и западную, а также в северную и восточную и северную и западную грани. В отличие от Бабинца здесь ригели размещены близко от граней. Первый ряд ригелей заложен на границе сруба стен и первого залома. Второй и третий размещены вверху и внизу граней восьмерика. Нижний ряд ригелей имеет форму бруска с профилированной полочкой, а внизу – с резным фестоном. Третий ряд ригелей - простые, квадратные в разрезе бруски; второй ряд - такие же бруски, но с резьбой, что придает им формы скрученного квадратного в разрезе металлического бруска. Ригели не только украшают и укрепляют конструкцию верха, но и одновременно служат ориентирами в пространстве, помогают воспринимать постепенное усиленно-динамическое развертывание пространства вверх.

Значительное место в создании иллюзии высоты верха принадлежит также искусно использованному освещению, системе размещения окон.

В алтаре пространство оформлено, как и в бабинке, но с определенными склонениями. Они обусловлены, во-первых, тем, что в плане алтарь шестиугольник, а не квадрат, и имел большую бабинец площадь. Высота сруба стен его такая же, как и у обоих других участках. Залом у алтаря выше, чем у бабинца, и переходит в восьмигранную пирамиду, начиная с третьего венца, а не совсем вверху, как в бабинке, и выглядит он округлее, чем в бабинке. Восьмеричек-фонарь на вид не отличается от фонаря бабинца.

Ригели в алтаре имеют вид профилированных брусков. Размещено их, как и в центральном участке, не сплошным рядом, а лишь вдоль восточной, южной и Северной граней вверху сруба стен.

Анализ обмерных чертежей церкви осложняется тем, что при реализации строения в натуре геометрически правильные архитектурные формы как при разбивке плана, так и при оформлении пространства (особенно верхов) были в отдельных местах сильно деформированы. В памятке особенно ярко проявилось отношение народных мастеров к точным геометрическим формам, как к схемам, которые необходимо соблюдать в целом, однако каждый мастер проявлял свое неоспоримое право свободно обрабатывать детали. Этим обеспечивалась вольность трактовки мастером форм, избегалась сухость и шаблонность их. Однако замысел, положенный в основу наземных и высотных размеров и их взаимосвязи, при анализе оказывается вполне ясно, а принципы построения не вызывают никаких сомнений. Аналогичные средства построения встречаются в других подобных памятниках, они укрепляют и утверждают правильность выводов автора.

Наиболее от геометрической правильности отошли формы плана центрального участка и алтаря.

В основе построения плана целого строения лежит длина сруба центрального участка (его измерить приходится там, где он самый большой – ближе к южной грани); ширина центрального участка равна 3/2 его полной длины. Таким образом, намечается контур четырехугольника, в который вписан восьмигранник плана центрального участка. От него на восток лежит четырехугольник, в который вписывается шестигранник алтаря. Внутренняя длина плана алтаря вместе с половиной длины центрального участка равна диагонали северной половины четырехгранника, в который вписывается план центрального участка. Бабинец в плане - четырехугольник, его сторона равна длине алтаря. Остается определить размеры граней алтаря и центра. Восточная и западная грани центрального участка равны диагонали четырехугольника, в который вписан план алтаря, а северная и южная – половине внутренней ширины плана алтаря. Юго-западная и аналогичные грани центра по размеру приближаются к южной или северной, но углы, под которыми они преломлены при восточной и Западной гранях, различны (50, 53, 55, 60°). Это увеличивает геометрическую неправильность восьмиугольника.

Неправильную геометрическую форму имеет также план алтаря. Его входная грань на 8° отклоняется от параллели к западной. Северная грань – длиннее южной. Восточная и обе смежные грани примерно одинаковы и равны половине длины плана алтаря. Северная грань равна половине ширины алтаря. Все эти неправильности, резко бросающиеся в глаза на обмерных чертежиках, совершенно незаметны в натуре.

Срубы стен всех участков одной высоты. Она равна основной измеримой единице: длине плана центрального участка.

Построение верха центрального участка выявляет такую взаимозависимость частей. Грани первого залома сделаны под углом 55°, Восточная и западная грани составляют продолжение соответствующих граней сруба стен и обнаруживают наклон не внутрь, а отклоняются от вертикали на несколько градусов наружу сруба залома. Высота первого залома центрального участка и сруба стен вместе равна половине длины плана строения.

Сруб восьмерика вытянут по оси юг- север, но разница (пропорциональна) между шириной и длиной его меньше, чем между шириной и длиной плана участка. Полная ширина восьмерика равна половине длины плана строения, а длина – полной длине сруба стен центра (вверху). Высота восьмерика равна южной грани плана участка; высота восьмерика и первого залома вместе равна длине плана бабинца, а высота восьмерика, первого залома и сруба стен, вместе взятых, равна сумме длины плана центра и бабинца.

Таким же непривычным выглядит на обмерных чертежиках и второй залом. Западная грань до половины высоты залома продолжает наклон западной грани восьмерика, затем резко преломляется внутрь, а в последних венцах выравнивается. Восточная грань залома до трети высоты имеет незначительный наклон внутрь сруба, затем несколько венцов возвышаются вертикально, а далее грань резко преломляется внутрь. Надо отметить, что в натуре эти дефекты совсем не бросаются в глаза. Их скрывают вибрирующие отсветы, играющие и мерцающие на неровно сложенных венцах граней залома. Высота второго залома равна половине длины основания восьмерика. Высота центрального участка до начала фонаря - апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине плана здания.

Фонарь вытянут по оси восток-запад, а не с юга на север, как план сруба стен и восьмерика. Высота фонаря определяется тем, что высота верха участка равна сумме длины плана алтаря и бабинца, а внутренняя высота центрального участка – длине плана строения. Верх алтаря, его масса и высота значительно уступают перед размерами центрального верха. В основании залом алтаря - шестигранник, но через два венца выше основания он переходит в восьмигранную пирамиду.

Высота верха алтаря - апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине сруба стен (вверху). Внутренняя высота алтаря равна высоте центрального участка до начала второго залома.

Верх бабинца близок по размерам и форме к верху алтаря. Однако они не одинаковы, хоть строятся по одним предписаниям. Залом бабинца - низ срезанной четырехгранной пирамиды, лишь вверху переходящей в восьмигранную. Высота залома и сруба стен бабинца равна удвоенной длине плана бабинца.

У фонаря бабинца длина равна высоте залома, на толщину бруса он длиннее фонаря алтаря. Высота фонаря бабинца равна его длине. Фонарь бабинца выше фонаря алтаря. Высота верха бабинца равна высоте треугольника, у которого основа – длина сруба стен участка вверху и бока – длина плана бабинца.

Окна в срубах стен заложены на высоте, равной апофеме треугольника, у которого сторона – длина плана бабинца. Окна в фонаре бабинца и круглые в восьмерике центрального участка заложены над верхним венцом сруба стен на высоте, равной половине полной длины сруба стен алтаря вверху; в фонаре алтаря окно прорезано на 2 венца выше, чем в фонаре бабинца. Окна в фонаре центрального верха заложены над верхним венцом восьмерика на высоте, равной половине ширины восьмерика вверху.

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 Г, перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.